Найк Борзов: Когда везде только Ваенга и Стас Михайлов — это похоже на интеллектуальный геноцид
Найк Борзов, певец, музыкант:
1 апреля 2013
Широкой аудитории Найк Борзов стал известен после выхода в 2000 году альбома «Супермен». Клип на композицию «Три слова» крутился практически по всем музыкальным каналам, а нехитрый текст композиции пришелся по душе как люмпенизированной части населения, так и читателям журнала «ОМ». Однако на следующих двух пластинках музыкант отошел от образа гоповатого «Вовочки» и сильно помрачнел как по текстам, так и по аранжировкам песен. 5 апреля музыкант отыграет концерт в клубе «Вагонка» в Калининграде с концертной программой «Новье и старье». В предверии сольного выступления Найк Борзов рассказал в интервью Афише Rugrad.eu почему Калининградская область энергетически правильное место, почему он не поет на баррикадах и почему российская действительность так похожа на «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона.
- Последний свой диск «Изнутри» вы писали в Калининградской области, при этом пластинка достаточно мрачной получилась, это область как-то влияла?
- Возможно, и это тоже. Мне нравится это место, оно энергетически правильное. Но мне альбом "Изнутри" не кажется сильно мрачным, он, скорее, предлагает выход из темноты, в которую мы все иногда попадаем. То, что сейчас, в данный момент твоей жизни темно, не означает, что выхода нет, это значит только, что выключили свет – временно.
- Такое ощущение, что в "Изнутри" чувствуется влияние New Order. Вы за музыкальными трендами вообще как-то стараетесь следить?
- Могу сказать, что нравятся направления новой волны и пост панка. Возможно, они тоже повлияли на меня, я этого не исключаю. Дабстеп - довольно занятное направление, у меня есть эксперименты с ним. Например, в 2012 году я и диджей Sergio Cifra сделали вместе кавер на песню БГ «Сны о чем-то большем». Получилось концептуально, и даже самые ярые поклонники «Аквариума» после концерта признавались, что песня открылась им совершенно с другой стороны, и они в восторге. Так что с дабстепом и электронной музыкой в принципе у меня отношения теплые.
- Вы говорили, что ваша новая пластинка будет блюзовой, вы устали от электроники, которой достаточно много было в двух последних альбомах? В целом он будет похож по звучанию на сингл «Биоматерия»?
- Не думаю, что по «Биоматерии» можно судить обо всем моем новом альбоме, это было бы ошибкой. Я никогда не стремлюсь вместить себя в какие-то рамки, наоборот, стараюсь от них освобождаться. Хотя, конечно, с точки зрения звука альбом будет менее электронным. Скажем так, я попробовал вернуться к основам всего - музыкального, человеческого, личного - и посмотреть на это как бы со стороны, переоценить, переосмыслить наше значение в этом мире.
- В этой песне достаточно киберпанковский сюжет, вам близка эта культура?
- Мне нравится эстетика киберпанка. Но я не увлекаюсь конкретикой, скорее, использую это ненавязчиво – так, чтобы смотрелось естественно и гармонично. Ведь в искусстве главное искренность.
- На альбоме «Заноза» у вас был дуэт с Дельфином, еще какие-то дуэты планируете? Как вам его последние пластинки?
- Я планирую дуэт с группой Би-2 и Brainstorm для проекта "Нечетный воин 3". У меня уже был подобный опыт: недавно, для этого же проекта, я спел в дуэте с Линдой песню «Далеко». А в моем новом альбоме дуэтов не будет. Что касается Дельфина, то на мой взгляд, было бы странно, если бы его до сих пор ассоциировали с «Мальчишником», учитывая то, что песни этой группы он не поет с тех пор как ее на стало. "Звезда" у него, скажем так, поп-альбом получился, а вот "Юность" и "Существо" - андеграунд, в хорошем смысле этого слова.
- Для выпуска нового альбома вы планируете технологии краудфандинга использовать, насколько она может быть успешна в России, где люди обычно привыкли музыку в интернете скачивать и не платить?
- Да, люди в России не привыкли трепетно относиться к чему-то нематериальному. Это все от воспитания зависит. Краудфандинг - это отличный способ для людей лично поддержать любимого артиста без посредников в виде лейбла или магазина. Если ты ждешь нового альбома какого-то интересующего тебя исполнителя, группы, то почему бы не купить пластинку или что-то другое заранее, и тем самым показать любимому артисту, что тебе не все равно. На собранную сумму мы выпускаем альбом на разных носителях, синглы с эксклюзивными би-сайдами, мерч, видео и многое другое. Все это предоставляется только участникам проекта, то есть тем, кто купил заранее ту или иную опцию.
- После кризиса CD-индустрии альбомов остается смысл полноценные лонгплеи писать? Многие артисты перешли к практике выпуска исключительно интернет-синглов.
- Я пока против истории с одними синглами. Я пробовал это делать в середине нулевых, но по одной песне выпускать как-то скучно. Нет глобальности, в отличие от целой пластинки.
- Сейчас ваши песни и клипы не так часто как раньше можно встретить в ротациях на радио и телевидении как раньше. Они как-то причины объясняют?
- На радио треки не берут по ряду причин. Некоторые говорят, что они слишком хорошо звучат для них или, наоборот, формат не тот. Отмазок много, но основа всегда - это коммерческий рейтинг станции. Поэтому везде крутят лишь то, что легко «хавается». То есть у нас сейчас в формате музыкальный общепит. Красота, оригинальность, экологичность продукта никого не интересует. Мы сейчас переживаем эпоху Кали-юга - время духовного разложения.
- Возможно ли в России создание музыкального медиа, где будет крутиться актуальная музыка, а не только русский поп и рок?
- Возможно всё! Только при отсутствии глобального воспитания культуры это никому не надо, всем все равно. Мы можем это видеть на примере интернет-радио "Субстанция", которую пробовали запустить Би-2. Когда везде только Ваенга и Стас Михайлов, а до этого были Петросян и Киркоров, а до этого - еще хлеще персонажи, тогда очень сложно пробиться чему-то современному и актуальному. Эта история больше похожа на интеллектуальный геноцид.
- Если когда-нибудь по аналогии с фестивалями «Дискотека 80-х», появится «Дискотека «нулевых» вы бы согласились в ней участие принять?
- Я уже в дискотеке 90-х принимал участие недавно. Думаю, важнее сейчас делать что-то новое, а не оглядываться на старое. Давать концерты, писать песни и не думать о девяностых, только о будущем. Сейчас у меня такой путь.
- Вы участвовали в озвучке аудиоверсии книги Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас–Вегасе», почему приняли участие в проекте?
- Мне по душе некоторые его произведения. «Страх и отвращение» - одно из лучших, на мой взгляд. Символизм и аллегории очень сильные. Мне близка психоделическая американская культура того времени. Я даже диплом защищал по теме "Психоделическая музыка как новый джаз для воспитания музыкальной культуры в средней школе". То, что сейчас происходит у нас в стране, действительно очень похоже на описанное в книге.
- Вашу песню «Маленький Иисус» с альбома «Заноза» достаточно сильно критиковали в РПЦ. Как относитесь к тому, что в УК могут ввести статью за оскорбление чувств верующих?
- Мне не мешает критика. Скорее наоборот, если критика конструктивная, стимулирует. К этой теме я отношусь крайне отрицательно. Я считаю, что у людей должна быть свобода выбора. А подменять духовность религиозностью - это путь в пропасть. Люди типа Pussy Riot и Алексея Трехлебова (апологет и проповедник древней ведической и славянской культуры — прим.ред.), сидящие за иную точку зрения - это наши современные солженицины и сахаровы. Даже если мы этого не понимаем сейчас и нам кажется это несерьезным. Люди выражают свою точку зрения, не схожую с официальной, и за это сидят в тюрьме? Это неправильно.
- За политической ситуацией в стране следите? Сейчас многие музыканты играют концерты на митингах, у вас не было такого желания?
- Я не хожу на митинги и не пою на баррикадах. Мне вся эта история кажется спланированной. Чтобы сбить реакционное настроение. У группы «Х*й Забей» есть такой стишок, на мой взгляд, очень хорошо описывающий данный момент. "Однажды... собрались мужики на опушке леса... так, по****ели да разошлись".
Текст: Алексей Щеголев
- Последний свой диск «Изнутри» вы писали в Калининградской области, при этом пластинка достаточно мрачной получилась, это область как-то влияла?
- Возможно, и это тоже. Мне нравится это место, оно энергетически правильное. Но мне альбом "Изнутри" не кажется сильно мрачным, он, скорее, предлагает выход из темноты, в которую мы все иногда попадаем. То, что сейчас, в данный момент твоей жизни темно, не означает, что выхода нет, это значит только, что выключили свет – временно.
- Такое ощущение, что в "Изнутри" чувствуется влияние New Order. Вы за музыкальными трендами вообще как-то стараетесь следить?
- Могу сказать, что нравятся направления новой волны и пост панка. Возможно, они тоже повлияли на меня, я этого не исключаю. Дабстеп - довольно занятное направление, у меня есть эксперименты с ним. Например, в 2012 году я и диджей Sergio Cifra сделали вместе кавер на песню БГ «Сны о чем-то большем». Получилось концептуально, и даже самые ярые поклонники «Аквариума» после концерта признавались, что песня открылась им совершенно с другой стороны, и они в восторге. Так что с дабстепом и электронной музыкой в принципе у меня отношения теплые.
- Вы говорили, что ваша новая пластинка будет блюзовой, вы устали от электроники, которой достаточно много было в двух последних альбомах? В целом он будет похож по звучанию на сингл «Биоматерия»?
- Не думаю, что по «Биоматерии» можно судить обо всем моем новом альбоме, это было бы ошибкой. Я никогда не стремлюсь вместить себя в какие-то рамки, наоборот, стараюсь от них освобождаться. Хотя, конечно, с точки зрения звука альбом будет менее электронным. Скажем так, я попробовал вернуться к основам всего - музыкального, человеческого, личного - и посмотреть на это как бы со стороны, переоценить, переосмыслить наше значение в этом мире.
- В этой песне достаточно киберпанковский сюжет, вам близка эта культура?
- Мне нравится эстетика киберпанка. Но я не увлекаюсь конкретикой, скорее, использую это ненавязчиво – так, чтобы смотрелось естественно и гармонично. Ведь в искусстве главное искренность.
- На альбоме «Заноза» у вас был дуэт с Дельфином, еще какие-то дуэты планируете? Как вам его последние пластинки?
- Я планирую дуэт с группой Би-2 и Brainstorm для проекта "Нечетный воин 3". У меня уже был подобный опыт: недавно, для этого же проекта, я спел в дуэте с Линдой песню «Далеко». А в моем новом альбоме дуэтов не будет. Что касается Дельфина, то на мой взгляд, было бы странно, если бы его до сих пор ассоциировали с «Мальчишником», учитывая то, что песни этой группы он не поет с тех пор как ее на стало. "Звезда" у него, скажем так, поп-альбом получился, а вот "Юность" и "Существо" - андеграунд, в хорошем смысле этого слова.
- Для выпуска нового альбома вы планируете технологии краудфандинга использовать, насколько она может быть успешна в России, где люди обычно привыкли музыку в интернете скачивать и не платить?
- Да, люди в России не привыкли трепетно относиться к чему-то нематериальному. Это все от воспитания зависит. Краудфандинг - это отличный способ для людей лично поддержать любимого артиста без посредников в виде лейбла или магазина. Если ты ждешь нового альбома какого-то интересующего тебя исполнителя, группы, то почему бы не купить пластинку или что-то другое заранее, и тем самым показать любимому артисту, что тебе не все равно. На собранную сумму мы выпускаем альбом на разных носителях, синглы с эксклюзивными би-сайдами, мерч, видео и многое другое. Все это предоставляется только участникам проекта, то есть тем, кто купил заранее ту или иную опцию.
- После кризиса CD-индустрии альбомов остается смысл полноценные лонгплеи писать? Многие артисты перешли к практике выпуска исключительно интернет-синглов.
- Я пока против истории с одними синглами. Я пробовал это делать в середине нулевых, но по одной песне выпускать как-то скучно. Нет глобальности, в отличие от целой пластинки.
- Сейчас ваши песни и клипы не так часто как раньше можно встретить в ротациях на радио и телевидении как раньше. Они как-то причины объясняют?
- На радио треки не берут по ряду причин. Некоторые говорят, что они слишком хорошо звучат для них или, наоборот, формат не тот. Отмазок много, но основа всегда - это коммерческий рейтинг станции. Поэтому везде крутят лишь то, что легко «хавается». То есть у нас сейчас в формате музыкальный общепит. Красота, оригинальность, экологичность продукта никого не интересует. Мы сейчас переживаем эпоху Кали-юга - время духовного разложения.
- Возможно ли в России создание музыкального медиа, где будет крутиться актуальная музыка, а не только русский поп и рок?
- Возможно всё! Только при отсутствии глобального воспитания культуры это никому не надо, всем все равно. Мы можем это видеть на примере интернет-радио "Субстанция", которую пробовали запустить Би-2. Когда везде только Ваенга и Стас Михайлов, а до этого были Петросян и Киркоров, а до этого - еще хлеще персонажи, тогда очень сложно пробиться чему-то современному и актуальному. Эта история больше похожа на интеллектуальный геноцид.
- Если когда-нибудь по аналогии с фестивалями «Дискотека 80-х», появится «Дискотека «нулевых» вы бы согласились в ней участие принять?
- Я уже в дискотеке 90-х принимал участие недавно. Думаю, важнее сейчас делать что-то новое, а не оглядываться на старое. Давать концерты, писать песни и не думать о девяностых, только о будущем. Сейчас у меня такой путь.
- Вы участвовали в озвучке аудиоверсии книги Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас–Вегасе», почему приняли участие в проекте?
- Мне по душе некоторые его произведения. «Страх и отвращение» - одно из лучших, на мой взгляд. Символизм и аллегории очень сильные. Мне близка психоделическая американская культура того времени. Я даже диплом защищал по теме "Психоделическая музыка как новый джаз для воспитания музыкальной культуры в средней школе". То, что сейчас происходит у нас в стране, действительно очень похоже на описанное в книге.
- Вашу песню «Маленький Иисус» с альбома «Заноза» достаточно сильно критиковали в РПЦ. Как относитесь к тому, что в УК могут ввести статью за оскорбление чувств верующих?
- Мне не мешает критика. Скорее наоборот, если критика конструктивная, стимулирует. К этой теме я отношусь крайне отрицательно. Я считаю, что у людей должна быть свобода выбора. А подменять духовность религиозностью - это путь в пропасть. Люди типа Pussy Riot и Алексея Трехлебова (апологет и проповедник древней ведической и славянской культуры — прим.ред.), сидящие за иную точку зрения - это наши современные солженицины и сахаровы. Даже если мы этого не понимаем сейчас и нам кажется это несерьезным. Люди выражают свою точку зрения, не схожую с официальной, и за это сидят в тюрьме? Это неправильно.
- За политической ситуацией в стране следите? Сейчас многие музыканты играют концерты на митингах, у вас не было такого желания?
- Я не хожу на митинги и не пою на баррикадах. Мне вся эта история кажется спланированной. Чтобы сбить реакционное настроение. У группы «Х*й Забей» есть такой стишок, на мой взгляд, очень хорошо описывающий данный момент. "Однажды... собрались мужики на опушке леса... так, по****ели да разошлись".
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях