RuGrad.eu

25 , 19:11
$102,58
+ 0,00
107,43
+ 0,00
24,57
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>"; ] = "=$arItem["BIG_PICTURE"]["SRC"]?>";

«Россия повстречалась с Европой на пивзаводе»

4 июня 2024

В понедельник, 3 июня, в Калининграде на площадке бывшего пивзавода «Понарт» открылся IV фестиваль классической музыки «Кантата». Портал RUGRAD рассказывает, как на фестивале искали точки соприкосновения между Россией и Европой при помощи Канта, Чайковского, Бердяева и Вагнера.


За минувший год задачи фестиваля «Кантата» не поменялись. Как выразился министр культуры и туризма области Андрей Ермак, фестиваль должен привлекать внимание к состоянию объектов культурного наследия. Причем делать это при помощи классической музыки: все собранные средства как от продажи билетов, так и от донатов в рамках онлайн-трансляций концерта, идут в благотворительный фонд, который уже может направить их на поддержание конкретных объектов. Как признался министр, фестиваль собирает немного средств.

«Понятно, что этих денег очень немного, но самое главное, как принято говорить, — это нативная реклама», — заявил Андрей Ермак.

Художественным руководителем IV фестиваля «Кантата» стал генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (МАМТ) Андрей Борисов. Главную тему концерта-открытия «Кантаты» новый худрук обозначил как «диалог культур». Точнее, культуры русской и культуры европейской. На 2024 год выпадают два юбилея: 300 лет со дня рождения немецкого философа Иммануила Канта и 150-летний юбилей со дня рождения русского религиозного мыслителя Николая Бердяева.



Две круглые даты предопределили концепцию открытия «Кантаты». Организаторы остановились на формате мини-спектакля под музыку Чайковского и Вагнера (еще одна иллюстрация диалога русской и европейской культуры), который должен был за счет театральной составляющей и актерской игры раскрыть кантовско-бердяевские разногласия. Действительно, Бердяев часто пытался заочно полемизировать с уроженцем Кёнигсберга в своих работах, противопоставляя кантовским суждениям о порядке и долге свою концепцию «свободы». За диалоги русского философа отвечал молодой актер Артем Кошман, за Канта — Народный артист Российской Федерации и ректор Театрального института им. Бориса Щукина Евгений Князев. Первый говорил о свободе, второй — о порядке и о том, как важно правильно организовать обед. Примерно так выглядит в спектакле противопоставление русской «вольницы» и немецкого «ordnung». За Чайковского и Вагнера одновременно отвечал Калининградский симфонический оркестр. Дирижировал в этот раз не его художественный руководитель Аркадий Фельдман, а Федор Безносиков из МАМТа.

«Калининградская область — это место, имеющее совершенно особенное значение для России и ее культуры. Это форпост России в Европе, регион, имеющий уникальную судьбу и историю. Я бы сказал, что здесь в чистом виде находит свое выражение фраза, которая свойственна для ученых мужей, — «диалог культур». Здесь это в чистом выражении, буквально кристалл. Феномен диалога культур с разных сторон и ракурсов будет исследовать программа IV фестиваля "Кантата": какую роль играет русская культура в истории Калининграда, каково влияние европейской культуры на русскую? В какой точке они сходятся?» — отметил Андрей Борисов.



Никаких противоречий в том, что условными символами открытия «Кантаты» стали такие разные фигуры, как Бердяев и Кант, художественный руководитель не заметил и лишь подчеркнул, что «в жизни очень много неочевидных вещей».

«Мы замахнулись на достаточно сложные вещи, в каком-то смысле противоречивые. Мне кажется, что эти вещи имеют право на существование. Этот заочный диалог Бердяева и Канта он демонстрирует, если хотите, межцивилизационные диалоги: российская цивилизация, западная», — отметил Борисов.

Про диалог культур упомянула и оперная певица Любовь Казарновская, которая в 2022 году вела концерт-открытия второй «Кантаты». Условным символом фестиваля тогда стал русский импресарио Сергей Дягилев — еще одна историческая фигура, доказывающая, что русская культура была понятна и популярна на Западе.

«Ответ на вопрос, где пересечение европейской и российской культуры, дал Сергей Дягилев. Он следующее сказал: "Я заставил не только европейцев восхищаться русской культурой и удивляться тем высотам, которые мы демонстрируем. Но я заставил русских полюбить и поверить, что русская культура — это высочайшая точка духовной жизни на планете"», — процитировала Казарновская слова импресарио.

Среди заявленных музыкантов «Кантаты» есть иностранцы. Это, к примеру, голландский органист Жан-Пьер Стайверс или американский дирижер Кристиан Кнапп, который заявлен на закрытие «Кантаты».

«У нас позитивное отношение ко всем», — прокомментировал ситуацию художественный руководитель «Кантаты», добавив, что президент РФ поддерживает международные связи в культурном пространстве. Комментируя в целом состав артистов и музыкантов, задействованных в «Кантате», Борисов отметил, что «это пара самолетов, забитых битком».



В качестве площадки для диалога между русской и европейской культурой выбрали пространство бывшего пивзавода «Понарт». Реновация комплекса происходила в том числе благодаря региональной программе льготного кредитования по введению объектов исторического наследия в хозяйственный оборот.

Андрей Борисов, комментируя список площадок для «Кантаты – 2024», подчеркивал, что не во всех кирхах возможно организовать концерты с полноценными оркестрами. Попытка приспособить исторические памятники под данный функционал неизбежно повлекла бы увеличение бюджетов фестиваля.

«У фестиваля нет и не было никогда задачи освоить бюджет и его распилить. Мы очень рачительно относимся к деньгам: и к федеральным, и к региональным», — подчеркнул он.



Фото: Дмитрий Савин


Четвертый Международный фестиваль классической музыки «Кантата» проходит с 3 по 9 июня и включает 8 концертов с участием звезд мировой величины, один балет, 20 лекций, 12 мастер-классов, а также кинопоказы, посвященные классической музыке, философии и искусству. Концерты классической музыки транслируются на онлайн-платформе фестиваля.  Ознакомиться с программой, приобрести билеты на концерты и пройти бесплатную регистрацию можно на сайте фестиваля.

Фестиваль «Кантата» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и правительства Калининградской области. Организатором является АНО «Фестивальная дирекция».


Поделиться в соцсетях