RuGrad.eu

02 , 06:20
$91,78
+ 0,00
98,03
+ 0,00
22,81
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА

Внутреннюю работу никто не видит, а что-то негативное видно сразу и всем

Светлана Кондратьева

Светлана Кондратьева, министр культуры Калининградской области:

23 августа 2012

Итоговое интервью министра культуры Калининградской области Светланы Кондратьевой для информационного портала Rugrad.eu

- Светлана Анатольевна, какова ваша оценка фестиваля «Территория мира» - как его главного инициатора и организатора?

- Когда организаторы задумывают фестиваль – любого уровня, любого направления, - конечно, предполагается воплотить в жизнь все идеи. Но если мы испытываем неудовлетворенность тем, что получилось, значит, нам есть, к чему стремиться. Мы видим все, что необходимо исправить. Никто из нас не собирается вписывать свои собственные имена в историю, речь идет об имидже Калининградской области. Мы все вместе, в первую очередь, работали для людей. Я благодарна абсолютно всем, кто работал на фестивале, но, прежде всего, зрителю. Высокую зрительскую культуру калининградцев отметили абсолютно все наши гости.

Количество зрителей, посетивших фестиваль, - это самая главная оценка, особенно если учесть, что четыре из пяти дней фестиваля приходились на рабочую неделю. Может быть, родителям сложно было привести детей на детскую площадку, тем не менее, детей здесь было очень много. Совместная работа на одной площадке нескольких учреждений культуры (детская библиотека, кукольный театр, Центр культуры молодежи, оркестр русских народных инструментов, Дом народного творчества) – это показатель хорошей команды и высокого уровня взаимодействия. И, наверное, каждый посетитель фестиваля находил на «Территории мира» то место, в которое он стремился, которое оказалось по душе.

Если этот фестиваль привлек такое количество зрителей, если он нашел положительные отклики в сердцах большинства людей, посетивших его, если у нас уже сейчас появились заявки на участие в следующем фестивале из других регионов России и других стран, - значит, фестиваль должен быть. И на следующий год его нужно подготовить как можно лучше. Хотелось бы это сделать совместными усилиями. «Территория мира» – наша общая заслуга, наше общее дело.

- Давайте тогда пробежимся по сухим цифрам, которые, на наш взгляд, наиболее полно отображают размах фестиваля и смогут дать отпор многочисленным скептикам и противникам…

- Изначально фестиваль задумывался в гораздо меньшем объеме, мы не предполагали, что в результате мы выйдем на такое количество стран. Творческие силы министерства культуры и Телекомпании «АГА» слились воедино – это вылилось в пять фестивальных дней, в десять стран-участниц, в двадцать приглашенных коллективов. Почти четыреста приезжих участников – я не говорю о том, сколько калининградцев в составе различных творческих коллективов имели возможность показать себя на фестивале. Пятьдесят три мастера участвовали в работе Города мастеров. Общий вес оборудования, задействованного на фестивале, составил 100 тонн. Организаторов и технического персонала – 130 человек. Это цифры, которые говорят о масштабе «Территории мира».

Мы работали очень сплоченно – как единый часовой механизм, - никто не тянул одеяло на себя. И большое спасибо всем дипломатическим миссиям, представленным в Калининграде, за огромную помощь в организации фестиваля. Спасибо полиции и частным охранным предприятиям, таможенникам и пограничникам. Надеюсь, что наше общее сотрудничество станет еще плодотворнее, и это позволит нам вывести фестиваль на новый, более высокий уровень.

Хочу сказать огромное спасибо Александру Мацюре и Центру культурных программ - его команда сработала великолепно. Ребята работали на износ – а их всего-то в штате 10 человек. Вы себе не представляете, что значит сделать логистику для такого количества приезжих коллективов. Я не буду рассказывать о трудностях, с которыми мы столкнулись, - это наша внутренняя работа. Но когда всего за три дня Телекомпанией «АГА» решается вопрос с прицепными вагонами к поезду Москва-Калининград для «Ивушки» и «Алана» - начинаешь понимать, что все под силу, когда есть желание работать и усилия со всех сторон объединены. Александра Пермякова, руководитель хора имени Пятницкого, спросила, какой это по счету фестиваль, - и не поверила, услышав в ответ: первый. Для приглашенных коллективов были созданы все условия: размещение, питание, транспорт, даже организация экскурсий. Слава Богу, что у нас есть Центр культурных программ, который на таком высоком уровне может организовать любое мероприятие. Отлично сработали волонтеры, сопровождающие коллективов, переводчики.

- Что вышло неожиданно хорошо? Или вы даже и не предполагали, что получится, - а получилось?

- Например, благодаря Калининградской организации Союза российских писателей и лично Борису Нухимовичу Бартфельду у нас спонтанно родилась литературная площадка. В один из фестивальных дней калининградские писатели и поэты читали свои произведения – и Олег Глушкин, и Игорь Белов, и Вячеслав Карпенко. Сначала народ собирался довольно робко, но потом площадка наполнилась зрителями, - и мы поняли, что писатели утвердились на нашем фестивале. Если у калининградцев будут еще какие-то предложения и инициативы, мы с удовольствием их примем.

Мы сделали все гораздо лучше, чем рассчитывали. Но скажу честно – руки тряслись, ноги подкашивались, было очень страшно от такой большой ответственности. До тех пор, пока остров не покинул последний человек, - мы уходили оттуда в пять утра в воскресенье. Но теперь мы понимаем, что, так высоко подняв планку и получив такой мощный положительный резонанс со всех сторон, следующий фестиваль мы обязаны сделать еще лучше - для этого работать в два раза больше и начинать готовиться к фестивалю буквально с завтрашнего дня.

- Есть некоторые нарекания по поводу кулинарных шоу: в упрек организаторам ставят то, что не было обещанных дегустаций национальной кухни…

- К сожалению, не все повара смогли приехать – по объективным причинам. Но был повар из Литвы – он работал на площадке ресторана «Элефант», накормил всех цеппелинами, другими блюдами и покорил всех своим кулинарным искусством. Удивил всех французский повар Лоран Клеман, обладатель мишленовской звезды, - он работал целую неделю на стационарной базе ресторана «Элефант», а 15 августа, когда на фестивале представлялась Франция, переместился на остров, на площадку пиццерии «Дон Ченто». Итальянскую кухню представлял повар из Италии Якобо Гати, латвийскую – Наурюс Хаука. Польскую кухню готовили повара туристического комплекса «Галины». Беларусь была представлена в кухне ресторана «Грильяж». К сожалению, белорусский повар по состоянию здоровья не смог готовить сам, но национальные блюда в день, когда представлялась Беларусь, готовились именно по его рецептам. К сожалению, невозможным оказался приезд поваров из Дании и Швеции, но, например, шеф-повар ресторана «Элефант» Александр Крамаренко приготовил целый набор датских блюд.

Может быть, не совсем удобное время мы определили для дегустации блюд – 16.00 – 16.30. Наверное, надо было перенести это на более позднее, вечернее время, - и от посетителей фестиваля были такие пожелания. Очевидно, кулинарное шоу надо выделять в отдельное мероприятие со своей отдельной площадкой – и обязательно все повара будут готовить какое-то совместное общее блюдо (что-то вроде самого большого пирога), - а кулинарная площадка будет оформляться национальными элементами той или иной страны в день ее представления. В будущем мы все учтем, а также передвинем к вечеру и время работы детской площадки. У нас, к сожалению, не получилось в этот раз детского кафе – ресторатор, с которым мы договаривались, подвел. Но на следующий год обязательно сделаем.

- Почему при выборе места проведения «Территории мира» вы остановились именно на острове Канта?

- Прежде чем приступить к серьезной работе по организации фестиваля, мы долго выбирали место. Мы объездили весь город, пытались найти другую площадку, на которой концепция фестиваля естественным образом могла бы сочетаться с природным и историческим ландшафтом места. Но таких площадок – и мы все это прекрасно знаем – в Калининграде попросту нет. Мы остановились на острове Канта. Скажу честно, мы не думали, что популярность фестиваля к завершению так возрастет, - хотя, конечно, стремились к этому. Вполне возможно, в будущем какие-то площадки мы разместим за пределами острова. В нынешнем фестивале удаленно у нас работала «Фиолетовая улица» в Музее янтаря и выставка польского художника Эдварда Двурника в Калининградской художественной галерее. Может быть, мы даже вынесем за пределы острова некоторые концертные площадки. Но, согласитесь, тогда не будет такой концентрации и фестиваль получится разрозненным. Мы уже сейчас начнем заниматься развитием инфраструктуры острова Канта – освещением, благоустройством, - чтобы расширить зоны и расположить площадки по-другому. В будущем рекламную компанию мы выстроим иначе – и калининградцы будут иметь возможность купить билеты за два, три месяца до фестиваля.

- Вы готовы переменить место проведения фестиваля, если представится такая возможность?

- Мы готовы принять предложения, но далеко от Калининграда его уводить категорически нельзя – в связи с требованиями инфраструктурной обеспеченности места. Никто даже не догадывается, скольких усилий потребовалось нашей технической команде, чтобы организовать подведение на остров всех коммуникаций – электричество, вода для ресторанов и т.д. Необходимо было увеличить мощность аппаратуры, чтобы обеспечить райдеры приглашенных коллективов. Чтобы перекрыть Преголю для шоу французского театра, нужно было пройти через согласования и совещания с шестью службами.

Во всех ресторанах были оборудованы плазменные экраны, на которые транслировалось все происходящее на главной сцене. На фестивале были задействованы абсолютно все светодиодные экраны, имеющиеся в наличии в нашем городе. Когда люди после выступления «Пелагеи» начали перемещаться к набережной смотреть французское шоу на воде, на всех аллеях у нас стояли машины с включенными фарами, чтобы – не дай Бог! – чего не случилось. Мы с Михаилом Азимовичем Ашумовым сбежали с церемонии закрытия, раза два прошли весь остров, проверили все ограждения на набережной.

К сожалению, внутреннюю работу никто не видит, а что-то негативное видно сразу и всем. Еще раз повторяю: не надо нас оценивать, мы стремимся к тому, чтобы этот фестиваль стал одним из брендов Калининградской области. Нам очень хочется, чтобы в международном культурном пространстве все знали о нашем фестивале. Это привлечет внимание к Калининграду, привлечет в наш край туристов.

- Фестиваль намерен расширить в будущем партерную зону?

- Будем стараться. Я уже дала задание нашим техническим службам: придумать, как можно было бы передвинуть операторскую палатку, например, вправо – и, таким образом, удлинить партер. Кстати, мы и так сумели увеличить количество мест с 550 до 900 – поставили дополнительные стулья и раздвинули отбойники. Для того, чтобы раздвинуть партер вширь, нужно сделать санитарную обрезку нижних ветвей деревьев, особенно справа от сцены. Будем выяснять, возможно ли это в принципе.

Я ведь каждое замечание и предложение себе записываю. Вот, например: места для людей с ограниченными физическими возможностями, режим работы ворот – когда закрыто, когда открыто. И у нас у каждого таких записей по нескольку десятков. Мелочей в таком большом деле быть не может, но если мы будем в них сейчас копаться, негатив может захлестнуть. Главное – фестиваль понравился людям, даже при всех обнаруженных недостатках и высказанных недовольствах. Резонанс в любом случае позитивный, это очевидно.

- Кое-кто жаловался на антисанитарию в биотуалетах и очереди в ресторанах в последний день фестиваля…

- Да, очереди были только в день закрытия. В следующий раз мы увеличим количество посадочных мест в ресторанах. Биотуалетов завезем больше, подкорректируем график их вывоза и подведем к ним освещение. Но, извините, на любом фестивале ситуация с биотуалетами точно такая же. У нас каждый день с утра туалеты убирались, везде была туалетная бумага. Вы, наверное, заметили, что во всех урнах на острове были полиэтиленовые мешки, мусор выносился по мере накопления, вокруг переполненных урн не собирались кучи – компания, с которой мы заключили договор, работала четко.

- Какова сумма и источники финансирования фестиваля? Сколько удалось заработать на билетах – и на покрытие каких расходов пойдут эти средства?

- Десять миллионов из областного бюджета были выделены на фестиваль в рамках финансирования Программы развития культуры Калининградской области. Три миллиона из федерального бюджета проходили через конкурсные процедуры министерства культуры Российской Федерации. Все договоры по организации фестиваля (с перевозчиками, с гостиницами и т.д.) вывешены на сайте Центра культурных программ. Если закон предусматривал обязательное проведение конкурсных процедур для заключения договоров на оказание определенных услуг, мы такие конкурсы проводили. Если не проводили, значит, договоры были заключены ранее и на момент проведения фестиваля являлись действующими. Никаких нарушений нет, мы все делали в соответствии с действующим законодательством. Мы являемся представителями Правительства Калининградской области, проводим фестиваль для ее жителей – и никогда не пойдем на нарушение закона.

Вы задайте вопрос организатору или продюсеру любого фестиваля – и он вам скажет, что первые фестивали, как правило, убыточны. Но это могут позволить себе частные компании, для нас же убыточный фестиваль невозможен, нам надо как-то возмещать расходы на прием приглашенных артистов. Поэтому мы и вход платный сделали - в тот бюджет, который был выделен, уложиться невозможно. Цена входного билета была всего 50 рублей, в партерную часть – от 300 до 700 рублей. Часть партерных билетов выкупила ТЭЦ-2 для обеспечения ими социально незащищенных категорий населения. Много билетов мы передали в различные общественные организации. Цена билетов была минимизирована, а дети до 14 лет могли войти на остров бесплатно. Информацию о наших расходах и количестве проданных билетов мы обязательно распространим позже, когда все подсчитаем.

- Со временем проведения ежегодной «Территории мира» вы определились окончательно? По-прежнему это будет середина августа?

- Да, мы остановимся именно на этом времени, когда люди уже по большей части возвратились из отпусков. Мы проанализировали погоду середины августа за несколько предшествующих лет и выяснили, что этот период - самый оптимальный для проведения открытых мероприятий.

- В процессе организации фестиваля существовало ли между минкультом и Телекомпанией «АГА» какое-либо жесткое разделение функций и распределение обязанностей?

- Телекомпания «АГА» взяла на себя изготовление видео-презентаций стран-участниц и проведение конкурса вокалистов. Мы занимались концертной частью. Но программа менялась по ходу, иногда получалось так, что какие-то коллективы давали свое подтверждение на участие, а потом – по объективным причинам – отменяли свой визит, нужно было срочно искать замену именно из этой страны. Я сразу же звонила Михаилу Назимовичу: у нас нет Швеции или Франции, - он находил исполнителя или коллектив. Все работали оперативно. Минкульт взял на себя обеспечение безопасности, работу с пограничной и таможенной службами. За каждым приглашенным коллективом был закреплен сопровождающий - представитель какого-то учреждения культуры.

Изначальная концепция фестиваля была более эстрадной. Потом я предложила все-таки сделать фестиваль именно народной культуры: Калининградская область лишена корней и традиций такой культуры, люди здесь скучают по родине, на фестиваль обязательно нужно везти коллективы из разных регионов России. Исходя из этой концепции, мы сделали заявку министерству культуры России. Три миллиона, которые нам выделил федеральный бюджет, пошли на финансирование приезда приглашенных российских коллективов – хора имени Пятницкого, «Ивушки», «Алана» и т.д. Страны-участницы выбирались исходя из условия присутствия в Калининграде либо их дипломатических представительств, либо почетных консулов.

Обычно на фестивали коллективы приезжают за свой счет, а проживание и питание обеспечивают организаторы. К сожалению, у нас такая схема сработала не со всеми коллективами. Мало того, в силу сложившихся обстоятельств мы вынуждены были платить гонорары: допустим, вдруг выпадает коллектив, с которым была договоренность без гонорара, надо срочно найти замену – а замена уже с гонораром. Вот вам и увеличение расходов. Представьте, сколько стоит привезти хор имени Пятницкого - 80 человек – при средней стоимости авиабилета 17 тысяч рублей, плюс дорогостоящий багаж. А еще проживание, питание, оплата внутреннего транспорта… В дальнейшем с российскими коллективами мы будем стараться выстраивать отношения в формате обменных гастролей.

- В первом фестивале участвовали десять стран. Вы сохраните это же количество? Если да, то как будете в дальнейшем решать вопрос с составом: каждый год будут новые страны – или, например, наши соседи останутся постоянными участниками?


- Мы предполагали, что каждая страна будет представлена во всех фестивальных направлениях – вечерний концерт на главной сцене, национальная кухня и Город мастеров. К сожалению, в этот раз не совсем все получилось. В будущем мы будем приглашать новые страны и, таким образом, заполнять янтарными пластинками фестивальную карту мира, а те страны, которые у нас уже были, будут представлены в каком-то одном из направлений. Либо мы оставим как постоянных участников Литву, Польшу, Беларусь и Германию, а остальной состав будет обновляться – мы постараемся добавлять хотя по две-три страны в год. Мы понимаем, что остров не резиновый, финансирования нам большего никто не даст. Да и концертные программы целыми днями невозможно гонять (кстати, мне кажется, формат вечерних концертов у нас сложился просто идеально – и это получилось совершенно спонтанно.) Десять стран – это оптимальное количество для «Территории мира». На следующий фестиваль мы начнем работать гораздо раньше, поэтому и отбор коллективов с учетом выполнения наших условий будет проводиться более жестко с высокими требованиями к их статусу. Среди мастеров мы будем искать, тех, чье творчество исключительно самобытно и сможет ярко продемонстрировать прикладную культуру того места, где работает мастер, - российского региона или страны-участницы. На следующий год мы, вероятно, добавим экзотики – будет Китай или Индия. Хотим привезти коллектив из Ирландии.

Текст - Евгения Романова.

Поделиться в соцсетях