31 августа в Кафедральном соборе Христа Спасителя Калининграда епископ Балтийский Серафим в сослужении соборного духовенства совершил Божественную литургию.
После литургии состоялся традиционный молебен перед началом учебного года, который совершается во всех храмах епархии в ближайшее воскресенье перед 1-м сентября.
Перед молебном епископ Серафим обратился с напутственным словом к школьникам и студентам и напомнил о том, что учеба – это большой труд, который требует усердия и настойчивости. Учащимся Его Преосвященство пожелал Божией помощи в освоении новых знаний, а родителям и учителям – что бы они с великим терпением и самоотречением помогали детям в учебе и не раздражали их.
Епископ также напомнил, что с давних времен покровителями учащихся – школьников и студентов, являются св. преп. Сергий Радонежский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, муч. Татиана, свв. отроки Анания, Азария и Мисаил, свв. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан и, конечно же, наша Заступница и Покровительница Пресвятая Богородица, к которым мы и обращаемся в молитвах за помощью.
Пресс-служба Калининградской епархии и Балтийского Союза казаков.
Дорогие братья казаки! В отечественной истории празднование Донской иконы Божией Матери навсегда связано с известным фактом, имевшим место накануне Куликовской битвы, — передачей донскими казаками великому князю Димитрию чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Вместе со всем русским воинством, вставшим на пути сильного и коварного врага, казаки вознесли свои молитвы Преблагословенной Владычице нашей Богородице о заступничестве, прекращении войн и раздоров, воцарении мира на всем пространстве исторической Руси. И народ одержал победу, прославленную во времени. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА 1 сентября – День празднования Донской иконы является Днем православного казачества. Сердечно поздравляю вас, дорогие братья казаки, с нашим общим Праздником!
1 сентября в Москве, в Донском мужском ставропигиальном монастыре, состоятся традиционные праздничные торжества. Божественную Литургию при сослужении Преосвященных архипастырей, духовенства и братии Донской обители возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. Сюда, где пребывает чтимый образ Пресвятой Богородицы, из разных мест нашего Отечества придут благочестивые прихожане, паломники, воины, казаки, представители органов государственной власти, благотворители, кадеты. Многочисленные верующие с любовью и надеждой обратят свои взоры к Царице Небесной.
О чем думается во дни, предшествующие особому празднику в истории российского казачества? Хочу обратиться со словами приветствия и одновременно назидания ко всем, кто ждет от святого образа Заступницы обильную благодатную помощь. Знаю, как велика сила соборной молитвы; во всех обстоятельствах, бедах, скорбях и испытаниях мы желаем и находим утешение и подкрепление в молитве. Особенно через святой образ Донской иконы Заступница указывает всем нам путь служения, стойкости, верности и любви к Отечеству… Совсем непростые времена переживает сейчас историческая Русь. С Богом в сердце мы снова задумываемся, но должны дать, прежде всего, себе твердый ответ – кто мы, русский народ, в чем наша духовная и ментальная основа, с кем из большого числа партнеров деловых и геополитических мы связаны историческим временем, общей болью и общим целеполаганием. В который раз все мы ощущаем исходящий извне холодный ветер надвигающихся перемен и посреди пока еще благополучия и тепла обязаны сделать свой выбор в пользу воссоединения, мира и развития. В чем состоит большое нравственное преимущество России перед любыми невзгодами или противником? В готовности, защищая Отечество, продемонстрировать волевой характер, воинское мастерство, дисциплину, смелость, взаимовыручку, а если надо, то и «погибнуть с честью». В этом заключено большое нравственное преимущество, которое хорошо знают и которым обладают русские казаки – наше православное воинство, гордость отечественной истории. Военно-патриотические взгляды казачества являются уникальным духовно-нравственным явлением мировой военной школы, способной и в современных условиях умножить любовь и веру среди воинства, среди всех людей.
Молитвенно желаю всем вам, дорогие братья казаки, чтобы Пресвятая Владычица Богородица неотступно была со всеми нами, помогая каждому в жизни, служении, трудах и во всех жизненных обстоятельствах. Пусть же Господь хранит вас предстательством Царицы Небесной на многая и благая лета! Благодатного содействия Божия в ваших трудах во славу Русской Православной Церкви и процветания нашего Отечества. Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
1 сентября 1255 года немецкие рыцари Тевтонского ордена и король Богемии Пржемысл Отакар (1230–127 основали крепость Кёнигсберг в месте впадения реки Прегель в Балтийское море. Впоследствии здесь возник город, который носил это имя более семи столетий. По решению Потсдамской конференции, проходившей летом 1945 года, Кёнигсберг с прилегающей к нему территорией (около 1/3 бывшей Восточной Пруссии) отошел к СССР.
4 июля 1946 года после смерти «всесоюзного старосты» Калинина в его честь Кёнигсберг был переименован в Калининград, хотя Калинин в Кёнигсберге никогда не был и не имеет к нашему городу никакого отношения. Сразу после войны в городе началась работа по адаптации немцев к новой власти: выходила газета «Новое время» на немецком языке, были организованы школы, где преподавание велось на немецком. Однако вскоре было принято решение срочно депортировать немецкое население в Германию. Вместо них в город переселились советские граждане.
Город заселялся быстрыми темпами, восстанавливалось производство. Однако в связи со стратегическим положением он имел полузакрытый статус. Власти не уделяли никакого внимания наследию немецкой культуры. Старый город не восстанавливался, а руины Королевского замка и многих других архитектурных шедевров, несмотря на протесты архитекторов, историков и краеведов, были снесены, да и сносятся и разваливаются до сих пор.
Команда исторического проекта "Тайны лаборатории "Кёнигсберг-13" и казаки Балтийского Союза казаков поздравляют кёнигсбержцев-калининградцев с Днём Рождения Кёнигсберга.
23 августа 2014 года в поселке Ульяново Неманского района Калининградской области состоялось Торжественное открытие мемориальной доски, посвященной барону Петру Николаевичу Врангелю.
Первую мировую войну Пётр Николаевич Врангель встретил командиром эскадрона в чине ротмистра. 13 октября 1914 года одним из первых русских офицеров (в период с начала Великой войны), был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени — за конную атаку под Каушеном, в ходе которой была захвачена неприятельская батарея (23 августа 1914 года). А мемориальная доска установлена в Посёлке Ульяново (Краупишкен), где квартировал Пётр Врангель.
Возле здания бывшего дома пастора, на котором была установлена мемориальная доска состоялся короткий памятный митинг.
Перед собравшимися с приветственными речами выступили заместитель министра по муниципальному развитию и внутренней политике Правительства Калининградской области М.Г. Зорина, которая в своем слове отметила важность сохранения исторической памяти в деле патриотического воспитания новых поколений.
Глава Лунинского сельского поселения В.П. Кудашева сказала, что для посёлка Ульяново это событие имеет большое историческое значение.
Глава администрации муниципального образования «Неманский муниципальный район» С.Ф. Восковщук. "Сегодня мы чествуем русского офицера Петра Врангеля, который в эти августовские дни 1914-го отличился в боях под Каушеном, что недалеко от поселка Ульяново. Как жаль, что спустя сто лет после тех кровавых событий слово «война» снова входит в наш обиход".
Директор школы и основатель музея поселка Ульяново Ю.Л. Узерцов провел исторический экскурс и подробно рассказал о сражениях на территории современных поселков Междуречье и Ульяново.
Атаман Калининградского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз казаков" "Балтийский Союз казаков" есаул СКР В.И. Соколов.
"Мы разработали проект и выиграли грант Правительства Калининградской области в размере 60 тыс. рублей, а все, что не хватило, добавили сами, – говорит атаман Балтийского Союза казаков В.И. Соколов. – Должен сказать, что идею создания мемориальной доски мы продвигали давно, но только на сбор и согласование всех документов ушло около трех лет. Однако дело того стоило, ведь это единственный памятник барону Врангелю не только в России, но и в мире. А до этого только в Сербии, в Сремских Карловцах, был установлен памятник известному русскому офицеру Врангелю.А сама идея создания мемориала принадлежит не казакам, а калининградским активистам-краеведам Дмитрию Карповичу и Виктору Матвееву.
"Так уж получилось, что Калининградская область – единственный регион современной России, где проходили сражения Первой мировой войны. Думаю, следует об этом помнить и просвещать жителей нашего региона, – сказал краевед Дмитрий Карпович..
В рамках Торжественного открытия состоялись салют и марш казаков, а затем концерт с участием танцевальных коллективов и эстрадных исполнителей. В историко-краеведческом музее, расположенном в школе поселка Ульяново, участники мероприятия могли ознакомиться с выставкой, посвященной событиям Первой мировой войны, а затем в актовом зале посмотрели программу выступлений детской цирковой группы «Улыбка».
После выступлений участников митинга и открытия памятной доски Петру Николаевичу Врангелю, настоятель ульяновского храма «Владимирской иконы Божией Матери» отец Сергий прочитал поминальный молебен и освятил мемориальную доску. Почетный караул у памятного знака служили казаки Балтийского Союза казаков.
Торжественные мероприятия, посвященные открытию мемориальной доски в честь героя Первой мировой войны Петра Николаевича Врангеля, собрали на площади поселка Ульяново гостей со всей области.
Для дорогих гостей и всех свидетелей открытия мемориала П.Н. Врангелю была показана также и интересная культурно-развлекательная программа с яркими номерами творческих коллективов.
Настоятель ульяновского храма «Владимирской иконы Божией Матери» отец Сергий и казаки Балтийского Союза казаков во главе с атаманом Владимиром Соколовым.
Мы уже сообщали ранее, что в Калининград приезжала съёмочная группа телеканала "Travel Channel", которая работает над проектом по загадочной истории исчезновения Янтарной комнаты. Одновременно тележурналисты канала работают в Берлине и Санкт-Петербурге.
Съёмки в Кёнигсберге будут продолжены во второй половине октября. Телевизионщиков интересуют нераскрытые загадки бункера последнего коменданта Кёнигсберга генерала Отто фон Ляша и деятельность в этом направлении исторической поисково-исследовательской группы "Кёнигсберг-13" под руководством известного историка-исследователя Сергея Трифонова. Это будет самый сенсационный фильм о тайне Янтарной Комнаты в последние годы.
"Ждём очередного этапа съёмок и скоро мы узнаем, что же там находится,-рассказывает Сергей Трифонов,- Откровенно,я не ожидал, что эти ребята проявят такой интерес к бункеру Ляша. И, думаю, что наши многолетние работы в бункере Ляша дадут положительные результаты"
Справка. Созданный в 1994 году,Travel Channel вещает круглосуточно, на 22 языках более чем в 130 странах Европы, Ближнего востока, Африки и Азиатско-тихоокеанского региона. Вдохновляющий, познавательный и развлекательный, Travel Channel представляет уникальную панораму и объективную точку зрения на путешествия. Программы канала позволяют зрителям отправиться в каждый уголок земного шара, рассказывают о любых видах путешествий: от роскошного отпуска до альпинизма, кулинарные приключения, экологический отпуск, эпические путешествия и многое другое!Самые популярные программы канала - «Охотники за Международной Недвижимостью», «Лучшие в мире путешествия на мотоцикле», «Всемирный путешественник», «Отель. Миссия невыполнима», «Багажные битвы».
19 августа 2014 года в Калининград привезли чудотворную Августовскую икону Божией Матери.Казаки Балтийского Союза казаков СКР встретили святыню у Кафедрального собора Христа Спасителя и бережно внесли икону в Храм.
Августовская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам и казакам, на этой иконе, кроме лика Богоматери, изображены молящиеся ей воины. Казаки оказались во вражьем окружении в польском местечке Августов. Ночью им пришло видение в образе Божьей матери. Богородица рукой указала выход из плена (по рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад). На следующий день казаки пошли в направлении, указанном Божьей матерью, и вышли из окружения врага. После этого в войне наступил перелом, наши войска одержали победу. Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в г. Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонируется в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918». Считается, что эта икона является первообразом. И находится она ныне в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.
Это событие приурочено к 100-летнему юбилею начала Первой Мировой войны. Августовская икона Божьей Матери является самой почитаемой воинской иконой России. График нахождения Августовской иконы Божьей Матери в Калининградской области, 20-25 августа 19 августа -прибытие иконы из Волгограда. Перенесение в Кафедральный собор Христа Спасителя Калининграда. 20-22 августа- пребывание иконы в Кафедральном соборе Христа Спасителя Калининграда. 23-24 августа —на месте проведения военно-исторической реконструкции Гумбинненского сражения в г. Гусеве, Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. 25 августа отбытие иконы из Калининграда в Волгоград.
Казаки Балтийского Союза казаков СКР атамана Владимира Соколова: казак СКР Дмитрий Хвесюк, старший вахмистр СКР Гиниат Хасанов, походный атаман казачий полковник СКР Артур Юрченко, казак СКР Алексей Шаварин, сотник СКР Сергей Кобозов, войсковой старшина СКР Валерий Молчанов.
17 августа 2014 г. Астраханское казачье войско Союза казаков России и Астраханское РО ООГО «Российское военно-историческое общество» выступили инициаторами проведения памятного мероприятия, посвященного 100-летию Гумбинненского сражения, ознаменовавшего для нашей страны вступление в Первую Мировую войну.
В этой первой крупной битве погиб командир 109-го Волжского пехотного полка генерал-майор Граников Александр Александрович.
14 августа 1914 г. Россия фактически вступила в Первую мировую войну. После объявления Германией войны России боевых действий на Восточном фронте не было. Почему же так произошло? В начале войны Германская империя пыталась следовать стратегии, разработанной бывшим начальником имперского генерального штаба генерал-фельдмаршалом графом А. фон Шлиффеном. Пресловутый «план Шлиффена» был рассчитан на последовательное сокрушение Франции и России путем молниеносных фланговых ударов. Германский кайзер Вильгельм хвастливо заявлял, что он отобедает в Париже и поужинает в Санкт-Петербурге. Слабой стороной плана было безосновательное упование германского стратега на отсталость России и невозможность ею провести быструю мобилизацию. Это погубило немецкий план. На момент 1914 г. Российская империя имела одну из самых мощных и хорошо оснащенных армий мира. Всеобщая воинская повинность давала стране неограниченный обученный резерв, а развитая сеть железных дорог способствовала ускорению мобилизации. Гибнущая Франция умоляла русского царя начать боевые действия, дабы оттянуть на себя часть боевых соединений германцев, направленных на захват Парижа. Руководствуясь союзническим долгом, в нарушение планов собственного штаба, Николай II приказал русским войскам начать наступление в Восточной Пруссии. Наступление Русской Императорской армии произвело ошеломляющий эффект на германское командование. Не желая терять цитадель прусского юнкерства, Вильгельм II пошел на существенное изменение «плана Шлиффена», что в итоге предопределило поражение Германии в войне.
1-й и 2-й армиям была поставлена задача разгромить 8-ю немецкую армию. Германское командование решило дать сражение частям 1-й русской армии под командованием генерала от кавалерии П.-Г. К. фон Ренненкампфа у города Гумбиннена. Имперские войска превосходили русские части и рассчитывали на легкую победу. Однако стойкость русского солдата и шквальный огонь артиллерии опрокинули немецкий строй. Германское отступление превратилось в 20-ти километровое бегство.
В этой битве был смертельно ранен в голову командир 109-го Волжского пехотного полка А.А. Граников. Ответственный службист и храбрый человек он не прятался за спинами своих солдат. Находясь в цепях, Александр Граников получил осколочное ранение в голову. Скончался А.А. Граников в Ковенском госпитале, откуда был перевезен в Астрахань и захоронен в склепе Балабановых на Старом Русском кладбище. Посмертно А.А. Граников был произведен в чин генерал-майора и награжден орденом Св. велмч. Георгия Победоносца. Граников Александр Александрович, православный. Образование получил в духовной семинарии. На службу поступил 30 августа 1873 года. Окончил Казанское пехотное юнкерское училище. После выпуска А.А. Граников попал в 45-й пехотный Азовский полк. Произведен в прапорщики 15 апреля 1877г. Участник русско-турецкой войны 1877-78. Подпоручик (с 08.05.1880), поручик (с 11.01.1885), штабс-капитан (с 15.03.1891), капитан (ст. 06.05.1900). Успешно окончил офицерскую строевую школу. Командовал ротой (10 лет и 6 месяцев); батальоном (3 года и 6 месяцев). Произведен в подполковники 05 октября 1904г. Участник русско-японской войны 1904-05. Был контужен. Досрочно произведен в полковники за боевые отличия 26.02.1905 г. Командир 242-го пехотного Белебеевского полка (15.05.–07.09.1905). Командир 109-го пехотного Волжского полка (с 07.06.1910). Во время похода в Восточную Пруссию командовал 109-м Волжским пехотным полком 29-й пехотной дивизии 20-го армейского корпуса 2-й армии. Во встречном бою с немецкими частями под Гумбиненом 06(19).08.1914 полк потерял всех офицеров и 60% личного состава. В этот день, осуществляя руководство полком и находясь в пехотных цепях под ураганным огнем немецкой артиллерии, А.А. Граников был смертельно ранен в голову, и скончался 12 августа 1914 года от полученных ран в военном госпитале в Ковно. Позже перезахоронен в Астрахани. Посмертно произведен в чин генерал-майора и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. За время службы имел награды: ордена Св. Анны 4-й ст. (1878); Св. Станислава 2-й ст. (1903); Св. Анны 2-й ст. с мечами (1905); Св. Владимира 3-й ст. (1911); Св. Георгия 4-й ст. (1915).
В 11:00 в кладбищенской церкви св. Иоанна Крестителя настоятель храма о. Андрей, в сослужении приходского духовенства, провел панихиду по всем русским воинам защитившим родное Отечество в годы Первой мировой войны. На панихиду мог прийти каждый астраханец и помянуть своих предков. По завершении панихиды казаки Астраханского казачьего войска Союза казаков России, члены Российского военно-исторического общества и астраханцы, пришедшие на мероприятие, прошли к склепу Балабановых, где покоится прах героя войны. Иерей о. Андрей отслужил заупокойную литию по душе раба Божьего Александра (генерала Граникова) и возгласил «Вечную память...». Последние слова были подхвачены всеми присутствующими.
Астраханские казаки и члены Российского военно-исторического общества возложили венок к склепу генерала. На траурной ленте венка легла надпись: «Герою Первой мировой генералу А.А. Граникову - от благодарных астраханцев». Участники мероприятия склонили головы в знак признательности подвигу генерала. Минута молчания стала прологом траурному митингу. Первым выступил войсковой атаман и председатель регионального отделения М.С. Сычев. Он подробно остановился на причинах войны, героическом подвиге русского воина и Гумбинненском сражении. Отдельно войсковой старшина СкР М.С. Сычев рассказал о подвиге генерал-майора А.А. Граникова. В конце своей речи атаман и председатель особо отметил, что Первая Мировая не закончилась. Она будет продолжаться столько, сколько будет продолжаться противостояние Запада и России. Сейчас авангард борьбы за Русский Мир развернулся на Донбассе – исконных казачьих землях. Завершился митинг выступлением атамана Замьяновской казачьей станицы сотника СкР М.Д. Вилявина, рассказавшего о своих предках воевавших в германскую войну. В завершении митинга ансамбль «Веретено» и присутствующие пропели народный гимн «Боже, Царя храни…».
Мемориальное мероприятие завершилось отданием воинских почестей генералу А.А. Граникову. К сожалению, далеко не все астраханцы знают о замечательном подвиге славного земляка. Властные органы Астрахани и области, за исключением министерства культуры Астраханской области, остались совершенно равнодушными к памяти защитников Отечества в годы Первой мировой войны. Могила георгиевского кавалера сохраняется только попечением своих родственников. Ежегодно возлагая венки к мемориалу павших астраханцев в годы Великой Отечественной войны, делегации исполнительной власти области равнодушно проходят мимо могилы героя Первой мировой, оставляя без внимания подвиг верного сына нашей Родины.
В завершении хочется сказать словами сэра У. Черчилля: «Очень немногие слышали о Гумбиннене и едва ли кто-нибудь оценил удивительную роль, которую он сыграл».
Атаман Астраханского казачьего войска СКР Михаил Сычёв.
В Калининград во вторник, 19 августа, привезут Августовскую икону Божией Матери. Это событие приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. Икону в Калининград привезут из Кременско-Вознесенского мужского монастыря, из Волгограда. Она является одной из самых почитаемых воинских икон. Написана она в честь чудесного явления Богородицы русским воинам в августовских лесах в начале Первой мировой войны. Вскоре после этого в сражении близ польского города Августов русская армия одержала победу. К этой чудотворной иконе обращаются с молитвой о здравии и спасении воинов, а также о защите Отечества.
Икона Божией Матери «Августовская», а точное ее название «Образ Пресвятые Богородицы Августовской, явленной героям воинам», была написана в 1914 году. На Западном фронте целый полк вечером над Августовским лесом в Восточной Польше видел явление Божией Матери. В изумлении и трепете воины пали на колени и стали молиться. Через некоторое время был бой, в котором наши войска одержали победу. Это чудо стало известно по всему фронту, и было решено написать икону для поддержки духа в наших войсках. До нас дошло очень небольшое количество этих икон. Поэтому каждая икона Божией Матери «Августовская» уникальна и, без преувеличения можно сказать, имеет огромную историческую ценность. Августовскую икону Божией Матери принесли на Волгу казаки, которые видели это чудо. Во время гонений на Церковь большинство этих икон было уничтожено. О них снова вспомнили во время Второй Мировой войны, когда Пресвятая Богородица снова стала являться русским воинам. Так, во время Сталинградской битвы в разгар сражения солдаты неоднократно видели Женщину в белых одеждах. Об этих явлениях так много говорили, что в Москву было послано донесение. После этого чуда многие верующие вновь достали спасенные из закрытых, порушенных храмов списки последней воинской иконы России — образа Пресвятой Богородицы Августовской.
Икона реалистична по своему художественному строю. На ней изображено то конкретное событие, которое видели солдаты в Августовском лесу. В небе на облаке, на невидимом для нас престоле сидит Богоматерь. Она немного наклонилась в сторону и жестом левой руки обращается к солдатам, правой прижимает Младенца Христа. Гиматий (плащ) у Нее лазурно-голубой, написанный, скорее всего. диаптазом — краской, получаемой из редкого уральского камня. Очень выразителен лик Богоматери. Он, безусловно, является центром иконы. Земля изображена реалистично, что стало вполне традиционным уже в конце XIX века. На земле изображен большой холм, на нем еловый лес, за холмом долина, кущи деревьев закрывают горизонт. У подножия холма вполне конкретные походные палатки, по-походному шатром сложены винтовки штыком вверх. Воины, прижавшись друг к другу, упали на колени — кто кланяется, кто крестится. Только два солдата расположены в глубине, что создает ощущение пространства. Один воин в изумлении взмахнул руками. Может быть, этот жест и создает весь эмоциональный строй иконы. Он как возглас распространяется по всей иконе. Иконописец деликатно изобразил его самым удаленным от нас, иначе его чувства выглядели бы как экзальтация сознания и нарушали бы благоговейный восторг от происходящего. Любопытная, вполне реалистичная деталь: у этого воина во время бурного проявления чувств слетела фуражка и лежит рядом. Эта трогательная деталь вызывает улыбку, но она же и роднит и соединяет наши чувства с чувствами этого солдата – простого мужика, взятого на фронт от сохи. Вся земля написана в холодных серо-зеленых тонах, солдаты — в буро-коричневых. В реальности такое освещение бывает только тогда, когда солнце только что село. В иконе золотой фон заменяет небо. Но удивительно, что никакого противоречия ты не ощущаешь, светоносное золото переживается как закатное небо, и его легкие последние лучи освещают упавшего на колени солдата, застывшего в крестном знамении. С искусствоведческой точки зрения эта икона замечательна тем, что в ней невольно столкнулись два изобразительных стиля, можно сказать даже шире — два мировоззрения. Один — натурный, реалистичный, второй — иконный, надмирный. XIX век — век бурного развития реализма во всех видах искусства: литературе, живописи, музыке. Он не мог не влиять на иконописцев, которые должны были создавать образы, отрешенные от мирской суеты. Десятилетиями иконописцы выверяли каждую линию образа, каждый жест, каждый силуэт. Передавали накопленное от поколения к поколению. Поэтому изображение Богоматери и Младенца совершенно в своем роде. Изображение же солдат на коленях кажется неумелым. Пространственные ракурсы даются иконописцу с трудом. Но не будем спешить с оценкой. Иконописец, конечно же, не кончал Академии художеств, а воспитывался в иконописной мастерской, где лики позволяли писать только через тридцать лет, а до этого надо было краски растирать и смотреть, как пишут другие. Посмотрите, с какой любовью написал он видимый мир во всех трогательных деталях, сколько своего религиозного чувства вложил иконописец в простых солдат, в их народную, простую молитву. Это изображение сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который, кстати, никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX века был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества. Народное искусство еще называют наивным искусством. Это название, как никогда, подходит к данному изображению. «Будьте как дети», — говорит Господь, и именно эту наивную детскую простоту веры мы видим у этих солдат, упавших на колени перед явившейся им Богородицей. Может быть, в этой простоте и есть надмирный реализм икон. Историки спорят какая из сохранившихся поныне икон, написанных по заказу с Дона, является первообразом. Мнения разделились. Одни считают, что это икона, находящаяся ныне в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считающаяся его главной святыней, другие считают, что эта икона – второй список. А первообраз был безнадёжно утрачен в Еланском районе, в годы Гражданской войны. И вот недавно, появилась информация, что уникальную Августовскую икону Божьей матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области. Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку — участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. После его смерти, родственники не смогли её отыскать. И только, когда стали переделывать старое подворье, нашли «схрон» под старым сараем и извлекли икону. Не молодая уже прихожанка передала святыню отцу Кириллу, местному священнику. Конечно, икона нуждается в реставрации. Краска потускнела, многие образы повредились от времени, но (О, Чудо!) на иконе сохранился нетронутым лик Божьей матери с младенцем. Вот такая вот история. Но самое интересное дальше, если эта икона – первообраз, то ей, как говорится, цены нет. Совершенно случайно эту историю услышал один очень известный в регионе человек, по рождению — казак. Заинтересовался и попросил одного из Волгоградских казачьих атаманов разузнать нынешнюю судьбу святыни поподробнее. Одновременно узнали об этом и различные криминальные структуры, послав своих эмиссаров в рейд по Еланскому району, следом потянулись любители наживы отовсюду. В сельскую «глубинку», внезапно понаехали сомнительные «туристы» и все – с расспросами про икону. Священник был вынужден забрать икону к себе домой. В один из вечеров – стук в дверь. Батюшка перекрестился (чему быть – того не миновать) и открыл дверь. Порог перешагнули … казаки с Волгограда. В июне 2010 года икона была передана казачьему храму Св.Иоанна Предтечи, после чего над иконой долго и кропотливо трудились сестры Дубовского Свято-Вознесенского монастыря в своих реставрационных мастерских и в феврале 2012 года — святыня вернулась в храм Св.Иоанна Предтечи на вечное хранение.
Вчера, в Калининграде, женская сборная России по волейболу одержала вторую победу в матче третьего уик-энда Гран-при. Встреча восьмого тура Россия-Турция завершилась со счетом 3:1. После этой победы российские волейболистки переместились на пятое место турнирной таблицы, и сохраняют шансы на выход в «Финал шести». Благодаря этой победе россиянки сравнялись по очкам со сборными Сербии и Турции и делят с ними третье-пятое места.
17 августа в заключительном поединке группового этапа Гран-при сборная России сыграет со сборной Германии. А турчанки играют с итальянками.
Предварительный этап, 16 августа Россия — Турция — 3:1 (28:26, 19:25, 25:21, 25:15) Россия: Кошелева (26), Малых (9), Заряжко (8), Щербань (6), Пасынкова (6), Обмочаева (6), Подскальная (6), Косьяненко (1), Старцева (1) Результаты остальных матчей: Бразилия — Дом.Республика 3:0 (25-19,25-11,29-27) Таиланд — США 2:3 (19-25,25-19,25-20,12-25,10-15) Италия — Германия 3:2 (22-25,21-25,25-18,25-14,15-12) Япония — Корея 3:2 (22-25,25-21,20-25,27-25,15-13) Китай – Сербия 2:3 (26-24,26-28,25-21,20-25,15-17)
В «Финал шести», который пройдет в Токио с 20 по 24 августа, выходят четыре лучшие команды элитного дивизиона, победитель второго дивизиона, а также сборная Японии, которая является хозяйкой турнира.
Турнирное положение команд после восьмого тура М Команда И В П +/- О 1 Бразилия 8 8 0 24-3 23 2 Китай 8 5 3 20-12 17 3 Турция 8 5 3 19-16 13 4 Сербия 8 4 4 17-15 13 5 Россия 8 4 4 16-16 13 6 Италия 8 5 3 17-15 12 7 Германия 8 4 4 16-15 12 8 США 8 4 4 17-17 12 9 Япония 8 3 5 14-19 10 10 Корея 8 3 5 13-18 10 11 Таиланд 8 2 6 11-21 6 12 Д.Республ. 8 1 7 6-23 3