Дневники Каннского фестиваля. День 7.
23 мая 2013
Каждый год в Каннах есть самый радикальный фильм. В этом году - это голландский "Боргман". То есть конкурсная программа еще идет, впереди еще Поланский, Джармуш, Соррентино, Содерберг, но уже понятно, что "Боргман". На сегодняшний день это лучший фильм, что я здесь посмотрел. Это первая заявка на фильм открытия "Евросоюза". Это первая заявка на то, чтобы вытащить людей из их богатых особняков, засунуть головой в ведро с цементом, а потом выбросить в соседний пруд. Ведра погружаются и встают на дно, а торчащие из них ноги и руки напоминают какие-то подводные водоросли.
Снял фильм Алекс Ван Вармердам. Он уже давно снимает кино в Голландии, маленькие такие фильмы, о которых легко вообще ничего не знать. Но я смотрю все. В основном это такие провинциальные сказки, о небольших городках, красивых домах и странных людях, и рядом всегда густой лес, и в нем укают совы, а за каждым деревом что-то такое таится. Самый лучший его фильм называется "Северяне". Там как раз все, как я рассказал. А в остальных он то туда, то сюда пытался отступить от того, в чем понимает лучше всех. Поэтому мне они не понравились. То есть смотришь "Платье" - оно летает, но куда-то не туда, смотришь "Официанта" и долго смотреть на него скучно, смотришь "Сказки Братьев Гримм" и понимаешь, что у братьев Гримм было страшнее, смотришь "Последние дни Эммы Бланк", и только и ждешь когда же она умрет и фильм закончится. От "Боргмана" я тоже чего-то такого ждал. Но был один кадр в сети, где голый человек сидит на обнаженной груди женщины, пока она спит, а рядом с ней спит ее муж. Кадр щекотал что-то там такое внутри. Такие красивые желания.
"Боргман" начинается легко и просто. Утро, священник, мэр и начальник полиции в спешке собирают ружья и сломя голову несутся в лес. Они явно задумали на кого-то поохотиться. Лес. Из дерна выезжает перископ и начинает следить за происходящим, Под дерном вырыта землянка, там живет худой всклоченный человек, мужчины с ружьями протыкают землянку насквозь, а он, как крот, лезет оттуда по подземному ходу, выбирается и бежит предупредить своих друзей, откидывает в разных местах леса куски дерна, а под ними- землянки, и в каждой по человеку. Целый выводок людей-кротов. Он выбирается из леса. Его зовут Боргман. Стучится в первый же дом, просит дать ему возможность принять душ, перед ним захлопывают дверь. Идет во второй дом, его избивают. А потом жена хозяина сжалилась, сделала ему ванну, налила бокал красного вина, поселила в летнем домике на их территории, и он потихоньку, незаметно для хозяина входит в их жизнь, рассказывает страшные истории детям, подчиняет себе жену, убивает все окружение при помощи ядовитых стрел, бочки и цемента и других приятных оригинальных способов, сбривает бороду и волосы, выдает себя за садовника, наводит полный беспредел в саду, овладевает сексуальными фантазиями жены, превращает детей в своих адептов, рушит весь этот богатенький, выверенный жирный мир к чертовой матери.
Пожалуй, этот фильм ближе всего к Луису Бунюэлю.Или последним фильмам испанского-сюрреалиста. "Скромное обаяние буржуазии", "Призрак свободы", или может быть к его самым ранним - "Золотой век" и "Андалузский пес". Не по стилю, сюжету или атмосфере, а по смыслу. В комфорте и богатстве, человек лишается человеческих чувств и истинных человеческих желаний. Появляется лень тела и мозга, нежелание увидеть весь мир целиком, разве что только мир, где за твою безопасность несут ответственность твои деньги, заплаченные туристической фирме. И тебе ничего больше не хочется, только еще больше денег, домов, спокойствия. Сразу вспоминаешь слова одного миллиардера: «Я хочу заработать столько денег, чтобы не видеть людей!»
"Боргман" - свирепый фильм. После него хочется выйти на Круазетт и сжечь десяток яхт и ждать, когда остальные последуют за тобой. И вовсе не из-за того, что ты их всех ненавидишь за то, что у них больше денег, чем у тебя. Ты заботишься об их душе, даешь им шанс выйти из их мирка, отлаженного деньгами и недвижимостью, и поплавать в пруду с зацементированной в ведре головой. Почувствовать себя прекрасной водорослью.
Я не думаю, что "Боргман" победит, я даже не хочу, чтобы он побеждал, пусть он победит только в моем личном рейтинге. И я не хочу, чтобы происходили все эти жестокие вещи, я просто хочу, чтобы богачи и властелины пришли и посмотрели этот фильм, и задумались, о ценностях, о своих целях и жизни, о людях, которые живут вокруг, и которых им просто не видно. Потому что их заслоняют горы денег.
Текст: Артем Рыжков
Дневники Каннского фестиваля. День 5.
Дневники Каннского фестиваля. День 4.
Дневники Каннского фестиваля. День 3.
Дневники Каннского фестиваля. День 2.
Дневники Каннского фестиваля. День 1.
Дневники Каннского фестиваля. Дорога в Канны.
Снял фильм Алекс Ван Вармердам. Он уже давно снимает кино в Голландии, маленькие такие фильмы, о которых легко вообще ничего не знать. Но я смотрю все. В основном это такие провинциальные сказки, о небольших городках, красивых домах и странных людях, и рядом всегда густой лес, и в нем укают совы, а за каждым деревом что-то такое таится. Самый лучший его фильм называется "Северяне". Там как раз все, как я рассказал. А в остальных он то туда, то сюда пытался отступить от того, в чем понимает лучше всех. Поэтому мне они не понравились. То есть смотришь "Платье" - оно летает, но куда-то не туда, смотришь "Официанта" и долго смотреть на него скучно, смотришь "Сказки Братьев Гримм" и понимаешь, что у братьев Гримм было страшнее, смотришь "Последние дни Эммы Бланк", и только и ждешь когда же она умрет и фильм закончится. От "Боргмана" я тоже чего-то такого ждал. Но был один кадр в сети, где голый человек сидит на обнаженной груди женщины, пока она спит, а рядом с ней спит ее муж. Кадр щекотал что-то там такое внутри. Такие красивые желания.
"Боргман" начинается легко и просто. Утро, священник, мэр и начальник полиции в спешке собирают ружья и сломя голову несутся в лес. Они явно задумали на кого-то поохотиться. Лес. Из дерна выезжает перископ и начинает следить за происходящим, Под дерном вырыта землянка, там живет худой всклоченный человек, мужчины с ружьями протыкают землянку насквозь, а он, как крот, лезет оттуда по подземному ходу, выбирается и бежит предупредить своих друзей, откидывает в разных местах леса куски дерна, а под ними- землянки, и в каждой по человеку. Целый выводок людей-кротов. Он выбирается из леса. Его зовут Боргман. Стучится в первый же дом, просит дать ему возможность принять душ, перед ним захлопывают дверь. Идет во второй дом, его избивают. А потом жена хозяина сжалилась, сделала ему ванну, налила бокал красного вина, поселила в летнем домике на их территории, и он потихоньку, незаметно для хозяина входит в их жизнь, рассказывает страшные истории детям, подчиняет себе жену, убивает все окружение при помощи ядовитых стрел, бочки и цемента и других приятных оригинальных способов, сбривает бороду и волосы, выдает себя за садовника, наводит полный беспредел в саду, овладевает сексуальными фантазиями жены, превращает детей в своих адептов, рушит весь этот богатенький, выверенный жирный мир к чертовой матери.
Пожалуй, этот фильм ближе всего к Луису Бунюэлю.Или последним фильмам испанского-сюрреалиста. "Скромное обаяние буржуазии", "Призрак свободы", или может быть к его самым ранним - "Золотой век" и "Андалузский пес". Не по стилю, сюжету или атмосфере, а по смыслу. В комфорте и богатстве, человек лишается человеческих чувств и истинных человеческих желаний. Появляется лень тела и мозга, нежелание увидеть весь мир целиком, разве что только мир, где за твою безопасность несут ответственность твои деньги, заплаченные туристической фирме. И тебе ничего больше не хочется, только еще больше денег, домов, спокойствия. Сразу вспоминаешь слова одного миллиардера: «Я хочу заработать столько денег, чтобы не видеть людей!»
"Боргман" - свирепый фильм. После него хочется выйти на Круазетт и сжечь десяток яхт и ждать, когда остальные последуют за тобой. И вовсе не из-за того, что ты их всех ненавидишь за то, что у них больше денег, чем у тебя. Ты заботишься об их душе, даешь им шанс выйти из их мирка, отлаженного деньгами и недвижимостью, и поплавать в пруду с зацементированной в ведре головой. Почувствовать себя прекрасной водорослью.
Я не думаю, что "Боргман" победит, я даже не хочу, чтобы он побеждал, пусть он победит только в моем личном рейтинге. И я не хочу, чтобы происходили все эти жестокие вещи, я просто хочу, чтобы богачи и властелины пришли и посмотрели этот фильм, и задумались, о ценностях, о своих целях и жизни, о людях, которые живут вокруг, и которых им просто не видно. Потому что их заслоняют горы денег.
Текст: Артем Рыжков
Дневники Каннского фестиваля. День 5.
Дневники Каннского фестиваля. День 4.
Дневники Каннского фестиваля. День 3.
Дневники Каннского фестиваля. День 2.
Дневники Каннского фестиваля. День 1.
Дневники Каннского фестиваля. Дорога в Канны.
Поделиться в соцсетях