RuGrad.eu

06 мая, 00:21
понедельник
$91,69
+ 0,00
98,56
+ 0,00
22,65
+ 0,00


Екатерина Ткачева
отзывы: 0
Бродский в Понарте
Мария Пустовая
отзывы: 0
Город-театр: зрительский опыт в Железнодорожном
Борис Овчинников
отзывы: 0
Back in the USSR (Назад в СССР)
Oko Solomonovo
отзывы: 0
Нужно действовать! (видео)
Сергей Шерстюк
отзывы: 0
Энергобезопасность, ЖКХ и многострадальный Балтийск
Соломон Гинзбург
отзывы: 0
Портрет губернатора
Газета "Дворник"
отзывы: 0
Для Флотской представили проект парка с часовней
Анна Пласичук
отзывы: 0
«Кошмар блошиного рынка»
Алексей Елаев
отзывы: 0
О повестках и программах: что кандидаты нам готовят?
Василий Британ
отзывы: 0
Жил-был «Домсовет». (то ли сказка, то ли быль)
Георгий Деркач
отзывы: 0
Снова об историческом центре нашего города
Илья Воробьев
отзывы: 0
«Тени Тевтонов»: Суждения о книге писателя Иванова
Вадим Еремеев
отзывы: 0
Градостроительный тупик
Никита Кузьмин
отзывы: 0
Роскомнадзор отказался от иска о блокировке RUGRAD.EU
Арсений Махлов
отзывы: 0
Про калининградский протест и правоохранителей
Аллеи Калининградской области
отзывы: 0
Пора сажать!
Дулов Владимир
отзывы: 0
Красивый и полезный отдых в Калининградской области
Екатерина Ткачева
отзывы: 1
Как из националистов не сделали террористов
Гражданский проект
отзывы: 1
Дело пожарных (видео)
Беник Балаян
отзывы: 2
Необоснованные и необдуманные шаги организации защиты Калининградского побережья Балтики
Экологический патруль
отзывы: 0
#леспобеды2019


Город-театр: зрительский опыт в Железнодорожном

Сложно не найти в любом регионе городок с названием Железнодорожный. И там, наверняка, будут улицы Пушкина и Дзержинского, может быть, даже Первомайская... и на этих улицах ничто не будет говорить ни о Дзержинском, ни о маёвках, ни о Пушкине. У нас тоже есть Железнодорожный. И теперь он немножечко другой. Там есть то, чего нет в других городах с таким именем. И это даже не особенная история о прошлом, это интересная история в настоящем. В Железнодорожном - бывшем Гердауэне - происходит проект "Город Театр". Попробую о нём рассказать, как поняла и как почувствовала.

Проще всего для этого не включать в себе автора текстов и коротко написать: «Полтора часа спектакля "Оживающий город" оправдали муки поездк и позволили перенестись на время в более лучшую версию современного Гердауэна-Железнодорожного и, вообще, нашего общества, где, как оказывается, есть место романтике, хорошему вкусу, приключениям и празднику и это легально».




Короткие факты: это - новый проект режиссёра Аллы Татариковой-Карпенко и её команды, в которую входят сейчас влюблённые в Гердауэн-Железнодорожный люди самых разных профессий. 19 из них - непрофессиональные актёры, жители городка. “Оживающий город” - это спектакль-фантасмагория и спектакль-путешествие. Наблюдая за действием, 40 зрителей двигаются по улицам Железнодорожного, заныривают в его дворики, проникают в Кирху и даже танцуют на главной (безымянной) площади вместе с артистами. Танцуют под музыку, которая слышна лишь им - причастным к тайне зрителям и артистам. Ведь, чтобы в полной мере насладиться спектаклем, нужно надеть специальные наушники. Надеть и погрузиться в действо.

Спектакль идёт около двух академических часов, то есть час-двадцать по земному времени. Пролетают они незаметно. Реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Демонстрируется дважды в неделю. Участие - по билетам, стоимость их, наконец, не благотворительная, а нормальная, “рыночная”. Артисты будут получать гонорар. Это факты.

Однако нельзя взять спектакль сам по себе и рассказать о нём сухо, вне его контекста, вне истории создания и бытования, вне среды, где он разворачивается. Особенно “Оживающий город”, произведение необычное, но обыденность не отрицающее, а скорее - поэтизирующее красоту обычных эпизодах городской жизни, какими бы неправдоподобными они ни показались в первом приближении.

Итак, новая работа Аллы Татариковой-Карпенко. Создатель легендарного калининградского профессионального “Другого театра” в последние пару лет глубоко работает с актёрами непрофессиональными, обнимая своим творчеством Восток (с прописной буквы, потому что субрегион велик и надежды на его развитие тоже) области. В музее Гусева поставлены “Механика времени”, комедия "Обыватели" и иммерсивный спектакль “Понаехали”. Проект в Железнодорожном - новый уровень. Сюжет разворачивается там же, где играется спектакль - на улицах некоего оживающего города.




Сценарист Вячеслав Карпенко, и режиссёр, безусловно, город прячут. Не называют ни разу. Однако за счет  того, что труппа на 99 % состоит из артистов-местных жителей, то в оживающем городе невозможно не угадать Железнодорожный-бывший Гердауэн.

В спектакле, в целом, нет человеческой устной речи. Все важные фразы говорит музыка, Нино Рота,  Даниэль Лавуа, Филип Коултер. Авторы укутывают городок и зрителей "в ритмы и сцены " зарубежной эстрады кинематографа жизни. Любопытно, что общеевропейский фантазийно-исторический мотив, как зарубежный, не воспринимается. Всё, что напоминает о гофмановских сюжетах - это уже практически “своё родное” для тех, кто родился или вырос (или и то и другое) в Калининградской области.

Я долго думала, откуда в действующих лицах “итальянки”, почему отдельные сцены “Оживающего города” прописаны как итальянские. В самом спектакле есть красивый ответ, но мне нравится другой: благодаря богатой традиции дружбы и культурного обмена между нашими странами в разные времена, через Горького на Капри, Тольятти на Волге, Челентано на киноэкране, комиссара Катани по телевизору, Сильвио Берлускони в новостях (его даже и с Калининградской областью, пусть и не напрямую, кстати связывает детективная история, но об этом в другой раз), Фредерико Феллини и Софи Лорен, другие легальные легенды сложно назвать более близкую по старой памяти для нормального русского человека страну Западной Европы. Возможно, согласятся с этим ответом не все. Но в моё сердце итальянские сцены попали и никак не уходят. (Нет, ну с чем тут спорить, в Калининграде до сих пор главный ресторан носит абсолютно итальянское название, и второй ресторан, который народный - тоже). Так что спасибо, спасибо Алла Александровна за этот щедрый взрыв итальянской “дольчевиты” в отдельно взятом городке.



Кстати о городке. Опять же: мог ли появиться “Оживающий город” в другом населённом пункте Калининградской области? В Калининграде - сразу нет, трансформации областного центра носят иной характер. Преображается Черняховск-Инстербург, меняется на глазах побережье. И всё-таки это другое. Прихожу к выводу, что нет, мог бы появиться, но звучал бы иначе. Ведь здесь в историко-культурную ткань города вплетены те нити-струны, на которых отчасти играется “Оживающий город”. Пишут, что именно из Гердауэна происходил прототип одного из самых запоминающихся героев сказок Гофмана. Загадочного старшего советника суда и умелого мастера Дроссельмейера, крёстного отца Мари из Щелкунчика. Того, что появлялся на часах в полночь вместо деревянной совы.Впрочем, ни Дроссельмейера, ни других узнаваемых гофмановских персонажей в сказке “Оживающий город” нет. “В наших планах вовсе не было осуществить постановку какого-либо произведения Гофмана. Но он незримо с нами”, - поясняет команда проекта “Оживающий город” в программке спектакля.
Кто же есть, кроме итальянцев: горожанки-Дамы, Ключник, Мастер, его создание - Кукла, Пенни-фартингист, а также Джокеры на ходулях, флагисты и, конечно, гофмановские мыши. Не пытайтесь заранее угадать, чем они все будут заняты. Сотворением ли сказки об оживающем городе или его непосредственной моральной реанимацией - это будет красиво, даже остроумно.



А внимательный зритель увидит в одной из самых трогательных сцен спектакля добрую сатиру на день сегодняшний. Так что будет совсем неправильным сказать, что “Оживающий город” уводит зрителей и артистов в какие-то грёзы, вовсе нет. Спектакль старается связать существующий город с одним из возможных для него, да и для нас, идеальных “настоящих времён”. Дополнительной связи с реальностью добавляют обычные жители Железнодорожного, не артисты, просто те, кто выходит из своих подъездов с кошками и лукошками в разгар сцены, кто застывает, открыв рот не по сценарию, глядя на разворачивающееся на пороге действо... это чем-то похоже на фильм Кустурицы и смутно обещает, что однажды и эти граждане станут героями фантасмагории. И если так, то пусть это будет фантасмагория в постановке Аллы Татариковой-Карпенко.. её доброму таланту это по силам.



Русская провинциальная реальность часто похожа на страшную сказку, в которую не хочется верить. Почему бы для разнообразия эмоционального и эстетического опыта не поверить в сказку “Оживающего города”? Восхищение и смех - это лекарство против страха. И это лекарство продаётся без рецепта, возрастные ограничения 0+.

«Почему нужно срочно изменить ход ремонта домов в Железнодорожном»

Два слова от МП: Мой товарищ, Илья Заболотнов, относится той бесценной группе калининградских предпринимателей, которым небезразлична судьба той области, где мы родились и выросли, как и небезразлична судьба исторического наследия, которое в нашей области пока еще сохраняется. Как все историки, пусть не по образованию, но по призванию, Илья знает, что "наследие"  – это не только те здания и сооружения, что обладают таким юридическим статусом. И что вне зависимости от официального статуса, с наследием нельзя обращаться без оглядки на то, чем оно на самом деле является.
Недавно стало известно, что региональные власти задумали вложить немалые суммы в реконструкцию пос. Железнодорожный. Представленные предварительные эскизы напоминают стиль «ванильного Ленинского» – вот этих хрущевок, облепленных каменной ватой, с изрисованной декоративной штукатуркой поверху.
Илья Заболотнов в своем блоге на Facebook опубликовал суждение о том, почему в Железнодорожном нельзя допустить повторения «хрущевского» сценария.
Публикуется с согласия автора, Ильи Заболотнова

Почему нужно срочно изменить ход ремонта домов в Железнодорожном
________________
Все знают, что бывший Гердауэн – важнейший памятник, но понять, почему его архитектура действует на нас именно так, невозможно без глубокого изучения темы. Удивительная, магическая атмосфера Гердауэна возникла не в процессе естественного развития города. За ней стоит скрупулезный труд архитекторов и строительных мастеров прошлого, в первую очередь – архитектора Хайнца Штоффрегена.
До 1914 года облик Гердауэна был совсем другим. Это был аляповатый сельский классицизм, ничем особо не примечательный, в котором терялись фрагменты более ранней городской ткани, как и везде в Восточной Пруссии. Однако, когда после первой мировой войны разрушенные области поделили на 24 восстановительных района, то в каждый из них прислали архитектора, отвечающего за свой участок. В Гердауэн попал Хайнц Штоффреген из Бремена, и он отнесся к своей задаче с огромной ответственностью и одновременно творческой смелостью.

Что сделал Штоффреген? Во-первых, убрал весь классицистический декор со зданий севернее рыночной площади (здания к югу от площади не горели). Во-вторых, выделил самые ранние и интересные архитектурные формы и использовал такие же на более новых домах. Выровнял этажность. Значительную часть зданий он тщательно спроектировал с нуля, использовав в качестве референсов три старинных дома в Голдапе – на Мюленштрассе, Лоссовштрассе и Тёпферштрассе. Он создавал не отдельные здания, он конструировал город целиком, как законченный архитектурный ансамбль.

Для вновь возводимых зданий Штоффреген активно использовал едва заметные эрративы. Где-то линия стены чуть изогнута, где-то есть небольшая асимметрия или арка специально чуть неправильной формы. Он лично следил, чтобы это было реализовано именно так – в 1915-1918 годах он все время находился в Гердауэне для авторского надзора. Эти эрративы очень важны и ценны: это одновременно и историзм par excellence, и немецкий экспрессионизм, который делает Гердауэн похожим на декорации к фильму «Фауст» Фридриха-Вильгельма Мурнау 1926 года.

Практики капитального ремонта подразумевают полное уничтожение этих эрративов. Как и аутентичных материалов, которые в Железнодорожном много где хорошо сохранились.

Опубликованные Оксаной Астаховой эскизы не только радикально изменяют исторический облик зданий, они, увы, объективно очень плохи со всех точек зрения – архитектурной, эстетической, культурной. Это отсутствие единого стиля, пропорций, гармонии. Имитация фахверка – но такого, который не мог бы быть функциональной конструкцией. Классицистические элементы (как те, которые убрал Штоффреген, только хуже) – на здании совершенно не классицистических пропорций. Это даже не поделка под старину, это нарочитое, вызывающее игнорирование культурного и исторического контекста, его демонстративное высмеивание.

Если опубликованные эскизы будут реализованы, то вся ценность Железнодорожного как объекта туризма будет полностью уничтожена.

К счастью, наследие Штоффрегена хорошо изучено и документировано. Его крупнейшим исследователем является Нильс Ашенбек (Nils Aschenbeck, род. 1965; PhD по архитектуре с 1997), и у него есть множество публикаций, с фотографиями и чертежами. Я не верю, что он не был бы рад помочь – скорее всего, он всю жизнь мечтал о подобной просьбе.

Как указал архитектор Дмитрий Сухин в одном из своих докладов о восстановлении Восточной Пруссии в 1915-1918 годах, «тогда больше прочего опасались всевластия местного каменщика». Спустя сто лет эта опасность угрожает архитектуре Калининградской области как никогда.

Работы в Железнодорожном уже начались, но по состоянию на 14 июля 2019 года ничего непоправимого еще не произошло. Но в ход ремонта нужно вмешиваться срочно – иначе Калининградская область потеряет важный культурный актив с ценным экономическим потенциалом.

(Фотографии из книги Wasmuths Monatshefte für Baukunst und Städtebau, 1922/1923)
Буду очень благодарен, если вы сочтете возможным поделиться этой записью.






18+

Дети! Отдельные страницы данного сайта могут содержать вредную (по мнению российских законодателей) для вас информацию. Возвращайтесь после 18 лет!