Газета "Дворник"
отзывы: 0
На базе школы алгоритм не работает
Екатерина Ткачева
отзывы: 0
Блошиный рынок обострили до митинга
Вадим Еремеев
отзывы: 0
Центр Калининграда или скверик
Мария Пустовая
отзывы: 0
Город-театр: зрительский опыт в Железнодорожном
Борис Овчинников
отзывы: 0
Back in the USSR (Назад в СССР)
Oko Solomonovo
отзывы: 0
Нужно действовать! (видео)
Сергей Шерстюк
отзывы: 0
Энергобезопасность, ЖКХ и многострадальный Балтийск
Соломон Гинзбург
отзывы: 0
Портрет губернатора
Анна Пласичук
отзывы: 0
«Кошмар блошиного рынка»
Алексей Елаев
отзывы: 0
О повестках и программах: что кандидаты нам готовят?
Василий Британ
отзывы: 0
Жил-был «Домсовет». (то ли сказка, то ли быль)
Георгий Деркач
отзывы: 0
Снова об историческом центре нашего города
Илья Воробьев
отзывы: 0
«Тени Тевтонов»: Суждения о книге писателя Иванова
Никита Кузьмин
отзывы: 0
Роскомнадзор отказался от иска о блокировке RUGRAD.EU
Арсений Махлов
отзывы: 0
Про калининградский протест и правоохранителей
Аллеи Калининградской области
отзывы: 0
Пора сажать!
Дулов Владимир
отзывы: 0
Красивый и полезный отдых в Калининградской области
Екатерина Ткачева
отзывы: 1
Как из националистов не сделали террористов
Гражданский проект
отзывы: 1
Дело пожарных (видео)
Беник Балаян
отзывы: 2
Необоснованные и необдуманные шаги организации защиты Калининградского побережья Балтики
Экологический патруль
отзывы: 0
#леспобеды2019


  • Архив

    «   Сентябрь 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30            

Всем, кто помнит Элвиса.

Это рок-н-ролл, детка: 35 лет назад не стало Элвиса Пресли

Уважаемый редактор - может лучше про реактор?..

СК проверит полицейских, рассказавших прессе об оборотнях

Зачем был нужен Ринго Старр.

Общество садоводов как фрагмент биографии "битлов"

Зачем калининградцам фестивали?

Был сегодня в студии ГТРК «Янтарь» на записи программы по теме:  Нужны ли Калининграду фестивали, и если нужны – то кому? Практически все сошлись на том, что нужны, и нужны и простым людям, и музыкантам – художникам – фотохудожникам – народным промыслам – актерам – поэтам… и рестораторам… и  турфирмам… и администрации города… и симпатичному министру культуры. Я лично встал и сказал, что людей нужно вырывать из лап телеящиков и компьюторов всех мастей, необходимо живое общение всех возрастов с разными формами культуры, иначе люди перестают быть людьми. И спрашивать – зачем нужен конкретный (и удавшийся!) праздник на Острове – то же самое, что спрашивать: зачем живому индивидому рука, нога или голова поотдельности. Живого полноценного организма не получится. А ведь мы еще хотим быть привлекательным европейским городом! – Тогда нужно, чтобы круглогодично, и чуть не ежедневно проходили бы в Калининграде разные праздники и для разных аудиторий. Тогда и свои жители будут улыбчивей и добрее, и иностранцы с иногородними будут приедут к нам, как в Бразилию или Германию. А власти города должны для этого создавать все условия (это Андрей Феоктистов сказал).
А я тем временем думал – ведь у нас в отдельно взятом Репортере практически каждый вечер – это фестиваль! И мое Радио Марс – уж точно фестиваль фестивалей! Так что смотрите на ГТРК "Янтарь" запись программы "Новости культуры", следите за афишами Репортера – и до скорых встреч! Ваш Виктор Марс.

Даешь дороги без "пробок" - ВИПы - на мотороллеры!

Актер Жерар Депардье побил водителя автомобиля, с которым столкнулся его мотороллер
По другим источникам, 62-летний Депардье ехал вообще на скутере!

"Для большинства американцев русские сродни инопланетянам. Они их никогда не видели и если и имеют какое-то представление, то оно сформировано СМИ, где зачастую каша полная."

«У них что-то с головой у этих русских»
Взгляд на Россию и её жителей глазами культурного европейца
В августе этого года, во Львове и Киеве прошли презентации украинского перевода книги (кроме украинского эта книга переведена еще на 10 языков) финской журналистки Анны-Лени Лаурен «У них что-то с головой, у этих русских». Её автор четыре года прожила в Москве и Санкт-Петербурге, работая специальным корреспондентом телеканала YLE, что позволило ей глубоко ознакомиться не только с официальной жизнью нашей страны, но и с культурой, отношениями людей и отчасти нашей историей.
Хотя у нас книга была издана ещё в декабре 2009 года, её презентация у наших соседей вызвала новую волну интереса и в России. Первоначально после своего издания работа получила довольно противоречивые отзывы и от критиков и от читателей: от мнения, что финская журналистка «как нельзя более точно подметила все национальные особенности русских», до «автор чем-то обижен на Россию». Так и сейчас в СМИ появились публикации, производящие впечатление, что книга представляет собой некое собрание русофобских мифов и представлений в глазах европейца.
Корреспондент «Свободной Прессы» решил лично выяснить, как признания автора в любви к России сочетаются с подобными взглядами. Какое же впечатление о нашей стране складывается у западного европейца – человека, с совершенно иным типом воспитания, культурой и историей после того, как он несколько лет проживёт в нашем обществе? Результат оказался совершенно неожиданным.
Книгу условно можно поделить на несколько блоков:
Об отношениях между мужчинами и женщинами
Значительная часть произведения посвящена русским мужчинам, женщинам и их взаимоотношениям. «Русским женщинам присуще то очарование, которое резко отличает их от других женщин, особенно скандинавских. Это качество может привести мужчин-иностранцев в совершенный восторг. Особенно скандинавских мужчин. Мои финские друзья-мужчины чуть шею себе не свернули, когда навещали меня в Москве: здесь слишком много стильно одетых девиц на выданье, их можно рассматривать постоянно».
«Мои русские приятельницы очень мало говорят о сексе. Постельные подвиги мужей и бойфрендов не являются у (русских) подруг темой для обсуждения в такой же степени, как, например, в Финляндии. Неразрешимая загадка: почему русские женщины тратят столько энергии на то, чтобы выглядеть сексуально, и при этом никогда не говорят о сексе?.. Некоторые утверждают, что русские женщины одеваются как проститутки. Это неправда. Тут бывает по-разному... Юбок короче, чем в Москве, я не видела никогда. Вполне естественно, что в стране крайностей должно проживать множество девушек, считающих, что юбке положено еле-еле прикрывать трусы. Даже при минусовой температуре».
В качестве едва ли не основной проблемы женского пола автор описывает трудности с нахождением себе такого мужчины, который бы: а) не пил, б) имел работу и в) был не женат. «В России избыток красивых, хорошо образованных, компетентных женщин – и недостаток непьющих работающих мужчин».
На этом фоне журналистку особенно возмущает неравенство между полами: «Русское общество демонстрирует мужской шовинизм весьма откровенно и устойчиво. Например, в порядке вещей писать объявления о приеме на работу следующим образом: «Требуется секретарь, женщина, до 25 лет, рост не ниже 175 см».
Но, несмотря на свой эгоизм, по её мнению, русские мужчины воспринимают женщину как существо более высокого порядка. «Женщины вообще считаются более культурными, образованными и утонченными, чем мужчины, – даже при том, что они в то же время эмоциональны и слабы, и поэтому им нельзя доверять ответственные дела». Русские мужчины настолько галантны, что автору пришлось привыкать к тому, что ей придерживают дверь, платят за чашку кофе или помогают положить тяжелые сумки на полку, совершенно не преследуя цели завести с ней интрижку. После такого обхождения в нашей стране иностранка невольно начинает воспринимать жителей Скандинавии как неотёсанных варваров.
Но считать, что мужчины в России доминируют всегда и во всём, является глубоким заблуждением. Слабый пол лишь притворяется таковым, а на самом деле нарочно даёт мужчинам почувствовать собственную значимость и важность, в то время как они уже давно достигли вершин манипулирования русскими мужчинами и добиваются своих целей хитростью. «Жизнь становится легче, если хотя бы поддерживаешь представление о себе как о слабой, беспомощной и нуждающейся в мужской опеке». И вообще, если бы не русские женщины, Россия бы уже давно пошла на дно».
В целом, заключает финская журналистка, и мужчины, и женщины довольны своим положением и ролью в обществе, так что почвы для феминизма в нашей стране нет никакой.
О русской культуре
В мировом кинематографе и СМИ русских нередко выставляют не в самом лучшем облике. В этом вопросе книга Анны-Лени Лаурен является редким исключением. Финская журналистка нередко с таким восторгом рассказывает о высоком культурном уровне русских людей, что невольно берёт гордость:
«В России культура, поэзия и литература встроены в жизнь. Никакой не стереотип, а совершеннейшая правда, что все читают Пушкина в школе и к тому же большинство в состоянии цитировать его. И не только Пушкина – Русская литература настолько важный предмет в школе, что большинство моих русских ровесников знают всех крупных классиков и вовсю цитируют Некрасова или Блока. Это относится не только к тем, кто интересуется культурой, но и к тем, кто не открывал книгу с тех пор, как закончил школу».
Автор пишет о том, какое изумление она испытала, когда на одном из телеканалов увидела, как в передаче идёт обсуждение образа Душечки из романа Чехова: «Меня поразило, что русские все еще настолько живут в своей классике, что обсуждение созданного Чеховым в XIX веке персонажа может пробудить такие страсти».
«Русская культура безгранично богата и животворна. Ее вклад в мировую литературу неоценим. Я уверена, что одна из причин этого именно в коллективизме. Он формирует общество, где одни и те же произведения читаются достаточно большим числом людей, благодаря чему вокруг литературы возникает живая дискуссия. Классики в России — это настоящие классики, а не нечто, существующее только в энциклопедии: люди действительно читают их произведения. Это придает им больший вес, чем многим западным классикам».
«В Москве полно киосков под названием «Театральная касса»… такая система работает только в стране вроде России, где интерес к культуре столь велик, что имеет смысл покрыть сетью театральных киосков весь город».
Поражается она также и искренности, с которой русские люди интересуются жизнью друг друга, глубине чувств и эмоциональности русского человека.
«Русские говорят о жизни, о любви и смерти, о друзьях и врагах, родных и близких, о войне, насилии и ужасах, о литературе, поэзии и призраках, о пожарах, катастрофах и китайской мифологии. Они никогда не говорят о приземленном. Они всегда увлечены и захвачены темой беседы.
«Прежде всего, они очень любопытны. Если ты – единственный финн за столом, приготовься к тому, что тебя забросают вопросами. В чем секрет линии Маннергейма? Почему ты говоришь по-шведски, ты же родилась в Финляндии? Почему в Финляндии все так тихо, спокойно и хорошо устроено? Почему у вас такие гладкие дороги? Как здорово, что Финляндия решила не вступать в НАТО! Мы, конечно, знаем, что это мы начали Зимнюю войну, но следующая война была вашей ошибкой!»
Большое внимание уделяется коллективизму, который, по мнению журналистки, присущ русским людям. Решили устроить пикник пожарить шашлык? Значит неважно, что льёт дождь и холодно – главное, что все вместе! Решили добраться из одного конца города в другой? Неважно, что в три раза дольше – главное дольше будем оставаться вместе! Решили посмотреть достопримечательности города? Неважно, что не можем решить, куда ехать и за день посещаем лишь одно место – главное, что все вместе и все довольны!
Но у нашей культуры, по мнению журналистки, есть и другая сторона.
«Россия – земля обетованная материализма. Большинство молодых русских почти не помнят социализма, но жажда обладать вещами, которых раньше было не достать, словно передалась по наследству».
Москва – город в высшей степени несентиментальный. Каждый занят только тем, как заработать больше денег. Люди здесь озабочены вопросом выживания, т.к. Россия благоволит только сильным, а слабых выбрасывает на самое дно жизни. В этой гонке «жители Нью-Йорка нервно курят в сторонке».
Не обходит автор и проблему алкоголизма в нашей стране. Её она называет главной причиной, по которой русские мужчины живут в среднем 59 лет (в то время как женщины – 73). Что удивительно, даже здесь при всех негативных социальных явлениях, которые в действительности вызывает этот порок, финская журналистка говорит о нём в положительном ключе:
«В конце недели в парках часто встречаются компании попивающих пиво подростков.… В этих подростковых компаниях часто пьют пиво или водку с соком из пластиковых стаканчиков. Хотя русские подростки весьма охотно употребляют спиртное, я редко вижу, чтобы они, напившись, вели себя так же буйно, как, например, их ровесники из Хельсинки. Пьяные в стельку подростки, которые шатаются по центру и мочатся посреди улицы, — довольно частое зрелище вечером пятницы или субботы почти для любого среднего финского города. Русским же подросткам совсем не интересно агрессивно орать, разбрасывать бутылки или справлять естественные потребности на тротуаре. Вместо этого они часто сидят рядышком, играют на гитаре и поют. По мне, их благовоспитанность просто бросается в глаза.
Я полагаю, что причина этому одна: многовековая культура употребления водки в России. Речь идет именно о культуре, не больше и не меньше. Абсолютно каждый знает, как вести себя во время застолья и на лавочке в парке, потому что люди собираются, чтобы выпить и повеселиться вместе, с акцентом на «вместе». Коллективистская русская культура одерживает убедительную победу над индивидуалистической финской, равно как и над этой депрессивной манерой пить в одиночку».
О советском прошлом и Второй мировой войне
Но если автор книги о России говорит о ней столько хорошего, то чем же вызвана критика в её адрес?
Одной из причин целиком является глава «День Победы». Госпожа Лаурен сама неоднократно подчёркивает, что этот праздник занимает в сознании русского человека огромное место, даже восхищается этим, но вместе с тем совершенно иначе оценивает значение подвига победы советских людей во Второй мировой войне:
«Часто мне бывает горько оттого, что в День Победы возникает ощущение какого-то массового психоза и единственной целью становится прославление военной мощи Советского Союза. Понимания того, чем обернулась для Восточной Европы победа Советского Союза, нет. Понимания того, что многие из тех двадцати семи миллионов, кто пожертвовал собой во время войны, погибли зря, так как руководству было наплевать на потери, — тоже нет. Есть только некое расплывчатое, но стойкое представление о принадлежности к народу, который избавил Европу от зла и страданий».
«День Победы окружен ложью, которая ощущается тем острее, чем напыщеннее мероприятия. Ведь именно Вторая мировая война продемонстрировала слабость советского руководства. Москва сумела выстоять только благодаря нескольким компетентным генералам и практически безграничным людским ресурсам: погибших на фронте солдат просто заменяли новыми. Советское руководство посылало на фронт миллионы солдат в качестве пушечного мяса — без подготовки, без достаточного количества оружия, боеприпасов и приличного обмундирования. Во время войны погибли от 20 до 30 миллионов советских граждан — это превосходит потери всех участвовавших в войне государств. Огромная часть этих потерь не была вызвана какой-либо естественной необходимостью — она была вызвана исключительно некомпетентностью.
Невозможно представить себе все те беды, которые коммунизм принес России; коротко же можно сказать так: коммунизм разрушил русское общество и русскую экономику. Это главная причина того, почему Финляндия сейчас живет гораздо лучше России, хотя в России коммунизм рухнул еще в 1991 году. Но русские так и не осознали этого до конца».
Вероятно, именно в этой главе становится очевиден тот водораздел, который проводит ясную границу между русским человеком и европейцем. Наверное, нет другой области мировой истории, о которую сломано больше копий, чем Вторая Мировая Война. Так буквально неделю назад Европарламент принял решение ежегодно отмечать 23 августа как День памяти жертв тоталитаризма. Вскоре и США опубликовали заявление, в котором ответственность за развязывание Второй Мировой возлагается на СССР. Именно в эту дату между СССР и Германией было заключено соглашение о ненападении «Пакт Молотова-Риббентропа». То, что за год до этого был подписан аналогичный документ между Великобританией и Германией - «Мюнхенское соглашение», в Европе во внимание не принимается. Идеологизация вопроса в ущерб действительным фактам истории мало у кого может вызвать сомнения.
Можно много писать о спорности утверждений и оценок автора по вопросу победы СССР во Второй Мировой войне и о его откровенных попытках представить коммунизм хуже фашизма, однако это отдельная тема для другой статьи.
Чиновники, власть, бюрократия
Рассуждая о системе государственной власти в России, финская журналистка указывает на её пороки, столь знакомые русскому человеку, а также поражается тому, насколько в нашей стране не уважают чиновников и сотрудников правопорядка.
«В сегодняшней России больше государственных и муниципальных служащих, чем когда-либо со времен падения Советского Союза. Треть всего трудоспособного населения – 25 миллионов человек – занята на государственной или муниципальной службе. Результатом могло стать и стало только одно: коррупция укоренилась как никогда, и самое простое дело, которое нужно решить с государственными или муниципальными властями, оборачивается бумажной волокитой, эффективнейшим образом пресекающей попытки русских соблюдать закон. Зачем подчиняться дурацким правилам, если они существуют лишь для того, чтобы канцелярским крысам было чем заняться?»
По мнению автора, наша власть (которую она иначе чем «путинский режим» не называет) создала армию чиновников исключительно с целью установления тотального контроля за населением, чтобы исключить любую угрозу себе с его стороны.
Этим же объясняется и чрезвычайно жестокая реакция власти на любое выступление оппозиции, которая, по словам журналистки, не пользуется в нашей стране почти никакой поддержкой со стороны широких масс. Но эти неуклюжие действия приводят лишь к обратному результату – увеличению внимания со стороны мировой общественности: «Вскоре можно было констатировать, что число журналистов на демонстрациях приближается к числу демонстрантов. Это выглядело несколько абсурдно. Если бы Кремль позволил демонстрантам митинговать спокойно, западные журналисты постепенно потеряли бы к ним интерес, но теперь присутствовать при любом выступлении диссидентов стало делом чести для всех верных своему долгу корреспондентов из Европы, США и Японии».
Из книги выходит, что русские живут при настолько авторитарном (если не сказать тоталитарном) режиме Путина, что любое неугодное власти действие может привести человека за решётку.
Вообще из описания власти в России складывается впечатление, что она занимается осуществлением всего нескольких функций: а) вымоганием как можно большего количества денег у простых людей; б) созданием ему как можно большего числа препятствий в осуществлении жизнедеятельности; в) осуществлением за ним тотального контроля. Но несмотря на это делается парадоксальное заявление: «Средний класс в России увеличивается постоянно, все больше людей приходит к благосостоянию благодаря нормальной работе».
Так как, по мнению финской журналистки, в России любой представитель власти чуть ли не враг простого народа, то «Любой русский знает, что правила существуют не ради всеобщего блага; они суть бессмысленные выдумки мелкотравчатых бюрократов. Обычного для скандинавов представления о моральном императиве, который заставляет следовать закону, в России не существует.
Нет никаких моральных императивов – есть только разные способы выжить в ненадежном, несправедливом и непредсказуемом обществе. Поэтому русские, прокладывая свой путь в бурном море общественной жизни, даже не помышляют о всеобщем благе. Они думают лишь о благе своем и своих близких».
Глядя на отношения представителей власти и обычных граждан, госпожа Лаурен пытается понять, как же так выходит, что он её в большинстве своём поддерживает:
«Русские обожают Путина, потому что он не осуждает советскую историю. Коммунистический режим погубил по меньшей мере 120 миллионов человек: во время массового голода на Волге и в Украине, раскулачивания и насильственной коллективизации 1920-х годов, Большого террора, развязанного Сталиным в 1930-е годы. Не говоря уже об ужасающем количестве совершенно ненужных жертв во время Второй мировой войны, к которым привела некомпетентность руководства. Но многие русские все равно не хотят осуждать советское наследие. Удивительно – но это так».
«И все-таки русские выбрали этот путь. Как журналист, я обязана быть критичной по отношению к тому, что я вижу. Но я и не могу работать в этой стране, постоянно задаваясь вопросом: почему они поступают не как мы? Почему они не такие, как мы?
Мы не хотим, чтобы русским нравился Путин. Но они упорствуют в своей любви. Мы считаем, что русским следовало бы устроить оранжевую революцию и свергнуть кремлевскую власть. Они же хотят сохранить нынешний режим ради спокойствия в обществе. Мы полагаем, что русским женщинам следовало бы побольше думать о равноправии и поменьше – о том, как угодить мужчинам. Но они держатся именно последнего».
Зато как настоящий журналист автор заключает: «Одно, по крайней мере, является фактом: Россия не такая, как мы. Россия никогда не станет такой, как мы. И наши попытки понять Россию исключительно с нашей западной точки зрения никуда нас не приведут».
О том, насколько стереотипно и идеологизировано представление о России и ее жителях на Западе, корреспондент «Свободной Прессы» поговорил с главным редактором портала ИноСМИ.ру Мариной Пустыльник:
— Естественно некие стереотипы присутствуют и пропагандируются. Очень распространено мнение о том, что русские «на лицо ужасные, добрые внутри»: на улицах все ходят мрачные, и никто тебе никогда не поможет, пока тебя не узнает. Но стоит познакомиться с ними поближе, и русские открывают всю широту своей души. Нельзя сказать, что это представление буквально популяризируется, но когда в западной прессе появляется материал о российском обществе или путевые заметки, такое представление присутствует практически всегда.
«СП» – Сегодня в западных СМИ и кино можно заметить два противоположных образа русского человека: один, что русские все поголовно пьют и, мягко говоря, не очень культурны, другой – представление о русском человеке как об интеллигенте – носителе культуры Чехова, Достоевского и т.д. Какой из них сегодня более популярен?
— Я не могу сказать, что образ русского как некультурного варвара сегодня востребован или популярен. В Штатах недавно на экраны вышло шоу «Матрешки», которое, с одной стороны, является собранием типовых представлений о русских людях: покупки в магазинах по 20 тысяч долларов за колечко, шубы, загары, бани, водка за обедом и т.д. Но с другой, во всех рецензиях критиков признается, что это глупые стереотипы о русских, которые не соответствуют действительности.
Если говорить о киноиндустрии, то следует учесть, что Россия становится для Голливуда одним из основных рынков – все большая часть его доходов приходится на Россию. И т.к. Голливуд «идет за деньгами», в ближайшее время мы вряд ли увидим Ивана в валенках на космической станции.
«СП» – Можно выделить какие-то наиболее идеологизированные области?
— Вероятно, нарушение русскими людьми интеллектуальных прав собственности. Хотя у китайских хакеров репутация гораздо хуже. Русские специалисты в Америке ценятся, и все понимают, что и Apple, и больше половины Кремниевой Долины состоят из выходцев из России. С другой стороны есть популярные городские легенды, что русские пьют водку на обед, совершенно не беспокоятся о безопасности, например, в части полетов.
Интересной иллюстрацией этого является недавняя статья из газеты «New-York Times» про российский самолет Сухой Super Jet. Интересной является даже не столько сама статья, сколько комментарии читателей, которые в каком-то смысле иллюстрируют то, как мыслит среднестатистический американец. Например: «Прежде чем Россия будет продавать свои самолеты и другую продукцию в другие страны, она должна сначала решить свои социальные проблемы. Никому не нравится покупать вещи у отсталых стран, у которых проблемы с коррупцией, националисты, неонацисты, мракобесы, расисты».
И это действительно популярный подход. В западной прессе в основном пишут о том, насколько в России распространен расизм: негров избивают, а футболистов оскорбляют во время матчей. Постоянно пишут о том, что везде коррупция, проблемы с правами человека, а ситуация с безопасностью полетов вообще ужасная, поэтому с Россией либо вообще не надо иметь дел, либо делать это очень осторожно.
Для большинства американцев русские сродни инопланетянам. Они их никогда не видели и если и имеют какое-то представление, то оно сформировано СМИ, где зачастую каша полная.
«СП» – Представление о нас отличается в среде европейцев и американцев?
— Да. Для американцев Россия просто дальше, поэтому для среднестатистического американца она не так уж и интересна. Для европейцев мы более интересны, вероятно, потому что мы ближе и имеем связанную историю. В Великобритании подход похож на американский: «Пока вы не будете вести себя цивилизованно в нашем понимании, мы с вами делать бизнес не будем». В остальной Европе, в Германии и во Франции, к России гораздо более прагматичное отношение: давайте мы будем работать и постепенно прививать вам наши ценности.

Подводя итог всей книге, можно сделать вывод, что наибольшую ценность представляют наблюдения автора о жизни в России: о людях, нравах, культуре и наших проблемах. Многое из того, о чём пишет финская журналистка, приятно и даже льстит русскому человеку или представляет нас лучше, чем мы есть (например, рассуждения о высокой культуре потребления алкоголя), популяризует образ интеллигентного русского на Западе. С другой стороны, качество книги стремительно падает, когда автор начинает рассуждать о предметах явно идеологизированных, спорных или в которых очевидно не разбирается: значение победы СССР во Второй мировой войне, значение коммунистического строя, утверждения о необходимости установления в России демократии с указанием на примеры революций в Грузии и на Украине. В целом книга очень интересна с точки зрения того, как Россия и её жители выглядят в глазах европейца, прожившего среди нас несколько лет.
Закончить можно философским рассуждением автора:
«Мне не хочется признавать этого, но, может быть, русские, несмотря ни на что, правы? Может быть, «загадочная русская душа» существует на самом деле. Иначе как можно было пережить монгольское иго, царское самодержавие, советский террор, посткоммунистическое беззаконие и хаос?
Глубокая, теплая, сильная и живая русская культура прошла через бесчисленные круги ада. Ее мучили, ломали, избивали и подвергали бесконечному систематическому разрушению. Но не сломили ее.
Русские и сами этого не понимают. Они собираются провести следующие тысячу двести лет в попытках понять свое собственное существование.
Безуспешных, разумеется».

Вести с марса. Выпуск №10

Вести с Марса - ХХI век.

«Моя музыка — не земная, она космическая, она раскрывает философскую схожесть всего
живого. И если многое в симфонии для человека трудно — не беда, может, именно это придётся по вкусу иным мыслящим существам».

Сергей Снегов, «Люди как боги».

Здравствуйте, дорогие мои читатели. Мы немножко забыли в суете будней, что живем
уже в ХХI веке – времени, о котором только грезили обитатели Советского Союза, и о котором с тревогой размышлял великий фантаст Рэй Бредбери (смотрите наш выпуск №1). И вот на днях, 6 августа, на поверхность Марса успешно опустился очередной космический робот NASA, запущенный США в ноябре 2011 года. Аппарат уже не первый по счету, но имеющий самую современную лабораторию по поиску следов жизни на красной планете; изучению геологии, атмосферы и климата, а главное - был ли когда-то Марс пригоден для жизни, и есть ли на нем места, пригодные для жизни сейчас. Камера «Curiosity» передала первые снимки и панораму планеты, никаких марсиан пока не появилось. А я, рассматривая унылую оранжевую поверхность, вспомнил намного более интересную историю – историю появления так называемой «космической музыки» у нас на Земле.

Точного определения «космической музыки» не существует. Критерии атмосферности
и футуристичности у каждого свои. В то же время отрицать широкий круг исполнителей,
ассоциирующих себя с космосом и научной фантастикой, тоже нельзя. Термины «спейс-рок»
и «спейс-диско» прочно прижились в музыке. Наконец, к научной фантастике обращаются
музыканты вполне традиционных жанров, а за этим нередко следуют и перемены в их стиле.

Переломными в этом плане в музыке стали 60-е годы ХХ века. Появились новые жанры,
новые молодёжные субкультуры — хиппи, битники. Молодёжь искала откровений в музыке и в литературе, зачитывалась Толкиеном, Гербертом и Уильямом Берроузом. Чувство новизны витало в воздухе. Появлялись новые инструменты — электроорган Хаммонда, меллотрон, были взяты в руки некогда забытые народные ситар и флейта, были разработаны новые технологии звукозаписи. Не удивительно, что фантастика и музыка быстро нашли общий язык.

Я уже рассказывал про творчество английской группы «Pink Floyd» и ее первого автора
Роджера Сида Баррета. К несчастью, безумного гения Баррета хватило всего на два альбома,
после чего злоупотребление химикатами стало плохо сказываться на его психике. Но звук,
который придумали ребята, остался классическим и узнаваемым до сих пор.

Активно разрабатывался не только саунд, но и сама тема космоса. Еще один британский
певец Дэвид Джонс, взявший псевдоним Боуи, взлетел из безвестности к вершинам славы
стремительно, как Гагарин на орбиту. Первая же его песня «Space Oddity» была использована телекорпорацией BBC в трансляции посадки «Аполлона-11» на Луну. Так балладу о пропавшем в космосе астронавте Томе услышал весь мир. И хотя от спейс-рока в ней было немного, а в последующих работах Боуи стало и того меньше, это никого не смущало. Что Боуи недобирал в музыке, он с лихвой компенсировал в шоу. Когда этот «черт» выходил на сцену, бабушки крестились и убегали, а девушки визжали от восторга. Тонкий, гибкий, со «стеклянным» взглядом — левый глаз Дэвид повредил в драке — он выглядел настоящим марсианином, существом не от мира сего.

На альбоме «Ziggy Stardust» Боуи подвёл под образ легенду: он — музыкант и пророк Зигги Звёздная Пыль, прибыл с Марса спасти Землю песнями о любви и мире (видимо, близкий родственник нашей Жанны Агузаровой).

David Bowie- Space Oddity Original Video (1969)



К середине-концу 70-х прогрессивная музыка Англии пошла на спад. Последний из могикан,
Алан Парсонс выпускал в 80-е альбомы, сочетавшие прогрессив-рок с электроникой, используя фантастическую тематику. Бывший звукоинженер «Pink Floyd» понял главное: нельзя вступать в легионы подражателей. Его альбом «I Robot» — лучшая музыкальная адаптация книги Айзека Азимова.

«The Alan Parsons Project» - I Wouldn't Want To Be Like You



В Германии дела обстояли иначе: там появилась целая волна групп, которую называют краут-рок (от прозвища немцев «kraut», что-то вроде «фриц-рок»). И хотя фантастикой из них увлекались немногие, краут-рок сыграл другую важную роль — родоначальника европейской электронной музыки. Если рок и джаз вышли на стадионы из подвалов, то электронная музыка начиналась свысока. Экстравагантные композиторы-авангардисты, гениальные инженеры и их «адские машинки» — первые синтезаторы и вокодеры, как всё это было далеко от нынешних ди-джеев!

С появлением в 1970 году мини-синтезатора Moog электроника стала доступным и модным
новшеством на сцене. Неудивительно, что многие исполнители нацелились творить музыку
будущего. Корни электронной музыки растут из немецкой психоделии.

В начале 1970-х берлинская группа «Tangerine Dream» выделилась на фоне краут-рока
полностью электронным звучанием, в котором практически не было партий гитары. Сложная, лишенная привычной мелодии и композиции, их музыка была так необычна, будто её писали неземные существа. «Tangerine Dream» с удовольствием заигрывали с фантастикой, называя композиции «Альфа Центавра», «Рождение Плеяд» или «Восход в Третьей Системе». Хотя в своё время группа не была должным образом воспринята массами, со временем она заслужила культовый статус пионера электроники.

«TANGERINE DREAM» - Hyperborea



Пожалуй, первой электронной командой, добившейся коммерческого успеха, стала «Kraftwerk» из Дюссельдорфа. И немудрено: группа не меньше, чем музыке, уделила внимания имиджу и сценическому шоу. В отличие от берлинцев, «Kraftwerk» производили куда более простую, минималистичную музыку с «механическим» битом. Это напоминало соло на трансформаторе под стук конвейера — фактически, они открыли индастриал–саунд. Темы альбомов были соответствующими: роботы, компьютеры, заводы. Всё творчество немцев прошло под девизом «Технология — не враг, а слуга человека». Для фантастики «Kraftwerk» останутся авторами лучшего гимна роботам — песни «The Robots», для танцпола – родоначальниками стиля техно.

«Kraftwerk» - The Robots



К концу 70-х немцев потеснили энтузиасты из Франции, самым ярким из которых, безусловно, стал Жан - Мишель Андрэ Жарр. Рождённый в семье кинокомпозитора, Жарр, казалось, был обречён жить в мире академической музыки. Вместо этого он увлёкся синтезаторами, в то время ужасно редкими и дорогими. На первых порах француз выводил на них настолько авангардные вещи, что дотерпеть их до конца могли только закоренелые эстеты. Он также попал в Книгу рекордов Гиннеса, когда сначала выпустил пластинку «Music for Supermarkets» тиражом всего в одну пластинку, а затем через неделю проиграл по радио весь альбом со словами «Грабьте меня!» (кто не знает – тогда музыкальные треки переписывали на магнитофон с радиоэфира).

Революция состоялась в 1976 году с выходом альбома «Oxygene». Атмосферные переливы
синтезатора и терменвокса, поданные с размахом симфонической музыки, быстро полюбились самой широкой публике. А альбомами «Equinoxe», «Rendez-vous», «Chronologie» Жан-Мишель окончательно прибил своё имя на доску почета космической электроники. Вдобавок Жарр прославился постановкой фантастических лазерных шоу и использованием футуристичных инструментов — таких, как лазерная арфа на фотоэлементах.

Jean Michel Jarre - Oxygene part VI (1976)



Вскоре музыка сделала ещё один «маленький шажок» в сторону фантастики. В 1977 году на
танцплощадках Парижа появились странные люди, одетые в скафандры с глухими забралами.

Назывались они «Space», а командиром экипажа был Дидье Маруани. Подобно Жарру, «Space» делали упор на неземные звуки синтезатора и научно-фантастическое шоу. Фанаты проектов «Дискотека 80-х» конечно же знают непременный сценический атрибут Дидье - Keytar - синтезатор, стилизованный под гитару. Но их ритмичная, бодрая музыка предназначалась не для медитации, а для дискотек. После распада «Space» Дидье продолжил выступать один. Из его сольных дисков замечателен «Space Opera» — умудрённый, далёкий от танцевальных ритмов и похожий на лучшие работы Жарра.

«Space» - Magic Fly (Original Version)



Не могу сейчас не вспомнить и великого польского певца и мультиинструменталиста Чеслава(Выджицкого) Немена. Начав с модных в 60-е годы латиноамериканских песен, Чеслав перешел сначала к мелодичным рок – балладам и фолк-авангарду, а затем освоил
синтезатор Moog (инструмент сложный именно из – за своих бесконечных звуковых
возможностей). Походу дела он завоевал известность от Франции и Италии до СССР.

Многие его композиции были «космическими» только по звучанию. По смыслу же они были по–бредбериевски наполнены бесконечным страданием и болью за творимые человеком дела на Земле. Вот одно из последних его посланий, адресованное нам с вами. Про обесчещенную нашу планету.

Czesław Niemen "Terra Deflorata"(1990)



Опять смотрю на безжизнеттый марсианский пейзаж. Что мы, простые земляне, там
забыли? Неужели миллиарды долларов и евро потрачены только для того, чтобы после
экологического коллапса на Земле некоторые избранные смогли улететь на ПМЖ в заранее
подготовленные поселения? Неужели великий Рэй был прав в своих мрачных раздумьях?

Не хотелось бы верить в это. А чтобы не случилось непоправимое – давайте, друзья,
чаще думать. Думать о последствиях своих поступков; о том, что за все нужно платить
своим и чужим будущим. Приходите по четвергам в клуб «Репортер». Там вас ждут такие же
неравнодушные люди и незомбирующая музыка.

16 августа мы сначала улетаем на рок–фестиваль в хипповую Калифорнию, а затем послушаем побольше электронной музыки, а возможно слетаем на Колыму (на волнах Радио Марс это вполне возможно!).

Ваш Виктор Марс.

Использованы материалы: http://ru.wikipedia.org, http://www.ria.ru, http://www.mirf.ru, http://www.youtube.com  

Борис Гребенщиков: «Желание “спасать Россию” обычно прямо ведет к гражданской войне»

Интервью Бориса ГребенщиковаОчередная попытка БГ заставить нас всех думать. Жаль, что ретивый мОлодец - репортер так ничего и не понял. А ветер уже посеян....

Вести с Марса. Выпуск №9

Левши Калининграда, объединяйтесь!

«Хорошо, я не такой как вы, поэтому я буду лучше вас!» Девид Боуи (Интервью: RollingStone 19.07.2002)

Вот и отгремел очередной калининградский джаз фестиваль, мировые звезды спели –сыграли дежурный репертуар, народ в добрых традициях дореволюционных салонов отметился и порукоплескал.

А я посмотрел на календарь и подумал: не наскучило ли мне вместе с вами жить по линейке? Есть повод немного свернуть с колеи и дефрагментировать наши мозги. Так, 13 августа значится как день левшей. Он начал отмечаться с 1992 года Британским клубом левшей. Событие это для россиян совсем новое, но более знаковое, чем например Валентинов день. Ведь левши – это люди с детства НЕ ТАКИЕ, КАК БОЛЬШИНСТВО. Раньше их секли линейкой по рукам в школе, невзирая на пол, возраст, национальность и страну проживания. В дремучие года все левое было знаком дьявола (недаром набожные люди до сих пор плюют через левое плечо в сторону оного), все недостойные дела называются левыми, а поход налево у всех народов означает измену.
В средневековой Европе главными доказательствами принадлежности к сатанинскому клану были леворукость и рыжие волосы. Так были сожжены самые умные и красивые.
 
В английском языке слово леворукость (sinistral) происходит от латинского «sinister» - зловещий, мрачный. И только исторически недавно ученые выяснили, что у левшей, в отличие от правшей, более развито правое полушарие мозга – оно отвечает за эмоциональную сферу деятельности, и что переучивать детей-левшей ни в коем случае нельзя. Они способны воспринимать звуки и интонации по-другому, тонко вычленяя то, что правшам не дано. Они лучше слушают музыку, вернее, лучше слышат ее; обладают образной памятью, способностью длительное время сохранять впечатления и воспроизводить яркие воспоминания. Они могут видеть невидимое, разглядев в простом изображении многоплановый подтекст. У них тяга к парадоксам, свой взгляд и особое цветовосприятие. Левши связаны с бессознательным и видят мир по-другому, обнаруживая и переживая его другие грани и качества. Этим объясняются феноменальные свойства некоторых левшей: способность жить на шаг вперед и предсказывать будущее. Озарение для них - естественная способность. Видимо, поэтому левши по статистике и зарабатывают больше, и в постели неповторимее, но и умирают от душевных переживаний быстрее.

Про знаменитых левшей от Рамзеса II до лягушонка Кермита и его создателя Джима Хенсона вы прочитаете в бульварной прессе. Про музыкантов–левшей: Пола Макккатни, Курта Кобейна, Яна Пейса и Гэри Мура, в глянцевых журналах. Я же, в духе левшей, сегодня расскажу вам про простого американского парня Глена Буртника (Glen Burtnick), который тоже играет левой рукой на соло и бас – гитаре, сочиняет успешно песни для себя и друзей и прошел очень непростую карьерную дорогу.
Из – за своего сходства с сэром Полом Маккартни он начинал свою карьеру в роли Пола в знаменитом шоу «Beatlemania». Годы, проведенные в роли участника легендарной четверки, помогли ему позднее играть с Яном Хаммером, Брюсом Спрингстином и Джоном Бон Джови.

«Bon Jovi» - If I Was Your Mother

Вести с Марса. Выпуск №8

Приветствую всех очумевших от июльской странной погоды и дорожных пробок читателей. Соответствующее настроение каким–то невероятным образом передалось и нашему музыкальному повествованию: воспоминания будут тесниться в совершенно невообразимом порядке.

Начну с ошеломляющей для интересующейся молодежи новости – понятие «кислотная» музыка и «кислотный» рок возникли задолго до их рождения, в благодатные времена хиппи. Многие из поколения цветов интенсивно употребляли всякие медикаменты без рецепта, что приводило их в состояние полета с последствиями разной степени тяжести; это самое породило и «кислотные тусовки» (прообраз нынешних рэйв–дискотек), и «кислотных» музыкантов.

Один из основоположников этого направления Джерри Гарсия (Jerry Garcia) (полное имя Джером Джон Гарсия, Jerome John Garcia), родился 1 августа 1942 года в Сан-Франциско, и стал отцом – основателем собранной там же в 1965 году культовой группы «Grateful Dead». Название «Grateful Dead» («Благодарные мертвецы») было взято из предания, распространённого в разных культурах, о человеке, похоронившем мертвеца, которого по каким-то причинам отказывались хоронить другие. Позже этот человек попадает в беду, и дух «благодарного мертвеца» выручает его.


В конце 1960-х «Grateful Dead» вместе с «Jefferson Airplane» и некоторыми другими рок-группами стали основоположниками американского психоделического рока. И в своем творчестве, и в подходе к коммерческой стороне проекта Джерри Гарсиа был настоящим «хиппи из Фриско». Жил в коммуне Кена Кизи «Merry Pranksters» и даже играл на банджо какие-то кантри–песни, любил играть вживую, а вот студийные альбомы группы долго были убыточными.


«Grateful Dead» играли на легендарном фестивале Вудсток в 1969 году, но как сами участники группы, так и поклонники не были полностью довольны этим выступлением, оно сопровождалось техническими проблемами (одного из музыкантов даже ударило током от микрофона). Поэтому фрагменты их выступления на Вудстоке отсутствуют на официальных релизах записей с фестиваля. Бурная «кислотная» жизнь Джерри Гарсиа привела к череде проблем со здоровьем, в результате в 1995 году его сердце не выдержало. А 3 августа 2002 года не забывшие день рождения фронтмена музыканты «Greatful Dead» вновь сыграли вместе. Так что вспомним сегодня музыку Джерри и не будем повторять его ошибки!

"Grateful Dead" - Touch Of Grey
 


В отличие от Джерри Гарсиа, Джо Линн Тернер (Joe Lynn Turner, настоящее имя - Джозеф Артур Марк Линквито) родился 2 августа 1951 года, закончил американский институт и успел потренироваться на каверах Джими Хендрикса: «Free» и «Deep Purple». В 1976 году Тернер добился своего по-настоящему первого успеха с «Fandango», группой, которая играла смесь R&B, поп-музыки, кантри, джаза и мелодичного рока. Он там пел и играл на гитаре. После распада «Фанданго» Тёрнеру позвонил легендарный гитарист «Deep Purple» и «Rainbow» Ричи Блэкмор. На прослушивании Блэкмор был так восхищён, что сразу же включил Джо в состав «Rainbow».


До того, как Тернер присоединился к «Rainbow», эта группа была популярна в Европе и Японии, однако не достигла такой же популярности в США. Благодаря вкладу Джо в музыку группы, «Rainbow» достигла популярности в США. Но эта же приверженность к американскому звучанию сыграла с Джо Ли Тернером злую шутку: когда в 1989 году старый друг Ричи Блэкмор пригласил его заменить Иэна Гиллана в «Deep Purple», в группе начались творческие разногласия, и под нажимом продюсеров Джо уволили. Образовав еще несколько составов, этот гитарист продолжает быть востребованным и сегодня. Вот что значат здоровый образ жизни и итальянские корни!

"Joe Lynn Turner" - Stone Cold
 

А теперь кое – что для любителей музыки полегче. 2 августа 1986 года "Lady In Red" Криса Де Бурга стала "номером один" в британском хит-параде, а ведь посвящена была собственной жене! И ведь самое удивительное - Кристофер Джон Дэвисон (настоящее имя певца) мог бы не петь вообще никаких песен как небедный сын известного ирландского дипломата и владелец родового замка Барги 12 века в графстве Уэксфорд. Свое сценическое имя он вял у предков матери, и известных предков – по ее линии он является потомком Вильгельма Завоевателя. Ну, и еще о его семействе: в альбом про «Леди в красном» входила также песня «For Rosanna», посвященная дочери музыканта, родившейся в 1984 году. Дочурка выросла, и в 2003 году стала победительницей конкурса красоты «Мисс мира». Эх, хорошо быть потомком Вильгельма…

"Chris De Burgh" - Lady In Red
 


Рядовому радиослушателю два десятилетия усиленно вдалбливается рафинированный образ музыки 80-х годов как эпохи этакого разухабистого диско. На самом деле и в те веселенькие годы многие музыканты продолжали пользоваться головой, и вот вам результат – совершенно не дискотечная, а new–wave и альтернативно–роковая группа «Tears For Fears» 3 августа 1985 года с релизом "Shout" возглавила чарт США. Песня провела на вершине хит-парада три недели. Никакой веселухи и оптимизма ребята не предлагали. Название дуэта было взято из любимой Роландом Орзабалом и Куртом Смитом книги по психотерапии и психоанализу «Первобытный вопль», где автор рассматривал слёзы как замену чувству страха, одолевшего человека («Tears as a replacement for fears»). И, конечно же, намного более звучное, чем первоначальный вариант «The History of Headaches» («История головных болей») – вот бы потомки призадумались!

"TEARS FOR FEARS" - Shaut
 


5 августа 1967 года вышел первый альбом группы «Pink Floyd», он назывался просто и понятно «The Piper at the Gates of Dawn» и до сих пор считается лучшим примером английской психоделической музыки. В автоматическом переводе читаем бредовый набор - «Волынщик у врат зари», хотя на самом деле это всего лишь название главы из любимой книги тогдашнего лидера Сида Баррета - "Ветер в ивах" Кеннета Грэма, где "The Piper" - это конечно никакой не "волынщик", а бог Пан играющий на свирели, и верный перевод диска - "Свирель у порога зари". Между прочим, альбом занял шестое место в английских чартах.

"Pink Floyd" - Interstellar Overdrive  



Если вас эта музыка шокировала – напрасно, конец 60-х был ознаменован бурными экспериментами с электронным звуком благодаря появлению всяких транзисторов. И лидерство тех лет принадлежало вовсе не англичанам, а немецким прогрессорам с огромными нагромождениями самодельных шкафов – просинтезаторов. Первым клавишником тех лет по праву называют Клауса Шульце, игравшего в «Tangerine Dream» и родившегося 4 августа 1947 года. Эта «Апельсиновая мечта» звучала еще кислотнее, поверьте мне, выкладывать ее здесь я не буду – найдете сами при необходимости, или же приходите на Радио Марс – и увидите ее там.

В очередной четверг, 2 августа, на Радио Марс в «Репортёре» мы будем убегать от погодных катаклизмов. В начале программы, с 20 часов, посмотрим легендарный битловский мультфильм про Желтую Субмарину («Yellow Submarine»), потом походим по прохладным весенним питерским улицам, и если подойдут фанаты Муслима Магомаева – дослушаем еще несколько его музыкальных шедевров. Подготовлены очередные забытые хиты 60 – 70-х годов выпуска. Как всегда, программа гибкая и просьбы выполняются.
 
"The Beatles" - Yellow Submarine
 


Будьте здоровы! Не забывайте делиться с друзьями ссылками на этот проект – они тоже достойны хорошей музыки.

Ваш Виктор Марс.  
Страницы: Пред. | 1 | ... 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | След.

18+

Дети! Отдельные страницы данного сайта могут содержать вредную (по мнению российских законодателей) для вас информацию. Возвращайтесь после 18 лет!