RuGrad.eu

20 , 11:54
$93,44
-0,65
99,58
-0,95
22,97
-0,23
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Это история Канн и Венеции...» - организаторы и участники фестиваля «Короче» о программе

«Это история Канн и Венеции...» - организаторы и участники фестиваля «Короче» о программе

21 августа 2013

Как это будет

О том, что в Калининграде будет проводить международный фестиваль короткометражного кино стало известно в августе прошлого года. Интересно отметить, что инициатива о проведении такого мероприятия исходила непосредственно от заместителя полномочного представителя Президента в СЗФО Станислава Воскресенского, что сразу же породило шутки о том, что первая вменяемая инициатива института полпредства за все время его существования, который до этого в Калининградской области был известен в основном по конфликтам с региональными властями. Показательно, что к организации фестиваля стали привлекаться не только официальные структуры, а представителей местного творческого сообщества. В частности, конкурсной программой «Короче» стал заниматься арт-директор кинотеатра «Заря» Артем Рыжков, у которого был опыт организации фестивалей кино стран Евросоюза и Скандинавских стран. Конкурсная программа «Короче» делится на российскую и международную. Кроме того, часть фильмов попала в категорию неформат, которая включает в себя специальную серию показов калининградских режиссеров «Жизнь на луне».
Ориентация на короткометражное кино тоже может принести организаторам свои, неожиданные дивиденды. Во-первых, формат не потребует от режиссеров больших финансовых вложений на создание кинокартин, а во-вторых в России, по сути, до сих пор нет полноценного кинофестиваля с ориентацией именно на короткометражки (на всех крупных событиях подобного плана короткий метр, как правило, идет в формате дополнительной, а не основной программы), что исключает сравнение «Короче» с тем же «Кинотавром» и может вполне позитивно сказаться на положении на фестивальной карте страны.
Согласно первоначальному замыслу «Короче» должен помочь пробиться молодым режиссерам. Призовой фонд фестиваля составляет  более миллиона рублей. Победитель в номинации «Лучший фильм» получит 500 тысяч рублей. То есть сумму, которую потом вполне можно задействовать на съемки полнометражной картины. На пресс-конференции Артем Рыжков отмечал, что в любом случае режиссерам у которых уже есть часть денег на новый фильм, будет легче достать остальную часть финансирования. Так же по 250 тысяч рублей получат победители в номинациях «Лучший иностранный фильм», «Лучший актер и актриса» и «Лучший сценарий».
Как признавался впоследствии Артем Рыжков, основным опасением организаторов было то, что в первый год, когда фестиваль еще не получил широкой рекламы и поддержки, на него не будут присылать заявки молодые режиссеры. К счастью для «Короче», эти опасения оказались безосновательными. На конкурсную программу было прислано порядка 400 заявок, кроме того, по словам арт-директора «Зари», им удалось заполучить для фестиваля режиссеров, которые представляли свои работы на Каннском кинофестивале в этом году. В конкурсной программе можно найти режиссеров из России, Украины, Польши, Германии, Великобритании и США и даже представителей таких экзотичных для мероприятий местного масштаба стран как Мексика или Колумбия.
В качестве площадок для кинопоказов были определены кинотеатры «Заря» и «Синема Парк», клуб «Репортер» и арт-клуб «Квартира», а так же летняя эстрада Центрального парка, где будет опробован не совсем привычный для Калининграда формат — показ фильмов на открытом воздухе на большем, 19-ти метровом экране (24 августа там должны будут показать концерт Depeche Mode в Барселоне).
Состав жюри «Короче», по сути, тоже серьезная статусная заявка. Снявший в 2010 году фильм «Наша Russia: Яйца судьбы» режиссер Глеб Орлов, продюсер Игорь Толстунов, курировавший такие громкие отечественные премьеры как «Метро» и «Гагарин. Первый в космосе» и работавший вместе с Константином Эрнстом над экранизацией книги писатель Адольфыча «Чужая», продюсер Никита Трынкин , занимавшийся картиной по мотивам декабрьских протестов в России «Митинг» и резидент одного из самых громкирх отечественных хип-хоп лэйблов Gazgolder, поэт Олег Груз. В попечительский совет попали получивший с легкой руки губернатора звание «театрального брэнда Калининграда» драматург Евгений Гришковец, режиссеры Валерий Тодоровский и Сергей Сельянов, а так же Федор Бондарчук.
Открываться фестиваль будет премьерным показом нового байопика Глеба Орлова «Иван Поддубный» с Михаилом Пореченковым в главной роли. Бюджет картины оценивается в 12 миллионов долларов, а российская премьера намечена только на 2014 год. Кроме того, в программе фестиваля запланировано выступление нового музыкального проекта Гоши Куценко, который приедет в Калининград презентовать альбом «Май Ворлд», член жюри последних «Балтийских дебютов», режиссер Михаил Сегал лично представит свою последнюю работу «Рассказы», будет показана короткометражка Федора Бондарчука «Плов», а на саму церемонию открытия в «Заре» заготовлено 60 метров «красной дорожки»


Артем Рыжков, арт-директор кинотеатра «Заря»

рыжков1.jpgКогда-то вдохновитель и куратор фестиваля Станислав Воскресенский вместе со своими друзьями-кинематографистами говорил о том каким фестиваль вообще должен быть. Всем пришла в голову мысль, что у большинства успешных кинофестивалей одна история: это небольшой городок на берегу моря. Это история Канн, Венеции и других фестивалей по всему миру. В такое место в теплое время готовы съезжаться и актеры, и режиссеры. Потом речь пошла о том, что вообще нужно российскому кино, чтобы прорыв произошел. Понятно, что российское кино большое. Снимается довольно много фильмов: и фильмы с большими бюджетами, и арт-хаусные. Но в целом про то, что там происходит  на западе никто не знает. Блокбастеры наши там показывались в последний раз во времена «Ночного дозора». Если тогда было ощущение, что это будет всегда, то сейчас понятно, что этого не произошло. Тимур Бекмамбетов стал снимать голливудские фильмы, появился Владимир Машков, который время от времени снимается за границей, но русскому кино это, по большому счету, ничего не дало. Более того, русское кино перестало в последние годы и нашего зрителя интересовать. Во времена «Брата-2» российский зритель пошел в кинотеатры и стал смотреть отечественное кино. У нас были успехи. Иногда они повторяются, но примерно раз в году. В прошлом — это был «Высоцкий», в этом - «Легенда № 17», но будут ли еще в этом году картины, на которые пойдет вся страна — я не уверен. Ситуация тут довольно грустная. Видимо не придумывается таких историй, не снимается таких фильмов, которые заставят людей выйти из дома и пойти в кино.
Поэтому родилась идея, что что-то не так с теми местами, которые поставляют таланты, может быть киношколы не тех людей каких-то привлекают...И родилась идея поискать таланты по всей стране и придумать для этого фестиваль. Понятно, что таланты просто так не найдешь, не приедешь же в какой-нибудь город и не скажешь: «А кто здесь талантлив?». То есть надо придумывать историю, которая переплетет эти таланты. Надо придумать историю, которая заставит людей, которые еще в старших классах школы учатся или поступили в университет (но может быть не на тот факультет, а в душе они всегда фильм мечтали снять). И мы предлагаем историю, которая им ничего не стоит. Им просто надо день или неделю своего времени выделить, собраться с друзьями. Никакого бюджета там может не быть. Просто интересный сюжет.
Фильм в результате увидят ведущие продюсеры киноиндустрии. Идея может настолько понравится продюсеру, что он будет готов вложить в этот 3-5 минутный сюжет большую сумму денег и превратить его в полнометражный сюжет. Даже наш главный приз, 500 тысяч рублей — это не очень большая сумма для съемок полнометражного фильма. То есть нужны будут еще другие источники финансирования. Но если к нам, к примеру, приехал человек из Уфы, победил и получил эти 500 тысяч, то я уверен, что если он придет потом к властям Уфы и скажет: «У меня есть 500 тысяч, но мне надо еще 500 тысяч или миллион», то ему дадут. Когда есть часть финансирования, то областная администрация уже идет на встречу. Второй момент в том, что этим должна интересоваться сама индустрия, продюсеры, которые могут дать денег. Наш ресурс — это не финансирование, а некое софинансирование и  площадка, которая может помочь. Тем более, что 500 тысяч рублей — это такая сумма, которая может позволить тебе в течении года, в принципе, не работать, а заниматься только тем, чтобы снимать свой следующий фильм.
Жюри состоит в основном из продюсеров. Президент фестиваля — Сергей Сельянов, ключевой человек для российского кино. Это человек за которым стоят «Брат», «Брат-2», все фильмы Балабанова, фильм Ренаты Литвиновой «Богиня: Как я полюбила», стоят все фильмы студии «Мельница», а это и «Три богатыря», и «Алеша Попович», то есть вся успешная российская анимация, которая бьется с голливудскими аналогами и побеждает.
На самом деле не так уж и тяжело себе представить себе как будут проходить показы в Центральном парке. Надо представить себе фестиваль «Калининград Сити Джаз» и сцену, где вместо музыкантов будет экран. Экран у нас размером 19 метров, самый большой экран в городе. Это будет настоящий open air cinema, настоящий кинопраздник. Очень важно, что это будут короткометражные фильмы. Тут возможно общение, возможны тусовки, можно пикники устраивать и смотреть эти фильмы.
Реакция со стороны киносообщества на «Короче» была положительная. Там все все очень понятно и они заинтересованы в этом как никто другой. Им нужны кадры, новые идеи, настоящие новые миссионеры. Поэтому никаких вопросов не было. Другое дело, что многие заняты. Например, Валерий Тодоровский. Он был готов приехать, но все так сложилось, что у него теперь, скорее всего, не получится. Но мы сразу нашли очень интересные замены. Важно, что уже на первый фестиваль Федор Бондарчук дал свой фильм «Сталинград». Еще, конечно, неготовый, там будет 15-20 минут. Эта будет презентация фильма.
На данный момент о тенденциях среди молодых режиссеров сказать сложно, но я увидел несколько студий, которые снимают очень качественное короткометражное кино. Одна из них называется «Свободное кино». С нее то ли 5, то ли 6 картин попали и в российский конкурс, и в международный конкурс, что говорит об уровне компании. Большинство из этих фильмов были представлены на последнем Каннском фестивале. Есть несколько фильмов, которые мне запомнились и удивили. Они как будто-бы родились на пустом месте. Ну что можно сделать из истории. Когда парень лежит на кровати и у него девушка спит на плече, и ему захотелось попить воды? История начинается из ничего. Для большинства утро начинается с точно такой же сцены. Как сделать из этого кино? Но режиссерам с Украины это удалось, как мне кажется. Мне очень понравился фильм «Ужин». Там сама визуализация интересная, а во-вторых — там не совсем понятно кто кого ест.
Я могу почти про каждый фильм говорить, что он у нас в конкурсной программе не случайно оказался. Представьте себе: 400 работ. В среднем я посмотрел 600 часов фильмов для того, чтобы сделать конкурсную программу. Под конец я даже спать перестал...
Замах на самом деле всегда большой. Я надеюсь, что мы станем больше чем «Кинотавр». Такая задача была. Мы ближе к Европе. У нас город, как мне кажется, интересней. У нас любопытно побывать, и я надеюсь, что к нам и гостей приедет больше и фильмов привозить будут больше чем туда.


Мария Васюкова, режиссер, автор короткометражки «Вуди до Аллена»

Я всегда работала в кино. Сначала, пока училась в университете, в кинотеатре "Заря, а параллельно изучала историю европейского кино в Лондоне. Там же в местном центре искусств, вела маленький киноклуб, затем проходила практику на кинофестивале в Нью-Йорке. Из Нью-Йорка я полетела в Москву, где работала с Кирой Саксоганской на студии у Алексея Учителя. Параллельно снимала маленькие короткометражки и видео-эссе, и с 2011 года постепенно переключилась на работу над своими проектами.
«Вуди до Аллена» был не первым короткометражным фильмом, который я сняла, но первым, который участвовал на международных кинофестивалях. Мировая премьера состоялась на фестивале Вудсток, с тех пор прошло почти два года - в копилке около 30 кинофестивалей от австралийского FLICKER FEST до лондонского Raindance, и питерского "Послания к Человеку", приз за лучший короткометражный документальный фильм Американского Павильона в Каннах в 2012 году, а этой весной фильм вышел в американский кинопрокат, что для короткометражки в наши дни - прецедент.
В конкурсную программу фестиваля "Короче" отбирали, насколько мне известно, короткометражные игровые фильмы, которые могли бы представлять собой заявку на полный метр. У "Вуди до Аллена" другой формат, необычный - вроде короткометражка, но документальная. Артем Рыжков предложил показать мой фильм на открытии фестиваля, так как он имеет прямое отношение к городу и, несмотря на то, что «Вуди» уже был дважды показан в Калининграде, мне приятно, что его жизнь продолжается.
Вообще, короткометражное кино может быть как и специально выбранной формой, жанром, обусловленным историей, так и заявкой на полный метр или площадкой для художественного эксперимента режиссера. В зависимости от сюжета и методов воплощения, бюджет короткометражных фильмов может сильно варьироваться. Короткий метр может быть очень дорогим, а может ничего не стоить. Для молодых режиссеров зачастую этап работы над короткометражным фильмами неизбежен, так как будущему продюсеру важно оценить твои режиссерские способности. Они, в большинстве случаев, захотят увидеть на фактическом примере твою работу с актерами, твое умение рассказать историю, держать внимание, оценить художественную образность твоего мышления. Но и уже состоявшиеся фильмейкеры часто обращаются к этой форме. В настоящий момент меня короткометражное кино интересует именно как площадка для кино-экспериментов, так как я готовлю полнометражный документальный фильм, в котором большую роль играет визуальная сторона. Я делаю много тестов, связанных с устранением дигитальности изображения непосредственно в сам момент съемки, отрабатываю посредством тех же тестов ряд видео эффектов , которые мне интересны. Для меня важно по максимуму суметь именно заснять конечный вариант картинки, создать определенную магию в самом кадре, а не в after effects.


Текст: Алексей Щеголев

Поделиться в соцсетях