Проще всего для этого не включать в себе автора текстов и коротко написать: «Полтора часа спектакля "Оживающий город" оправдали муки поездк и позволили перенестись на время в более лучшую версию современного Гердауэна-Железнодорожного и, вообще, нашего общества, где, как оказывается, есть место романтике, хорошему вкусу, приключениям и празднику и это легально».
Короткие факты: это - новый проект режиссёра Аллы Татариковой-Карпенко и её команды, в которую входят сейчас влюблённые в Гердауэн-Железнодорожный люди самых разных профессий. 19 из них - непрофессиональные актёры, жители городка. “Оживающий город” - это спектакль-фантасмагория и спектакль-путешествие. Наблюдая за действием, 40 зрителей двигаются по улицам Железнодорожного, заныривают в его дворики, проникают в Кирху и даже танцуют на главной (безымянной) площади вместе с артистами. Танцуют под музыку, которая слышна лишь им - причастным к тайне зрителям и артистам. Ведь, чтобы в полной мере насладиться спектаклем, нужно надеть специальные наушники. Надеть и погрузиться в действо.
Спектакль идёт около двух академических часов, то есть час-двадцать по земному времени. Пролетают они незаметно. Реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Демонстрируется дважды в неделю. Участие - по билетам, стоимость их, наконец, не благотворительная, а нормальная, “рыночная”. Артисты будут получать гонорар. Это факты.
Однако нельзя взять спектакль сам по себе и рассказать о нём сухо, вне его контекста, вне истории создания и бытования, вне среды, где он разворачивается. Особенно “Оживающий город”, произведение необычное, но обыденность не отрицающее, а скорее - поэтизирующее красоту обычных эпизодах городской жизни, какими бы неправдоподобными они ни показались в первом приближении.
Итак, новая работа Аллы Татариковой-Карпенко. Создатель легендарного калининградского профессионального “Другого театра” в последние пару лет глубоко работает с актёрами непрофессиональными, обнимая своим творчеством Восток (с прописной буквы, потому что субрегион велик и надежды на его развитие тоже) области. В музее Гусева поставлены “Механика времени”, комедия "Обыватели" и иммерсивный спектакль “Понаехали”. Проект в Железнодорожном - новый уровень. Сюжет разворачивается там же, где играется спектакль - на улицах некоего оживающего города.
Сценарист Вячеслав Карпенко, и режиссёр, безусловно, город прячут. Не называют ни разу. Однако за счет того, что труппа на 99 % состоит из артистов-местных жителей, то в оживающем городе невозможно не угадать Железнодорожный-бывший Гердауэн.
В спектакле, в целом, нет человеческой устной речи. Все важные фразы говорит музыка, Нино Рота, Даниэль Лавуа, Филип Коултер. Авторы укутывают городок и зрителей "в ритмы и сцены " зарубежной
Я долго думала, откуда в действующих лицах “итальянки”, почему отдельные сцены “Оживающего города” прописаны как итальянские. В самом спектакле есть красивый ответ, но мне нравится другой: благодаря богатой традиции дружбы и культурного обмена между нашими странами в разные времена, через Горького на Капри, Тольятти на Волге, Челентано на киноэкране, комиссара Катани по телевизору, Сильвио Берлускони в новостях (его даже и с Калининградской областью, пусть и не напрямую, кстати связывает детективная история, но об этом в другой раз), Фредерико Феллини и Софи Лорен, другие легальные легенды сложно назвать более близкую по старой памяти для нормального русского человека страну Западной Европы. Возможно, согласятся с этим ответом не все. Но в моё сердце итальянские сцены попали и никак не уходят. (Нет, ну с чем тут спорить, в Калининграде до сих пор главный ресторан носит абсолютно итальянское название, и второй ресторан, который народный - тоже). Так что спасибо, спасибо Алла Александровна за этот щедрый взрыв итальянской “дольчевиты” в отдельно взятом городке.
Кстати о городке. Опять же: мог ли появиться “Оживающий город” в другом населённом пункте Калининградской области? В Калининграде - сразу нет, трансформации областного центра носят иной характер. Преображается Черняховск-Инстербург, меняется на глазах побережье. И всё-таки это другое. Прихожу к выводу, что нет, мог бы появиться, но звучал бы иначе. Ведь здесь в историко-культурную ткань города вплетены те нити-струны, на которых отчасти играется “Оживающий город”. Пишут, что именно из Гердауэна происходил прототип одного из самых запоминающихся героев сказок Гофмана. Загадочного старшего советника суда и умелого мастера Дроссельмейера, крёстного отца Мари из Щелкунчика. Того, что появлялся на часах в полночь вместо деревянной совы.Впрочем, ни Дроссельмейера, ни других узнаваемых гофмановских персонажей в сказке “Оживающий город” нет. “В наших планах вовсе не было осуществить постановку какого-либо произведения Гофмана. Но он незримо с нами”, - поясняет команда проекта “Оживающий город” в программке спектакля.
Кто же есть, кроме итальянцев: горожанки-Дамы, Ключник, Мастер, его создание - Кукла, Пенни-фартингист, а также Джокеры на ходулях, флагисты и, конечно, гофмановские мыши. Не пытайтесь заранее угадать, чем они все будут заняты. Сотворением ли сказки об оживающем городе или его непосредственной моральной реанимацией - это будет красиво, даже остроумно.
А внимательный зритель увидит в одной из самых трогательных сцен спектакля добрую сатиру на день сегодняшний. Так что будет совсем неправильным сказать, что “Оживающий город” уводит зрителей и артистов в какие-то грёзы, вовсе нет. Спектакль старается связать существующий город с одним из возможных для него, да и для нас, идеальных “настоящих времён”. Дополнительной связи с реальностью добавляют обычные жители Железнодорожного, не артисты, просто те, кто выходит из своих подъездов с кошками и лукошками в разгар сцены, кто застывает, открыв рот не по сценарию, глядя на разворачивающееся на пороге действо... это чем-то похоже на фильм Кустурицы и смутно обещает, что однажды и эти граждане станут героями фантасмагории. И если так, то пусть это будет фантасмагория в постановке Аллы Татариковой-Карпенко.. её доброму таланту это по силам.
Русская провинциальная реальность часто похожа на страшную сказку, в которую не хочется верить. Почему бы для разнообразия эмоционального и эстетического опыта не поверить в сказку “Оживающего города”? Восхищение и смех - это лекарство против страха. И это лекарство продаётся без рецепта, возрастные ограничения 0+.