«Это как руководитель крупного предприятия»
В воскресенье, 27 августа, в Школе креативных индустрий филиала Российского государственного института сценических искусств в Калининграде прошел образовательный курс «Основы менеджмента в современном национальном театре» для управляющего состава и сотрудников региональных учреждений культуры. Среди экспертов курса выступил директор Национального драматического театра России Сергей Емельянов с открытым диалогом об основных трендах в управленческой сфере, а также специалисты Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного института сценических искусств.
Курс «Основы менеджмента в современном национальном театре» проходит в рамках Всероссийского просветительского проекта «Национальная театральная школа». В Калининграде на курс записались 47 человек.
Основная цель программы — повышение квалификации специалистов, которые работают в сфере менеджмента и управления учреждений культуры. «Театральный менеджер, если искать какую-то аналогию, —это руководитель крупного предприятия. Главный продукт, который выдает театр, — это, конечно, творческий. Но, помимо этого, есть цеха, которые изготавливают декорации и костюмы, есть сложный коллектив. Это серьезная управленческая работа», — отметил министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак, добавив, что образовательный проект получился «действительно уникальный».
«С этого момента вы становитесь частью большой экосистемы. Вы попадаете в огромную семью университета, которому в следующем году без малого 300 лет», — обратилась к участникам программы проректор по стратегическому развитию и партнерству Санкт-Петербургского государственного университета Анастасия Ярмош, отметив, что участие в образовательной программе в Калининграде принимают не только управленцы из театральной сферы, но и менеджмент музейных организаций и других культурных институций.
«В фокусе внимания у нас находится театральная индустрия. Но театр для нас в данном случае это место сборки. В этой связи очень важно работать в модели партнерства. Когда с вам по соседству есть библиотека, музей, частный проект, магазин или сувенирная лавка, вместе вы точно сможете сделать что-то неординарное, что-то, чего раньше не было», — подчеркнула Анастасия Ярмош.
Директор Национального драматического театра России (Александринский театр) Сергей Емельянов подчеркнул, что проект «Национальная театральная школа» приближается к отметке в 700 выпускников. «Это очень значительное международное коммьюнити», — заявил он.
Открытый диалог с Емельяновым во многом был посвящен актуальности театра как вида искусства в современной действительности и моделям его управления.
«Если не стараться как-то реагировать на все те процессы, которые происходят (в том числе и в творчестве, и в искусстве), то очень высок риск остаться за бортом жизни. Приведу пример из жизни Александринского театра: несмотря на то что мы первый театр страны (именно «Александринка» была создана как первый профессиональный русский театр), мы стараемся говорить на одном языке со всеми категориями зрителей. Стараемся говорить и с теми, кто привык к классической версии театра. Но очень много тех, кто хочет видеть театр живым и современным. И таких, слава богу, большинство», — рассказал директор Александринского театра.
В частности, Емельянов предостерег руководителей театральных учреждений от засилья комедийных постановок в репертуаре. Хотя именно они порой обеспечивают кассовые сборы в провинции.
«Я слышал много мнений, что зачем людей грузить чем-то сложным. Давайте мы будем всегда играть классические комедии, будем ставить Островского, будем играть Чехова, будем играть что-то классическое и легкое, чтобы люди пришли и поулыбались, выпили шампанского в перерыве и ушли домой, забыв про этот театр на всю свою жизнь… Задача у театра немного другая, это не концерт Стаса Михайлова», — заявил директор «Александринки» во время своего выступления, добавив, что театр, как и любое госучреждение, должно выполнять определенные «государственные задачи». Последние подразумевают, что театр занимается не только развлечением, но и преследует некие просветительские функции.
«Любой руководитель театра должен это осознавать, что дело не только в кассе, не только в количестве выпитого и съеденного в буфете… Все-таки еще и в том, что будет сказано со сцены, и что будет вынесено зрителями из театра», — прокомментировал Сергей Емельянов.
Комментируя общий уровень российских управленцев в театральной сфере, он подчеркнул, что «есть прецеденты блестящего подхода в некоторых регионах».
«Театр меняется довольно быстро, но при этом он должен сохранять определенную консервативность. Как совместить попытку успеть за всеми изменениями и при этом остаться классическим видом искусства? Это достаточно сложно, но "Национальная театральная школа", как кажется, проект, который подскажет коллегам, как найти правильный выход и решение», — заявил в свою очередь Андрей Ермак.
По оценке министра, местный менеджмент и так находится на «достаточно высоком уровне», а управленцы не боятся экспериментировать. Хотя возможностей и ресурсов у них объективно меньше, чем в московских и санкт-петербургских театрах.
«У человека должно быть какое-то базовое образование, но в дальнейшем он может получить дополнительную возможность попробовать себя в качестве театрального менеджера. Театральный менеджер — это же не только директор театра. Есть несколько специальностей, которые сейчас очень востребованы на рынке. Как говорят наши коллеги из театральной сферы, что у них нет проблем с актерами и режиссерами. А есть проблемы со всеми остальными», — подчеркнул Андрей Ермак.
* Материал опубликован в рамках информационного партнерства.
Поделиться в соцсетях