- Внучек, ну какой же ты «лошара»? Пиджачок в брючки, брючки в гольфики, на гольфики сандалики. Красавчик!
Как ни казалось бы странным, но этот трогательный, анекдотичный диалог, имеет свои осязаемые очертания среди нашего повседневного окружения. Имеется ввиду , здания, сооружения, озеленение, средства городского благоустройства, с которыми взор человека сталкивается ежедневно. На городскую среду, как на этого мальчика , напяливают нелепые одеяния в виде бутафорских декораций (покраска стен десятиэтажных зданий «типа» фахверковой конструкции или арок. пошлой лепнины). Роль «бабушки» здесь исполняют властные структуры, которые и утверждают это сакраментальное - «красавчик». Архитектура ( если этот термин в данном контексте уместно употребить) имеет свойство публичности. И народонаселение, растворяясь в этом распущенном пространстве и привыкая к нему, вольно или невольно, тоже становится составной частью этой «лошарской» среды.
Приезжие, обремененные долгой жизнью в глубинке, но не обремененные критическим мышлением, увидев стену здания с разрисованными фахверками, несуразными башенками и фронтонами, легкомысленно принимают их за отремонтированные объекты старой эпохи или такой современный, замысловатый местный тренд, который им не дано понимать, ввиду осознания своей ничтожности, перед образцами « высокого искусства»( « сами мы не местные, поможите люди добрые »). Нет сомнений, что многим обывателям, не только приезжим, приходится по душе такого рода « забавы» в архитектуру. Если местное сообщество все это принимает, тогда определенно становится известно, где уготовано ( находиться) место для этого сообщества и уровень его развития. И это необходимо принимать как должное, без всякого на то смущения и неловкости.
Зарубежные же гости, люди корректные, деликатные, не огорчают местных обитателей своими умозаключениями и ярко выраженными эмоциями. Но, не трудно прочитать на их лицах выражение недоумения.
Ну не носят теперь такое! НЕ-Е-Е НО-О-О- СЯТ!
На самом же деле , происходит фальсификация исторического процесса ( архитектура является его отражением), из-за неспособности всего сообщества определить цели и методы их достижения, наряду с ненадлежащим профессионализмом для воплощения. За бутафорской лживостью скрывается реальная опасность культурного обесценивания среды обитания и для следующих поколений. Представление романтического образа места, в виде силуэтов прошлых эпох, все эти подражательские изыски ( к тому же скверно обозначенные) - ничто иное , как профанация профессии одних и заблуждение других. Это - инфантильность и безответственность. И совсем беда, если наличествует такое качество у людей, уполномоченных принимать решения.
Показательными примерами являются , множество убогих многоэтажек, торговый центр «Европа», так называемая « Рыбная деревня». И конечно в этом ряду «шедевральный образчик» китча - « Резиденция королей». Здесь , создатели сего явно когда-то не доиграли в песочнице.
Продолжением этого ряда явился капитальный ремонт жилых домов по Ленинскому проспекту. Уместно ли, типовые блочные дома со свойственными им параметрами окон, высотой, внутренней планировкой, « одевать» в бутафорские одежды со сплошной имитацией проемов для окон, которых нет, дробить масштаб здания и искажать пропорции? Боковые фронтоны (« пиджачок в брючки»), созданные из нескольких типовых повторяющихся элементов ( привезенных со склада ширпотреба), режут глаз. Гипертрофированно возвышаясь над коньком кровли , странным скруглением, примыкая к ней, создают иллюзию - чихни и упадут. К ним присоединились « два брата великана» ( два вентканала) , обозначив свою важность на фасаде. Первый этаж здания небрежно делится на две части с разными фактурами без элементов сопряжения ( отделка плиткой под кирпич с рустовкой - « гольфики в сандалики»). И многие другие «школярские проступки», глумливо развлекающиеся над понятием « пропорция» , а в итоге над здравым смыслом. Вместо зданий, характеризовавших бы статусность, весомость главной улицы города, динамику ее развития, получили объекты, отражающие стилистику, масштаб, местечковость и провинциальность городов, типа Полесска , Знаменска.
Даже, если это отдельные здания, то думать о малом необходимо стратегически, масштабно, как о составной части системы. Дорогостоящие проводимые ремонты — это временное и не эффективное решение проблемы реконструкции Ленинского проспекта. Необходимо иметь программу о переменах - уместных, благотворных, долговременных. Не под праздники, юбилеи и крупные мероприятия, а для людей. Было бы целесообразным производить поэтапный снос жилых домов уже физически и морально устаревших и на их месте возводить здания общественного назначения. Ликвидация жилой застройки, не имеющей ценностных характеристик вдоль проспекта, даст возможность изменить масштаб и морфологию зданий, избавиться от многочисленных лестниц магазинов, эффективно использовать земельные участки, в том числе и подземное пространство, Да и нынешним жильцам этих домов улучшить условия.. А в конечном итоге улучшить и всю уличную среду. Да, надо отдавать себе отчет в финансовых ( хотя квартир там не так много) и юридических сложностях при реализации таких программ. Но это и есть движение вперед.
Иначе, навязчивая болезнь «псевдоисторизма» , обозначившаяся обильной «сыпью» на просторах всего региона, обеспечит путь к культурной деградации. Ну, а если нет способности освободиться от болезни ( есть подозрение, что диагноз - хроничность) , то остается калининградцам мерить время, сидя у клепсидры, заниматься самоудовлетворением и смотреть, как над ними засверкает надпись: « время истекло» .
Перефразирую незабвенного Козьму Пруткова: « Хочешь быть" лошарой" — будь им! »