КАЛИНИНГРАДСКАЯ МЕЧТА НАТОЛКНУЛАСЬ НА УСТАРЕВШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ Своим предложением распахать заросшие поля, Александр Лукашенко нарушил дремоту калининградской протоэлиты. Газета «39 регион VIP” , воспользовалась поводом и опубликовала ответы своих именитых респондентов на вопрос: А вы бы что сделали с Калининградской областью? Из этих ответов можно сделать интересные выводы. Вывод первый. Калининградцы в отличие от Лукашенко не чувствуют себя здесь по-хозяйски. Белорусский президент подходит практически: дайте мне землю. Тогда как калининградцы рассуждают в сослагательном наклонении. Вывод второй. Все респонденты выражают заинтересованность в улучшении условий жизнедеятельности калининградцев: хозяйственных, политических, экологических. При этом никто не называет причин, по которым им не удалось сделать это раньше, в прошедшие годы и десятилетия. Соответственно, никто не готов предложить рецепт преодоления социальной заторможенности.
Олег БОЛЫЧЕВ, депутат облдумы от партии «Единая Россия»: Я бы сумел создать здесь нормальную жизнь, достойную и счастливую, если бы у меня были на это полномочия. Почему нет полномочий у представителя населения в законодательном органе гос.власти, входящего в правящую партию он не объяснил.
Михаил ЦИКЕЛЬ, советник губернатора оказывается, против закрытия вопроса принятия конституционного закона об особой экономической зоне. Чем поможет открытый вопрос и чем он навредит, если его закрыть, осталось не понятно.
Евгений ГАН, депутат обл. думы от партии «Патриоты России» находит у нас достаточно ресурсов, и достаточно умных людей для того, чтобы возродить сельское хозяйство. Он за то, чтобы создать условия для его развития и расцвета. Призывает заняться традиционной для области отраслью — рыболовством и переработкой рыбной продукции. Почему ресурсы по настоящее время остаются задействованы далеко не полностью, почему и кто не дал для этого возможностей, о каких возможностях идёт речь, кто противится занятию традиционными хозяйственными практиками??? Депутат на эти вопросы никаких намёков не дал.
Владимир ПИРОГОВ, независимый небелорусский предприниматель: Как показывает прошедший печальный трехлетний опыт, трехгодичный эксперимент на калининградцах, даже если бы на этот же срок область передали Александру Лукашенко, хуже точно не было бы. Кто проводил какой эксперимент, видимо знают посвящённые.
Алла ВОЙТОВА, депутат облдумы, руководитель общественной приемной премьер-министра Дмитрия Медведева: Я бы сделала из Калининградской области показательный регион в лучшем смысле этого слова. Я бы продемонстрировала, что такое российская Европа. Доказала бы, что мы, калининградцы, можем жить с хорошей судебной системой, с качественным образованием в безопасной и процветающей области… в составе России. Как и её коллега — однопартиец, руководитель и депутат не сообщает что нужно для того, чтобы благие пожелания стали действительностью.
Илья СТУЛОВ, собкор «Невского времени» и «Взгляда.ру»: Учитывая, что с Калининградской областью вечно предлагают что-то сделать, причем явно нестандартное, вспоминая слова командующего Балтфлотом Иванова «Прорубите мне коридор через Литву», призыв Лукашенко отдать ему «Кемску волость» и ряд других нестандартных заявлений не менее нестандартных политиков, хочу предложить самый оригинальный вариант — оставить нашу область в покое и вычеркнуть ее из списков безумных проектов и неадекватных подарков. О каком списке речь?
Соломон ГИНЗБУРГ, депутат облдумы, член ФПК ПП «Гражданская платформа» так же не сообщает, почему до сих пор не поменял власть и обустроил нашу область, хотя и хотел бы это сделать . Почему не предложил публично обсужденную вменяемую стратегию развития региона, не определил задачи, при наличии у него такого желания.
Наталья МАСЯНОВА, депутат облдумы от партии «Справедливая Россия» против ожидания чудес из Москвы или еще откуда-то. Призывает не сидеть и ждать то новый план, то новое видение кого-то на предмет развития области. Хватит сидеть и ждать. Надо самим строить планы и создавать программы развития. А в реальном секторе , она начала бы с подъема сельского хозяйства, рыбной отрасли и вообще предоставила бы максимальную свободу малому и среднему бизнесу. Что ей помешало заняться этим раньше и что позволит преодолеть преграды теперь, она видимо не сильно задумывалась.
Олег ИВАНОВ, глава регионального отделения МЭОО «Зеленый фронт» считает, что: Лукашенко абсолютно прав, и нам действительно надо развивать в первую очередь сельское хозяйство — экологическое, натуральное, полезное. Я противник идеи строить в области всяческие химические и фармацевтические предприятия, выносить сюда вредное и экологически опасное производство. Кто думает иначе, Олег Иванов не стал распространяться.
Алексей ГВОЗДЕВ, глава Ленинградского и Московского районов в 2007–2010 годах бы сделал Калининградскую область витриной России в Европе, регионом общеевропейского сотрудничества, центром изучения русского языка и нашей многонациональной культуры для иностранцев, выставкой наших достижений и обмена опытом с европейскими странами. Остаётся догадываться кто и что мешает приступить к реализации стремления к каком-либо качестве ему в действительности.
Елена ВОЛОВА, заместитель председателя правительства области бы хотела сделать нашу область туристически привлекательной. У нас, дескать, есть и море, и пляжи, и коса, и мягкий европейский климат, много интересных исторических мест. Санаторно-курортный отдых — ей кажется, в этом могла бы быть специализация, изюминка региона А уж за этим бы и инфраструктура подтянулась и рабочие места появились бы - размышляет она.
Андрей МИРОНОВИЧ, директор МУП «Чистота»: Делать можно что угодно, главное — ориентироваться на интеграцию в европейское и балтийское сообщество. Надо упрощать режимы, снимать ограничения и преграды, облегчать визовый режим, вводить безвизовое посещение области иностранцами. Надо интегрироваться, а не жить, закрывшись ото всех, не изолироваться. Экономика стала глобальной — и нам не светит развитие в нынешнем закрытом формате. Откуда взялся этот формат и куда бы он делся при некоторых, не названных условиях? Эти вопросы видимо, никого не интересуют .
Игорь КОНДРАТОВ, политтехнолог: Вопрос на миллиард, и не на один. Начал бы с аудита. Куда делись деньги, потраченные на строительство БАЭС, зачем строили саркофаг на Сельме, если у нас нет волейбольной команды, кто попилил деньги на ФОКах, которых понатыкали в области, кто разворовал средства на строительстве мегашкол и куда вообще ушли миллиарды, направленные на развитие области? И так один за другим — по каждому объекту! Думаю, многим бы не поздоровилось, а простым людям стало бы жить полегче. Чем занимается ведомство которое возглавлял до последнего времени Степашин, и почему у технолога полит.производства должно получиться лучше полит.технолог умолчал.
Михаил ЧЕСАЛИН, депутат облдумы от партии «Патриоты России» бы позволил области хотя бы раз за последние 20 лет самой выбрать себе власть — начиная с местных советов и заканчивая губернатором. Он уверен, что этот эксперимент пришелся бы многим по вкусу, а огромному количеству людей реально сохранил здоровье и жизнь. Почему он уверен- видимо у него есть какие-то догадки свои. Но мы о них к сожалению, ничего не узнали.
Игорь РУДНИКОВ, депутат облдумы, издатель газеты «Новые колеса» признался, что если он скажет честно — завтра за ним просто придут. Интересно то, что пожелания областных законодателей, общественников и экспертов в общем-то не расходятся с действиями правительственных экономистов. Они тоже стараются обеспечить стабильное, устойчивое развитие области. По крайней мере думают над тем, как предотвратить вероятное ухудшение ситуации. Как сообщает доцент БФУ им Канта Владимир Абрамов в «Вечёрке» власти КО объявили тендер и готовы отдать 4 млн. рублей за модель региональной системы долгосрочной устойчивости. Но, как выяснилось и здесь не без проблем. Политолог заметил, что самая замечательная модель сверхустойчивого развития не заменит необходимости качественного изменения работы самих органов власти. Пока эта трансформация не станет фактом, все новые стратегические продукты останутся лишь здорово оформленными мечтами о лучшем будущем. А если так, то я думаю, пришла пора перезаключать социальный контракт с тем, чтобы перейти на использование новой, трансформированной системы социального управления, позволяющей качественно и своевременно готовить и принимать соответствующие складывающейся ситуации обоснованные, последовательные и комплексные решения. И тогда появится организационная основа для реализации самых смелых мечтаний лучших калининградцев. По крайней мере, исчезнут главные препятствия — организационная отсталость, упомянутая Владимиром Путиным в его предвыборном тексте 13 лет назад. Правда, говорил он о всей стране. А социальное время в разных местах страны течёт не одинаково. Калининградская область не стала, вопреки повышенному вниманию центра и экономической помощи местом опережающего развития, как надеялись на то в начале 90-тых «деловые люди запада России». Отсталость бросается в глаза не только соседям, но и через две границы белорусам. А как думаете Вы: не попробовать ли подвести под скромные мечты калининградцев рациональную основу вместо мифологической? Интересно было бы почитать ответы на этот вопрос.
Вновь принятую стратегию развития города, как и все предыдущие стратегии страны, округа, области и города общественные наблюдатели приняли без оваций (см. «Хиленькая» в «Дворнике»http://rugrad.eu/communication/blogs/kalgad/8358/). Во всех этих «стратегиях» нет ни самоидентификации, ни мудрой политики. Короче нет драйва.
Встаёт вопрос: что делать будем? Ответ - срочно меняем в корне постсоветскую методологию планирования муниципального, областного, федерального развития. Потому, что существующая методология есть один из главных патогенных элементов в несовременной духовной культуре русских (россиян). С чего начнём?
Начало положено в среду, 16 октября. В «открытой студии» радио «Балтик плюс» председатель горсовета Андрей Кропоткин с интересом воспринял предложение радиослушателя, о принятии городской программы развития духовной культуры. Логическое содержание предложенной программы изложено в следующем обращении.
Уважаемый Андрей Михайлович!
Рекомендую депутатам принять городскую программу реконструкции и развития духовной культуры, направленную на решение проблемы культурно-гуманитарной несовременности путём повышения духовной активности вначале в пилотном порядке калининградцев, а затем всех россиян в социальной жизнедеятельности, за счёт оздоровления менталитета, русского литературного языка, социального мышления, общения и поведения, посредством рекультивации философского искусства в рамках русской философской традиции.
В качестве теоретико-прикладной основы программы предлагаю использовать проект философской инновации «Глобальная альтернатива», разработанный и реализуемый мной, по моей собственной инициативе и своими силами.
Проект разработан в интересах консолидации интеллигенции на восстановление дееспособности российской политической и управленческой элит, с большим трудом преодолевающих последствия внедрения псевдофилософского марксистско-ленинского учения, усугубившего мировоззренческие и государственно-правовые противоречия русской цивилизации, обострённые затем в ходе антисоветской деидеологизации и при проведении противоречивых социально-экономических и политических реформ. Общий ожидаемый результат выполнения проекта – полное восстановление элитократических функций: общественной самоидентификации, политического проектирования и политической организации масс.
Уважаемый Андрей Михайлович!
После развала СССР, власти нам объясняли, что надо вначале накормить людей, а уж потом заниматься идеологией. Ну вот, теперь все чем-то сыты и как-то одеты и обуты. Живём в обновлённой городской среде. Пришло время улучшения социально-гуманитарной материи в нашем духовном пространстве для полноценной реализации интеллектуального, нравственного, творческого потенциалов далеко не полностью реализовавших себя людей. Не так ли?
Вы думаете, вновь настало время обсуждать возможность принятия закона о КО — как заграничной территории РФ, в котором бы юридически закреплялся международный финансовый центр и экономическая модель нашего взаимодействия с Евросоюзом, а также правила создания инновационных производств?
Мне Ваша мысль представляется не самой лучшей из возможных. Ведь предыдущее обсуждение местной элитой этой идеи не имело положительного эффекта? А если нет, то зачем возвращаться к заведомо бесполезному действию? Бесполезность идеи и по-видимому её имитационное назначение просматривается в самом названии. Как я понимаю, всякий закон служит тому, чтобы облечь в юридическую форму какое-либо решение, и утвердить его, либо уже сложившееся положение в правовой плоскости. Для того, чтобы принять закон о «заграничной территории», необходимо чтобы территория КО либо уже была, находилась за границей страны, либо имелось в наличии решение об этом, т.е. о выводе территории области за границы РФ. Ни того, ни другого нет. Границы вокруг территории области есть, и решение о выводе территории области за границы РФ отсутствует в наличии и даже в планах. Так зачем Вы будете возвращаться к обсуждению закона, утверждающего решение которого нет? Он не нужен. И не понадобится пока не появится решение. Может ли оно появиться? Нет не может. «Заграничная территория» Калининградской области не подходит логически. Если его используют, как пояснил ранее Сергей Козлов и др. в других странах, то как я понимаю там он соответствует сложившейся ситуации. Возможно, это политкорректный синоним словосочетания «бывшие колонии». В России заграничных колоний нет и никогда не было. т. к. колонизация территорий шла за счёт расширения границ Российской империи. В русском языке это понятие означает буквально «территория, находящаяся за границей», вне зоны суверенитета, чужая земля. Если чисто гипотетически вывести Кал. Обл. За границы РФ, то она должна изменить государственно- правовой статус. Либо стать самостоятельным государством. Либо чьей-то колонией. Либо войти в состав другого государства, например, Белорусии или Литвы или там Польши, Швеции, Дании, Норвегии, Германии и т.д. в качестве структурного подразделения. Соответственно и названием закона должно быть «Упразднение КО России в связи с выделением её территории из состава территории РФ для присоединения к другой стране» (или для образования на выделенной территории другого суверенного или опекаемого государства). Проблема вывода территории из состава РФ пока не стоит. Значит речь надо вести не о смене государственно-правового статуса области, а о том, чтобы построить эффективное управление процессами развития области. О том, чтобы сменить неуправляемую инерционную, переходную постсоветскую траекторию развития культуры, хозяйства, политики, на управляемую, в интересах преодоления отсталости. Но для этого не нужен специальный закон. Нужны грамотное понимание того, как преодолеть отсталость, согласованное намерение подкреплённое государственной волей, настойчивое стремление двигаться в выбранном направлении по целесообразным путям. В общем должно быть политическое решение как результат многосторонней и многоуровневой коммуникации элит и масс. Проект этого решения надо обсудить в областной думе, а значит опубликовать и растолковать перед этим для всего населения. Люди смогут при этом соотнести свои жизненные планы и надежды с общественными целями и задачами, как это принято в цивилизованных странах. При этом, кто-то передумает «валить за бугор». Кто-то воздержится от пьянства. Кто-то ни сядет на иглу. Кто-то не станет рисковать свободой или жизнью, в надежде на грядущие изменения к лучшему. Проект должен быть обоснован, т.е. иметь вид концепции комплексного развития культуры, хозяйства, политики. Иметь форму систематизированного представления эволюционной динамики всех сторон жизни области в рамках существующего государственно-правового статуса как субъекта РФ, имеющего единое культурно-гуманитарное пространство, входящего в единый хозяйственно- экономический комплекс страны в условиях противоречивой глобализации. После обсуждения в обл.думе, концепцию следует передать для включения составной частью в федеральную государственную региональную политику РФ, обеспеченную соответствующими постановлениями, указами, законами, программами, договорами, финансами, стратегиями и тактиками. Без регионально-политической концепции мин регион и мин экономики не в состоянии нас идентифицировать как субъект развития и относятся к области как к обычному объекту девелопмента в рамках устаревшей советской модели управления, отличающейся культур - совковостью, авторитарностью, патернализмом, имитационностью. Я думаю не надо возобновлять обсуждение бесполезной небылицы. Надо представить в трёхдневный срок в печать и в областную думу проект концепции региональной политики в КО. Это позволит устранить непоследовательность в планировании изменений на территории области. Иначе говоря, метафорически выражаясь, надо поставить телегу позади лошади. А как Вам, моя мысль?
Калининградские депутаты знают больше о главном Двести человек из 30 ти стран приняли участие в конце сентября в весьма необычных юбилейных мероприятиях дискуссионного клуба «Валдай». Как сообщила РГ (Неделя) N6192 от 26 сентября 2013, впервые за 10 лет клуб собрался на Валдае, в монастыре. И впервые в истории клуба, его российские участники встретились с Владимиром Путиным. Если судить по сосредоточенным выражениям лиц, запечатлённых на опубликованных фото, «валдайцы» не пожалели о затраченном времени. А поразмыслить напряжённо было над чем. Ведь они присутствовали в момент зарождения новой политической стратегии России, обещающей развернуть направление движения страны, в обход непреодолимой преграды — духовной, культурной, национальной несамоопределённости. Во - первых, кто-то из присутствующих, узнал от выступавшего новую для себя благородную истину о том, что общественное состояние определяет всё остальное. И экономический рост, и гражданское благосостояние и геополитическое влияние. Возможно, кто-то услышал авторитетное подтверждение смутной догадки о том, что основные направления сегодняшней конкуренции - экономико-технологическое и идейно-информационное. Ну и пожалуй все участники встречи согласились с президентом (о возражениях журналисты ничего не сообщают) в главном моменте. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное, что будет определять успех, - это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. В соответствии с провозглашённым новым ценностным приоритетом, Владимир Владимирович не мудрствуя лукаво поставил новую повестку для страны. По сути призвал продолжить движение вперёд, с помощью новой политической стратегии. Стратегии духовного, культурного, национального самоопределения в интересах успешного противостояния внешним и внутренним вызовам в условиях глобальной конкуренции. Назначение такой стратегии — достигать требуемого состояния самого общества, в котором граждане приобрели бы требуемые качества. Среди этих качеств, первым прозвучало чувство себя единым народом. Вторым качеством названо укоренённость в этой своей истории, в ценностях и в традициях. И третье качество — объединённость общими целями и ответственностью. Для достижения требуемого состояния общества необходимо решить главную задачу. Эта задача - решение вопроса обретения и укрепления национальной идентичности как фундамента для построения новой дороги в будущее. Но как решить эту задачу? Этот вопрос, кажется, невольно отразился на лицах всех, кто попал под объектив фоторепортёра. Вместо ответа на немые вопросы, лидер нации констатировал безрезультатность прежней стратегии [деидеологизации] – самоустроение государства не сработало, так же, как и механическое копирование чужого опыта. Надежды на то, что после 1991г-да новая национальная идеология, идеология развития родится как бы сама по себе, оказались иллюзией. Более того, практическая самоустранённость, от этой работы государства, власти, интеллектуального и политического класса принесло побочные негативные эффекты. Та квазиколониальная часть элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались, почуяла свою выгоду и не упустила шанса. В общем, как ни крути, а всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития, на основе решённого вопроса идеологии развития. Причём решение это должно быть достигнуто путём обязательного обсуждения среди людей разных взглядов. В намёке президента, (три раза присягавшего на Конституции РФ, где утверждается запрет государственной идеологии) на необходимость стратегии реидеологизации, отмечается как важное условие обретение новой идентичности. Новая идентичность должна быть основана на прочном фундаменте, должна быть обращена в будущее, а не в прошлое. Ни у кого из слушателей видимо не возникло вопроса как обрести такую необычную для нашей страны идентичность, так как ВВП упредил этот вопрос методологическим наказом: Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Впрочем, какое-либо монопольное положение в составлении новой стратегии глава государства решительно отверг. Как политически, идейно, концептуально будет оформлена идеология национального развития - предмет для широких дискуссий, в том числе и с вашим участием, уважаемые коллеги - обратился главный гость форума к сторонникам и оппонентам, среди которых были и либералы и консерваторы, и неославянофилы и космополиты. Чего не хватало в речи президента? На мой взгляд, рационального знания проблемы. Спичрайтеры показали недостаточную информированность об обстоятельствах идеологического кризиса. Распределение ответственности за идеологический кризис между государством, властью, интеллектуальным и политическим классом, которые, дескать, самоустранились от этой работы, едва ли проясняет что делать — то будем? Владимир Путин не объяснил почему всё так плохо и как с этим бороться. Почему например, все взяли, да и самоустранились от идеологической работы? А возможно, кто-нибудь и не самоустранился? Кому и как теперь нужно действовать в сложившейся ситуации? Ответы на эти вопросы и множество других, на «Валдае» не прозвучали. Но они были обнародованы в Калининграде, в обращении калининградского философа к депутатам горсовета Калининграда. В отличие от президентской речи, в письме tektoritor «не надо бояться человека с умом» опубликованном в его блоге от 22.09.13, можно обнаружить и корни идеологического кризиса, и ствол этого самого кризиса, и ветви, и листья. Не менее чётко даётся рецепт лекарства, с помощью которого страна может преодолеть идеологические болезни и их последствия. Сам факт обращения свидетельствует о том, что на философов не распространяется обвинение президента о самоустранённости от решения идеологических задач. Философ не может самоустраниться от решения актуальных задач, в том числе от идеологических в принципе. Иначе он перестанет быть философом и переродится в обывателя. В Калининграде, как широко известно в узких кругах, действует творческая лаборатория социальной метафизики «Текториторика», в декабре 1998 года объявившая о проекте реидеологизации. Калининградским депутатам, текторитор, представляющий эту самую, лабораторию, открыл глаза на неуклонное снижение духовной активности калининградцев в социальной жизнедеятельности. Впервые предложено действовать в рабочем порядке, в соответствии с принципом «мыслить глобально, действовать локально», в рамках муниципальной программы развития духовной культуры, основанной на проекте философской инновации «Глобальная альтернатива» направленном на избавление от пороков элиты, которые мешают российской элитократии обрести устойчивость. Таким образом, можно избавиться от корней идеологического кризиса, представляющих собой варварский тип духовной культуры элит, получивших образование и воспитание в госучреждениях СССР унаследовавшего варварство духовной культуры элит от царской России. Если выдернуть корни, упадёт ствол кризиса идеологического, представляющего собой не эффективность организации государственного управления, неэффективность организации экономики и культуры как тройной дисфункции русских элит, и как патологического начала хронических внутренних болезней страны. Не будет ствола, опадут и ветви, представляющие собой симптомы социокультурных болезней: сырьевой экономики, государственной коррупции, слабо развитых искусств наук, отсталой техники и технологий, деградирующих экологии и культуры. На опавших ветках засохнут листья и цветы кризиса идеологического — дисгармоничная духовная культура людей включающая имущественный, культурно-цивилизационный, политический расколы. В общем, нужны дровосеки идеологического кризиса, а не трубодуры национального возрождения. Дровосеков надо мобилизовать из интеллигенции и сплотить под началом традиционных русских философов. Такой сигнал из Валдая не прозвучал. А значит и место духовной столицы остаётся вакантным.
Предлагаю разработать и принять муниципальную программу развития духовной культуры на основе проекта философской инновации «Глобальная альтернатива».
Постановка проблемы
Стремительно преобразуется внешний облик Калининграда. Растёт потребление горожан. Укрепляется коммунальное хозяйство. Развиваются транспорт, социальная сфера и промышленность. Улучшаются экологические условия. За счёт привлечения мигрантов, продления жизни с помощью улучшающегося мед. обслуживания, распространения здорового образа жизни и повышения рождаемости смягчаются демографические проблемы.
В то же время,духовная активность в социальной жизнедеятельности калининградцев, как и жителей других городов страны, продолжает неуклонно снижаться. Это можно объяснить дисгармоничным состоянием духовной культуры, претерпевшей на протяжении последнего столетия противоречивую трансформацию. Ментальность, язык, стереотипы мышления, навыки общения и поведения россиян формировались в ходе отстающего развития, деформировались в процессах революционных сдвигов и неоднозначных реформ. В итоге сложившаяся система культурных кодов не располагает к адекватному восприятию действительности, к верному её описанию, к чёткому осмыслению, продуктивному обсуждению и к успешному изменению различных условий бытия.
Главным трендом, который определил качество изменений духовной жизнедеятельности россиян в 20-м веке и продолжает действовать в начале 21 века, является упадок российской социальной культуры, дважды претерпевшей элитоцид. В первый раз, сословная аристократия, крупные капиталисты и высшее чиновничество российской империи, верхушка духовенства и военных не нашли возможности ответить на вызов своей эпохи и не справившись со своей задачей, ушли с исторической сцены. Второй раз, высший слой, советской партхозэлиты, силовиков и учёных, само уничтожился, допустив закат социалистической модификации российской цивилизации. В настоящее время продолжается стартовавший после национально-освободительной революции 89-91гг. процесс формирования новой социальной иерархии населения, включающей обновлённый узкий слой, призванный осуществлять функции самоопределения, социального и политического управления, развития культуры. Новая, ещё не сформированная элита имеет свои недостатки, мешающие ей выполнить призвание, что угрожает очередной неустойчивостью элитократии.
Основной порок элитного слоя калининградцев, получивших в своё время образование и воспитание в государственных учреждениях СССР, организованных на основе марксистско-ленинского учения, содержавшего в себе элементы философии и идеологии - варварский тип духовной культуры. Дело в том, что согласно современным научным представлениям, марксизм, и тем более теоретические продукты В. И. Ульянова философией в строгом смысле этого термина не являются. А между тем, философия, это один из атрибутов цивилизации, иначе говоря - ступени развития общества, следующей за варварством. В связи с этим, обстоятельством, в части духовной культуры нашу страну, назвать цивилизованной во времена советской власти и в некоторой степени теперь, будет не верно. Т. е. Россия, в локально-цивилизационном плане, в своей духовной жизни пребывает в варварстве, отличаясь от других стран незавершённой философской традицией, которую прервали большевики в ходе реализации государственной политики в области культуры.
Имеет смысл признать официально как факт духовной жизни: философская форма общественного познания не вносит должный вклад в просвещение, в идеологическое самопознание и в политическую консолидацию калининградцев. Это поможет осознать неэффективность организации государственного управления, неэффективность организации экономики и не эффективность формирования культуры. Эти три дисфункции русских элит представляют собой патологические начала хронических внутренних болезней страны. Сырьевая экономика, государственная коррупция, слабо развитые искусства и науки, отсталая техника - всё это симптомы социокультурных болезней, вызванных духовными дефектами в культурном геноме. Решение проблемы По примеру цивилизованных стран находящихся на разных этапах развития, но где, по определению, духовные революции уже состоялись, россиянам также нужно обогатить истеблишмент людьми, способными компетентно осмыслить пути развития, прогнозировать изменения или сохранение тех или иных тенденций, обосновывать решения по коррекции траекторий эволюции. Эти люди должны сплотить интеллигенцию в решении актуальных теоретических и практических задач, стоящих перед обществом и государством. В этом случае, можно надеяться на разворот вековой тенденции заката русской социальной культуры к её расцвету, за счёт преодоления духовного варварства и политической отсталости элиты, порождающих невежество и неуправляемость масс.
Русская духовная революция позволит России исполнять авангардную роль в общемировых антикризисных действиях, в силу двух предпосылок. Только наша страна, располагает неиспользованным потенциалом духовного развития с одной стороны. И к тому же, Россия относится к категории тех, кому в современном мире, по словам Михаила Хазина («НВ» в Калининграде от 7 мая «В России обострилась борьба элит» ) - уготована незавидная роль.
Проект философской инновации подготовлен находящейся в Калининграде творческой лабораторией социальной метафизики «Текториторика» в ответ на общественную заинтересованность в рационализации общественных изменений в городе, в стране и в мире за счёт установления в общественных делах и в политических отношениях практики философского мышления и общения на новом уровне развития философского искусства, в рамках русской философской традиции.
В интересах смены исторической траектории неустойчивого развития, России показана валидизация элит. К такому выводу пришли участники первого открытого заседания философского клуба элитполитсовет, по результатам проблемного обсуждения природы недоразвитости России. Выявленный при обследовании метафизического образа страны социокультурный синдром комплексной дезорганизованности социокибернетической системы не доставляет казалось бы, ни какихнеприятностей. Но тем не менее, он действительно формирует порочную историческую траекторию жизнедеятельности российских народов, начиная от средних веков и до настоящего времени. Что такое КДСКС?
КДСКС это совокупность симптомов недееспособного состояния социальных институтов: государства и права, философии и науки, искусства и религии, не выполняющих удовлетворительно социокибернетические функции. К ним относятся качественная идентификация, ценностная ориентация, политическая консолидация, стратегическая координация общности, государственное регулирование. В силу действия КДСКС, учёные и правоведы, политики и управленцы, духовники и художники не могут выявить качественную идентичность россиян, не могут своевременно и правильно обновлять ценностные ориентиры, устанавливать новые духовные и материальные скрёпы, грамотно определять и успешно реализовывать госполитику, успешно регулировать социально-экономические процессы.
КДСКС вызвана генетически детерминированными патологиями страны.
Источник патологий страны или этиотропный фактор различных геополитических отсталостей и зависимостей, на основе которых развиваются разнообразные противоречия, это духовное варварство элит.
Дефективный ген, воспроизводящий духовное варварство элит — ментальная модель, на основе которой происходит избрание в слой лучших, отсеивающая философов из кандидатов на прохождение в верхушку социальной иерархии.
Вследствие чего, эта лишённая философов верхушка не образует социокультурный орган, действующий и развивающийся по гармоничной генетической программе цивилизованной страны.
Духовные варвары в органично не оформленном элитном слое, принимают познавательные и практические решения такого рода, которые формируют порочную историческую траекторию. Двигаясь по этой колее вслепую, страна закономерно проходит исторические развилки не на основе осознанного выбора альтернатив, и в интересах общности, а случайным образом, в результате ошибочных решений и вынужденного подчинения давлению обстоятельств. В конечном счёте, органически дефективные институты не могут обеспечивать предупреждение кризисов, назревающих в различных сферах жизнедеятельности общества, за счёт своевременного усовершенствования систем жизнеобеспечения функциональных, а также не могут и не успевают разрешать возникшие кризисы, минуя катастрофические разрушения.
Из принципиального признания дефективности русского культурогенома логически возможно вывести терапевтический и хирургический методы решения главной проблемы: как внедрить в российскую элиту чужеродного для неё агента философии. Если это удастся сделать, то грядущее окончание современного периода истории в точке неминуемой финально-исторической бифуркации миросистемы предопределяет при благоприятном сценарии радикальную смену геополитической роли России как духовно отстающей страны, на роль духовного лидера, за счёт реализации законсервированной сталинской политикой потенций интернациональной русской философии силами представителей философского сословия России.
Вхождение российской социальной культуры в стадию цивилизации, путём преодоления философской и правовой ущербности, мыслительной, языковой, поведенческой отсталости, сможет обеспечить благополучное завершение модернизации РФ в частях не только капиталистической модернизации хозяйства, либералистической модификации экономики и демократизации политики, но и гуманитарной, социальной интернационализации, а также социально-гуманитарную гармонизацию процесса глобализации миросистемы.
Универсальная всемирная цивилизация, которая может возникнуть в недалёком будущем на Земле из симбиотической русской, в случае её гармоничного дозревания, будет основываться на постхаотическом аттракторе миросистемы. В отличие от исторически сложившегося аттрактора миросистемы, имеющего полиморфную структуру миримперий и мирэкономик, а также преобладание локальных, национальных, региональных и международной организаций социального познания и управления, постист о рический атрактор должен будет иметь доминанту глобальной организации социокиберсистемы в виде всемирной системы самоорганизации постисторического общества, состоящей из социального института философской идеократии и глобалистики- научно-инновационной системы познания и преобразования действительности, на основе синтагмического социально-философского метода цивилизационной медицины.
Если внедрить в верхушку социальной иерархии ни одного философа не удастся, то Россия, как заметил ещё Бердяев, без духовного перерождения не сможет быть спасена (на существующей траектории).
Полный текст полилога готовится к печати (ни шатко - ни валко) без поддержки регионального минкульта и без заметногоинтереса посетителей/пользователей сайта.
Отвечая на вопрос - чему Россия может научиться у восточного соседа, АИФ цитируют в частности Виталия Воробьёва: «главное в китайском опыте – чёткая расстановка приоритетов. России тоже нужны более понятные ориентиры. В первую очередь надо знать, куда мы движемся, затем построить ответственное перед гражданами государство и заставить работать управленческий механизм…».
Редакция АИФ не осветила вопрос, может ли Россия использовать этот секрет китайского чуда. Между тем, такая возможность появилась уже не только в теории, но и на практике.
С теоретической т.з. неспособность Москвы установить более понятные ориентиры, незнание, куда мы движемся, неспособность построить ответственное перед гражданами государство, и неспособность заставить работать управленческий механизм это всё проявления философской недостаточности общественного познания, закреплённой сталинской политикой в области культуры и унаследованной Россией от СССР. Хрущёвская оттепель, перестойка и гласность, суверенизация РСФСР, российские реформы не обеспечили возрождения русской традиционной философии и заполнения пустого места в основании культуры и цивилизации.
Философской дисфункцией проще всего объяснить неудачу ЕР в выполнении пункта 2.1. Предвыборной программы о развитии России как уникальной цивилизации. «Основные резервы строительства великой России кроются не только в экономике, но и в духовно-нравственном потенциале многонационального российского народа» - провозглашала предвыборная программа «ЕР» от 2007 года. Судя по словам президента Владимира Путина о нехватки духовных скреп - «основные резервы» остаются не раскрытыми. А словосочетание «уникальная цивилизация» осталось не наполнено смыслом.
Всем известно, что китайская цивилизация основывается в философской части на конфуцианстве, даосизме, буддизме. А на чём основывается русская цивилизация?
Практическая возможность организации эффективного государственного управления в России открывается, например, за счёт реализации в Калининграде, общественного проекта российской философской инновации «глобальная альтернатива» направленного на развитие философского искусства.
Калининградскую область можно приводить в качестве хрестоматийного примера управленческого слабоумия. В конце 80 -х и на протяжении 90-х гг., российская прибалтика представлялась в бюрократических мечтах «балтийским гонконгом» вполне обоснованно: Портовый город в центре Европы, на пересечении морских, речных, сухопутных и воздушных путей сообщения, со средневековой историей и культурным образом в мире аккумулировал немалые возможности для опережающего всю Россию прогресса. Главное, что имел Калининград, это отсутствие каких-либо предпосылок для возникновения территориальных претензий, сепаратизма, и военной нестабильности, как это было и отчасти есть на востоке, на юге страны.
Проект «глобальная альтернатива» задуман Калининградской творческой лабораторией социальной метафизики «Текториторикой» как всероссийский, с пилотной локализацией событий в областном центре.
10. Описание проекта
10.1. Цель (цели) и задачи проекта
Цель проекта: Сокращение отставания человечества в интеллектуально-умственном развитии от техноэкономического роста миро системы.
Задачи: Актуализация, институционализация, реконструкция и развитие традиционной русской философии; методологическое согласование и популяризация инновационной российской системы идей, взглядов на мир и место в нём человека, которая явится мировоззренческой и методологической основой научного познания и адаптивного преобразования современной действительности.
10.2. Актуальность проекта
Профессиональное философское искусство в Калининграде, как и в РФ повсеместно, находится в состоянии не дееспособном. Философская дисфункция общественного познания является первопричиной нестабильного развития России, или иначе говоря, этиотропным фактором сложной возвратно-поступательной конфигурации движения. Положение русскоязычной философской недостаточности вносит значительный вклад в глобальный техно - гуманитарный дисбаланс, порождающий глобальные проблемы, не решив которые, человечество не обеспечит условий для выживания и продолжения социального прогресса.
Причина недееспособного состояния философского искусства в России состоит в логической незавершённости традиционной русской мысли, законсервированной в двадцатых годах прошлого века, в результате проведения правящей партией своей культурной политики.
Актуален вопрос: Если философия является основанием культуры и цивилизации, в чем были единодушны все участники дискуссий, на очередном философском конгрессе в Нижнем Новгороде, то Российские цивилизация и культура не вполне устойчивы? Может ли страна, имея не устойчивую платформу, стать современной, и чего будет стоить очередная попытка вестернизации? На эти и множество других вопросов пока нет ответов, чему есть простое объяснение.
«В РФ до сих пор нет социально-философского осмысления духовных процессов, нет защиты духовного самосознания общества, нет рациональной политики в области культуры как базовой ценности, которая определяет поведение и деятельность россиян». Об этом напомнил в статье «Цивилизационная составляющая национальной безопасности» Юрий Киршин в «НГ» от 01.02.2008г. Прошло пять лет, но практическая философия коренным образом не обновилась. Так, например, в статье «Нам поможет россиеведение», напечатанной под рубрикой «национальная идея» в «НВ в Калининграде» от 15 февраля 2013года, Игорь Чубайс признаёт: «На данный момент мы не понимаем, где находимся, чьими наследниками являемся и по какому пути должны идти. Это грозит нам потерей государственности, и допустить этого никак нельзя».
Но вряд ли можно понять и не допустить, если только не начать с общественного признания и исправления неудовлетворительного состояния философской формы общественного познания. Каких конкретно «духовных скр е п» нам не хватает, как то утверждается в последнем президентском послании к ФС РФ, если не философских? Если не признать проблему как она есть, то невозможно объяснить рационально другие важные вопросы президентского послания. Почему Россия не вполне суверенная и недостаточно влиятельная страна, которая развивается пока не уверенно и не сохраняет свою национальную и духовную идентичность? Почему страна не устремлена в будущее, почему выплеснули идеологического ребёнка? Почему на протяжении только одного века, Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства? Почему несколько раз менялась коренным образом система жизнеустройства? Почему в начале 21 века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой? Почему у нас мало населения и низкий уровень нравственности, компетентности в работе и в творчестве? Почему сокращается присутствие в мировом гуманитарном информационном и культурном пространстве? Почему низкая политическая конкуренция, сепаратизм? Почему низкая эффективность госвласти, коррупция? Почему не качественное и не современное управление, не современная модель? Почему не конкурентоспособны факторы ведения бизнеса? Почему сырьевая экономика с дисбалансами территориального развития, рынка труда, социальной сферы?
Между тем, отсутствие или, по крайней мере, явный дефицит рационального общественного осмысления вопросов состояния страны, ограничивают мыслительную и деятельную активность граждан в общественных делах, ухудшают социально-психологическую атмосферу и психическое самочувствие.
10.3. Рабочая группа проекта Рабочая группа проекта будет создана при необходимости в процессе уточнения и реализации проекта.
10.4. Целевая аудитория Творческая, техническая интеллигенция, работники сферы управления и политики.
10.5. Методы и формы работы по проекту Составление научно-популярного полилога в форме заседаний открытого клуба «Элитполитсовет», на которых будут поставлены и рассмотрены наиболее актуальные вопросы, уже опубликованные в СМИ и в научных, литературно-публицистических журналах. Предметное обсуждение на интернет - форумах содержания проблем, мнений и заключений экспертов. Формирование продуктивных интеллектуальных решений. Обсуждение на философских диспутах проектов общественных решений по идеологическим и политическим вопросам. Продвижение в политической системе проектов общественных решений.
Стратегия. Организация массовой публичной коммуникации для обсуждения русскоязычных образцов философского мировосприятия и понимания действительности путём активизации общественных объединений для экспериментального освоения продуктивной трактовки актуальных вопросов всемирного, всероссийского, и областного калининградского значения, требующих философского ответа, идеологического и политического воплощения прогрессивных философских начал в общественной практике. Главными из актуальных вопросов, являются:
1.Общечеловеческий. Идеологическое решение глобальных проблем современности, среди которых приоритетная задача предотвращения коллапса миро системы, наступление которого ожидается, согласно математическим расчётам Дениса Медоуза, в период с 2000 – го, по 2050 - е годы.
2. Всероссийский. Цивилизационная идентификация российской общности как симбиотической цивилизации и формирование соответствующей ей универсальной идеологической системы.
3. Калининградский. Регионально-политическая идентификация, формирование специальной государственной федеральной региональной политики и стратегий.
Ожидаемые результаты проекта
1.Идеологический перевод актуальных проблем современности в категорию комплекса практических задач на основании согласованного Доклада Всемирному Философскому Форуму в Афинах.
2.Теоретическое решение комплекса философских, идеологических, политических вопросов российского единства, оформленное в комплекте основополагающих документов общероссийской интернациональной идеократии.
ТЛСМ"ТЕКТОРИТОРИКА" РАЗРАБАТЫВАЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В основе проекта мыслится философская инновация -общенаучный метод цивилизационной медицины,предназначенный для использования в качестве ключевого элемента глобалистики. Метод позволяет адекватно идентифицировать пороки и осложнения как цивилизационных организмов, так и политических проектов направленных на их модернизацию. Успешная диагностика открывает возможности осуществить переворот в отсталом социальном мировоззрении в рамках превентивной антикатастрофической международной политики всемирного управления развитием, которая может быть востребована на современном этапе глобализации во всех цивилизованных странах. Для финансирования проводимых подготовительных работ лаборатория заинтересована продать Правительству РФ при посредничестве парламентских партий проект концепции федеральной региональной государственной политики специального региона в КО. Проект концепции политики специального региона в КО разработан в интересах задействования потенциалов РоссЕвроинтеграции для модернизации и развития КО и в настоящее время может быть востребован в связи с поручением президента правительству. Приглашаю всех желающих учавствовать в разработке и реализации проекта "ГЛОБАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ" в какой-либо роли, сообщить свой отзыв и оставить ссылку в блоге.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕТАФИЗИКИ «ТЕКТОРИТОРИКА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА «ГЛОБАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»
Как известно, очередной экономический кризис, первая волна которого началась в США в 2007-2008 гг. был назван всемирным и системным. Его «всемирность» означает факт завершения финансово-экономической глобализации. А «системность» показывает на характер кризисных явлений, охватывающих не только кредитно-финансовые, инвестиционно-промышленные и потребительские рынки, но и социальные институты и ценности и мировосприятия и отношения и режимы. Таким образом, правильнее его называть не экономическим, а первой – экономической частью глобального миросистемного кризиса. Соответственно и ожидать следует кризисных явлений и кардинальных перемен во всём искусственном мире, включающем мировосприятия, ценности, институты, рынки производства и потребления, процессы воспроизводства населения и жизнедеятельности части биосферы.
Возникают вопросы: А чем закончится небывалый суперкризис? Как его благополучно пережить и как эффективно приспособиться к послекризисным условиям?
В отличие от предыдущих кризисов, разделявших капиталистические циклы, с различными технологическими укладами в мировом хозяйстве, суперкризис разделяет различные эпохи становления искусственного мира- историческую и постисторическую. Постисторический социальный уклад глобальный. Он должен возникнуть в результате слияния локальных цивилизаций, государств, этносов, экономик, идеологий, мифологий, религий, искусств, сложившихся исторически.
Как это произойдёт по существу и как будет выглядеть по форме, сколько это будет продолжаться и что надо делать, чтобы избежать сопутствующих потрясений и катастроф? Глобалистика, изучающая глобализацию в интересах адекватного понимания проблем современного мира и выработки решений, пока этого точно не знает.
Дело в том, что глобалистика, объединяющая естественно-научные, философские, общественные, гуманитарные исследования, в настоящее время ещё не достигла такого этапа в своём развитии, при котором учёные-глобалисты имели бы терминологические, эвристические, информационно-аналитические возможности для моделирования и прогнозирования мировых кризисов, не говоря уже о том, чтобы прграммировать их предупреждение или хотя бы эффективное преодоление. Главное, что отсутствует в глобалистике, это программа всемирной философской инновации вообще, и философская модель постановки и решения глобальной проблемы финально-исторической адаптации человечества в частности. Отсутствует также и система подготовки идеологических, политических, стратегических решений.
Проект ГА направлен на подготовку всемирной социокибернетической революции.
Цель проекта – установление всеобщей, всесторонней и полной управляемости развития общества за счёт синхронизации эволюционных процессов НооТехноАнтропоценоза. НооТехноАнтропоценоз это органичная совокупность идей, предметов, средств общественной деятельности и человеческих личностей, взаимосвязанная с естественной средой его обитания обменом вещества, энергии и информации.
В результате установления управляемости развития общества, ожидается успешный переход общественного организма в постисторическую фазу развития, отличающуюся преобладанием в мировоззрении, в мышлении, в общении, в поведении людей научной рациональности постнеклассического типа, а в политике и в управлении - господством глобальной организованности интернационального социального управления при соответствующем отсутствии глобальных, региональных и локальных противоречий.
Задачей проекта является дополнение глобалистических наук и практик идеологией трансэпохального перехода, включающей в себя три составные части.
1.Философская модель постановки и решения глобальной проблемы финально-исторической бифуркации траектории развития НооТехноАнтропоценоза.
2.Генеральный план финально-исторической трансформации общественной жизни.
3. Глобальные стратегии человечества.
Методология решения задачи. «Текториторика» владеет необходимыми познавательными инструментами для актуальных умозаключений и действий в сфере глобалистики. Это философское основание - русская интернациональная философия всеединства. Это общенаучный метод социальной философии - цивилизационная медицина. И это мировоззренческая интуиция о многомерной динамике действительности.
Вниманию потенциальных партнёров, спонсоров, рекламодателей, инвесторов! Подготовку методологической и теоретико-прикладной документации можно значительно ускорить с Вашим участием!