«У нас есть только реальность, которую мы можем запечатлевать»
На минувшей неделе в рамках IV-го Балтийского культурного форума состоялась киносекция, посвященная стратегиям развития регионального кинематографа. Участники дискуссии обсудили способы поддержки киноиндустрии, проблему обеспечения кадрами, а также пути дальнейшего развития кинопроизводства в текущей ситуации.
Рибейты и локации
С 2020 года в Калининградской области действует программа повышенных кинорибейтов. В текущем году на поддержку кинопроизводства власти выделили 40 млн руб. Кроме того, регион стал единственным субъектом РФ, где был запущен проект по поддержке музыкальных клипов. На эти цели планируется потратить еще 10 млн руб. Однако в связи со сложной экономической обстановкой в программе рибейтов произошли некоторые изменения.
«Общий бюджет составлял на этот год 50 млн [руб.]. Но, так как мы все понимаем, что происходили определенные события, которые требовали оптимизации бюджета и перенаправления [средств] на другие сферы, которые нужно было поддержать, — не только финансирование рибейтов, но и часть мероприятий и фестивальных каких-то финансовых поддержек были срезаны по решению губернатора, правительства и перенаправлены на более актуальные вопросы», — сообщила глава Фестивальной дирекции Ольга Каверзина. Вместе с тем, если по итогам кинокомиссии число заявок на компенсацию возрастет, сумма выплат может быть повышена за счет средств резервного фонда. К примеру, такая ситуация сложилась в прошлом году, когда итоговый объем рибейтов достиг 66,3 млн руб. Законодательство также позволяет перенести выплату финансовых ассигнований кинопроизводителям на первый квартал следующего года.
Модератор обсуждения и программный директор фестиваля экранизаций «Читка» Сусанна Альперина отметила, что даже урезанная сумма рибейтов в 40 млн руб. является «внушительной» и превышает аналогичные показатели в других регионах. Так, в Свердловской области на компенсации кинопроизводителям в этом году предусмотрено только 25 млн руб.
В 2016 году кинокомпания «Марс Медиа Энтертейнмент» стала первой организацией в России, которая получила компенсацию в рамках только появившейся в стране программы рибейтов. Съемки фильма проходили во Владивостоке. Сейчас, по словам генерального директора «Марс Медиа Энтертейнмент» Юлии Ивановой, одним из самых любимых регионов компании является Калининградская область. «Мы уже перебрались в Калининградскую область и здесь с удовольствием снимаем», — заметила она. Последний калининградский проект компании — это спортивная мелодрама про волейболисток под названием «Чайки».
Юлия Иванова считает, что регион привлекает кинематографистов не только рибейтами, но и повсеместной поддержкой при производстве картин. «Очень много локаций, которые, мне кажется, в других регионах в принципе невозможно получить. Это, например, аэропорт, это железнодорожный вокзал. И мы там несколько дней снимали. <…> В общем, с такой поддержкой и помощью полностью по всем производственным вопросам, конечно, здесь снимать — одно удовольствие», — подчеркнула директор кинокомпании.
Для музыкального продюсера Елены Кипер компенсация затрат на кинопроизводство также стала ключевым критерием при выборе региона для сотрудничества. «Слово “рибейты” привело меня сюда», — улыбается она. Елена Кипер является главным экспертом по клипмейкингу национального чемпионата творческих компетенций. В прошлом году на конкурс поступило 17 тыс. заявок со всей России. По итогам состязания финалисты должны выпустить не менее 15 работ, 5 из которых обычно снимают для уже состоявшихся артистов. Эксперт надеется, что Калининградская область станет хорошей стартовой площадкой для начинающих специалистов.
«Для нас это возможность работы… И для молодых, для стартаперов, клипмейкеров, которые только-только начинают реализовать свои творческие амбиции, для них [это] возможность [работать], в том числе на стартапе с музыкальными артистами, когда не всегда хватает, не всегда есть те бюджеты, которые бы хотелось. И уж точно локации имеют огромное значение в нашей работе. <…> Здесь богатейший регион, и мы, конечно же, рассчитываем со своими финалистами участвовать здесь и массово подаваться на рибейты», — подчеркнула Елена Кипер.
Продюсер Полина Иванова рассказала, что ценит область не только за систему рибейтов и уникальные локации, но и за отношение администрации к съемочной команде. «Кстати, сериал “Налет” мы изначально хотели снимать в Екатеринбурге и, сидя в аэропорту Екатеринбурга, улетая оттуда, решили, что это будет Калининград, потому что как раз-таки столкнулись с тем, что ничего нет совершенно в [Свердловской] области, и такой проект, который длится 6 месяцев, выдержать в области, которая тебе ничего не может дать, — это суперсложно», — заявила она.
Второе звено
С прошлого года в рамках проекта «Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи» Санкт-Петербургский институт кино и телевидения начал сотрудничество с Калининградской областью. Вуз взялся за подготовку для региона киноспециалистов «второго звена».
«Мы опросили экспертов, продюсеров, и всегда мы слышали, что когда съемочные группы едут [в регионы], у них нехватка специалистов — они не могут везти всех. Это невыгодно, а на местах людей набрать трудно, то есть их надо непосредственно обучать», — пояснила декан факультета дополнительного образования Санкт-Петербургского института кино и телевидения Екатерина Сазонова. По итогам обучения на сайте Молодежного союза кинематографистов была сформирована база. В настоящее время в ней представлено 5 регионов. Список специалистов Калининградской области пока насчитывает 21 человек. Конечной целью проекта является создание такой базы в каждом регионе, где ведутся съемки кино.
«Непосредственно в Калининградской области планируется к проведению программа по [подготовке] локейшн-менеджера, администратора съемочной площадки, ассистента художника-постановщика и ассистента по костюмам и реквизиту. Это то, что решили сами руководители, в чем есть потребность непосредственно», — рассказала Екатерина Сазонова. Весь процесс обучения будет проходить в очной форме и займет 2 месяца.
«Свердловская киностудия» также запустила в этом году собственную школу кино.
«Нам в регионе нужны администраторы, механики камер, осветители — все те люди, которых дорого везти из других регионов, которые существенно будут снижать чек для продюсеров, повышать их шансы на рибейты», — отметил режиссер и заместитель генерального директора по развитию «Свердловской киностудии» Евгений Григорьев.
Еще одна образовательная программа киностудии — проект «Код города». Местные жители под руководством пятерых профессиональных кинематографистов должны снять искренний и непредвзятый портрет города. «Мы буквально по объявлению набираем людей, которые хотят попробовать себя в кино, но, например, закончили не тот факультет», — сообщил Евгений Григорьев, признавшись, что мечтает снять такой фильм и о Калининграде. Первый «Код города» рассказывал историю Ростова-на-Дону. Сейчас идет набор в мастерскую для проекта о Екатеринбурге.
«Не знаем, как работать дальше»
По словам генерального директора Инновационного культурного центра Свердловской области Николая Михайлова, в стране «достаточно серьезно» — на 70 % — просел кинопрокат.
«На самом деле очень тяжело кинотеатрам сейчас выживать. Сегодня у нас с вами осталось по большому счету только российское кино. Есть зарубежные фильмы в прокате, но их очень мало, и это, конечно, не блокбастеры. Кинотеатры в любом случае выживают за счет блокбастеров в первую очередь. Ну, условно “Марвел” — “Мстители. Финал”. Кинотеатр заработал на нем 100 млн руб., он может себе позволить дальше жить и может позволить себе взять какой-то фильм — авторское кино поставить, разнообразить репертуар. На одном авторском кино кинотеатр не выживет никогда. Хотя есть у нас в России на самом деле кинотеатры, которые, как мы их называем, художественные. То есть они работают конкретно вот на таких фильмах, но их очень мало. И это такая публика… Это в основном Москва», — пояснил он.
Еще одна проблема — оснащение кинозалов. Всё используемое кинопрокатчиками оборудование произведено за границей. Сейчас на российских складах больше нет даже ламп. «Не знаем, как работать дальше, — признается Михайлов. — И так сложные времена были в период пандемии, потому что кинотеатры закрыты были. Но сейчас нет подушки безопасности от слова совсем».
По мнению режиссера Евгения Григорьева, в России необходимо установить «кинематографической суверенитет», начав производство собственного оборудования для съемки кино. «Когда всё это случилось, я подумал, что вот мы и поняли на самом деле, чего мы как индустрия стоим. У нас нет ни камер, ни программного обеспечения, ни оптики, ни штативов. У нас есть только реальность, которую мы можем запечатлевать», — подытожил он, добавив, что представителям культуры нужно донести эту информацию до руководства регионов и бизнесменов.
Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак ответил, что эта тема обсуждалась на Российской креативной неделе в Красноярске и представители власти уже взяли ее себе на заметку.
***
В завершение киносекции участники дискуссии обсудили открытие в области Школы креативных индустрий, идею о создании на территории Кафедрального собора инфраструктуры для киносъемок, а также глобальную проблему пиратства и нарушения авторских прав.
Руководитель Фестивальной дирекции Ольга Каверзина рассказала о запуске регионального портала «Культура39». «Его задачей на сегодняшний момент является сборка всей информации относительно событий в сфере культуры. Это и музеи, и спектакли, выставки: как государственные, так и какие-то частные. Поэтому мы надеемся, что это станет такой одной кнопкой, по которой турист или житель города сможет зайти и понять афишу, спецпроекты, которые существуют», — объяснила она. Помимо анонса событий, на сайте будет представлена информация о местной архитектуре. Кроме того, предполагается, что пользователи смогут посмотреть видеозаписи уже прошедших в городе мероприятий.
Текст: Марина Кошечкина
Фото: Александр Полищук
* Материал опубликован в рамках информационного партнерства.
Поделиться в соцсетях