Архитектура Кенигсберга никоим образом не связана с нацизмом
Протоиерей Георгий Урбанович, руководитель Духовно-просветительского центра Калининградской митрополии:
3 апреля 2018
Почему мы, говоря о немецком прошлом нашей земли, вспоминаем только события Второй мировой войны и борьбу с фашизмом? Я даже не говорю сейчас о позитивных фактах Великого посольства в Пруссию Петра I и о русском правлении во время Cемилетней войны. Почему не вспомнить XIX век, когда интересы Пруссии и России переплелись самым тесным образом, а фамилия Романовых обогатилась прусской кровью? Королева Луиза и союзничество Пруссии и России против Наполеона; дочь Луизы — Шарлотта — жена Николая I Александра Федоровна, внук Луизы — Александр II; жена Николая II — прусская принцесса Алекс — Александра Федоровна. Первая мировая война, поля сражений, геройство русских солдат, победы барона Врангеля… Вся архитектура Кёнигсберга и Пруссии — это прежде всего XIX – начало XX вв., и это никоим образом не связано с нацизмом.
В 392 году император Феодосий объявил о запрете языческих собраний. Строительство самых ранних церквей началось именно в этот период, но здесь необходимо заметить, что христианство, пользующееся теперь поддержкой государства, не стремилось к разрушению зданий, принадлежавших ранее языческим культам. Этим христиане подчеркивали то, что они являются наследниками великой греко-римской культуры, запечатленной в камне и мраморе, и теперь эта культура обретает свое новое, христианское измерение и наполнение. Именно этими соображениями создания единого культурного христианского пространства руководствовалась Русская православная церковь в Калининградской области, восстанавливая из руин романские и готические немецкие храмы.
Тема взаимоотношения немецкого культурно-архитектурного наследия и русской культурной традиции в Калининградской области всегда стоит достаточно остро, и в этой связи позиция Русской православной церкви является принципиально важной. Церковь не только восстанавливает здания бывших немецких кирх, но и демонстрирует обществу пример бережного отношения к архитектурному наследию края. В городах и селах области продолжаются реставрационные работы по восстановлению культовых немецких зданий, переданных Русской православной церкви.
К сожалению, вопрос передачи немецких культовых зданий Русской православной церкви некоторыми слоями калининградского общества воспринимается неоднозначно. Связано это прежде всего с неким стереотипным представлением, что «церковь не сможет восстановить здание по всем историко-архитектурным требованиям». Восстановление кирхи Арнау (кирха Святой Катарины, XIV в), расположенной в поселке Родники, может служить примером разрушения этого стереотипа.
Мы говорим о едином культурном наследии Калининградской области, за которое несет ответственность не только Русская православная церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Всемирном Русском народном соборе, проходившем в 2015 году в Калининграде, ясно определил вектор культурного развития для области: «Миссия Калининградского региона, находящегося на рубеже цивилизаций, — быть не просто оборонительным рубежом России, хотя и это важно, но творческой лабораторией синтеза материальных культур и притягательным маяком в духовной жизни. Если возник такой русский анклав в центре Европы, в окружении стран западной культуры, то он должен стать островом нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которым остался верен наш народ. Нет никаких сомнений в том, что это свидетельство найдёт широкий отклик у соседних народов и послужит обращению к нашим общим корням, корням христианским».
* Мнение было высказано руководителем Духовно-просветительского центра Калининградской митрополии на конференции калининградского отделения Всемирного Русского народного собора. Полный текст был опубликован на сайте Калининградской епархии, но впоследствии был удален. В кэше Google по-прежнему доступна полная версия текста.
Фото: kdeparh.ru
Поделиться в соцсетях