RuGrad.eu

06 , 11:19
$91,69
+ 0,00
98,56
+ 0,00
22,65
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>";

«Скелеты Мирового океана»: как будет устроен новый корпус калининградского музея

12 декабря 2015

В августе прошлого года в Музее Мирового океана был большой праздник.  Был сдан в эксплуатацию новый корпус музея  «Куб воды». И это была только первая очередь. У музея должны были появиться ещё два новых корпуса: фондохранилище и одно из главных украшений города к чемпионату мира  футуристическая по дизайну «Планета Океан». Впрочем, оказалось, что всё не так безоблачно, как хотелось бы. С московской компанией «Дельта Строй», которая занималась строительными работами, был расторгнут контракт. «Внезапно» выяснилось, что у них были отставания по графикам. Музей, впрочем, нашёл замену. Конкурс на достройку фондохранилища выиграла калининградская компания ЗАО «СМУ-4 Строй», которая благополучно успела завершить необходимые работы в срок. Афиша RUGRAD.EU отправилась на церемонию открытия и выяснила, почему в Калининград так и не прилетел Джеймс Кэмерон и что происходит со строительством «Планеты Океан».     

Новый корпус Музея Мирового океана хорошо заметен из дворов многоэтажек на улице Баграмяна. Со стороны дворов фондохранилище встречает серыми стенами из фактурного кирпича. В архитектурной манере можно заметить условное сходство с «Рыбной деревней». В каком-то смысле фондохранилище — это тоже попытка стилизовать современную застройку под архитектурное наследие Кёнигсберга. Во всяком случае в том виде, в котором это наследие отпечаталось в коллективном бессознательном современных калининградцев.

Но со стороны набережной фондохранилище выглядит уже совершенно по-другому. Тут нет никаких стилизаций под историческую застройку. Напротив, дизайн крикливо футуристичен. Стены сделаны из темно-синего стекла, что делает фондохранилище схожим с тем же «Кубом воды» или административным зданием музея.
 
К крыльцу здания потихоньку стягиваются приглашенные на открытие гости. У многих в руках увесистые букеты цветов. Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова всегда считалась в городе человеком влиятельным. Так что нет ничего удивительного в том, что на открытии нового корпуса можно встретить почти всех руководителей городских музеев. Гостей встречают дети, разодетые в платья и камзолы. По коридору неспешно прохаживается председатель горсовета Андрей Кропоткин. Невдалеке от него с кем-то разговаривает депутат Облдумы Александр Мусевич. Немного времени спустя к этому «депутатскому корпусу» присоединится ещё один представитель регионального парламента: в зал фондохранилища войдёт улыбающийся Олег Болычев в темно-синем костюме. «На одном крючке будете висеть», — слышится жутковатая фраза гардеробщицы в адрес кого-то из гостей.
 
Внутри новое фондохранилище представляет из себя большое гротообразное двухэтажное помещение. Под потолком висит знаменитый уже на весь город скелет кашалота. В стеклянном кубе томится муляж сердца серого кита, пугающий своей анатомической точностью. 
 
Новый зал, который появился у музея, действительно впечатляет своими размерами. Здесь, к примеру, с лёгкостью помещаются два глубоководных исследовательских аппарата: «Мир» и «Тетис». Экспозиция, которую музей разместил в своем новом корпусе, такое ощущение, вместило в себя всё, что было в архивах культурного учреждения. Одна историческая эпоха тут сменяет другую. После исследовательских аппаратов появляются манекены в первых глубоководных костюмах. Один из этих протоаквалангов отсылает совсем уж к каким-то далёким, «доисторическим» временам: у манекена на ногах что-то вроде лаптей, а вместо шлема натуральное ведро с небольшой стеклянной вставкой для глаз.

Впрочем, помимо такой вот архаики, тут хватает и высокотехнологичных вещей. В зале фондохранилища висят сразу два телевизионных экрана. На одном из них показывают Светлану Сивкову. В зале хорошо слышен голос директора музея, но разобрать, что она говорит практически невозможно из-за общего гула. Вдоль стены стоит ряд информационных панелей с сенсорными экранами.

Второй этаж хранилища напоминает корабельную палубу. Для усиления эффекта к перилам прикреплены спасательные круги. Помимо внушительной коллекции экспонатов, здесь установлен компьютерный симулятор  под названием «Вход в порт». Мужчина, уверенно вращая небольшой штурвал на приборной панели, ведёт рисованный нос судна куда-то в сторону маячащей на горизонте красной башенки.

Наконец в зале чувствуется некое оживление. Гул почтительно начинает спадать. Причина становится ясна достаточно быстро. В зал размашистым шагом входит губернатор Николай Цуканов. Рядом с ним глава города Александр Ярошук. Позади чиновников суетятся сотрудники пресс-служб. Дети поспешно расшаркиваются в приветствиях.

Для чиновников устраивают небольшую экскурсию по выставке. Сотрудники указывают на экспонаты, мэр с губернатором послушно кивают головами. Но длится это сравнительно недолго. Делегация почётных гостей застывает прямо под скелетом кашалота, где-то сверху звонит колокол, а микрофон наконец-то попадает в руки Светланы Сивковой. Звучит очень грустная музыка, где лидирует скрипка, а Сивкова начинает читать стих. Стихотворение, конечно, посвящено корабельно-морской тематике. Там что-то про «пловцов, которые плывут без цели» и «глотателей широт».  «Сегодня у нас новоселье, мы въезжаем в новый дом», — завершает она своё выступление и предлагает вспомнить, как это было. Вместо грустной скрипки теперь звучит нечто маршево-бравадное а-ля «Время, вперед!» Свиридова. На одном из экранов начинают показывать фильм о нелегкой истории строительства фондохранилища. На экране вновь Светлана Сивкова: она то расхаживает по строительной площадке, то растерянно разводит руками в коридорах, то, сосредоточенно уставившись в какие-то документы, сидит на заседании с Николаем Цукановым. Кадры с директором музея сменяются мужчиной, который очень похож на экс-главу Росрыболовства Андрея Крайнего. Он сосредоточенно тянет канат. Поверх этого, время от времени, появляются оптимистические надписи в духе «Пошёл первый бетон». На последних кадрах появляются эскизы «Планеты Океан» и многообещающая надпись, что «всё только начинается».
 
«Мы построили дом. Боже мой, сколько мы о нем мечтали…», — закончит трансляцию Светлана Сивкова. Потом она, правда, скажет, что Музей Мирового океана большим быть не может.  И сколько бы площадь у культурного учреждения не была, всё равно всегда будет недостаточно. «Он должен быть огромным», — мечтательно говорит Светлана Сивкова, уважительно показывая на скелет и отмечая, что «это самый большой кашалот в нашей стране».

Наступает пора благодарностей. «Самым большим другом музея» Сивкова называет федеральное министерство культуры. На лестницу к микрофону поднимается заместитель Владимира Мединского Григорий Пирумов. В своей речи он поблагодарит калининградского губернатора «за то, что откликался на все просьбы». Сам Николай Цуканов, правда, обозначит свою роль куда скромнее. По его словам, главное, что требовалось от областных властей, — это «не мешать». «Приятно к хорошему делу прикоснуться», — скажет глава региона, когда доберётся до микрофона. Он вспомнит про сроки строительства, которые нарушались, но закончит свою короткую речь с фирменным оптимизмом: «Слава богу, что построили!»
 
На церемонии должен был быть ещё один почетный гость — режиссёр Джеймс Кэмерон. Ему высылались приглашения, но в зале его нет. «Извинялся, но приехать не смог», — пояснят со сцены. Зато режиссёр передал музею в дар два небольших по размеру макета глубоководных аппаратов.

«Мы с вами друзья с Дня селедки», — приглашает Светлана Сивкова к микрофону Александра Ярошука. Глава города в этот вечер ещё более краток, чем губернатор. «Хотелось бы, чтобы следующий объект был построен с такой же энергией и финансированием», — отметит он.
 
Эти постоянные намёки на «Планету Океан» оставляют странный осадок. Дело в том, что последние сообщения о строительстве нового корпуса музея были пессимистичными. В частности, сообщалось, что тендер на стройку в ближайшее время объявлен не будет. С тех пор об этих торгах ничего нового не слышно.
 
Ясность по поводу судьбы «Планеты Океан» никто внести не может. Официальную часть церемонии заканчивают тем, что Светлана Сивкова приглашает всех гостей в библиотеку «поднять бокал за здоровье музея». После чего чиновники разбредаются кто куда.

Вышедший на подход к прессе глава города обещает, что, когда «Планета» появится, у Музея Мирового океана резко взлетит посещаемость: минимум миллион посещений в течении года. «Конечно», — уверенно отвечает он на вопрос строится ли новый комплекс, но тут же уточняет, что спрашивать надо у директора музея. «Я не заказчик и никакого отношения не имею», — будто бы опомнившись, добавляет он и спешит прочь от телекамер.
 
«Не могу сказать, я не в теме по "Планете Океан"», — объясняет начальник информационно-коммуникативного отдела музея Оксана Ошевская, добавляя, что компания ЗАО «СМУ-4 Строй» (которая достраивала фондохранилище) сейчас должна приступить к работам по заливке плиты под основание «шара». «Честно говоря, я не слышала никаких криков на эту тему. Если бы что-то было не в срок, то крики бы были…», — рассуждает она.
       

Текст: Алексей Щеголев
Фото: Юлия Власова

Поделиться в соцсетях


'infocom:fbcomments' is not a component