«Zaz и врио "друга Володи"»: фоторепортаж с последнего дня «Калининград Сити Джаз»
3 августа 2015
Закрывая второй день фестиваля «Калининград Сити Джаз», генеральный продюсер Андрей Левченко извиняется перед собравшимися за то, что билетов на третий день фестиваля в кассах «скорее всего, не будет», и те, кто их успел купить заранее, — это «счастливые люди». Точнее, всё же было бы правильнее сказать, «удачливые»: билеты на финальный концерт были распроданы подчистую ещё задолго до начала самого мероприятия. И успели далеко не все. Очереди у касс — прямое тому подтверждение. За забором мест тоже нет. Узкая полоска земли забита людскими телами под завязку. У памятника Высоцкому не спеша прогуливаются бывшие члены областного правительства времён губернаторства Георгия Бооса: экс-министр сельского хозяйства Андрей Романов и его бывший заместитель Олег Гергель. Им удалось попасть в этот список «счастливых людей».
Причина такого ажиотажа просчитывается достаточно легко. Последний день фестиваля должна закрывать француженка Zaz. Комментируя такой выбор главного хедлайнера, оргкомитет фестиваля заявлял, что это вторая главная удача со времён, когда на сцену в Центральном парке удалось заманить Zucchero. Впрочем, если оценивать количество собравшихся, то даже, наверное, первая. Собственно, весь третий день проходит под знаком этой певицы. Даже большие буквы в промо-зоне фестиваля, которые раньше складывались в слово «Jazz», теперь складываются в «Zaz».
Впрочем, до её выступления ещё далеко. Первыми на сцену выйдут очередные гости из близкого зарубежья — литовская группа The Ditties. В отличие от других «гостей из ближнего зарубежья» — польского ансамбля Jan Konop Big Band, которые привезли в Калининград настоящий оркестр, с трудом помещающийся на сцене, литовцы обходятся самыми минималистичными средствами: контрабас, акустическая гитара и кларнет. Притом основной тон музыки задаёт как раз гитара. То есть получается почти что unplugged концерт. На второй песне к музыкантам присоединятся три очаровательные вокалистки с ярко накрашенными губами и в цветастых платьях. Кларнет сменится на какой-то литовский аналог гармоники, и выступление The Ditties из тихого, почти камерного, акустического сета превратится в настоящее кантри. Это в каком-то смысле идеальная группа для начала последнего дня фестиваля. Музыка у них совершенно не быстрая, напрочь лишённая хоть каких-то агрессивных ноток. Их песни — это идеальный саундтрек для того, чтобы неспешно выбрать себе местечко поудобней на склоне и дожидаться Zaz (потому что потом неспешно уже не получится и придётся конкурировать за место под солнцем). Со сцены звучит даже знакомый мотив «Утомлённого солнца», что, конечно, для русской публики удар ниже пояса.
Литовцев сменит «один из самых перспективных биг-бэндов Скандинавии» — датчане Six City Stompers. Их уже пытались привезти на фестиваль. Но тогда графики не совпали. На юбилейном «Калининград Сити Джазе» наконец-то всё срослось. Это куда более привычная для формата фестиваля история. На сцене действительно биг-бэнд. Но это опять же не сугубо академический джаз, который демонстрировали Jan Konop Big Band. Эстрадные нотки и мотивы отчетливо пробиваются сквозь выступление датских гостей. Неслучайно их фронтмен в интервью местным журналистам вспомнит и Луи Армстронга, и The Beatles.
Но всё-таки их выступление воспринимается как некая попытка «заморозить» время до того момента, как на сцену выйдет Zaz. И час «Ч» неумолимо приближается. Генеральный продюсер фестиваля Андрей Левченко рассказывает, что артистка привезла с собой из Франции несколько фур с аппаратурой и такого на фестивале никогда не было. «Я впервые увидела шкафы с гитарами», — признаётся ведущая Светлана Колбанева. У такого щепетильного подхода, впрочем, есть и обратная сторона. Артистке потребуется ещё как минимум 15 минут для настройки звука.
Организаторы тем не менее найдут, чем заполнить образовавшееся «окошко». На сцену выходит «отец-основатель» и «человек, без которого, ничего бы не было» Владимир Кацман. Президент фестиваля вместо речи начинает оправдываться, что говорить ничего не собирается, а просто хотел бы позвать на сцену друга (но не своего, а фестиваля) и «кандидата на пост губернатора» Николая Цуканова. «После такого представления сложно будет избираться…», — появляется на сцене врио главы региона. Выступление у него получается коротким. Да и из-за криков толпы ничего не слышно. Слышно только, что Владимира Кацмана он вроде бы по-дружески называет «Володя» и поздравляет всех собравшихся с праздником.
«Друзья, наступают несколько волшебных часов…», — сменяет Николая Цуканова на сцене Андрей Левченко. Ответом ему служат радостные крики. Люди, забывая про пледы и одеяла, оставленные на склоне, пытаются пробиться к сцене. Хотя места там уже нет.
Zaz появляется на сцене под перебор акустической гитары. Несколько раз отчётливо и громко звучит слово «Париж». На экране рядом со сценой появляется Эйфелева башня, над которой несутся тучи. Большая часть собравшихся, может быть, ничего у Zaz, кроме её главного хита Je Veux, и не знала, но теперь основательно прочешет дискографию артистки. Французский шансон совершенно не похож на русский (хотя всё равно есть легенда, что эту музыку придумали русские эмигранты). Основная роль здесь достается не хрипловатой гитаре, а роялю и духовым. Но всё равно это оказывается очень близко и понятно для этой самой «загадочной русской души».
К третьей песне Zaz, впрочем, превратит своё выступление в настоящий рок-н-ролл. Гитарист заиграет длинное соло, а сама певица будет метаться от края до края сцены в лучших традициях этой культуры. «Париж — это город смешивания культур», — запинаясь, начнёт объяснять по-русски певица. И спорить с ней совершенно не хочется.
Фото: Вадим Хлебников
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях