RuGrad.eu

19 , 13:45
$90,99
+ 0,00
98,78
+ 0,00
23,11
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА

Игорь Бутман: Жизнь будет очень скучной, если слушать только джаз

Игорь Бутман

Игорь Бутман, саксофонист:

3 июня 2013

Известный саксофонист Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр дали большой концерт в калининградском Доме искусств 31 мая. Программу пришлось растягивать на два отделения с антрактом, а общая продолжительность выступления перевалила за 2 часа. Не смотря на усталость Бутман и гастролирующая вместе с его коллективом австралийская вокалистка Фантина рассказали на небольшой пресс-конференции о сегодняшней элитарности джаза как музыкального стиля, почему фестиваль «Калининград Сити Джаз» все-таки стал известен за пределами региона, насколько большие джазовые фестивали зависят от конъюнктуры рынка и как они восстанавливают силы после концертов


О джазе и элитарности
Вы видели, какая у нас на концерте публика была? К нам пришли умные, начитанные, воспитанные и интересующиеся люди. Но они никакие не элитарные, они не читают каждый день Канта и бельканто не поют. Получается наша музыка для тех людей у которых в коллекции может быть Алла Пугачева, Элла Фитцджеральд, Игорь Бутман, Луи Армстронг. Может быть Башмет, Спиваков, Рихтер, классика, джаз, поп… Мы ж не можем каждый день есть черный хлеб и пить воду? Сегодня мы едим рыбу, завтра –не едим рыбу… Наша жизнь будет очень скучноq, если мы будем слушать только джаз, или только классику, или только рок, или только Макаревича или Маккартни, или только Стаса Михайлова.
Мой папа любил Розенбаума, Шуфутинского , Луи Армстронга, Бенни Гудмана и Дюка Эллингтона . Я говорю: «Пап, ну как ты можешь слушать Любу Успенскую?». А он говорит: «А мне нравится…». А потом он слушает Дюка Эллингтона. Ну что я могу сделать?

О фестивале «Калининград Сити Джаз»
И. Б.: Конечно, этот фестиваль заметен. О нем пишет пресса, пишут журналы. Допустим, я читал я читал об этом фестивале в таком журнале как All About Jazz, в Jazz Time”s были заметки, в российских журналах о нем пишут. Туда приезжают замечательные коллективы из России и из-за рубежа, так что это здорово. В принципе, даже если бы за пределами Калининграда об этом фестивале ничего не знали, это ни о чем бы не говорило. Это замечательно, что для людей есть джазовый фестиваль. Чем больше хорошей музыки, тем лучше. Если энтузиасты, которые тратят свое время, силы и деньги на то, чтобы привезти джазовых музыкантов, то честь им и хвала.

О смеси джаза и поп-музыки на больших фестивалях
И.Б:. Такое веяние в Европе идет уже давно. Не могу сказать, что я большой приверженец этого. Но, в принципе, когда хорошее настроение, лето, ну что зачем делать для себя ограничения в этом плане? Есть люди, которые играют чистый джаз, есть фестивали, где проходит чистый джаз. Есть фестивальное движение, где играют и поп, и рок. На фестивале North Sea Jazz Festival- главный хедлайнер Рикки Мартин, никакого отношения к джазу не имеющий или Deep Purple в Монтре. Зато, благодаря этим артистам собирается много людей и у публики есть возможность послушать и джаз, и молодых исполнителей. Это все-таки коммерческие мероприятия, за них надо заплатить. Музыкантам заплатить, зал снять, барабаны обеспечить –все это требует денег. Поэтому в какой-то степени мы все-таки зависим от конъюнктуры, от шоу-бизнеса. Если бы такого не было, то для меня было бы лучше. Но если это необходимо, то в этом ничего страшного нет.

О собственном джазовом лэйбле
И.Б.: Мой лэйбл – это моя такая возможность иметь бизнес, не думая о бизнесе. Возможность выпускать те записи, которые, как я считаю, должны увидеть свет. Какая-то материальная поддержка, наша общая работа, наши спонсоры. Другие источники, где мы находим на это деньги, позволяют нам иметь музыкальную свободу в выборе того, что мы записываем и выпускаем. Мы не смотрим на то сколько человек продал до этого пластинок. Если нам нравится музыка – мы его выпускаем и стараемся артистов продвигать. Я думаю, что когда-нибудь этот бизнес обретет очертания настоящего и тогда эти диски принесут нам какой-то доход. Я уверен. Но мы об этом не думаем и выпускаем хорошую музыку. На концертах диски продаются Коммерческий потенциал я у этого дела вижу. Мы же не можем не записываться? А большие компании джаз не записывают, им это не выгодно. Даже если продалось 35-40 тысяч экземпляров альбома – для них это ничего. А для джазового музыканта – это величайший успех.

О том как пробиться начинающим джазменам
И.Б.: Есть такой анекдот, когда человек приходит учиться играть на контрабасе. Педагог ему показывает первые позиции: фа, си бемоль…На следующий урок он уже не приходит. День его нет, неделю, месяц, полгода. Встречает потом педагог этого контрабасиста и говорит: «Слушай, а чего ты не ходишь на уроки?». Тот говорит: «Маэстро, столько работы, столько концертов…» Понимаете, начинающему контрабасисту не сложно найти работу, потому что не так уж много хороших музыкантов. Начинающий музыкант начинающему музыканту рознь. У нас есть начинающий музыкант Илюша Морозов, но он блестящий саксофонист уже, при этом – это его первая работа в оркестре Игоря Бутмана. Он блестящий музыкант, но начинающий джазмен. Должно быть огромное желание, любовь к тому, что ты делаешь и вера в то, что это дело твоей жизни. Тогда это тяжело, но легко. А если ты думаешь: а как бы заработать копейку, то становится очень сложно эту копейку заработать.
Фантина: Я не знаю, как джазмену начинать. Я предполагаю, что это очень-очень тяжело. Это зависит от страны, в которой ты находишься. У меня были многие друзья, которые работали каждый день, и в выходные тоже. Им как-то тоскливо было, стояли с такими лицами…Я им говорю: «Если вам так не нравится это, то лучше заняться чем-то другим». В этой индустрии надо, чтобы это очень, очень нравилось. Тем кому, это очень-очень не нравится, им лучше идти и заниматься чем-то другим.
И.Б.: Они смогут заниматься тем, что им не нравится и при этом больше заработать.

Об экспромте и импровизации на концертах

И.Б.: Мы чувствуем, что если зритель уже с нами на одной волне, то мы можем позволить себе какие-то такие вещи. Но специальной подготовки к этому нет. Все зависит от того есть ли хороший контакт с аудиторией. Хотя не бывает плохого контакта, есть сложная публика, которая не доверяет нам, не знает нас, смотрит внимательно: как мы выглядим, что поем…А есть публика, которая сразу расслабилась и уже в этой волне находится. Но наше дурачество идет от мастерства и от желания, чтобы все расслабились и восприняли, то что мы делаем. А делаем мы все очень серьезно, за каждую ноту – отвечаем. Я требую от музыкантов очень многого, чтобы дурачество не переходило в балаган. Это должно быть дурачество мастеров.

О Калининграде
И.Б.: Могилу Канта мы хотим в очередной раз посетить…
Ф.: А я ее еще не посещала…
И.Б.: Прям сейчас пойдем обязательно… Калининград – это такой город, необычный для нашей страны. Он западный, не побоюсь этого слова, немецкий. Поэтому просто пройтись, подышать этим балтийским воздухом – это тоже замечательно. Был какой-то замечательный ресторан, где мы в прошлый раз пили пиво. Туда пойдем. Губит людей не пиво –губит людей вода.

Об отдыхе после концерта
Игорь Бутман: Мы отдали энергию, но мы ее и получили от людей. Поэтому восстанавливаться нам не надо. Мы, в общем-то, зарядились энергией. Физическая небольшая усталость есть, но мы сейчас поспим, отдохнем, покушаем. Немножечко может там…Не знаю, что-нибудь такое попьем…
Фантина: …водички
И.Б: Скорей всего. А потом будем играть дальше.


Текст: Алексей Щеголев

Поделиться в соцсетях