В газете «Дворник» была опубликована серьезная аналитическая статья «Год без Цуканова» (№ 28 (1083) от 1 августа 2017 года), представленная редакцией Калининградского делового портала RUGRAD.EU. Но мне кажется, что в ней уделено недостаточно внимания культурной жизни региона. Прежде всего, хочу сказать, что культура — это не фестивали и наращивание туристического трафика в регион. Фестиваль имеет значение только в целостной культурной политике, а туристы приедут посмотреть кроме красот природы и услышать нечто прекрасное, уникальное.
Культурная политика в Калининградской области должна выполнять несколько функций. Во-первых, способствовать укреплению позиций России в Балтийском регионе, в Европе в целом. Во-вторых, обеспечить доступность для жителей области к культурным достижениям нашего народа, к высоким образцам мирового искусства. А самое главное — способствовать усвоению нравственных норм, принципов, ценностей отечественной культуры. Что касается туризма, то приезжающие сюда наши сограждане, а также иностранные туристы должны видеть, что Калининградская область — это российская земля со своей славной историей военных побед и самоотверженного труда послевоенных поколений наших соотечественников.
И вот теперь посмотрим на то, что изменилось в области за год правления врио губернатора-гуманитария Алиханова (юриста-экономиста), которого почему-то именуют технократом, хотя ни о технике, ни о технологиях говорить в данном случае не приходится.
Конечно, я начну с Кафедрального собора, который я в течение 23 лет восстанавливал, создавал, наполнял экспонатами, многие из которых приобретал за личные средства, поскольку бюджетных денег на реставрацию не выделялось, ведь в стране было тяжелое финансовое положение. Начнём с башенной части Кафедрального собора, где мы, то есть я и моя команда, создали единственный в мире музей Иммануила Канта. В музее проводились экскурсии, в них рассказывали о великом философе, о его идеях, о наших соотечественниках, которые оставили о нем воспоминания, об ученых и писателях, испытавших влияние идей Канта. Работали несколько экскурсоводов, в том числе с хорошим знанием иностранных языков. Они проводили экскурсии для иностранных гостей, что, несомненно, способствовало выполнению первой из указанных функций культурной политики.
Что теперь? После моего увольнения произвели реорганизацию. Набрали сотрудников, которые не нужны в других местах, например, Чеведаеву, от которой избавилось министерство культуры. Чтобы дать им зарплату, сократили экскурсоводов, оставив одного, обязанного проводить экскурсии и в музее, и в Большом зале Кафедрального собора. То есть пришедшие в музей должны ждать, когда завершится часовая экскурсия в Большом зале, и наоборот. Экскурсовод выматывается, люди крайне недовольны вынужденным ожиданием. Более того, новое руководство собора полагает, что посетители настолько глупы, что им не интересна и не понятна история, слишком сложно уяснить что-то о Канте, поэтому от работников музей требует найти анекдоты и всякие интересные рассказы про Канта и Тевтонский орден, чтобы привлечь публику. Тевтонский орден настолько занимает умы новых руководителей, что уже вторая Музейная ночь — это тевтонцы, да еще и Вера Таривердиева на лошади. И если уж так заботятся о событийном туризме, то вспомнили бы о юбилейных датах: 500 лет со дня подписания договора между Василием III и Альбрехтом Бранденбургским, имевшего немалое значение для нашей истории, 320 лет со дня прибытия в Кёнигсберг Великого посольства, 260 лет Гросс-Егерсдорфскому сражению, 210 лет сражению под Прейсиш-Эйлау. Немало событий можно отметить и в послевоенной истории. Но важнее всего, конечно, праздник шоколада. Таривердиева как инициатор этого праздника в интервью ТВ заявила, что на остров Канта ради шоколада пришли сорок тысяч посетителей — больше, чем всё население Черняховска. Вспоминается Хлестаков с его тридцатью пятью тысячами курьеров. Таривердиева его переплюнула, до сорока тысяч подняла. Как только они не вытоптали всё и никто в этой грандиозной толпе не пострадал! Проведение в музее Канта квестов вообще вне культуры, но вполне укладывается в менталитет новых функционеров вроде Чеведаевой или Гузь. О несоответствии мероприятий в музее Канта его истинному смыслу более и говорить не хочется.
Особенно больно осознавать, что музыкальная жизнь Кафедрального собора, которая культивировалась в течение многих лет, превратилась в развлекательное шоу невысокого уровня. Напомню, что во время празднования юбилея города в 2005 году на концерте Валерия Гергиева в соборе был президент Владимир Путин. Тогда же он принял решение профинансировать строительство органа. В 2008 году в Кафедральном соборе был установлен органный комплекс, состоящий из Большого и Малого органов, не имеющий аналогов в нашей стране, лучший в Европе. Его построила органостроительная фирма «Александр Шуке», существующая с 1820 года и пользующаяся огромным авторитетом в музыкальном мире, вопреки распространяемому Ермаком и Таривердиевой слуху о банкротстве этой почтенной фирмы. Как мне стало известно, в настоящее время эта фирма построила органы для ряда стран Европы, а также для Китая. Я посоветовал фирме подать в суд на этих лиц за распространение слухов, порочащих репутацию фирмы, впрочем, и без моих советов в Германии цену Таривердиевой знают, о чем свидетельствуют весьма критические публикации, которые мне переслали из ФРГ.
С момента установления оргáнов открылась новая страница в культуре региона и даже России и Европы. Это оценила международная организация «Europa Nostra», наградившая Культурный центр «Кафедральный собор» Большой золотой медалью за вклад в европейскую культуру. Медаль вручили российскому послу в Великобритании, а он передал её губернатору Георгию Боосу, который привёз медаль в собор.
Я не стану рассказывать о грандиозных музыкальных проектах, которые были реализованы в соборе. Калининградцы об этом прекрасно помнят. Буду говорить о том, что сделано за последний год. Состоялся концерт А. Бумштейниса «Братья К. Для четырех глиняных свистулек, перкуссии, органа и электроники», на котором присутствовали полтора десятка человек. Этот писк свистулек, рев динамиков и органная какофония не имеют никакого отношения к искусству, которое должно культивироваться в Кафедральном соборе. Авраменко в ночном концерте для органа с динамиками достиг редкого эффекта: с потолка посыпалась штукатурка. Надо радоваться, что витражи уцелели от напора звуковых волн, превышающего все допустимые нормы. Он же устраивает экскурсии к органу и в орган, что категорически недопустимо, учитывая огромную культурную и материальную ценность инструмента. На одной из таких экскурсий пьяный посетитель уселся за орган и начал руками и ногами лупить по клавишам. Еле его вывели. Органист Юсупов настолько плохо играет, что слушатели писали возмущенные отзывы в «Книгу отзывов». Чтобы не расстраивать Таривердиеву, ее заместитель Малофеев, бывший сотрудник правоохранительных органов, сначала вырывал страницы из этой книги, а потом спрятал. Появление в соборе органистов, чья игра вызывает, мягко говоря, недоумение, связано с тем, что Таривердиева провела конкурс на замещение должностей органистов. Причем, как я думаю, просто переписала условия своего конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, не уяснив, что речь идет о государственном учреждении культуры. Поэтому в Положении о конкурсе на замещение должностей органистов имеется девять нарушений российского законодательства. Ни юрист Алиханов, ни юрист Ермак этого не заметили, я вынужден был обратиться в Генеральную прокуратуру РФ, которая поручила разбираться областной прокураторе. Жду ответа.
В общем, свое возмущение слушатели высказывают ведущим концертов, а некоторые, встретив меня на улице, просят: «Сделайте что-нибудь, ведь угробят орган». И они не так далеки от истины. Достаточно сказать, что Большой орган трижды заливало водой, так как сорванную штормом черепицу на башне не ставят на место. Я оставил большой запас немецкой черепицы, «бобровый хвост», должно быть, ее отправили вслед за станком. Звучание органа, по свидетельству музыкантов из Москвы и Казани, присутствовавших на открытии органного комплекса и теперь послушавших игру как Авраменко, так и Юсупова, просто жуткое. Возможно, что и Таривердиева что-то понимает, но боится пригласить мастеров фирмы-изготовителя, потому что тогда вскроется, что натворили с инструментами.
В Большом зале Кафедрального собора уже исполнялась и «Чунга-чанга», и всякого рода экспериментальная музыка. Сейчас у входа в собор афиша предлагает «Фокусы вокала» и балет. В Малом зале на фоне надгробий разухабисто исполнялись «Очи черные», весьма оптимистично звучали советские песни, нашлось место и экспериментам.
Ни Таривердиева, ни ее ближайшие помощники, бывшие сотрудники правоохранительных органов Малофеев и Южаков, ни остальная новая публика не понимают, что Кафедральный собор, памятник XIV века, своей историей, своими древними стенами диктует совершенно определенную стилистику музыкальной жизни в нем. Это ещё и памятник великодушию и высокой культуре русского народа-победителя во Второй мировой войне, восстановившего Кафедральный собор, разрушенный во время налёта английской авиации. Именно об этом говорили представители руководства Евросоюза и ФРГ, когда приехал оркестр Среднегерманского радио и телевидения, чтобы дать концерт благодарности за восстановление Кафедрального собора. В церемонии принимала участие председатель областной Думы Марина Оргеева. Думаю, она тоже не забыла этот прекрасный вечер. Концерт транслировался на весь Евросоюз, прославляя русскую культуру. И вот теперь всякие шоу, эксперименты и прочие неподходящие для этого величественного здания мероприятия массовой культуры. Для этого существуют другие площадки.
Кстати, о массовой культуре. Ни Таривердиева, ни ее покровители не знают разницы между «культурой для масс» и «массовой культурой». Первое должно быть предметом культурной политики. Массы, население нашей области должны иметь доступ к культурным ценностям. Я и мои соратники это понимали, поэтому совместно с Л. И. Чашиной, членом Общественной палаты, создали проект «Школа здоровья». Врачи, психологи, философы рассказывали о том, как сохранить физическое, психическое, социальное здоровье. При этом прекрасный органист с высокой репутацией в Европе и России Артем Хачатуров играл великие органные произведения. На эти лекции-концерты привозили людей со всей области. Сотни благодарственных отзывов показывают значимость этого проекта. Помимо этого, привозили детей из области.
«Массовая культура» — это распространение американской культуры с целью формирования примитивного музыкального и художественного вкуса. Именно этим и занимается Таривердиева с бывшими полицейскими, устраивая шоу, в том числе огненное, у древних стен собора. Она ещё обещала распитие «глювайна» возле могилы Канта в католическое Рождество. Даже афиши команда Таривердиевой регулярно делает с ошибками, в том числе орфографическими, или с каким-то странным акцентом. Одну из них, где сообщается «Каждый среда…», представляю на фотографии.
Абсолютное непонимание сущности культурной политики демонстрирует врио вице-премьера Гарри Гольдман, курирующий эту сферу и публично заявляющий, что не разбирается в культуре. А также врио министра культуры Андрей Ермак, которого в народе уже называют министром культтуризма. Как известно, «короля делает свита». Вся эта свита, включая Таривердиеву, представленную публике лично Алихановым, исполняет плохую пьесу, что уже отмечают в немецких газетах. Сам Алиханов, провозглашая, что остров Канта — это место особого смысла и силы, чуть ли не стал инициатором устройства под мостом баскетбольных площадок, при этом игнорируя мнение архитекторов, специалистов-экологов. Он, по-видимому, не знает, что дендрологический парк на острове представляет собой своего рода ботанический сад с ценными и редкими деревьями, часть которых занесена в Красную книгу.
Все эти действия не только не способствуют укреплению позиций России в Европе, но и вызывают у серьезных инвесторов сомнение в уровне культуры в нашей области и у ее руководства, что в современном мире имеет большое значение. Поверьте, я знаю это из первых рук — мне регулярно приходят поздравления от крупных предпринимателей и общественных деятелей Германии, которые неоднократно посещали собор и которые не забывают о важных для меня датах.
Можно обратить внимание и на другие аспекты культурной политики в Калининградской области, которые не менее красноречиво свидетельствуют о провале в этой важнейшей сфере деятельности.
Игорь ОДИНЦОВ
Заслуженный строитель РФ, почетный гражданин Калининграда, экс-руководитель Государственного автономного учреждения культуры Калининградской области «Кафедральный собор»