КУДА ИДТИ ИЗ ТУПИКА
Текторитор: На Валдайском форуме в Сочи президент Владимир Путин заявил: По сути, в кризисе - сам проект глобализации. Что бы это значило, если смотреть с политологической точки зрения из Вашингтона?
Николай Злобин: Мне показалось, что речь Владимира Путина была во многом программной. В ней много раз звучали слова "изменения, "динамика", "отказ от старого". Он становится глубоким политическим философом, и это очень хорошо, потому что мировой политический класс находится в последние годы в явном интеллектуальном тупике (см. подробнее в РГ №245 от 27.10.2016).
Текторитор: Тупик? Интеллектуальный? Хотелось бы подробностей.
Мастер-дзен: Интеллектуальный тупик мирового политкласса это задержка в развитии мировой политической мысли, слов и дел политиков.
Текторитор: Насколько опасен тупик с политологической точки зрения?
Николай Злобин: Сейчас мир опаснее, чем во время холодной войны. Политический класс оказался в интеллектуальном тупике. Такая интеллектуальная потенция глобального политического класса, независимо - американского, китайского, российского, европейского и так далее. Пока никто не может, в общем, сказать, а что же, собственно говоря, делать. Государства пытаются что-то делать, но пока никакой золотой палочки не найдено, волшебной палочки, как построить новый миропорядок. Мы живем в мире дикой совершенно импровизации со всех сторон, и это очень опасно. И сегодня мы действительно находимся в таком интеллектуальном тупике, и мир развивается, я не скажу, что неуправляемо, но развивается вопреки даже нашим самым плохим, самым печальным представлениям о том, как он должен развиваться. Я считаю, что сейчас мир очень опасен, гораздо более опасен, чем он был, например, на заключительном этапе холодной войны после Карибского кризиса. Такой опасности, какую мы переживаем сейчас, не было. Сегодня правил игры нет. А те правила, что оставались, сами разрушаются, или мы их переписываем в пользу того, кто сегодня сильнее. И не факт, что это хорошо. (Подробно см. 05 Июля, 2016 г. 09:07 9. 3 0 Николай Злобин. Ведущие "Вестей ФМ" - Владимир Соловьёв, Анна Шафран).
Текторитор: Как мы можем обосновать необходимость вывода мировых политиков из тупика с точки зрения мегаистории и социального прогнозирования?
А.П. Назаретян: По давно установившейся традиции, в политической аналитике преувеличивается роль экономических и ресурсных факторов, а это раз за разом ведёт к провальным ошибкам прогнозирования. Детерминантой событий чаще служат ментальные содержания, состояния и колебания массового сознания, амбиции и способности авторитетных лидеров и т.д. Экономическая и политическая сферы сближаются в спокойных фазах социального развития, но далеко расходятся с приближением кризиса. Удельный вес психологической составляющей в системе причинных зависимостей возрастал на протяжении истории, и в XXI в. именно от эволюции мировоззрений, ценностей и смыслов решающим образом зависит жизнеспособность планетарной цивилизации. С 2011 г. ситуация заметно ухудшается – буквальный повтор событий в европейской истории столетней давности с поправкой на смену континентального масштаба общемировым. В разбалансированной геополитической системе международное право превращается в ностальгическое воспоминание, опасно снижается интеллектуальное качество политических лидеров и принимаемых решений, обозначившееся ещё во второй половине 1990-х. Грань между состояниями войны и мира, а также между боевыми и прочими технологиями размывается – в данном отношении человечество как бы возвращается к ситуации палеолита, но опять-таки с поправкой на уровень технологий. Поучительная аналогия заставляет предположить, что если в близком будущем на мировой арене не образуется вменяемый субъект, оснащённый эффективным смыслообразующим мировоззрением и способный восстановить утерянный геополитической системой баланс, то перспектива цивилизации на нашей планете может оказаться печальной.
Текторитор: Что за дисбаланс в сущности?
А.П. Назаретян: Нарастающий дисбаланс между примитивными инстинктами, импульсами, амбициями, предрассудками с одной стороны и ускоренно развивающимися технологиями – с другой, грозит необратимым крахом четырёхмиллиардолетней эпопеи развития на нашей планете. Не станет планетарным и тем более космическим, а значит, не сможет продолжить прогрессивную эволюцию разум, носитель которого идентифицирует себя по национальной, конфессиональной, сословной и т.д. принадлежности. Только освобождение от групповых матриц идентичности даёт шанс на образование полноценной сетевой организации мирового сообщества, преодолевающей противоположение «своих» и «чужих». Так ядром глобальных проблем XXI в. становится проблема стратегических жизненных смыслов» (Подробнее см. Вопросы философии №7 2016г.).
Текторитор: По мнению Владимира Путина глобализация должна быть для всех, а не для избранных. Как мы можем это можем понимать?
Чжао Минхао: Благодаря тщательно спланированному порядку обсуждения вопросов на саммите G20) в Ханьчжоу, понятие глобализации нового типа стало ясным. Во-первых, как развитые, так и развивающиеся страны должны реально осуществлять «структурную реформу», им необходим как эффективный рынок, так и действующее правительство, к тому же, следует совершенствовать поиск новых движущих сил долгосрочного экономического роста. Во-вторых, в процессе глобализации нового типа следует уделять большее внимание «политике распределения», необходимо в Корне изменить сложившуюся ситуацию, при которой «есть рост, но нет развития», в дальнейшем следует повысить значимость развития в глобальном управлении, сделать экономическое развитие более инклюзивным, дать народам развивающихся стран возможность наслаждаться плодами глобализации. В- третьих, следует уделять большее внимание противодействию изменениям климата и другим глобальным вызовам, которые влияют на устойчивое развитие. Противопоставив этому контроль над капиталом, улучшение народного благосостояния, продвижение зелёных финансов и содействие трансграничному взаимодействию можно устранить «дефицит глобального управления» (подробнее см. «Китай», №10/2016).
Текторитор: Что мы должны сделать для благополучной трансформации катастрофогенной глобализации?
Мастер-дзен: Поскольку противоречия глобализации сложившейся в эпоху индустриализации с лидерством Запада вызваны задержкой в развитии духовной культуры, постольку, необходимо поднять духовную культуру на новую ступень саморазвития в опережении экономического роста индустрии.
Текторитор: Для поднятия нужен новый рычаг. Может ли, например, законопроект о российской нации стать таким рычагом хотя бы для России?
А.П. Назаретян: Нация и весь комплекс связанных с ней понятий отражают политическую жизнь Европы, а затем и других регионов в 18-20-х веках, и злоупотреблять ими при обсуждении ситуаций 21-го века так же контрпродуктивно, как опрокидывать их на историю средневековья или древнего мира (что регулярно делается ангажированными историками для конструирования национальных мифологий) (подробнее см.: А.П. Назаретян, ОНС №5, 2016)
Текторитор: А какими понятиями следует оперировать в своём мышлении и речи в модернизации духовной и социальной культуры?
Мастер-дзен: Это специальный вопрос, на который есть ответ. Творческая лаборатория социальной метафизики «Текториторика» О.Е. в городе Калининграде, представляет общественный проект философской инновации «Глобальная альтернатива 2050» в качестве нового, универсального инструмента реконструкции и развития духовной и социальной культуры.
Основная цель реализации проекта состоит в преодолении отставания институционального и духовного развития человечества от роста техноэкономической среды Мир-системы.Задачами проекта являются: качественное обновление философской деятельности, философского мировоззрения, философской методологии, философской институции. Проект реализуется на территории всех субъектов России, а так же в других странах мира.
Текторитор: Опишите, на кого направлен проект, кто наша целевая аудитория?
Мастер-дзен: К целевым группам относятся граждане России, общественные организации и государственные учреждения, участвующие в усовершенствовании духовной культуры, концептуализации, планировании и проведении государственных реформ. Проект направлен на устранение глобальных противоречий в жизнедеятельности общества, вызывающих конфликты различного масштаба и повышающих социальную энтропию. Основное духовно-культурное противоречие состоит в том, что исторически сложившаяся философская деятельность не удовлетворяет потребности людей в адекватном восприятии действительности, продуктивном осмыслении процессов и явлений бытия и познания.
Неудовлетворительная философская деятельность обусловливает проблемный социально-психологический статус элит национальных, характеризующийся политической недостаточностью внутри и межгосударственных отношений. В социологической литературе современное общество называют обществом риска. Общество риска, в сущности, не что иное, как закономерный результат многотысячелетнего стихийно направляемого развития духовной и материальной культур Мир-системы. Кризисное состояние общества риска следует рассматривать как финал традиционно сложившихся и секторально модернизированных форм социальной жизнедеятельности, приближающихся к фазовому переходу в постисторический период.
Вариантов перехода в постисторию всего два. Первый это решение глобальных проблем. Второй это запредельное обострение глобальных противоречий, препятствующих продолжению жизни общества. В первом случае, постистория это продолжение общественной жизни в новом, постисторическом виде. Во втором случае это её катастрофическое завершение.
Текторитор: Есть ли у нас авторская методика или технология реализации проекта? Опишите ее.
Мастер-дзен: В ходе реализации проекта предполагается актуализировать парадигму Александра Богданова, снимающую вопрос глобальных проблем, путём перехода социокультурной жизнедеятельности на новый уровень сложности организации (социокибернетический ароморфоз). Вопрос глобальных проблем поставлен во второй половине прошлого века, с научным открытием тенденций экспоненциального роста численности населения, промышленного производства и загрязнения среды, угрожающих в целом наступлением коллапса в середине 21-го века. Возобновление инновации социальной философии, начатой в рамках становления т. н. постнеклассического стиля теоретического мышления, в начале прошлого века, в нашей стране, в частности, А.А. Богдановым, но затем замороженной в сталинское время, необходимо для превентивного преодоления катастрофогенного дисбаланса динамики техно-экономической и гуманитарной компонент общественной культуры, порождающего противоречия и конфликты, свойственные жизнедеятельности общества на всём протяжении его истории.
За счёт резкого ускорения динамики культуры социального мировоззрения, социальных технологий, навыков и привычек теоретического и практического мышления и общения, а на этой основе гармонизации социальной жизнедеятельности, станет возможным совершить фазовый переход цивилизации от исторической формы к постисторическому состоянию, свободному от традиционно сложившихся пережитков, неотвратимо приближающих согласно результатам математических расчётов финально-исторический коллапс.
Исторические задачи актуализируемой парадигмы А.А. Богданова состоят в конструировании адекватного общенаучного мировоззрения, в моделировании рациональной организации социального управления, в моделировании, проектировании и программировании глобализации по-русски, альтернативной псевдоглобализации западнического толка.
Ядром научной революции в области социальной философии является разработка и распространение метода футурософской технологии социокультурной медицины, призванного формализовать тектологическое мировосприятие Богданова и организационную методологию, обеспечивающие общедоступность философской рефлексии и за счёт этого коренную рационализацию модернизации оснований науки, техники, технологий, экономики, безопасности, переживающих т.н. системный, а по существу финально-исторический кризис.
В ближайшее время, (ноябрь 2016г.), если удастся решить проблему с помещением для кабинетной работы, хотелось бы приступить к составлению Заявки на изобретение метода. В это же время, (до декабря 2016-го ) можно выполнить образец применения метода в предельно общем описании истории болезни общественного организма людей. Затем, (декабрь 2016- январь 2017-го) можно сосредоточиться на распространении информации и пропаганды идеи исторической необходимости следующих социально-тектонических решений:
1.Организация глобальной сети философской идеократии, предназначенной для трансформации национальных элит в интернациональные
2. Организация корректировки основных тенденций глобальных изменений.