О ТОМ, КАК НАМ ОБЛАГОРОДИТЬ ЭЛИТУ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА!
Предлагаю разработать и принять муниципальную программу развития духовной культуры на основе проекта философской инновации «Глобальная альтернатива».
Постановка проблемы
Стремительно преобразуется внешний облик Калининграда. Растёт потребление горожан. Укрепляется коммунальное хозяйство. Развиваются транспорт, социальная сфера и промышленность. Улучшаются экологические условия. За счёт привлечения мигрантов, продления жизни с помощью улучшающегося мед. обслуживания, распространения здорового образа жизни и повышения рождаемости смягчаются демографические проблемы.
В то же время, духовная активность в социальной жизнедеятельности калининградцев, как и жителей других городов страны, продолжает неуклонно снижаться. Это можно объяснить дисгармоничным состоянием духовной культуры, претерпевшей на протяжении последнего столетия противоречивую трансформацию. Ментальность, язык, стереотипы мышления, навыки общения и поведения россиян формировались в ходе отстающего развития, деформировались в процессах революционных сдвигов и неоднозначных реформ. В итоге сложившаяся система культурных кодов не располагает к адекватному восприятию действительности, к верному её описанию, к чёткому осмыслению, продуктивному обсуждению и к успешному изменению различных условий бытия.
Главным трендом, который определил качество изменений духовной жизнедеятельности россиян в 20-м веке и продолжает действовать в начале 21 века, является упадок российской социальной культуры, дважды претерпевшей элитоцид. В первый раз, сословная аристократия, крупные капиталисты и высшее чиновничество российской империи, верхушка духовенства и военных не нашли возможности ответить на вызов своей эпохи и не справившись со своей задачей, ушли с исторической сцены. Второй раз, высший слой, советской партхозэлиты, силовиков и учёных, само уничтожился, допустив закат социалистической модификации российской цивилизации. В настоящее время продолжается стартовавший после национально-освободительной революции 89-91гг. процесс формирования новой социальной иерархии населения, включающей обновлённый узкий слой, призванный осуществлять функции самоопределения, социального и политического управления, развития культуры. Новая, ещё не сформированная элита имеет свои недостатки, мешающие ей выполнить призвание, что угрожает очередной неустойчивостью элитократии.
Основной порок элитного слоя калининградцев, получивших в своё время образование и воспитание в государственных учреждениях СССР, организованных на основе марксистско-ленинского учения, содержавшего в себе элементы философии и идеологии - варварский тип духовной культуры. Дело в том, что согласно современным научным представлениям, марксизм, и тем более теоретические продукты В. И. Ульянова философией в строгом смысле этого термина не являются. А между тем, философия, это один из атрибутов цивилизации, иначе говоря - ступени развития общества, следующей за варварством. В связи с этим, обстоятельством, в части духовной культуры нашу страну, назвать цивилизованной во времена советской власти и в некоторой степени теперь, будет не верно. Т. е. Россия, в локально-цивилизационном плане, в своей духовной жизни пребывает в варварстве, отличаясь от других стран незавершённой философской традицией, которую прервали большевики в ходе реализации государственной политики в области культуры.
Имеет смысл признать официально как факт духовной жизни: философская форма общественного познания не вносит должный вклад в просвещение, в идеологическое самопознание и в политическую консолидацию калининградцев. Это поможет осознать неэффективность организации государственного управления, неэффективность организации экономики и не эффективность формирования культуры. Эти три дисфункции русских элит представляют собой патологические начала хронических внутренних болезней страны. Сырьевая экономика, государственная коррупция, слабо развитые искусства и науки, отсталая техника - всё это симптомы социокультурных болезней, вызванных духовными дефектами в культурном геноме.
Решение проблемы
По примеру цивилизованных стран находящихся на разных этапах развития, но где, по определению, духовные революции уже состоялись, россиянам также нужно обогатить истеблишмент людьми, способными компетентно осмыслить пути развития, прогнозировать изменения или сохранение тех или иных тенденций, обосновывать решения по коррекции траекторий эволюции. Эти люди должны сплотить интеллигенцию в решении актуальных теоретических и практических задач, стоящих перед обществом и государством. В этом случае, можно надеяться на разворот вековой тенденции заката русской социальной культуры к её расцвету, за счёт преодоления духовного варварства и политической отсталости элиты, порождающих невежество и неуправляемость масс.
Русская духовная революция позволит России исполнять авангардную роль в общемировых антикризисных действиях, в силу двух предпосылок. Только наша страна, располагает неиспользованным потенциалом духовного развития с одной стороны. И к тому же, Россия относится к категории тех, кому в современном мире, по словам Михаила Хазина («НВ» в Калининграде от 7 мая «В России обострилась борьба элит» ) - уготована незавидная роль.
Проект философской инновации подготовлен находящейся в Калининграде творческой лабораторией социальной метафизики «Текториторика» в ответ на общественную заинтересованность в рационализации общественных изменений в городе, в стране и в мире за счёт установления в общественных делах и в политических отношениях практики философского мышления и общения на новом уровне развития философского искусства, в рамках русской философской традиции.