RuGrad.eu

21 , 21:56
$100,22
+ 0,18
105,81
+ 0,08
24,37
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА

Сценический костюм - это и одежда, и элемент декораций, и, порой, доминанта действия

Алла Татарикова-Карпенко

Алла Татарикова-Карпенко, режиссер «Другого театра»:

28 июня 2012

О том, зачем ткани для платьев обжигают газовой горелкой, отчего у фрака Гофмана четыре хвоста и почему Вячеслав Зайцев в прошлой жизни был японским монахом, рассказала журналисту информационного портала Руград Ирине Шуриновой режиссер «Другого театра» Алла Татарикова-Карпенко.

- Алла Александровна, я вижу пометку «Мечты» на ваших эскизах, выставленных в зале. Вы мечтаете об одежде?

- Я мечтаю о спектаклях, в костюмах которых воплотились бы эти замыслы. Фантазия в чистом виде: за неделю до открытия выставки я села за стол, положила перед собой чистые листы и... остановилась, наверное, на тридцатом рисунке. Сейчас фантазии той недели собраны стопкой и стоят как ноты на пюпитре антикварного пианино в этом зале, посетители могут перелистывать, разглядывать, мечтать вместе со мной, ведь театр - это всегда игра со зрителем, он полноценный участник спектакля, даже еще не созданного. Некоторые эскизы забраны под стекло и помещены на стены. Вот, например, этот - надменные, холодные Арлекин и Пьеро и Коломбина, убегающая от них, эгоистов и эгоцентриков.

- Да, современная ситуация…На выставке много отсылов к карнавальным персонажам - я вижу в витрине венецианскую маску, на манекенах карнавальные одежды, где-то лежит веер, где-то полумаска с перьями, это не случайно?

- Важно было показать разные техники, разные подходы к сочетанию оттенков и фактур, разные стили, но карнавал – особое явление, захватывающее, поглощающее. А маска в витрине - не китайский пластиковый ширпотреб, настоящее папье-маше, целая коллекция привезена мною из Венеции, из мастерской Марио Пиэнотти. А вот фрак Гофмана, обратите внимание, сколько у него хвостов?

- Четыре! Я вижу, что все костюмы «Гостя» впали в легкое безумие гофманианы: у вашего Гофмана четыре хвоста на фраке, на его цилиндре примостилась птаха, у куклы Олимпии совершенно неровная юбка с ассиметричным кринолином…

- Огромное спасибо Татьяне Горовой, которая уже много лет умудряется воплощать в жизнь мои не всегда простые для реализации фантазии. Да и дотошная я в процессе, порой со мной трудно.

- Вы, Алла, известный перфекционист, любите подробность и точность в любой детали. Это просматривается во всех аспектах вашей работы. Сколько всего тут выставлено костюмов?

- Больше тридцати. Могло быть много и много больше, но я оказалась отрезанной от большей части своих эскизов и сшитого за последние десять лет сценического гардероба «Другого театра», - как известно, более десяти лет мы были муниципальным театром на базе «Дома искусств», однако, наш театр был закрыт «по сокращению штатов», а весь гардероб Другого театра и эскизы принадлежат ДИ. Грустно. Кто за ними, роскошными, живыми, любимыми там следит, как они хранятся, никому не нужные?.. Здесь, на выставке, – коллекция, которая является моей собственностью, и костюмы нашего последнего спектакля «Гость», поставленного уже после «сокращения». Между тем, в создание каждого наряда, каждой детали вкладывается столько времени, сил, энергии! Посмотрите, вот колет из спектакля «Леонардо» - мы обжигали ткань на газовой горелке, чтобы она «пошла пузырями».

- Имитируется то ли фактура старинных тканей, то ли позолоченной «жабьей шкурки». Но ткань стала совершенно неузнаваемой! Юбка магического «огненного ангела»-Анаэли собрана из десятков вычурных лоскутов, разных по фактуре и составу, поверх плотных деталей выложены тонкие кружева, отливающие металликом, рождая иллюзию золотого шитья. А вот – мелко изорванная «вареная» бязь, настроченная экзотическими цветами и листьями на грудь и плечи камзола Натанаэля, - морозный узор, иней? Действительно, просто экспонаты для музея!

- Ну, уж нет! Костюмы должны жить и работать! Они сделаны для того, чтобы в них выходить на сцену, создавать новые романтические, надбытовые миры! Когда я называла выставку «Музей плюс Театр — слияние пространств», совсем не имела в виду, что живое и дышащее должно упокоиться в музее, боже упаси! Напротив, мы приходим в музей, чтобы играть спектакли! Уже больше года живет этот проект. В прошлую Ночь музеев, в 2011 году, мы освоили большую площадку в Областном историко-художественном музее: 17 актеров и танцовщиков осуществили множество разнообразных театральных выходов в течение ночи. А недавно мы сыграли наши новые фантасмагории «Гость. Э. Т. А. Гофману.

Кстати, в музее «Фридландские ворота» начиная с конца июня проходит персональная выставка Аллы Татариковой-Карпенко «Музей плюс Театр — слияние пространств». Посетителям представлены тридцать комплектов костюмов на манекенах и иных конструкциях, фотографии спектаклей, авторские эскизы сценических нарядов, украшения, обувь, головные уборы и маски, которые «играли» в спектаклях «Другого театра». В рамках выставки 28 июня состоится калининградская презентация книги «Магистр,  или  Тайна восьми  жизней   Вячеслава   Зайцева», которую автор писала более двух лет. 

Алла Татарикова-Карпенко: Да-да, термин верен, костюм именно играет на сцене вместе с актером. В театре так и говорят: эта шляпа сегодня играет, а эти перчатки – нет. Я люблю костюмный театр. В моем сознании это сопрягается с драматургией романтизма. Я имею ввиду романтическое направление в слове: Шиллер, Байрон, Лермонтов и Гоголь, в отголосках у Тургенева, и дальше – Скриб и Уайльд, и конечно же Серебряный век… 

Фото - Ирина Шуринова.

Поделиться в соцсетях