RuGrad.eu

08 , 17:50
$85,75
+ 0,00
92,42
+ 0,00
21,27
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА

Промоутер Валентина Колесникова: Допустим, мы в Калининград Мадонну привезем

Валентина Колесникова

Валентина Колесникова, музыкальный промоутер:

26 мая 2014

На прошлой неделе в Калининграде прошел большой международный семинар, посвященный музыкальному рынку и организации шоукейс-фестивалей (фестивали, на которых преимущественно участвуют молодые и нераскрученные исполнители, с целью обратить на себя внимание СМИ, промоутеров и бизнес-структур. В рамках подобных фестивалей проводятся так же встречи и консультации между представителями индустрии). В мероприятии приняли участие промоутеры и организаторы фестивалей со всей Европы, включая организаторов фестивалей Berlin Music Week и Iceland Airwaves. Помимо промоутеров, на мероприятии отметились и представители местного министерства туризма, котоыре провели небольшую презентацию области. Региональное министерство культуры, впрочем, событие решило проигнорировать. Наиболее «горячей» темой обсуждений стала возможность проведения шоукейс-фестиваля в регионе. Как рассказал радиоведущий и продюсер Александр Исаев региону нет смысла пытаться конкурировать с уже завоевавшими имя большими опен-эйрами, которые проходят недалеко от области. Зато шоукейс-фестиваль может принести Калининградской области неожиданные преференции, включая удачное позиционирование себя в сфере туризма, о чем давно мечтает региональное правительство. Афиша RUGRAD.EU пообщалась с одной из участниц семинара — музыкальным промоутером Валентиной Колесниковой. Промоутер работает на музыкальном рынке вот около 10 лет. У нее собственное агентство Killacat PG. Кроме того, она работала в команде таких крупных фестивалей как «Пикник «Афиши»» и Red Rocks и участвовала в продвижении группы Tesla Boy Антона Севидова. В интервью Афише RUGRAD.EU Валентина Колесникова рассказала, почему Калининград — это идеальное место для шоукейс- фестиваля, почему областному правительству, если оно все-таки хочет увидеть здесь 7 миллионов туристов, надо обязательно помочь организаторам такого мероприятия, как скандинавские страны благодаря шоукейсам увеличивают туристические потоки и что ждет гипотетический калининградский шоукейс-фестиваль в условиях международной изоляции.


- Какие перспективы есть у шоукейс-фестиваля в Калининграде? Насколько регион, как площадка, для подобного мероприятия подходит?

- Это коварный вопрос... По моему личному мнению, калининградский регион, в силу географического положения, идеальное место для шоукейса. Это полезно для области во многих смыслах. Калининград достаточно хорошо стал себя заявлять в центральной России, как курортное направление. В Москве появилось много наружной рекламы о вашем городе. Тут есть выход к морю, лететь недалеко, направление несеверное, это важно. Здесь еще присутствует историческая эклектика — и для Москвы это интересно. Там такого нет. Калининград, как я считаю, это суперстратегическое направление в плане развития туризма.

- Но транспортная доступность — достаточно больная тема для местных жителей. Даже билет из Москвы может обойтись в весомую сумму. Если мы говорим о таких направлениях как какой-нибудь Новосибирск, то потенциальному зрителю шоукейс-фестиваля из этого города, будет очень сложно добраться.
- Я считаю, что эти вопросы должны решаться на государственном уровне...

- Это давняя тема для калининградцев. Она очень давно решается.
- Да. Но я считаю, что чем больше будет массовых и культурных поводов, тем быстрее этот вопрос будет решен. Как показывает практика европейских стран, шоукейс-фестивали делаются при поддержке крупных государственных компаний, либо частных компаний, которые в своей отрасли являются монополистами. Я вижу вполне реалистичным, что такое мероприятие должна иметь свою компанию-перевозчика. К примеру, «Аэрофлот». Тут дело даже не в финансирование, а в том, каким образом логистика организуется.

- Опять же, если мы говорим про Калининград, то этот фестиваль, наверное, должен проходить в формате опен-эйра. Калининградская погода во многом свела на нет многие опен-эйр проекты, которые тут задумывались.

- Опен-эйр при нестабильном климате — это, конечно, риск. Но можно воспользоваться практикой европейских стран. Я чаще всего бываю в Скандинавии. Там даже летом погода бывает привередливой: холодно, дождь и даже снег. Все-таки, программа шоукейс-фестиваля — это программа, которая выстраивается вокруг городских мест и заведений. На большую опен-эйр сцену выносятся только хедлайнеры программы. Большая жизнь фестиваля происходит внутри маленьких заведений. Это могут быть кафе, антикафе, клубы, концертные площадки. При том для современной музыки могут найтись самые неожиданные и экстравагантные места. Вплоть до Кафедрального собора. Естественно, это может быть филармония — там уникальная акустика. Это могут быть библиотеки, ДК и любые общественные пространства. Мне нравится идея с лобби отелей. Я недавно заметила, что это стало активно использоваться в некоторых скандинавских шоукейсах. Я думаю, что это связано с тем, что программа у мероприятий растет, мест начинает не хватать, а людей с каждым годом начинает приезжать все больше и больше. Туристы все равно останавливаются в отелях. Поэтому организаторы решили убить двух зайцев сразу: можно спуститься вниз из своего номера, а там играет в акустике какая-нибудь группа, выставлены свечи — исключительная атмосфера.

- В лайн-апе этого гипотетического шоукейса какие команды могли бы быть? Это молодые группы из России? Молодые группы из соседних Германии и Польши?
- Мне очень нравится схема, которую я наблюдаю в последнее время. В основном для шоукейса собираются молодые группы. Допустим, приезжают молодые группы со всей России. Мы выстраиваем программу из их выступлений, при чем так, чтобы группа могла сыграть по два раза на разных площадках. При этом у нас каждый вечер на крупных площадках проходят выступление более-менее примелькавшихся групп. На главное выступление вечером в субботу нужно ставить иностранную группу. То есть каждый год какая-то страна является своего рода культурным хедлайнером. Это позволяет менять маркетинговую направленность каждый год, подбирать нового культурного или коммерческого партнера: немецкую, прибалтийскую, скандинавскую или английскую компанию, например. Эта схема работает.

- Но какие группы из России или стран зарубежья могли бы аккумулировать интерес к шоукейсу, чтобы он не был только событием локального масштаба?
- Если начать готовиться готовится к этому событию заранее, то все решит международный маркетинг. Русской музыкой, на самом деле, интересуются. И активно. У нас есть артисты (многие из них не из Москвы), которые выступают преимущественно не в России. Они же как-то эту коммуникацию выстроили?

- Может быть, тут скорее их менеджмент сыграл роль?
- У нас профессиональных музыкальных менеджеров в Москве по пальцам можно пересчитать, и они все очень сильно загружены. Менеджеры таких групп, как правило, являются и букинг-агентами, и тур-менеджерами, и PR-щиками. У некоторых коллективов коммуникация сразу же ориентирована на Запад, на налаживание контактов с зарубежными промоутерами, журналистами. Здесь история точно такая же. Каким образом можно сделать так, чтобы шоукейс был не только местечковым событием? Всегда есть возможность пригласить иностранных персон из области музыки, медиа, культуры и обозначить статус мероприятия. Главное при этом выдержать планку качества, принимая гостей.

- То есть, шоукейс-фестиваль становится сильным инструментом для увеличения туристического потенциала региона?
- В первую очередь. Iceland Airwaves (шоукейс-фестиваль в Исландии — прим.ред.), в этом смысле, идеальный пример. Его поставили в самый конце туристического сезона — в последний уикенд октября. В это время в Рейкьявике, мягко говоря, неласковая погода. Но люди приезжали, с каждым годом их было все больше. В прошлом году они фестиваль еще на неделю позже сдвинули и тем самым искусственно продлили туристический сезон. Туда приезжает около 10 тысяч человек. Конечно, Исландия и до этого была местом туристического паломничества. Но тут вопрос в объемах. Они колоссально увеличились. Билеты на фестиваль распроданы за 3 месяца до даты. Отели в городе заполнены практически все. Это огромные цифры и масштабы. И отличный пример союза государственной компании Icelandair (государственная авиакомпания) и истории про культуру и музыку.

- В Калининграде региональное правительство очень долго грезило о 7 миллионах туристах, приезжающих в область каждый год. Не рассматривая сейчас реальность этой цифры, можно сказать, что шоукейс-фестиваль инструментом для удовлетворения этих амбиций?
- Я думаю, что именно шоукейс фестиваль и станет таким инструментом, со временем, разумеется. Многое зависит еще от того, какими активностями он будет наполняться, и сколько продлиться. Есть шоукейсы, которые только пятницу-субботу живут, а есть такие, которые начинаются в среду, а заканчиваются в воскресенье. Сравнивая нас с любым среднестатистическим европейским или скандинавским городом, сразу встает вопрос, что мы изначально больше. И тут нужно задавать встречный вопрос властям: способны ли они выдержать такой поток туристов? Всегда можно сделать повод, чтобы люди приехали. Сейчас любое хорошее имя собирает уже даже не в Москве, а в, к примеру, в Петербурге (тоже город малоповоротливый), достаточное количество человек. Есть фестиваль Stereoleto (это не шоукейс, а обычный опен-эйр), он стабильно, уже много лет он имеет свою аудиторию. Это значит, что люди ценят культуру, любят и интересуются новой музыкой. На Stereoleto многие из Москвы в Питер уезжают. Без помощи областного правительства шоукейс-фестиваль в Калининграде абсолютно невозможен. Шоукейс — это история, когда инициатива власти на областном уровне встречается с инициативой профессионалов, которые занимаются менеджментом в области искусства.

- Тогда как объяснить любому министру культуры в провинции, который, в первую очередь мыслит в формате количества отремонтированных ДК в муниципалитетах, что надо делать шоукейс фестиваль, где будет IDM-электроника или что-то еще такое малопонятное?

- С людьми нужно общаться правильно. Это прозвучит странно, но я уверена, что министру культуры не нужно разбираться в IDM-электронике. Это не его область экспертизы. Ему нужно оценивать факты и прогнозы, которые ему менеджеры будущего фестиваля приносят. Если власти окажут поддержку одному масштабному летнему мероприятию, то в городе будет скачок интереса к тем же ДК на протяжении сегодня года. У них, как и любых других общественных пространств, колоссальный спектр для применения. И если прикинуть сегодня в цифрах, эти пространства большинство времени простаивают. А их можно и нужно наполнять: студиями, репетиционными базами, сценами, лекториями и так далее. Когда есть ежегодный фестиваль, у той же молодежи появляется больше веры в себя, ведь им есть к чему стремиться, есть где себя показать. Тогда и возникает спрос на инфраструктуру соответствующую. Тогда властям будет для кого ДК реставрировать. Сейчас же, по большому счету, они их реставрируют без учета реального спроса и потребностей.

- Но если мы берем российскую историю, то опыт такого сотрудничества властей и организаторов единичен. Есть пример фестиваля «Кубана», где губернатор Краснодарского края Александр Ткачев достаточно активно поучаствовал в этой истории и получил на выходе мощный проект. Но больше таких историй по России нет.
- Я не очень сильно разбираюсь в подноготной этого проекта. Хотя я, конечно, в курсе, что такой полномасштабный проект должен иметь поддержку со стороны региона. Но, как и многое, это вопрос личных интересов. Мне нравится, что такой фестиваль, как «Кубана» существует. И пускай это даже частные интересы, но пусть он будет. Я только за то, чтобы в правительстве нашлись люди, которые увидели бы перспективу подобных событий. И отлично, что у нас в России уже есть качественный пример сотрудничества власти и профессиональных фестивальных промоутеров.

- Но пять же, если делать здесь шоукейс, рассчитанный на российскую аудиторию, то нужны какие-то совсем крупные хедлайнеры — условные Rammstein или Depeche Mode — потому что, в противном случае, Москва не поедет, а мы понимаем, что основной траффик должен идти оттуда.
- Если мы привезем сюда Depeche Mode или Rammstein, то Москву этим не удивим. Из Москвы на хедлайнера люди сюда не поедут. Они поедут сюда ради мощного повода. В Москве сейчас происходят интересные явления. Я параллельно работаю в еще одном культурном проекте, существование которого сложно представить многим, как в России, так и за рубежом. «Никола-Ленивец», арт-парк в Калужской области, развивается на частные деньги, там проходят уникальные фестивали. И Москва именно такими вещами интересуется: тем, что ново, интересно и «правильно», с философской точки зрения, что ли. Выбрать, на кого пойти вечером, они всегда могут, их не нужно крупными группами зазывать. Самое главное — это качество продукта. Но качество не значит, что надо в Калининград Мадонну привезти. Допустим, мы ее привезем, но суть же не в этом. Весь продукт изначально надо делать качественно. А это зависит не от имени, а от общего посыла. Люди должны чувствовать, что это для них делается. Когда приезжают Depeche Mode, то только фанат может почувствовать: «О, это для меня». А тут другой посыл. Незаинтересованная аудитория на такое просто не клюнет. А тут есть возможность построить правильную коммуникацию с людьми и сказать, что это для всех: для всего города, для молодых и взрослых. У шоукейс-фестиваля очень широкая аудитория.

- Но в России же более популярен такой полународный формат, что-то около русского рока, что в шоукейс-фестиваль не слишком хорошо укладывается?
- Все по-разному... Я бы сказала, что тенденции в этом смысле меняются. По России прокатилась волна новой музыки. Ее много. Многие медиа-каналы типа Look at Me или журнала «Афиша» постоянно обновляют информацию о том молодых группах. В своих сборниках, каталогах или рейтингах они пишут о коллективах не из Москвы или Петербурга. Они чаще всего из Салехарда или Владивостока.

- «Афиша» действительно почти каждую неделю придумывает новых героев по типу групп «Окуджав» или «Наадя», но когда подобные команды приезжают в провинцию, то их встречают полупустые залы.
- Да. Но это нормальная история. У нас не существует индустрии на уровне современной музыки. Нужно понимать, что у нас музыкальный менеджер выполняет роль и продюсера, и букинг-агента, а иногда еще и сумки таскает. Конечно, этот человек не сможет освоить еще и роль smm-агента на регионы. Если менеджер все это взваливает на себя, то он просто вскорости умрет на этой работе. Но не всякая начинающая группа может позволить себе нанять smm-агента, который за 2 месяца до концерта сможет нагнать во встречу «Вконтакте» хотя бы 200 человек. Шоукейс, как раз, эту проблему решает. Он делается не только для аудитории, но и для профессионалов рынка, которые приезжают смотреть новые группы и расширять свои связи с тем же региональными промоутерами.

- Вы работали в команде группы Tesla Boy, которые могут себе позволить собрать зал и в Нью-Йорке, и в каком-нибудь Ростове. Это разовая тенденция или со временем превратится для молодых групп в общий тренд?
- Если честно, это специфический успех. После полугода работы с ними, я могу сказать, что они практически везде могут собрать зал при каком-то минимальном пиаре. Музыка у них очень качественная и цепляющая. Великолепная поп-музыка, сделанная грамотно и от души. Но этот особенный успех группы заключается, как ни странно, именно в том, что стиль группы не особенно менялся... Для многих современных западных групп такая ситуация считается провалом. Но для нашего рынка это работает. Всегда есть люди (и их большинство), которые находятся позади тренда. То есть, до них мода на синти-поп докатывается 3-4 года позже. В итоге мы имеем полные залы на Tesla Boy. И всем хорошо при этом.

- Но, опять же, аудитория таких фестивалей, как «Нашествие» или «Рок над Волгой» больше, чем аудитория «Пикника «Афиши»».
- Да. Но это, в какой-то мере, вопрос времени. Я не знаю какая посещаемость была в последнее время у «Рок над Волгой» или «Нашествия», но про «Афишу» могу сказать, что в этом году мы говорим о посещаемости в 60-70 тысяч зрителей. Это очень серьезная цифра, которая бьется с посещаемостью крупных опен-эйров в некоторых странах Европы. И это произошло всего за 10 лет. Кажется, что много времени прошло. Но надо делать оглядку на то, что мы России живем. Здесь из-за масштабов все тормозится. Я считаю, что это великолепные результаты. Надо отдать должное, что музыка, которая освещается в медиа, сильно поменялась. Я думаю, что еще 5 лет — и мы выравниваемся с мэйнстримовыми фестивалями.

- Но тут еще надо учитывать политическую ситуацию в стране. Сейчас есть некое ощущение, что стране придется жить в атмосфере изоляции...
- Я боюсь этого. В связи со множеством политических событий, к нам уже не приехало несколько крупных групп. У нас были очень тяжелые переговоры с Sigur Ros, концерт в итоге не состоялся. И это только вершина айсберга. Все даже вспоминать не хочется. Но я в таких ситуациях просто выдыхаю и говорю, что это то, с чем мы ничего сделать не можем. Максимум, что мы можем сделать — это радоваться тому, что иногда кого-то из агентов каких-то групп или артистов мы знаем лично. И иногда мы можем сделать «звонок другу» и поговорить по душам. И это помогает.

- Но тут дело не только в группах, есть некое ощущение отчужденности еще и со стороны заграничной публики, которая тоже должна делать аудиторию шоукейса.
- Да, я согласна. Может быть, я живу в каком-то иллюзорном мире... Но чем больше я езжу за границу, тем больше я вижу, что у людей есть интерес к тому, что здесь происходит на самом деле. Есть некое удивление и понимание того, что то, что показывают по телевизору наверняка не соответствует действительности. Они себе в этом отчет отдают. Наверняка есть какие-то упертые нации, но я с таковыми еще не сталкивалась. Я вообще считаю, что у людей, которые музыкой и искусством интересуются, более гибкий ум и открытое сердце. Они могут допустить возможность того, что Россия — это современное и прогрессивное государство. Самое интересное, что когда они сюда приезжают, им тут так нравится, что их потом отсюда метлой не выгонишь.


Текст: Алексей Щеголев
Фото: nikola-lenivets.com

Поделиться в соцсетях