RuGrad.eu

27 апреля, 13:38
суббота
$92,01
-0,12
98,72
+ 0,01
22,86
-0,01


Екатерина Ткачева
отзывы: 0
Бродский в Понарте
Мария Пустовая
отзывы: 0
Город-театр: зрительский опыт в Железнодорожном
Борис Овчинников
отзывы: 0
Back in the USSR (Назад в СССР)
Oko Solomonovo
отзывы: 0
Нужно действовать! (видео)
Сергей Шерстюк
отзывы: 0
Энергобезопасность, ЖКХ и многострадальный Балтийск
Соломон Гинзбург
отзывы: 0
Портрет губернатора
Газета "Дворник"
отзывы: 0
Для Флотской представили проект парка с часовней
Анна Пласичук
отзывы: 0
«Кошмар блошиного рынка»
Алексей Елаев
отзывы: 0
О повестках и программах: что кандидаты нам готовят?
Василий Британ
отзывы: 0
Жил-был «Домсовет». (то ли сказка, то ли быль)
Георгий Деркач
отзывы: 0
Снова об историческом центре нашего города
Илья Воробьев
отзывы: 0
«Тени Тевтонов»: Суждения о книге писателя Иванова
Вадим Еремеев
отзывы: 0
Градостроительный тупик
Никита Кузьмин
отзывы: 0
Роскомнадзор отказался от иска о блокировке RUGRAD.EU
Арсений Махлов
отзывы: 0
Про калининградский протест и правоохранителей
Аллеи Калининградской области
отзывы: 0
Пора сажать!
Дулов Владимир
отзывы: 0
Красивый и полезный отдых в Калининградской области
Екатерина Ткачева
отзывы: 1
Как из националистов не сделали террористов
Гражданский проект
отзывы: 1
Дело пожарных (видео)
Беник Балаян
отзывы: 2
Необоснованные и необдуманные шаги организации защиты Калининградского побережья Балтики
Экологический патруль
отзывы: 0
#леспобеды2019


  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Градостроительный тупик

Градостроительная деятельность в городе идет с большими перекосами и топтанием на месте.

Городская застройка старого Кенигсберга была разрушена в три этапа.

1 этап: два налета британской авиации в августе 1944 года с применением фосфорных бомб.

2 этап: штурм города советскими войсками в апреле 1945 года.

3 этап: город разрушался в советский период с 1945 года. До 70-80 годов по идеологическим соображениям сознательно сносилось все немецкое, даже слегка обгоревшие дома, которые можно было легко восстановить. Кроме жилых домов было снесено и 16 костелов. Центр города превратился в огромный пустырь.

Разработанный московским «Гипрогором» в 1960 году генплан города предусматривал создание нового советского города с широкими магистралями и застройкой в основном 4-х этажными блочными домами.

В 1967 году были взорваны и снесены остатки Королевского замка.  Построены новые заводы по производству жилых домов из панелей, шлакоблоков, стали заполнять все пустоты в центре города, сначала 4-5 этажными, а в дальнейшем 9-10 этажными домами, при наличии на этой территории действующих инженерных сетей и остатков старого благоустройства.

В 1974 году началось строительство Дома Советов.

Нужно отметить, что градостроительная политика в советский период проводилась довольно четко. В институте «Калининградгражданпроект» работала мастерская Генерального плана, в которой разрабатывались проекты детальных планировок жилых районов, промзон  города и центров городов области. Хорошо работала санитарная инспекция города. Ни один жилой дом не должен был строиться, если рядом не было школы и детского комбината. Запрещалось строительство жилья в санитарно-защитных зонах предприятий. Вся градостроительная политика в городе контролировалась московскими специалистами в Госстрое России. Проект  детальной планировки центра города, по которому и велось строительство, был разработан в 1978 г. В институте «Калининградгражданпроект» со специалистами московского института «Гипрогор» после проведения конкурса. В то врем исключались любые возможности выборочной застройки в парковых зонах, на набережных озер и рек. Соблюдались все санитарные разрывы от вредных предприятий до жилья.

Один из примеров — строительство жилья в зоне электромагнитных излучений от радиовышки на Советском проспекте. Было выделено 35 млн руб. на ее вынос. Деньги растворились в «черный дыре» и сейчас строительство жилых домов продолжается. Страдает около 40 тысяч жителей этого района и никто не отвечает за этот градостроительный беспорядок.

С окончанием советского периода, градостроительная власть перешла к местным чиновникам, депутатам строителям и начался градостроительный беспредел. Порочная практика полного безразличия к облику города и комплексности застройки проистекает из системы губернаторских назначений. Каждый новый губернатор — это новое правительство, новая команда, новые задачи, новые планы.  Успеть перечеркнуть дела прошлого воеводы, успеть подвести законодательную базу под новые задачи , успеть внедрить, освоить, построить и сломать.

История города и замыслы генерального плана теряют свой смысл. По генеральному плану уже в 2005 г. необходимо было построить оперный театр, театр юного зрителя, детские досуговые центры, дома детского творчества, художественные школы, театр оперетты, цирк, планетарий. Где они?

В реальности картинка еще более удручающая. Закрыты клубы ЦБК-1, ЦБК-2, Вагоностроительного завода, Дворец культуры рыбаков, Дворец культуры моряков, Дом культуры бондарно-тарного завода, закрыт даже русско-немецкий дом, который 20 лет не подозревал о своей агентурной сущности. Закрыты многие сельские школы, больницы, Дома культуры, библиотеки.

Кто же ответит за этот градостроительный беспредел? Да НИКТО!

Архитекторы в городах области и районах лишены всяких прав. Ушел в небытие архитектурно-строительный надзор. Проектировать и строить может любой «специалист» даже без образования, имеющий только набитый карман.

Даже Вячеслав Генне - всего лишь советник по архитектуре при губернаторе. Но советник только советует, а решение принимает губернатор. Да и спросить за беспорядок сложно, ведь он все время работал архитектурным чиновником и не имеет практики строительства. На западе архитектор имеет право проектировать и строить только после пятилетнего стажа в крупных архитектурных мастерских и обязан иметь свои постройки.

В городе имеется довольно много архитекторов-градостроителей, однако они не члены градосовета при губернаторе и не привлекаются для решения сложных вопросов. Вот и появляются сплошные градостроительные ошибки. Жилыми домами застроен Центральный парк, вырублены зеленые зоны у Верхнего, Нижнего и Ялтинского прудов, в зеленой зоне на набережной реки Преголя построена гостиница «Ибис» и большой жилой дом. В зеленой зоне Верхнего пруда построена гостиница «Меркурий» со странными карикатурными фасадами «А Ля» средневековье. В зеленой зоне Нижнего пруда заканчивается строительство жилого дома между Домом Радио и музеем со звучным немецким названием «Бельвью» Предлагается застроить жилыми домами зеленые зоны Набережных реки Преголя. По проекту Башина на набережной по ул. Эпроновской построен огромный жилой дом, который своей массой перекрыл вид на центр с южной стороны города.

Вспоминается В.В. Денисов, бывший руководитель города, который в тяжелейшее для строительства объектов культуры время, сумел создать кукольный театр, филармонию, историко-художественный музей, картинную галерею, благоустроить Нижний пруд и принять активное участие в строительстве Дома Советов, реконструкции Кафедрального собора и Королевских ворот. И выделил 10 квартир для привлечения в город специалистов архитекторов.

В Калининграде известны имена немецких архитекторов, построивших здания Дома офицеров, Областной библиотеки, Северного вокзала, мэрии города, а кто знает авторов архитекторов советского периода? Предлагаем на современных зданиях в парках прикрепить мемориальные дощечки с их именами, а также фамилии хозяев этих зданий и доходы, которые они получили от выборочной застройки в зеленых зонах города.

Страна должна знать своих «героев». В Калининграде образовалась каста придворных архитекторов, как правило бывших архитектурных чиновников, которые концентрируют все заказы в своих руках, что кстати противоречит моральному кодексу архитектора.

Они же легко и согласовывают свои проекты. Следует обратить внимание на стремление этих архитекторов застроить зеленые склоны в г. Светлогорске. Как стало известно ведутся переговоры с архитектором из Санкт-Петербурга, с одним из победителей, архитектурного провального конкурса, на разработку «Правительственного историко-культурного центра» на главной площади Калининграда. Как уже принято ведущие Калининградские архитекторы от этой работы отстранены.Нужно ли вообще строить на главной площади города?

Наши главные площади «Красная площадь» в Москве и «Дворцовая площадь» в Санкт-Петербурге свободны от застройки и предназначены для больших народных праздников, фестивалей и концертов, в которых участвует большое количество жителей города, те же задачи у Центральной площади Калининграда. Возможно также проведение фермерских ярмарок.

В перспективе по альтернативному проекту калинининградских архитекторов, предлагается центральную площадь накрыть стеклянной крышей от непогоды, отреставрировать подвалы Королевского замка.

На основании вышеизложенного

  1. Здание Дома Советов должно быть сохранено.

  2. На конкурсной основе организовать 3,4 группы калининградских архитекторов для принятия окончательного решения по благоустройству территории у Дома Советов.

  3. Сохранить зеленые зоны на острове Канта и набережных вдоль р.Преголя.

  4. Создать независимую общественную экспертную комиссию  из высококвалифицированных специалистов по рассмотрению сложных градостроительных проблем.


Вадим ЕРЕМЕЕВ      

   Заслуженный архитектор России

«Снос Дома Советов: где же логика?»

Материал из № 26/27 (1224/1225 ) газеты "Дворник" от 22 декабря 2020 года


Весь номер в формате PDF

Номер на сайте газеты


Странное впечатление производит наш губернатор, решивший снести символ советской архитектуры — здание Дома Советов, — и это в наше тревожное и голодное время.

Где же логика? Заплатив огромные деньги за выкуп здания и миллионы за московскую экспертизу, он готов финансировать снос, а главное, нет никаких идей и проектов по размещению на этом месте новой застройки.

В свое время в обращении ЮНЕСКО говорилось: «Мы живем в то время, когда не надо больше разрушать, чтобы созидать. Можно включать в самые смелые планы будущего уважение к наследию прошлого».

Снос зданий для калининградцев дело привычное. После войны более двух десятилетий сносились поврежденные войной здания в центре города. Многие из них можно было легко восстановить, но повальный снос был политикой Обкома КПСС.

Оставались руины Королевского замка. Народившаяся к тому времени интеллигенция: члены Союза архитекторов, писателей, художников, театральных деятелей, — категорически была против его сноса.

Снос замка объяснялся идеологическими соображениями. Королевский замок был изображен на флагах реваншистской организации «Союз изгнанных», созданной в Германии, насчитывающей около 2 миллионов членов и требовавшей отмены «Потсдамских соглашений по Восточной Пруссии».

С возмущенной интеллигенцией власти расправились так, как было принято в то время. Журналисты поплыли ловить рыбу, члены партии получили выговоры.

Запрещалось любое упоминание немецких названий, а вся история города до 1945 года сводилась к имени Иммануила Канта. После сноса Королевского замка и разборки завалов центр города превратился в пустырь.

Было решено построить новое здание — Дом Советов. Группа калининградских архитекторов определила место расположения и объемное решение нового здания. Был проведен фотоанализ всех визуальных направлений, ведущих к центру. Было определено, что здание Дома Советов должно разместиться на месте бывшего Рейхсбанка, восточнее Королевского замка и иметь высоту не менее 20 этажей.

Проект нового здания Дома Советов разрабатывался специализированной московской организацией, авторы — лауреат государственной премии, архитектор Ю. Шварцбрейм и архитектор Ю. Моторин. Ведущие в стране архитекторы справедливо считали его своим творческим достижением. Здание представляет значительный архитектурный интерес и в свое время получило премию на архитектурном конкурсе.

Вообще-то, это прекрасное административное здание. Кабинеты удобные, с хорошей связью, внизу располагаются просторные залы. 4 стоместных зала и один на 600 мест. В цокольном этаже разместилась большая столовая на 400 мест.

В инженерном плане это уникальное сооружение, в нем присутствуют самые разнообразные виды строительных конструкций: свайные фундаменты с массивным железобетонным ростверком, железобетонный, металлический каркас, стальные фермы перекрытия актового зала, каркасно-панельные высотные башни, соединенные в единую систему конструкциями крытых переходов.

Однако после развала Союза финансирование объекта было прекращено. Здание погрузилось в многолетнее забвение.

Отношение к немецкому наследию меняется: происходит вялотекущая германизация региона. Весь город завешан фотографиями Королевского замка и немецкой застройки. Вывески многих ресторанов, магазинов, гостиниц всё чаще пестрят немецкими названиями.

Началась активная работа руководства области по восстановлению старого города, Королевского замка. Было создано на бюджетные деньги бюро «Сердце города», которое провело два международных конкурса с техническим заданием по восстановлению старой немецкой застройки и строительству нового Королевского замка. В составе жюри конкурса были в основном немецкие архитекторы. «Политическое» жюри возглавлял сам губернатор Николай Цуканов. Ведущие калининградские архитекторы от участия в конкурсе и работе в жюри были отстранены. Как говорили руководители области, восстановление немецкой архитектуры привлечет сюда миллионы иностранных туристов. Премированные на конкурсе проекты предлагали снести Дом Советов, убрать эстакадный мост, спустить Московский проспект под землю, а на месте оставшихся зеленых зон центра восстановить старые немецкие города Кнайпхоф, Альтштадт и Лёбенихт (см. проект Артура Сарница, в котором было снесено всё советское и с помощью немцев выполнен макет будущей застройки центра).

Эти конкурсные предложения по созданию в центре бутафорно-игрушечного городка, где появляются псевдостаринные домики а-ля Альтштадт, с уничтожением всех зеленых зон набережных, были восприняты ветеранами, строителями и населением города как катастрофа и очень порадовали реваншистские организации Запада.

Как показала практика, новый губернатор решил продолжить начинание бывшего губернатора и принял решение сносить Дом Советов. Анализ экспертного заключения показал, что здание не является аварийным, требует ремонта отдельных конструкций и, конечно, не подлежит сносу.

По вопросам сохранения здания к губернатору обратились: Калининградский Союз архитекторов, «Ветеранское движение за становление и развитие нашего Калининграда», группа почетных граждан Калининграда и тысячи жителей города, подписавших обращение к президенту страны с просьбой запретить снос символа советской архитектуры, здания Дома Советов.

Вадим ЕРЕМЕЕВ      
    Заслуженный архитектор России

Восточная ярмарка Кёнигсберга

Материал из № 2 (1152 ) газеты "Дворник" от 29 января 2019 года

Весь номер в формате PDF

Номер на сайте газеты

В статье «Зелёный остров – новый центр Калининграда» - газета «Дворник», выпуск №43 2018г., уже говорилось о предложениях калининградских архитекторов по застройке острова в районе нового стадиона. Они предлагали разместить здесь торгово-выставочный комплекс по типу «Восточной ярмарки» в Кёнигсберге, комплекс музейных и театральных зданий, новый аквапарк и группу офисов.

Хотелось бы вернуться к истории создания «Восточной ярмарки» в Кёнигсберге и к её значению для города.

Восточная торгово-промышленная ярмарка была открыта в 1920 году на территории бывшего зоопарка. В дальнейшем, при её быстром развитии, по проекту известного архитектора Ханса Хоппа были построены выставочные павильоны от Ганза-плац (пл. Победы) до башни Врангеля.

В 1924-25 гг. был построен Дом техники (Эпицентр). Офисные помещения ярмарки размещались в административном здании (существующая мэрия города). Общая площадь выставочных павильонов составляла 80000м2. Это была вторая по значению (после Лейпцигской) ярмарка Германии. Цель ярмарки – восстановление после Первой мировой войны экономики Германии и развитие торговой связи с другими странами.

В Восточной ярмарке участвовали такие страны как: Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Швеция, Венгрия, Турция и др.

В 1922г. Был построен павильон СССР с выставочными зданиями, украшенными советским флагом.

Интересно отношение организаторов ярмарки к экскурсантам из страны Советов. Им выдавались бесплатные немецкие визы, оплачивались дорожные расходы и десятидневное проживание, организовывались бесплатные поездки по объектам Восточной Пруссии.

Восточная ярмарка стимулировала развитие транспортной инфраструктуры города: строительство новых железных дорог, автомагистралей, морского порта и аэропорта «Девау».

Ярмарка постоянно развивалась и имела огромный успех.

Из оставшихся после войны зданий сохранился Дом Техники (Эпицентр), ресторан (Спортзал на ул. Баранова), здание администрации города.

Строительство современного торгово-выставочного центра на Острове привлечёт к этому району большое количество посетителей. Это поможет рационально использовать большие автостоянки стадиона, новые, проложенные здесь к ЧМ по футболу, магистрали, набережные и пешеходные бульвары. Здание стадиона может быть использовано для мероприятий ярмарки.

Новый культурный центр, намеченный здесь к строительству, также может получить реальную жизнь.

Нужно внимательно подойти к составу Нового культурного центра и к возможности его эксплуатации в будущем.

Следует провести анализ существующих объектов культуры. В последнее время были закрыты почти все городские клубы. Во Дворце культуры моряков, выгнав детей, разместился Калининградский Эрмитаж, во Дворце культуры рыбаков – музыкальный театр.

Новое здание Музыкального театра – концертный зал, конкурс на который был проведён, не строится.

Наши театры испытывают в своей работе большие трудности. Зарплаты молодых актеров – 15000 рублей, что заставляет их подрабатывать монтёрами или рабочими сцены. Существует проблема с постановкой новых спектаклей, т.к. уехал из города знаменитый режиссер Марчелли с его новаторскими идеями.

Новый Эрмитаж существует в полусонном состоянии. Стоимость одновременного посещения нескольких выставок составляет более 1000р., что равносильно стоимости Санкт-Петербургского «Эрмитажа».

Нужна четкая программа развития существующих учреждений культуры.

Возможно, необходимо вернуться к государственному финансированию театров и клубов.

Думается, что работники культуры должны активно подключиться к решению их проблем.

Очень надеемся, что руководство города и области также не останется в стороне от решения данных проблем.  

Заслуженный архитектор России,

Еремеев В.Г.

Зеленый остров – Новый центр Калининграда

Материал из № 43 (1146 ) газеты "Дворник" от 20 ноября 2018 года

Весь номер в формате PDF

Номер на сайте газеты

Странное впечатление производит решения конструкторского бюро «Стрелка» по застройке острова Октябрьского. По каким-то, видимо, бюджетным причинам, отказавшись от привлечения калининградских архитекторов, это КБ умудрилось провести международный конкурс, раздать премии и объявить себя главным по освоению острова.
КБ «Стрелка» объявило, что создаст в городе пространство, где будут применены «новые стандарты комплексного развития территории».
По-видимому, директор бюро Елена Мандрыко и не подозревает, что ее «новые стандарты» только повторяют требования градостроительных норм, действующих в городе, по которым велась вся застройка и создавалась комфортная среда.
Но если убрать словоблудие Е. Мандрыко, удивляет предложение застроить всю территорию острова 4-5-этажными жилыми домами. И это на болоте!
Извините, мы так застраивали город в 60-х годах, когда у нас еще не была развита строительная индустрия.
Можно было бы игнорировать все эти кавалерийские наскоки, если бы не огромное значение этой территории для организации нового общественного центра.
Мало того, КБ «Стрелка» пообещала калининградцам увидеть все их предложения в натуре (правда, через 25 лет). Слава богу, что не завтра.
Калининградские архитекторы уже много лет разрабатывали предложения по размещению на этой территории нового центра города.
Генплан города, конкурс на центр Калининграда 1978 года и международные разработки «Воркшопа» еще тогда определили эту территорию для развития общественного центра города.
Остров Октябрьский находится между рукавами реки Преголи в равной удаленности как от северной, так и от южной части города. Здесь запроектирована и построена четкая пешеходная связь (Солнечный бульвар), идущая от нового стадиона через остров с Кафедральным собором до парка Победы на Гвардейском проспекте.

Территория острова находится в границах внутреннего кольца города и представляет из себя многофункциональную зону.
При радиально-кольцевой трассировке улиц в Кёнигсберге, как в северной, так и в южной части города, это линейное образование вдоль живописных зеленых рукавов реки в самом центре города является местом притяжения жителей и дает возможность создать здесь уникальный новый центр будущего Калининграда.
Затянувшиеся дискуссии о судьбе Дома Советов и Королевского замка будут вестись еще не один год, а вот территорию вдоль реки необходимо зарезервировать и сохранить для разработки нового центра.
Здесь предлагается разместить международный торгово-выставочный комплекс по типу Восточной ярмарки в Кёнигсберге, комплекс административных, музейных зданий, театр и новый аквапарк. Около стадиона дополнительно предлагается построить плавательный бассейн и группу спортивных зданий. Для исключения подтопления всю территорию предлагается превратить при помощи водных каналов в калининградскую Венецию.

В Калининграде необходимо создать градостроительный центр с широкими полномочиями, укомплектованный калининградскими специалистами-градостроителями, любящими свой город.
Этот центр заменит бывшую мастерскую генерального плана института «Калининградгражданпроект», где велись все градостроительные разработки города.
Перед тем, как построить дворец «Финляндия» для международных конференций в Хельсинки, был проведен опрос населения города: можно ли потратить бюджетные деньги на его строительство. После одобрения населением Хельсинки Алвар Аалто начал проектирование. Дворец был построен и стал украшением города.
А не попробовать ли и у нас спросить жителей, что они хотят видеть на острове за их кровные деньги?

Заслуженный архитектор России Вадим ЕРЕМЕЕВ
Заслуженный архитектор России Сергей ЛЕБЕДИХИН

Кому на Руси жить хорошо?

Кому на Руси жить хорошо? Этот старый, как мир, вопрос получил сейчас лёгкий и современный ответ. Хорошо живут олигархи, депутаты и чиновники. А как же остальной народ со своими мизерными зарплатами, пособиями, пенсиями и растущими коммунальными поборами?

Чтобы определить, как жить народу счастливо и комфортно, депутаты создают комитеты и подкомитеты и на бюджетные деньги привлекают московских специалистов. Они создали и своё бюро «Сердце города» с бюджетом в 60 миллионов рублей. Откуда-то появилась фирма КБ «Стрелка» с бюджетом, покрытым мраком.

Под руководством чиновников они проводят международные конкурсы. Один - на центр Калининграда, другой - на застройку острова по ул. Октябрьской около нового стадиона.

По «доброй традиции» к участию в конкурсах, составлению программ и работе в жюри не допускаются калининградские архитекторы. Во сколько бюджетных средств обходятся эти конкурсы, знает, по-видимому, только заместитель губернатора Гарри Гольдман, который курирует все эти работы. Но ни Гольдман, ни работники КБ «Стрелка» наверняка не знают, что в городе проводился международный воркшоп, на котором уже были проработаны эти территории с интересными идеями. Как и конкурс, проведённый «Сердцем города», так и новый конкурс КБ «Стрелка» окажется провальным, так как перед началом конкурсов не были проведены широкие обсуждения программ застройки со специалистами и населением города. Придуманная чиновниками программа застройки территории острова с размещением здесь филиала Большого театра, Третьяковской галереи и малоэтажной застройки напоминает Остаповские «Васюки». А вот на «Воркшопе» было предложено использовать эти территории под Международный центр торговли по типу Восточной ярмарки, которая работала в центре Кёнигсберга на площади Ганза-плац с 1925 года и была построена по проекту известного немецкого архитектора Ганса Хоппа. Общая площадь ярмарочных павильонов составляла 80 тысяч квадратных метров. Эта ярмарка у немцев являлась мостом и связью города со всеми странами мира.

Наш новый торговый центр предлагалось организовать на основе существующего «Балтэкспоцентра» с переносом его на новую территорию и приданием ему международного статуса.

Здесь также предлагалось организовать офисный «Сити-Центр» и строительство аквапарка по типу аквапарка в Друскининкае, куда так любят ездить Калининградцы. Всю территорию предлагалось благоустроить по типу Калининградской Венеции.

Но, пока мы мечтаем о будущем, градостроительный беспредел в городе продолжается. Калининград попал в список 10 самых загазованных городов России, но продолжается уничтожение зелёных зон – лёгких города. На берегу Верхнего озера со сносом зелени построена большая гостиница, которая разорвала связь Нижнего и Верхнего прудов. Новая гостиница появилась и на улице Горького со стороны ТЦ «Бомба» с вырубкой вековых деревьев. На набережной реки Преголя перед спортивным комплексом «Юность» появилась гостиница «Ибис», и заканчивается строительство ещё одной гостиницы в псевдонемецком стиле.

Несмотря на протесты жителей города, продолжается строительство огромного жилого дома в зелёной зоне Нижнего пруда около Историко-художественного музея.

Идёт наступление на будущее бульваров вдоль набережной реки Преголя на улицах Портовой и Пристаньской. В этом месте предлагается застройка жилыми девятиэтажными домами. И уже на грани преступления ведётся жилая застройка в санитарно-защитной зоне электромагнитного излучения радиовышки по Советскому проспекту. Рекламируемая к продаже жилая застройка в новых кварталах, не обеспечена школами, детскими садами, транспортом и учреждениями обслуживания.

Градостроительный беспредел возможен, так как отсутствуют комплексные проекты детальных планировок новых районов, в которых решались бы все градостроительные вопросы на основе нормативного закона «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» СНиП 2.07.01 – 89.

В советский период этот закон соблюдался неукоснительно и строго контролировался санитарными и пожарными службами города и Госстроем СССР. Немалую роль играли имеющие широкие права наши главные городские архитекторы: В. Ходаковский, Ю. Покровский, Е. Попов, С. Лебедихин и Калининградская организация Союза архитекторов. Как показывает зарубежный опыт, на должности главного архитектора должен работать опытный архитектор-градостроитель, имеющий свои авторские постройки. Как правило, это люди старше 40 лет.

Для того чтобы избежать дальнейшие градостроительные ошибки необходимо:

- Создать градостроительный центр с привлечением к работе ведущих калининградских архитекторов. Этот центр должен иметь полные права на все виды застройки города.

- Законодательно запретить застройку всех набережных реки Преголя и берегов Нижнего и Верхнего прудов с проработкой в этих местах бульваров и зелёных зон.

- Запретить застройку новых кварталов без гарантированного строительства школ и детских садов.

Остановить ведущееся строительство в санитарно-защитной зоне радиовышки до её сноса.

Вадим ЕРЕМЕЕВ,

Заслуженный архитектор России

Электромагнитное излучение на Советском

На пересечении ул. Красной и Советского проспекта в г. Калининграде в своё время Институт «Калининградгражданпроект» разработал проект комплекса из трёх девятиэтажных жилых домов, объединенных магазинами на первых этажах. Когда был построен первый дом и началось строительство второго дома, неожиданно обнаружилось, что на уровне 5-го этажа действует мощное электромагнитное излучение, идущее от находящегося вблизи радиопередающего центра (Советский проспект, 184). Строителей насторожило, что на 5-м этаже начали загораться лампочки без проводов.

Стройка была остановлена. К сожалению, у службы санитарного контроля г. Калининграда отсутствовали соответствующие измерительные приборы. Пришлось вызывать санитарную службу г. Санкт-Петербурга, которая определила, что электромагнитное излучение в этом месте представляет опасность для здоровья людей, так как под воздействием магнитной энергии в организме человека и животных при отсутствии мер защиты могут возникнуть неблагоприятные изменения со стороны центральной нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и крови.

В отделении гигиены физических факторов среды обитания Центра госсанэпиднадзора Калининградской области была определена мощность излучения в 103 кВт и установлена санитарно-защитная зона в 300 м.

Так второй дом вместо девятиэтажного превратился в пятиэтажный, а от строительства третьего девятиэтажного дома пришлось отказаться.

В настоящее время, пока существует радиоцентр и его излучение, строительство жилого дома на этом участке недопустимо.

К сожалению, в зону вредности попали существующие жилые дома по ул. Красной – Старорусской, строящиеся дома по ул. Борзова, ул. Ломоносова и Каштановой Аллеи, колония строгого режима ИК-9, школа №50, детский сад №122 и даже новый перинатальный центр. Ещё в 2005 году на вынос радиомачты из бюджета были выделены 10 млрд рублей. Прошло 13 лет, но воз и ныне там.

Согласно требованиям санитарных норм, в защитной зоне источников электромагнитных излучений запрещается размещение жилья, объектов социальной инфраструктуры, парков и скверов общего пользования.

Вадим ЕРЕМЕЕВ

Заслуженный архитектор России

Гладко было на бумаге

С недоумением наблюдаем за красочным карнавалом, в который превратилась идея переезда Художественной галереи во Дворец культуры моряков, и не перестаём удивляться инфантилизму и административной лихости в решении этого вопроса при абсолютном отсутствии выверенных и обоснованных мнений профессионалов и специалистов.

Уж так случилось, что мы принимали участие и в проектировании, и в строительстве галереи, филармонии, историко-краеведческого музея, Дворца культуры моряков, и поэтому проблему знаем досконально.

Любопытна главная концепция переезда – здание красивое! И расположено удобно! В таком случае мы могли бы предложить дирекции галереи не менее красивое и удобное здание на улице Дмитрия Донского, 1. Тоже памятник архитектуры. Бывшее министерство финансов. Там сейчас, правда, восседает областное правительство, но оно же понимает, что искусство требует жертв. "Бред"! – скажете вы. А решение о переезде галереи в здание биржи, которая прекратила своё существование 73 года назад, не бред? Почему мудрейший худсовет, принимавший под бурные аплодисменты этот судьбоносный вердикт, упорно не замечает Дворец культуры моряков, полвека являющийся флагманом народного творчества? В своём недавнем интервью директор галереи Галина Заболотская заявила, что галерея более не пригодна к эксплуатации, расположена на шумной магистрали и даже естественного освещения не имеет. (Где госпожа Заболотская видала в современных галереях естественное освещение, нам выяснить не удалось).

И возникает законный вопрос: а знает ли директор Заболотская историю создания Художественной галереи?

И филармония, и краеведческий музей, и галерея обязаны своим рождением героическим усилиям председателя горисполкома Денисова. Сколько препонов, запретов, ограничений пришлось ему преодолеть, знают немногие.

В строительстве галереи вообще было отказано. Почему она оказалась на Московском проспекте, в соседстве с высотками? Да потому что Денисову и архитекторам, планировавшим галерею, пришлось делать вид, что строят они торговый центр. А построили художественный музей, который и по современным меркам отвечает всем требованиям строительных и архитектурных решений. Конечно, сегодня появились и другие материалы, и другие возможности, что не помешало воздвигнуть здание, отвечающее всем галерейным канонам.

Скажем откровенно, читать откровения Галины Заболотской о «бетонной коробке, которая совсем не подходила для музейной работы», неловко. Ибо не понятно, каким образом галерея обрела международную известность, вела масштабную просветительскую работу, экспонировала тысячи картин…

Нынешнее плачевное состояние галереи администрация объясняет последствиями землетрясения. Филармония, краеведческий музей, Дворец моряков за годы своего существования периодически вели ремонтные работы, иногда капитальные, как это сделали краеведы. Естественно, возникает вопрос: почему угробили галерею? При современных строительных технологиях трещины, образовавшиеся после землетрясения, не могли быть смертельными. Предпринимались ли попытки реконструкции галереи? Отпускались на это средства? Если отпускались, то где результат? Почему галерею нельзя привести в порядок теперь? В итоге – а вон красивое здание! Переезжаем!

Рассуждения Галины Заболотской о неудачном месторасположении галереи наивны, как детский лепет. С чего бы это Кафедральный собор убежал от горожан на остров? И почему прославленный Музей Мирового океана расположился на проклятом Московском проспекте? А что думать про Пятый форт, который оказался у чёрта на куличках?

Но всё это – брызги шампанского. Поговорим о более существенном. Представляют ли авторы весёлых картинок всю техническую, инженерно-строительную сложность превращения Дворца культуры в Музей изящных искусств?

Когда мы проектировали, а затем возводили здание краеведческого музея, пришлось установить три новых монолитных перекрытия. Сколько таких конструкций надо соорудить во Дворце культуры моряков, учитывая его архитектурную особенность – «воздушные» пространства без ведущих опор, плоская крыша, – толком сказать никто не может. Проект рисовался без должной экспертизы и необходимых расчётов. На уровне эмоций. Как говорится, гладко было на бумаге. Похвально желание улучшить творение Генриха Миллера, но что останется от его творения после реконструкции?

Не побегут ли прочь ретивые подрядчики, когда поймут, что «не по Сеньке шапка»? Не понятна нам и позиция архитектурного надзора. Вахтёры ДКМ как-то попросили установить у входа кронштейны для камер наружного наблюдения. Отказали: памятник архитектуры нельзя уродовать какими-то кронштейнами. А перекурочить памятник можно.

Ещё одна особенность Мюллеровского палаццо – фундамент находится ниже уровня Преголи. От реки его защищает свинцовая изоляция. Но известно: ничто не вечно под водой. Прорыв изоляции возможен по разным причинам, в том числе и сейсмологическим. И тогда затопление нижних этажей неизбежно. Близость реки рождает в цокольных помещениях сырость. И ресторан «Бригантина», и казино, занимавшие когда-то нижний этаж, постоянно выпрашивали у дворца каморки для хранения продуктов, аппаратуры, тканей. Сохранность художественных ценностей в таких условиях, в том числе живописных полотен, не окажется делом праздным.

Нетрудно предположить, что объявленная реконструкция бывшей биржи - это ещё один долгострой и ещё один повод для головной боли у руководства области.

Нет денег на реконструкцию нынешней галереи, но дают деньги на маниловский проект превращения провинциальной галереи в роскошный западноевропейский музей. Деньги надо осваивать. Главное – начать. Деньги кончатся на следующий день после окончания ЧМ по футболу. Стройка замрёт. Калининград поднаторел в умении начать и не закончить. Тут тебе и Приморское кольцо, и Храброво, и Дом Советов, и Балтийская атомная станция. Музей изобразительных искусств не будет исключением. Придётся латать старую галерею. А Центра культуры молодёжи уже не будет.

И тут ты нельзя отказать себе в желании выразить изумление той бесцеремонностью, с которой губернаторский худсовет, министерство культуры и туризма, дирекция Художественной галереи вырывают страницу калининградской летописи, надеясь остаться в этой летописи чудотворцами, сотворившими для города новый культурный храм взамен языческого капища.

Немного истории: бывшая кёнигсбергская биржа восстановлена силами и на средства морского торгового порта. С первого дня своего существования это роскошное здание стало именоваться Дворцом культуры моряков. Дворец на 20 лет старше художественной галереи. Имея прекрасно оборудованный зрительный зал, гримёрные, костюмерные, аудитории, очаровательный колонный зал, лекционный зал, танцкласс, новое учреждение культуры в самые короткие сроки становится излюбленным местом отдыха, развлечений, творческой деятельности для тысяч калининградцев. Концерты, лекции, выставки, спектакли, представления приезжих звёзд, конференции, торжественные собрания, театральные и танцевальные конкурсы, в том числе международные, – за этим протокольным перечнем мероприятий стоит поистине титаническая работа, культивирующая интерес к народному творчеству, а главное – сосредоточенная на воспитании подрастающего поколения, уводящая его от пороков улицы, подворотен, дурного времяпрепровождения. О воспитательных функциях учреждений культуры российская власть вспоминает периодически, призывая то и дело «усилить», «обратить внимание», только вот на практике закрыть какой-нибудь подростковый клуб удаётся проще, чем открыть очередной центр по борьбе с наркозависимостью.

Дворец культуры моряков неслучайно был переименован в Областной центр культуры молодёжи, на сегодняшний день он сосредотачивает в своих коллективах более полутысячи участников, а счёт посещающих его мероприятия идёт на тысячи.

Дворец моряков – колыбель легендарного Литературного театра, ставшего культовым для калининградской молодёжи. Безупречный вкус, актёрское и режиссёрское мастерство, 300 спектаклей, поставленных за годы существования, обеспечили театру и известность, и благодарность многочисленных зрителей.

Ансамбль бального танца «Ониона» входит в топ-список лучших коллективов РФ. Ансамбль «Радость» воспитал сотни исполнителей народных танцев, имея взрослую и детскую группу. Театр моды и танца, балетная студия «Апломб», ансамбль «Поющие горошины» - уверены, что министерство культуры и без нас может продолжить перечень коллективов Центра культуры, нас однако волнует другой вопрос: какой смысл ликвидировать крупнейший очаг молодёжной культуры, когда выделены деньги на строительство новых типовых клубов. Абсурд!

Когда морской торговый порт в борьбе за выживание решил отказаться от содержания Дворца, начальство порта предложило творческим работникам на выбор два варианта:

а) Дворец переходит на самоокупаемость и становится независимым учреждением культуры; этим путём пошла «Вагонка»;

б) Дворец переходит под эгиду области.

Руководители коллективов единогласно проголосовали за второй вариант. За прошедшие годы было предпринято несколько попыток урвать в частную собственность ДК. Здание красивое!

Иногда судьба Дворца висела на волоске. Когда губернатор Горбенко безнаказанно продал Дворец культуры рыбаков крутым мужичкам, выкинув на улицу все творческие коллективы, такая же угроза нависла и над бывшей биржей. Горбенко отдавал здание «Монетному двору». Явно не за так.

Но каждый раз в самый критический момент раздавался какой-нибудь начальственный оклик свыше, и Дворец продолжал свою работу. Во славу города! И вот наконец-то город отблагодарил коллектив.

Глупо ссылаться на единодушное решение губернаторского худсовета. Где вы видели советы при губернаторе, голосующие не единодушно.

Думаете, не были единодушны люди, придумавшие свалку скульптур на острове Канта, назвав её парковой скульптурой? Теперь они так же единодушно думают, что с этой свалкой делать? Вспомните умопомрачительные проекты инвесторов, которым областная власть предложила устроить на Куршской косе ночлежку для туристов. И вспомните единодушное молчание горожан, наблюдавших за этой вакханалией. При таком же гробовом молчании наблюдает город за исчезновением очередного очага народного творчества. В этом плане региону фатально не везёт.

Генеральный план города когда-то обещал уже в 2005 году построить оперный театр, театр юного зрителя, детские досуговые центры, дома детского творчества, художественные школы, театр оперетты, цирк, планетарий. Где они? Нельзя же считать, что рейдерский захват ДК претворением генерального плана в жизнь?

В реальности картина ещё более удручающая. Исчезли досуговые учреждения ЦБК-1 и ЦБК-2, исчез ДК вагоностроительного завода, ликвидирован Дворец культуры рыбаков, ДК бондарно-тарного завода 20 лет был торговым центром, искусственно (и искусно!) оборвана жизнь Русско-немецкого дома, который 20 лет не подозревал о своей агентурной сущности. Про сельские районы и говорить не приходится…

Для закрытия сельских школ, больниц, домов культуры, библиотек найдено великолепное слово – оптимизация. По всей вероятности, этим же словом будет обозначена и ликвидация Областного центра культуры.

Варварское разрушение бывшего лицея им. Гёте на улице Томской наглядно продемонстрировало полное отсутствие каких-либо надзорных организаций, правил, законов, перспективных планов, связанных с охраной и сохранением культурного наследия города. Есть цинизм и блеф!

В бывшем лицее мог разместиться дом детского творчества, захаровский театр «Зеркало», музыкальная школа, библиотека… Но поднимется на этом месте очередная жилая многоэтажка, комплекс, монстр, серийная коробка (нужное подчеркнуть). Положительным моментом в истории разрушения исторического здания можно считать лишь спектакль, прекрасно сыгранный  мэром города и одним из заместителей губернатора. Господин Ярошук блистательно изобразил праведный гнев Зевса, которому с высоты чиновничьего Олимпа прекрасно была видна убогость и ничтожность исторического хлама, пущенного под ковш экскаватора. А господин Гольдман сверхталантливо сыграл гамлетовские терзания, метания, сомнения – крушить иль не крушить?! А ведь оба лицедея уже наверняка знают подрядчика, который будет возводить очередной строительный монблан. И только один зритель в полумиллионном городе попыталась освистать актёров. К сожалению, это была Ксения Собчак.

Порочная практика полного безразличия к облику города проистекает из системы губернаторских назначений, ибо каждый новый губернатор – это новое правительство, новая команда, новые задачи, новые планы. Успеть! – Успеть перечеркнуть дела прошлого воеводы, успеть подвести законодательную базу под новые задачи, успеть внедрить, освоить, построить, сломать… История города теряет свой смысл, перспективные планы превращаются в сказки для наивных детишек (театр юного зрителя, цирк, планетарий, музыкальная школа, дом детского творчества).

Призрак бродит по Калининградской области, призрак туристического нашествия. Туризм и культура, скрещенные в одном министерстве, породили Франкенштейна, имя которому "культтурист". Ценность любого культурного мероприятия, любой улицы, памятника, отеля, променада, пляжа, парка, спектакля измеряется теперь количеством культтуристов. Классический "культтурист", прибыв в Калининград, несётся сломя голову в Музей океана, оттуда в катакомбы Королевского замка, по специальному мостику перебирается к могиле Канта, забегает в Кафедральный собор, по другому мостику бежит в филиал Эрмитажа на Прегеле, затем скачет в синагогу, рукой подать до стадиона. Уф! Не забыть бы про Фридландские ворота, филармонию, памятник Калинину и т.д. Это существо не имеет никакого отношения к Калининграду, его проблемам, жизни, самочувствию. Но на нём держится статистика, победоносные отчёты, финансовые подачки. Ещё недавно всё решал баррель нефти, сегодня решает вагон туристов. Бытие края верстается под него. Это ему должно быть удобно и комфортно. Это для него придумываются приторно сказочные мосты на остров Канта и с острова в Музей сверхизящного искусства. Никто не задаётся вопросом, а надо ли превращать остров в проходной двор? А разрешат ли военные ведомства строительство мостов? А дотошные краеведы наверняка спросят, зачем исторические разводные мосты были уничтожены в угоду гигантской туше эстакадного моста? Ведь предлагали же архитекторы другое решение… В ответ – тишина.

Пряничная, имитационная архитектура, угождающая китчевой культуре, грозит сегодня городу не меньше точечной, беспорядочной и незаконной застройки. Туристы – понятие зыбкое, колеблющееся. Вспомните волну «ностальгирующих» немецких туристов в начале перестройки.

Нету. Сгинули, не обнаружив той застывшей музыки, которую они помнили. Туристы из российской повседневности восхищаются: «У вас, как в Германии», - и вот уже лихие градофаны готовы и фанерный Королевский замок соорудить, и город Кнайпхоф придумать, и жалкие остатки Ашманн-парка за реликтовый лес выдать.
Сохранить бы то, что ещё можно сохранить. Гибнут средневековые храмы и замки, рушится клиф, лишь название осталось от исторической Бальги, одна стена Кройц-аптеки ложится в основу архитектурного памятника, а рядом уничтожают здание лицея им. Гёте.

Нормализуются отношения России с миром, и тот же самый турист увидит архитектуру Северной Германии, и будет любоваться тевтонскими замками в Польше, и загорать на курортах прибалтийских республик, чьё побережье протянулось на 600 км от Пярну до Клайпеды. Удержат ли этого туриста 60 км исчезающего калининградского пляжа и заливаемые дождём катакомбы Королевского замка?

А Дом Советов, полвека пугающий приезжих своею неприкаянностью, даже в Большой Энциклопедический словарь Калининградской области не занесён. Неизвестно, кто построил, кто продал, кому принадлежит? Не городу – очевидно. Он своеобразный символ тайн мадридского двора и его беспомощности в борьбе с крупным капиталом. О какой там архитектурной будущности может говорить власть. Вот выгнать детишек из областного Центра культуры – это ей под силу. И будущность этих детишек она рисует по-свойски самодовольно – добро пожаловать на улицу Бассейную! Там когда-то функционировал один коллектив, театр, а теперь туда набьётся не менее пятисот человек. Если набьётся. Сейчас на Бассейной «мерзость запустения», здание не годится в эксплуатацию. Нужен капитальный ремонт. Кто его будет делать? Пожалуй, никто! Нет указа, нет экспертизы, нет плана, нет подрядчика, ибо нет денег! Но вы играйте, танцуйте, пляшите, декламируйте.

Руководитель Литературного театра на вопрос о его отношении к переезду на Бассейную, был краток: - Я бы предпочёл Шервудский.


Вадим ЕРЕМЕЕВ, Заслуженный архитектор России
Виктор ПУСТОВГАРОВ, Почетный архитектор России
Александр НЕВЕЖИН, Лауреат международных архитектурных конкурсов

18+

Дети! Отдельные страницы данного сайта могут содержать вредную (по мнению российских законодателей) для вас информацию. Возвращайтесь после 18 лет!