В связи с обращением исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Калининградской области полковника А.С. Ожигина №984-11-4 от 14.03.2018 "Об обеспечении безопасности людей на водных объектах", 17 и 18 марта 2018 года было организовано оперативно-экстренное совместное патрулирование госинспекторов ГИМС и казаков Православной казачьей общины Калининградской области (ПКОКО). Казаками ПКОКО немедленно был создан оперативный штаб, который возглавил наказной атаман ПКОКО казачий полковник СКР Артур Юрченко, в штаб также вошли атаман Калининградского отделения СКРиЗ казачий полковник Валерий Баслык и атаман Балтийского Союза казаков СКР есаул СКР Владимир Соколов.Времени на подготовку и выход у казаков было чрезвычайно мало, но,тем не менее, были созданы патрульные команды в Гвардейском, Зеленоградском, Балтийском, Правдинском, Нестеровском и Багратионовском районах Калининградской области.
Особенно следует отметить патрульную команду "Зеленоградской казачьей заставы" , которая в главе с атаманом подъесаулом Игорем Липчевским, урядником Алексеем Мининым и старшим урядником Михаилом Медведковым оказывала помощь госинспектору ГИМС Владиславу Валюнину. Патрулировали они от посёлка Лесное на Куршской косе по береговой зоне до города Зеленоградска.
Отлично отдежурил в районе реки Дейма Гвардейского района кошевой атаман Балтийского Союза казаков СКР старший вахмистр СКР Василий Величенко, он помогал госинспектору ГИМС Николаю Павлову.
А самая западная группа области во главе со старшим госинспектором ГИМС Юрием Лойко обеспечивала патрулирование бухты Приморской у города Приморска, в которой хорошо себя проявил есаул Балтийской городской казачьей общины в честь Святого Благоверного Великого князя А.Невского Христофор Бондарьков. Так держать, казаки!
Казачество не должно иметь никаких привилегий от государства March 2, 2018 Федор Крашенинников Политолог, общественный деятель Никакого обладающего особым статусом казачества для государства существовать не должно в принципе Среди множества явлений современной российской жизни, существование которых придется учитывать при перестройке правового механизма, нельзя не отметить казачество. В последние годы это движение широко и открыто финансируется государством, а ключевые посты в казачьих структурах чаще всего занимают люди из спецслужб и силовых структур. Фактически казачество целенаправленно превращается в еще одну силовую вертикаль, о чем прямо говорят идеологи движения. Логично предположить, что отказ государства финансировать казачий проект и регулировать его стремительно приведет движение к маргинализации и дроблению на враждующие фракции. Но в случае децентрализации власти в России право принимать решение о финансировании перейдет на места, и тут важно обсудить ряд нюансов.
Стоит оговориться, что люди, которые сегодня участвуют в разгоне демонстраций, погроме выставок и нападении на активистов, — это вовсе не все «казаки». Одна из ветвей движения, которая сейчас как раз остается в тени, — потомки исторических казаков, у которых есть искреннее и законное желание возродить дореволюционные традиции. Параллельно происходит формирование казачьих организаций, не имеющих никакого отношения к историческим корням. Речь идет, по сути, об идеологической ширме для формирования военизированных, а также окологосударственных структур, так или иначе получающих бюджетное финансирование, возглавляемых чиновниками или «силовиками». В последние годы эта ветвь казачества плотно взаимодействует с РПЦ, так что фактически можно говорить о ее превращении в охранные отряды Московского патриархата, причем финансируется вся эта активность за счет налогов россиян. Процесс сплочения власти и казачества усугубляется: в ближайшее время планируется объединение всех казачьих организаций в единое казачье войско, и курирует этот процесс Федеральное агентство по делам национальностей. То есть по итогам путинского правления казачество в России будет централизованной структурой с государственным финансированием.
Исходя из сказанного выше, можно сформулировать основные претензии к казачеству с точки зрения гражданского общества.
Во-первых, непонятно, почему эта сеть общественных организаций требует от государства особого отношения и получает финансирование. Никаких конституционных или правовых оснований для особого статуса казачества нет и не должно быть, а личные сентиментальные переживания отдельных высокопоставленных чиновников по поводу царской России не должны определять политику государства.
Во-вторых, казачество слишком милитаризировано и выглядит не столько общественной, сколько полувоенной структурой неясного предназначения.
Представляется странным, что государство допускает в общественной организации существование иерархии чинов, совпадающих с чинами российской армии. Когда люди, не состоящие на службе в армии или других государственных структурах, присваивают себе военные звания, носят погоны и мундиры, это дезориентирует и дискредитирует прежде всего воинские звания. В-третьих, тесное взаимодействие казачества, государства и РПЦ еще раз заставляет задуматься о разграничении общественной жизни, религии и государства в России.
Основные вопросы
Давайте ответим на фундаментальные вопросы. Может ли гражданин считать себя казаком и создавать объединения и союзы? Ответ очевиден: конечно же, может. В современном свободном обществе гражданину должно быть предоставлены самые широкие права для самовыражения, самоидентификации и самоорганизации.
Другой вопрос: должно ли казачество как явление пользоваться какой-либо особенной поддержкой государства и играть в нем или в отдельных его субъектах особую роль? Ответ на этот вопрос не так прост. С одной стороны, ни один гражданин или группа граждан не должны иметь никакого преимущества перед другими: для государства нет никакой разницы между обществом казаков или обществом филателистов. Есть все основания полагать, что большинство псевдоказачьих объединений без поддержки государства отомрут или перейдут в разряд маргинальных и малозаметных. Но существует и другая сторона проблемы. Предположим, в некоторых регионах или отдельных муниципалитетах какие-то граждане или их объединения придут к власти и демократическим путем примут решение наделить казачьи общества и организации особым статусом и правами, а также частично или полностью финансировать их из бюджета, — возможна ли такая ситуация и допустима ли она?
В южных регионах России казачьи организации вполне могут оказывать существенное воздействие на общественное мнение и даже получить власть через свободные выборы. Поэтому вопрос о врастании казачьих структур в органы местной власти должен регулироваться законом о местном самоуправлении, где необходимо четко предусмотреть и такие варианты тоже. Например, если в законе будет прописана возможность для местных органов власти наделять на своей территории особым статусом представителей какой-либо конфессии или общественной организации, то казачество действительно может получить ряд привилегий в некоторых регионах.
Но с точки зрения соблюдения прав человека такие возможности опасны: граждане, не имеющие отношения к казачьему движению, могут оказаться вынужденными подчиняться требованиям казачьих организаций в отдельных муниципалитетах и регионах, где они проживают. Ситуация, при которой житель населенного пункта, не являющийся членом казачьей организации, должен жить по казачьим правилам, недопустима, и этот момент нужно четко регулировать.
Пути и решения
Интерес путинского государства к казачьему движению легко объяснить желанием власти контролировать любые организации, особенно полувоенные. Но можно увидеть и сознательное желание сформировать «засадные полки», которые окажутся подмогой власти в случае общественных волнений. Свой интерес есть и у РПЦ, которая за государственный счет формирует и содержит сеть специфических мужских религиозных братств, активно используемых для охраны религиозных мероприятий и объектов. Как поведут себя казачьи организации и их члены в условиях смены режима, демократизации и либерализации общественной жизни? Как не сделать всех казаков врагами новой власти и не позволить превратить казачьи структуры в цитадели реваншистов, но при этом ввести казачество как явление в общее для всех правовое поле современного государства?
Прежде всего необходимо отделить казачество от государства, полностью отказаться от какого-либо государственного регулирования казачества как такового и свернуть все программы государственной поддержки любых проектов, так или иначе связанных с казачеством. Все государственные органы, как на уровне федерации, так и на местах, занимающиеся вопросами казачества, должны быть упразднены и расформированы.
Необходимо зафиксировать принципиальную позицию власти: никакого единого, единственного и обладающего особым статусом казачества для государства не может существовать в принципе. Государство будет иметь дело только с отдельными гражданами и их законно созданными объединениями. Если какие-то граждане хотят называться казаками и создавать казачьи организации — это их право, но таких организаций может быть сколько угодно, и все они должны быть равны в правах и возможностях.
Признавать какую-то из казачьих организаций более правильной так же неконституционно, как ранжировать религиозные конфессии по принципам истинности их веры. Никакого особого закона «о казачестве» не может существовать, как не может существовать закона о дворянстве или о филателистах. Соответственно, нужно требовать от общественных организаций соблюдения общих для всех правил. Например, всем общественным организациям должно быть запрещено использовать военные звания, совпадающие с военными званиями в силовых структурах государства, погоны и другие знаки отличия, совпадающие до степени смешения с используемыми государством.
То же касается и военной формы: костюмы, используемые общественными организациями, могут быть какими угодно, но использование любых вариантов современной военной формы должно быть категорически запрещено.
Особняком стоит вопрос о всевозможных казачьих классах, школах и училищах. С одной стороны, государство ни в коем случае не должно содержать никакие образовательные учреждения, насаждающие определенную идеологию, отличную от ценностей демократического федеративного светского республиканского государства. С другой стороны, всем желающим изучать специфические образовательные дисциплины и курсы, выходящие за рамки исторического краеведения, должно быть предоставлено право делать это — но за свой счет или за счет общественных организаций и благотворительных фондов, параллельно с получением базового образования.
Общее направление государственной политики по казачьему вопросу должно совпадать с общим вектором развития России как демократического правового государства, которое не отходит от принципиальной позиции: все граждане равны перед законом, а внутренние правила и стандарты общественных организаций (как и конфессий) могут распространяться только на их членов и только в случае добровольной готовности им подчиняться.
Демократическое государство должно охранять как право любого гражданина считать себя казаком, так и право считать казачество рядовой общественной организацией, не имеющей к нему никакого отношения, не финансировать их из своих налогов и не признавать их внутреннюю иерархию.
18 февраля, Прощёное воскресение Масленицы, казаки Православной казачьей общины Калининградской области (ПКОКО) пришли в Храм Свято-Елисаветинского женского монастыря на Божественную литургию, затем провели заседание Совета атаманов ПКОКО.
Праздничную службу вёл наш войсковой казачий священник, Руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Калининградской епархии, протоиерей Алексей Евграфов, который сказал: "- сегодня завершается масленичная неделя и православные верующие готовятся к началу Великого поста. Отмечая Прощеное воскресенье, верующие просят прощения у своих близких и сами прощают их. В этот день церковь вспоминает трагедию, совершившуюся с человечеством на заре его истории, — изгнание праотца Адама из Рая — и призывает каяться в своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Поэтому второе название Прощеного воскресенья — Адамово изгнание. Завтра начнется Великий пост, который завершится накануне Пасхи. В этом году праздник Воскресения Христова отмечается 8 апреля".
Казаки исповедовались и приняли причастие Святых Христовых тайн.
Наказной атаман ПКОКО. казачий полковник СКР Артур Юрченко представил на обсуждение проект Концепции развития ПКОКО на ближайшие годы, который состоит из основополагающих разделов: 1.Геополитическая характеристика Калининградского региона. 2.Миссия казаков Балтики. 3.Стратегия развития Балтийского казачества. 4.Проекты деятельности ПКОКО. 5.Механизмы реализации проектов ПКОКО.
13 февраля, это день рождения русского Флотоводца Святого Праведного Воина Федора Фёдоровича Ушакова.
Балтийские казаки собрались в Кафедральном соборе Христа Спасителя, на казачий молебен. Прибыли казаки Православной казачьей общины Калининградской области, Балтийского Союза казаков Союза казаков России, Калининградского стана казачьих сил,Балтийского отдельного казачьего округа, хуторов имени Е.П. Хабарова, Ермака, "Егерь" и других казачьих обществ Калининградской области.
Богослужение возглавил Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим, который во вступительном слове подчеркнул, что общая молитва должна способствовать сплачиванию и консолидации казаков Калининградского региона.
Владыке сослужил Руководитель отдела пл взаимодействию с казачеством Калининградской епархии, протоиерей Алексей Евграфов.
В этот же день в Правительстве Калининградской области состоялось заседание рабочей группы по делам казачества при Губернаторе Калининградской области, руководителем которой является Торба А.В.-заместитель Председателя Правительства - министр по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области. Приглашённым официальным лицом был Балашов Р.В. - заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе,который выступил с докладом "О реализации Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года". Заслушав интересный доклад Балашова Р.В., участники заседания выступили с краткими докладами, сообщениями и обменялись мнениями.
] Будущий адмирал Федор Ушаков появился на свет 13 февраля 1745 года. Он был третьим сыном в семье гвардейского мушкетера - выходца из старинного дворянского рода. Отец Федор Игнатьевич Ушаков в молодости служил, но ему так и не удалось сделать карьеру. В 1747 году он ушел в отставку в звании сержанта и зажил тихой размеренной жизнью мелкого помещика (у него было около 30 крестьян). Будущий святой Федор Ушаков родился в небольшом селе Бурнаково, принадлежавшем отцу.
Ранние годы
Старший брат мальчика Гаврила стал драгунским капитаном, другой, Степан, дослужился только до подпоручика. Федор же решил связать свою жизнь с флотом. Для юноши его статуса это был странный выбор. В то время дворяне считали морскую службу слишком суровой и непрестижной. Кроме того, будущий святой Федор Ушаков не отличался железным здоровьем и богатырской силой. Физические преграды, тем не менее, его не пугали. Поступив в морской кадетский корпус, Ушаков начал обучаться обращению с ружьем и пушками, подробно изучил корабельную архитектуру. Каждое лето курсант проходил практику. На учениях будущий святой Федор Ушаков привык к настоящим боевым кораблям. У него были замечательные учителя и наставники, в том числе будущий герой Чесменской битвы и адмирал Григорий Спиридов. В 1764-1765 гг. Ушаков плавал из Кронштадта в Ревель и к острову Готланд, а в 1766 году его выпустили из корпуса и произвели в мичманы. Очень скоро началась очередная Русско-турецкая война (1768-1774 гг.). Будущий святой Федор Ушаков был произведен в лейтенанты и по назначению попал на юг в Азовско-Донскую флотилию, которой командовал контр-адмирал Алексей Сенявин. Офицер отправился в путь из Павловска. Оттуда в Азов он должен был переправить плавучие батареи (что и было сделано).
Война и мир
В 1772 году святой праведный воин Федор Ушаков впервые стал командиром судна. Это был небольшой боевой корабль «Курьер». Бот сторожил Керченский пролив, плавал в Феодосию и Таганрог. Уже на следующий год под командованием Ушакова оказались шестнадцатипушечные корабли «Модон» и «Морея». Суда крейсировали вдоль только что занятыми русскими войсками Крыма и прикрывали армию от турецкого десанта. После войны будущий святой Ушаков Федор Федорович получил чин капитан-лейтенанта и переехал в Санкт-Петербург. В мирные годы офицер исправно служил в столице. В 1780-м его назначили командующим придворными яхтами. Эта должность была удобной для всевозможных карьеристов. Находиться рядом с императрицей означало иметь шанс на попадание в придворную жизнь, внутри которой пребывали все сливки петербургского общества. Вот только святой воин Федор Ушаков совсем не стремился к подобным светским утехам. В очередной раз сдав вверенные ему суда на зимовку, он попросил возглавлявшего морское ведомство Ивана Чернышева перевести его в действующий флот.
У истоков Черноморского флота
В 35 лет Федор Ушаков стал капитаном линейного корабля «Виктор». На этом судне в составе эскадры контр-адмирала Якова Сухотина он отправился в экспедицию в Средиземное море. По возвращении офицера ждало очередное повышение (он получил чин капитана второго ранга). Не тратя времени на полагающиеся ему отпуска, Ушаков занялся испытанием новых судов, перегоняя их из Ревеля в Кронштадт. Последний раз перед долгим перерывом он плавал на Балтике летом 1783 года, после чего перебрался на Черное море. Когда святой праведный Федор Ушаков очутился в Херсоне, где он занялся постройкой кораблей, город поразила эпидемия чумы. Офицеру пришлось разделить свою артель, а часть команды поместить в карантин. В 1784 году опытный моряк стал капитаном первого ранга. За успешную борьбу с чумой его наградили орденом Святого Владимира 4-й степени. Вскоре Федор Федорович спустил на воду линейный корабль «Святой Павел» и прибыл на нем в только что построенную базу Черноморского флота Севастополь. Тем временем порт обзаводился новыми пристанями, арсеналами, складами, казармами и офицерскими домами. Когда строительство Севастополя наконец-то закончилось, в город прибыла императрица Екатерина II и ее союзник австрийский император Иосиф II. За свои заслуги Ушаков был допущен к государыне и сидел с ней за одним столом.
Новые испытания
Турецкий султан Абдул-Хамид I не собирался мириться с последними победами русского оружия (в том числе с присоединением Крыма). Он вознамерился вернуть полуостров. Не успели моряки черноморского флота освоиться в Севастополе, как началась очередная русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Во время первого похода той кампании Ушаков на «Святом Павле» вместе с еще несколькими судами был настигнут жестоким штормом. Бедствие произошло недалеко от Варны. «Святой Павел» потерял мачты, а течение отнесло его далеко на восток к вражеским абхазским берегам. Но и это несчастье не могло выбить из колеи такого талантливого капитана, как святой Федор Ушаков. Краткая биография знаменитого военачальника была полна примерами подвигов и решительных действий. Вот и на этот раз он не стушевался. Капитану и его команде удалось установить на остатках мачт новые паруса и вернуть корабль в Севастополь.14 июля 1788 года произошел бой около острова Фидониси (он также известен как Змеиный) – первое серьезное морское сражение той войны. Принял в нем участие и Федор Ушаков. Святой Русской православной церкви находился в авангарде судов, отбивавших первую атаку турок. Черноморскому флоту сопутствовал успех. Решительная и точная стрельба фрегатов повредила турецкий флагман. Вражеская эскадра покинула поля боя. После этого поражения турки больше не имели превосходства на Черном море и потеряли возможность высадить десант на крымском побережье. За огромный вклад в победу у острова Змеиный Ушакова произвели в контр-адмиралы
. Керченское сражение
Следующее сражение Федора Ушакова (Керченское морское сражение) состоялось 8 июля 1790 года. На этот раз флотоводец командовал целой эскадрой, встретившей вражеский турецкий отряд. У противника было артиллерийское превосходство. Турки с первых минут обрушили яростный огонь на авангард русской эскадры. Этому натиску нужно было что-то срочно противопоставить. Решение зависело только от одного человека и этим человеком был контр-адмирал Федор Ушаков. Святой праведный воин отделил самые слабые фрегаты и, сомкнув ряды, поспешил на выручку атакованному авангарду, которым командовал бригадир флота Гавриил Голенкин. С помощью нескольких маневров Ушакову удалось выманить турецкий вице-адмиральский корабль. Судну противника пришлось пройти между русскими линиями и попасть под сокрушительный плотный огонь пушек. Затем Ушаков, находившийся на флагмане «Рождество Христово», вместе с остальной эскадрой пошел на сближение с турками. Вражеские корабли дрогнули и посыпались. От окончательного разгрома их спасла только собственная легкость и быстроходность. Керченское морское сражение продемонстрировало выдающуюся выучку и огневую подготовку русских моряков. После очередного поражения турки забеспокоились о безопасности собственной столицы Стамбула.
Тендра
Федор Ушаков не собирался почивать на лаврах, а взялся за организацию новой важной морской операции. 28 августа 1790 года его эскадра, состоявшая из 36 кораблей, неожиданно атаковала турецкий флот (также 36 кораблей), остановившийся между Тендровской косой и Гаджибеем. Действия контр-адмирала находились на границе смелости и самоуверенности. У турок при численном равенстве судов самых опасных линейных кораблей было на 9 больше, что снова давало им артиллерийское превосходство (1360 орудий против чуть более 800). Тем не менее именно безрассудная храбрость русского флота привела противника в растерянность. Турки, несмотря на численное превосходство, приготовились отступать, часть кораблей уже удалилась на значительное расстояние. Как и ожидалось, отстал османский арьергард, который оказался в крайне уязвимом положении. Тогда вице-адмирал Саид-бей, командовавший эскадрой, решился идти на выручку медлительным судам. В результате его корабль «Капудание» вместе с «Мелеки Бахри» попал в окружение. Турки сражались отчаянно, но потерпели поражение. После кровопролития на «Рождество Христово» прибыл светлейший князь и фаворит императрицы Григорий Потемкин. По его рекомендации Екатерина II наградила Ушакова орденом Святого Георгия 2-й степени (вопреки традиции, по которой данная награда давалась только военачальникам с более высокими чинами). Федор Федорович вернулся в Севастополь, но ненадолго. В октябре по приказу Потемкина контр-адмирал занялся прикрытием от турецкого флота перехода гребной эскадры, которая должна была попасть на Дунай. После занятия устья реки предполагалось начать штурм важных османских крепостей Килии и Измаила. Задача была выполнена. Действия Ушакова помогли армии захватить стратегические крепости на черноморском побережье. Больше всего отличился Александр Суворов, чей штурм Измаила и сегодня считается одним из самых кровопролитных штурмов в военной истории человечества.
Калиакрия
Тем временем в Стамбуле сменилась власть. Преемник Абдул-Хамида I Селим III был обескуражен успехами русских на море и у стен Измаила, но принял решение не складывать оружие. В результате конец кампании был несколько отложен, а последнее морское сражение той войны произошло 31 июля 1791 года. Накануне османский флот сосредоточился около Варны, а затем направился в сторону мыса Калиакрии (современная Болгария). Неожиданно его атаковала русская эскадра под командованием Федора Ушакова. Турки были застигнуты врасплох. Часть их кораблей оказалась неготовой к бою из-за наступившего праздника Рамазана. Тем не менее к османам присоединилось подкрепление в виде тунисских и алжирских корсаров. С первых минут сражения Ушаков, не теряя ни минуты, стал сближаться с противником. Для мобильности его суда выстроились в три колонны. Это положение являлось самым выгодным с точки зрения внезапной атаки. Турки, узнав о появлении русского флота, начали в спешке рубить канаты и ставить паруса. Несколько кораблей столкнулись друг с другом, из-за чего паника и суматоха усилились еще больше.
Очередная победа
В турецкой эскадре старшинство принадлежало алжирскому флагману. Этот корабль вместе с еще несколькими судами попытался обогнуть русскую флотилию. Федор Федорович вовремя понял маневр противника. Его корабль «Рождество Христово» выдвинулся вперед и направился наперерез вражескому отряду. Это решение стало полной неожиданностью как для своих, так и для чужих. Согласно традиции и неписаным правилам, капитан должен был оставаться в сердце боевого порядка, откуда проще всего управлять ходом сражения. Однако в критическую минуту, когда на кону стояла судьба всего столкновения, Ушаков решил махнуть рукой на устоявшиеся порядки. Его судно метким огнем расстреляло флагман алжирского паши. Кораблю пришлось отступить обратно. Через некоторое время уже весь Черноморский флот сблизился с турками и в дружном порыве атаковал их. Флагман «Рождество Христово» оказался в самом центре османской эскадры. Мощнейшим натиском сопротивление противника было сломлено. Турки вновь пустились в бегство. По случайному совпадению в тот же день, 31 июля, было заключено перемирие. Федор Ушаков узнал о прекращении войны 8 августа. Это известие контр-адмирал получил от фельдмаршала Николая Репнина. Закончилась ключевая кампания в жизни Ушакова, обессмертившая и покрывшая славой его имя. Настало время возвращаться домой.
Средиземноморский поход
После окончания очередной русско-турецкой войны Федор Ушаков в 1790-1792 гг. занимал должность командующего Черноморским флотом. Тем временем обстановка на мировой арене оставалась напряженной. Россия вошла в антифранцузскую коалицию, выступившую против опасной для консервативных монархий революции. Этот внешнеполитический шаг сделала еще Екатерина II. Однако в 1796 году она умерла. Ее сын Павел I продолжил внешнеполитический курс матери. В 1798 году он назначил Федора Ушакова командующим средиземноморской эскадрой, а еще через год сделал его адмиралом. Во время похода военачальник проявил себя не только как блестящий стратег, но и как выдающийся дипломат. Он способствовал созданию греческой республики под протекторатом Турции и России, участвовал в сражениях за Ионические острова и освобождении Италии от французов. Святой адмирал Федор Ушаков руководил блокадой Генуи и Анконы. После оказания помощи союзникам по антифранцузской коалиции адмирал вместе со своей эскадрой вернулся в Севастополь.
Последние годы и наследие
В 1802 году святой воин адмирал Федор Ушаков стал командовать Балтийским гребным флотом, затем его назначили начальником петербургских флотских команд. В возрасте 62 лет военачальник вышел на пенсию. Он поселился в Тамбовской губернии, где купил небольшое имение. Здесь его застала Отечественная война 1812 года. Тамбовская губерния нуждалась в начальнике ополчения. Им был избран Федор Ушаков. Святой Русской православной церкви отказался от должности из-за болезни. В старости адмирал посвятил себя скромной религиозной жизни и благотворительности. Он часто посещал расположенный недалеко от его имения Санаксарский монастырь. Флотоводец скончался 14 октября 1817 года в своей деревне Алексеевке на территории современной республики Мордовии. Мощи святого праведного воина Федора Ушакова были захоронены в стенах Санаксарской обители. Вместе с адмиралом Нахимовым этот военачальник стал символом славы русского флота. Во множестве городов в честь него установлены памятники или названы улицы. В 1944 году в СССР учредили орден Ушакова, а в 1953 году по мотивам его биографии сняли фильм «Корабли штурмуют бастионы». Несмотря на то что в советскую эпоху репрессии против церкви стали обычным делом, а Санаксарский монастырь оказался закрытым, могилу адмирала удалось сохранить. После того как СССР распался, а РПЦ смогла восстановиться, был поставлен вопрос о канонизации знаменитого флотоводца. С одной стороны, он прославился как великий офицер, а с другой стороны, в старости начал вести смиренную религиозную жизнь. В 2001 году, по решению Русской православной церкви, появился новый канонизированный воин – Федор Ушаков. Святой, мощи которого и сегодня хранятся в Санаксарском монастыре, стал фигурой не только флотского, но и религиозного почитания.
В нашем Балтийске Калининградской области есть Патриарший православный приход Святого Воина Фёдора Ушакова, в постройку которого много труда вложили казаки Балтийского городского казачьего общества имени Святого Праведного Фёдора Ушакова, под руководством атамана казачьего полковника Валерия Баслыка. Сейчас атаман Валерий Баслык входит в Православную казачью общину Калининградской области (ПКОКО). Во вторник, 13 февраля, на день рождения Святого Воина Флотоводца Фёдора Ушакова в Кафедральном соборе Христа Спасителя казаки ПКОКО будут участвовать в памятном молебне, который возглавят Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим и Епископ Черняховский и Славский Николай.
Военно-исторический клуб (ВИК) "Лейб-Атаманцы Его Высочества" Балтийского Союза казаков Союза казаков России (БСК СКР) объявляет набор в свои ряды.
Если у вас есть желание заняться реконструкцией славного Лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка на эпохи Отечественной Войны 1812 года и Заграничных походов 1813 года, Первой Мировой войны и Гражданской Войны в России, 44-го Камчатского пехотного полка на период ПМВ и ГВР,
сестер милосердия и гражданских лиц всех указанных эпох, а так же реконструкцией казачьих соединений на эпоху Семилетней войны, Вам прямая дорога в наш Клуб.
Приглашаем казаков и любых других желающих, студентов, старшеклассников, готовых чтить историю реконструируемых соединений. Клуб предоставляет: 1) Информационную помощь в постройке формы и снаряжения, а так же информацию, о наиболее дешевых и качественных способах изготовления; 2) Возможность консолидированно участвовать в ряде реконструкций указанной тематики. 3) Теоретические занятия по тактике и изучение уставов.
28 января в храме Свято-Елисаветинского женского монастыря, после Божественной литургии и причастия Святых Христовых Тайн, состоялся первый в этом году Совет атаманов Православной казачьей общины Калининградской области (ПКОКО).Прошло пять месяцев, как начала работать ПКОКО. Сейчас мы видим, что мы, балтийские казаки, выбрали правильное направление. Каждое казачье общество, входящее в ПКОКО работает по своему плану, а вот ПКОКО выполняет консолидирующую функцию по участию всех казаков Калининградской области в решении общих вопросов.
А таких вопросов набирается немало. Положено начало создания казачьих застав и дружин при православных приходах, назрела необходимость создания казачьего музея и проведения песенных концертов. Много говорили о более активном привлечении молодых казаков к нашей жизни. В этом году надо произвести официальное оформление ПКОКО, а также осенью провести Первый Большой Круг ПКОКО.
С 24 по 26 января в Москве состоялись XXVI Международные Рождественские Образовательные Чтения "Нравственные ценности
и будущее человечества".
25 января 2018 года в здании Правительства Москвы состоялся диалог-клуб «Взаимодействие Церкви и казачества в России и за рубежом: формы и методы работы».
В рамках работы VII направления Международных Рождественских Образовательных Чтений «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» данная секция собрала 32 докладчика из Екатеринбургской, Волгоградской, Калининградской, Кировской, Московской, Ростовской, Тюменской областей, Ставропольского, Красноярского и Краснодарского краев, Дальневосточного федерального округа, Республики Калмыкия, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Здесь и выступили наши калининградские делегаты: Руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Калининградской епархии, протоиерей Алексей Евграфов и Наказной атаман Православной казачьей общины Калининградской области казачий полковник СКР Артур Юрченко. Выступления балтийских делегатов были заслушаны с большим интересом.
Вышел январский номер Калининградской православной газеты "Спас",в котором напечатан материал о нашей первой казачьей Конференции, проходившей в Кафедральном соборе Христа Спасителя.
24 января в православных храмах России и мира поминают всех убиенных казаков, погибших в результате геноцида казачества, развернутого большевиками в 1919 году. Жертвами этого геноцида стали по самым скромным подсчетам более 3 миллионов представителей казачества - от новорожденных детей до седых старцев.
Панихиду по убиенным казакам проводил клирик Свято-Никольского храма иерей Серафим Паньков.
В этот день в 1919 году по инициативе большевистских лидеров было развернуто масштабное уничтожение казачества. Не депортация, не переселение в другой регион страны, а прежде всего уничтожение. По сути был проведен геноцид казачества, не менее кровавый, чем уничтожение армянского народа турками и другие известные в истории факты массового уничтожения по национальному признаку.
Уничтожали не политических противников, не боеспособных мужчин, уничтожали все казачество - убивали и детей, и стариков, и женщин. Многих, кому удалось выжить - ссылали, выгоняли из родного дома. Казаки уничтожались как опора Православия и исторической России, как свободолюбивый способный постоять за себя народ, стоявший на пути реализации планов большевистских вожаков. Отметим, что изуверская директива Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года была подготовлено непосредственно под руководством Троцкого и Ленина, который не только знал о происходящем, но и лично активно участвовал в выработке политики большевицких властей по отношению к казакам. Достаточно вспомнить ленинскую телеграмму Фрунзе по поводу «поголовного истребления казаков»! Еще свидетельство — письмо Дзержинского Ленину от 19 декабря 1919 г. В котором указывается, что на тот момент в плену у большевиков содержалось около миллиона казаков. Какую, вы думаете, наложил вождь резолюцию на этом письме? Ну, разумеется, вполне в своем духе — «Расстрелять всех до одного!»
Панихида по убиенным казакам состоялась в Свято-Никольском соборе (бывшей кирхе Юдиттен), который считается самой древней постройкой (XIII в.) в городе Калининграде из сохранившихся до наших дней. Построил данный храм Тевтонский орден. В настоящее время это главный храм подворья женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная».
В составе Православной казачьей общины Калининградской области активное участие приняли казаки хутора имени Е.П. Хабарова, хутора имени Ермака,Посольской станицы "Светлогорская"Единого Енисейского войска СКР, Калининградского отдела СКРиЗ и Балтийского Союза казаков СКР.