На Кавказе живут, работают, танцуют, поют
Эльбрус Кубалов, Художественный руководитель Государственного академического ансамбля танца Северной Осетии «АЛАН»:
17 августа 2012
Художественный руководитель Государственного академического ансамбля танца Северной Осетии «АЛАН» Эльбрус Кубалов - в интервью Евгении Романовой для раздела Афиша информационного портала Руград.
- На Международный фестиваль «Территория мира» приезжают знаменитые российские коллективы, увидеть которые у жителей нашей области, как региона оторванного от Большой России, не так уж много возможностей, - это и хор имени Пятницкого, и ансамбль «Ивушка» из Тамбова. Раньше такие коллективы хоть по телевизору показывали, сейчас этого нет. Что же до «Алана», вы вообще для нас как с другой планеты, поэтому о вашем ансамбле интересно знать все. Начнем со школы: вы своих артистов сами воспитываете? И какие есть на Северном Кавказе учебные заведения, где обучают так танцевать?
- Я окончил Московский институт культуры и сам долго работал в этом ансамбле. Сегодня у нас в республике есть два средних специальных учебных заведения – колледж культуры и колледж искусств. В колледж искусств мы берем детей после шестого класса, они обучаются по общей школьной программе, параллельно получая профессию артиста ансамбля народного танца. Здесь основной акцент делается на получение профессии. В колледж культуры поступают после окончания школы и получают диплом по специальности «руководитель самодеятельного танцевального коллектива». В ансамбль мы отбираем лучших из двух колледжей. Сейчас студии при ансамбле у меня нет, я считаю, что при наличии двух таких учебных заведений она не нужна: база ансамбля предназначена только на профессиональных артистов, наши лучшие артисты постоянно проводят там мастер-классы, мы наблюдаем за ребятами. Я занимаю должность главного хореографа республики, мне подчиняются 52 самодеятельных коллектива, я имею возможность отбирать артистов отовсюду – лишь бы они сами хотели этого, - и создавать им условия для эффективной творческой работы.
- Когда был создан «Алан»?
- В 1938-м. В следующем году будем отмечать 75-летие. Интересна история создания. В Москве отмечали 23 февраля – раньше это был День рождения Красной Армии. Тогдашнее руководство НКВД – не знаю, Берия уже был тогда или нет, - решило сделать презент товарищу Сталину: в Москву привезли из Орджоникидзе группу самодеятельных артистов. Вождю их выступление понравилось, он поинтересовался, что за коллектив. Ему ответили, что вот, мол, новый ансамбль, только что созданный. Сказано – сделано, так «Алан» и появился.
- Насколько сложно в современных условиях руководить коллективом с такими традициями – и советскими, в том числе?
- Это очень сложно, потому что хочется сохранить эти традиции, в первую очередь. Но на дворе все же двадцать первый век - и нужно идти в ногу со временем. Например, я готовлю новую стилизованную программу для выезда за рубеж или в другой регион России, показываю ее дома – меня начинают обвинять в том, что, мол, «Алан» забыл свои корни. Я всегда отвечаю: мы ничего не забыли, репертуар может состоять из сорока танцев – и из двухсот танцев, если вы хотите убедиться, что мы чтим корни, приходите на наш ежегодный декабрьский концерт, где мы делаем только традицию.
- Это что-то вроде домашнего отчетного концерта?
- Да, для жителей нашей республики.
- Как ансамбль «Алан» принимают за рубежом – как представителя российской культуры или, все-таки, как представителя аутентичной культуры Северного Кавказа, ничего общего не имеющей, например, с культурой других российских регионов?
- Я понимаю подтекст вашего вопроса. Только одно слово – Кавказ – почти у всех вызывает ассоциацию с боевиками, взрывами и т.д. Мы, руководители танцевальных ансамблей кавказских республик, договорились, что каждый коллектив, где бы он ни выступал, представляет единый Кавказ и все мы, прежде всего, пропагандируем мир, рассказываем о том, что у нас хорошо. В Челябинске мы показывали программу «Модерн», ко мне после концерта заходят люди и говорят: послушайте, мы думали, у вас война, а тут такое высокое искусство. Отвечаю: поедем с нами – и вы увидите, что на Кавказе живут, работают, танцуют, поют. Я однажды на каком-то совещании нашему министру по межнациональным отношениям сказал: пора вам платить моим людям зарплату – на сегодня всю политику республиканского масштаба делает «Алан», потому что мы чаще всех выезжаем и рассказываем людям о жизни в нашей республике.
- Выходит, помимо культурной, «Алан» выполняет и идеологическую миссию…
- Вторая тяжелее – и времени на нее совсем нет: вчера приехали, сегодня выступаем, завтра утром уезжаем, а хочется ведь поговорить с людьми, у которых всегда есть к нам много вопросов.
- Сколько сейчас артистов работают в ансамбле?
- Коллектив большой – 90 человек только артисты и оркестр, статус академического ансамбля позволяет такое количество. Оркестр – 18 человек.
- А в оркестре какие инструменты представлены?
- Национальные инструменты – только барабан и гармошка. Есть два синтезатора. Мы экспериментируем всегда, потому что люди хотят зрелищ. И название «ансамбль танца» предполагает в этом плане широкое поле для таких экспериментов. Игорь Моисеев в свое время говорил, что если ты назовешь коллектив «ансамбль народного танца», то будешь вынужден заниматься только фольклором. Только что прибалты на пресс-конференции хвастались тем, что они не отходят от традиционного фольклора. Да если я сегодня от него не отойду, у меня завтра будет некому танцевать. Я хочу создавать комфортные творческие условия для молодежи. Когда молодой человек идет ко мне, он знает, что сегодня он танцует какие-то стилизованные вещи, а завтра будет танцевать традиционный фольклор. Молодежь сейчас резвая и шустрая, ей только традиция не интересна.
- Финансирование ансамбля идет через федеральный бюджет?
- Нет, через республиканский. Здесь есть сложности, но наш глава республики очень любит искусство и понимает, что мы Государственный академический ансамбль «Алан» - это визитная карточка Северной Осетии. Отношение к нам очень хорошее, отказа нет ни в чем.
Текст – Евгения Романова
- На Международный фестиваль «Территория мира» приезжают знаменитые российские коллективы, увидеть которые у жителей нашей области, как региона оторванного от Большой России, не так уж много возможностей, - это и хор имени Пятницкого, и ансамбль «Ивушка» из Тамбова. Раньше такие коллективы хоть по телевизору показывали, сейчас этого нет. Что же до «Алана», вы вообще для нас как с другой планеты, поэтому о вашем ансамбле интересно знать все. Начнем со школы: вы своих артистов сами воспитываете? И какие есть на Северном Кавказе учебные заведения, где обучают так танцевать?
- Я окончил Московский институт культуры и сам долго работал в этом ансамбле. Сегодня у нас в республике есть два средних специальных учебных заведения – колледж культуры и колледж искусств. В колледж искусств мы берем детей после шестого класса, они обучаются по общей школьной программе, параллельно получая профессию артиста ансамбля народного танца. Здесь основной акцент делается на получение профессии. В колледж культуры поступают после окончания школы и получают диплом по специальности «руководитель самодеятельного танцевального коллектива». В ансамбль мы отбираем лучших из двух колледжей. Сейчас студии при ансамбле у меня нет, я считаю, что при наличии двух таких учебных заведений она не нужна: база ансамбля предназначена только на профессиональных артистов, наши лучшие артисты постоянно проводят там мастер-классы, мы наблюдаем за ребятами. Я занимаю должность главного хореографа республики, мне подчиняются 52 самодеятельных коллектива, я имею возможность отбирать артистов отовсюду – лишь бы они сами хотели этого, - и создавать им условия для эффективной творческой работы.
- Когда был создан «Алан»?
- В 1938-м. В следующем году будем отмечать 75-летие. Интересна история создания. В Москве отмечали 23 февраля – раньше это был День рождения Красной Армии. Тогдашнее руководство НКВД – не знаю, Берия уже был тогда или нет, - решило сделать презент товарищу Сталину: в Москву привезли из Орджоникидзе группу самодеятельных артистов. Вождю их выступление понравилось, он поинтересовался, что за коллектив. Ему ответили, что вот, мол, новый ансамбль, только что созданный. Сказано – сделано, так «Алан» и появился.
- Насколько сложно в современных условиях руководить коллективом с такими традициями – и советскими, в том числе?
- Это очень сложно, потому что хочется сохранить эти традиции, в первую очередь. Но на дворе все же двадцать первый век - и нужно идти в ногу со временем. Например, я готовлю новую стилизованную программу для выезда за рубеж или в другой регион России, показываю ее дома – меня начинают обвинять в том, что, мол, «Алан» забыл свои корни. Я всегда отвечаю: мы ничего не забыли, репертуар может состоять из сорока танцев – и из двухсот танцев, если вы хотите убедиться, что мы чтим корни, приходите на наш ежегодный декабрьский концерт, где мы делаем только традицию.
- Это что-то вроде домашнего отчетного концерта?
- Да, для жителей нашей республики.
- Как ансамбль «Алан» принимают за рубежом – как представителя российской культуры или, все-таки, как представителя аутентичной культуры Северного Кавказа, ничего общего не имеющей, например, с культурой других российских регионов?
- Я понимаю подтекст вашего вопроса. Только одно слово – Кавказ – почти у всех вызывает ассоциацию с боевиками, взрывами и т.д. Мы, руководители танцевальных ансамблей кавказских республик, договорились, что каждый коллектив, где бы он ни выступал, представляет единый Кавказ и все мы, прежде всего, пропагандируем мир, рассказываем о том, что у нас хорошо. В Челябинске мы показывали программу «Модерн», ко мне после концерта заходят люди и говорят: послушайте, мы думали, у вас война, а тут такое высокое искусство. Отвечаю: поедем с нами – и вы увидите, что на Кавказе живут, работают, танцуют, поют. Я однажды на каком-то совещании нашему министру по межнациональным отношениям сказал: пора вам платить моим людям зарплату – на сегодня всю политику республиканского масштаба делает «Алан», потому что мы чаще всех выезжаем и рассказываем людям о жизни в нашей республике.
- Выходит, помимо культурной, «Алан» выполняет и идеологическую миссию…
- Вторая тяжелее – и времени на нее совсем нет: вчера приехали, сегодня выступаем, завтра утром уезжаем, а хочется ведь поговорить с людьми, у которых всегда есть к нам много вопросов.
- Сколько сейчас артистов работают в ансамбле?
- Коллектив большой – 90 человек только артисты и оркестр, статус академического ансамбля позволяет такое количество. Оркестр – 18 человек.
- А в оркестре какие инструменты представлены?
- Национальные инструменты – только барабан и гармошка. Есть два синтезатора. Мы экспериментируем всегда, потому что люди хотят зрелищ. И название «ансамбль танца» предполагает в этом плане широкое поле для таких экспериментов. Игорь Моисеев в свое время говорил, что если ты назовешь коллектив «ансамбль народного танца», то будешь вынужден заниматься только фольклором. Только что прибалты на пресс-конференции хвастались тем, что они не отходят от традиционного фольклора. Да если я сегодня от него не отойду, у меня завтра будет некому танцевать. Я хочу создавать комфортные творческие условия для молодежи. Когда молодой человек идет ко мне, он знает, что сегодня он танцует какие-то стилизованные вещи, а завтра будет танцевать традиционный фольклор. Молодежь сейчас резвая и шустрая, ей только традиция не интересна.
- Финансирование ансамбля идет через федеральный бюджет?
- Нет, через республиканский. Здесь есть сложности, но наш глава республики очень любит искусство и понимает, что мы Государственный академический ансамбль «Алан» - это визитная карточка Северной Осетии. Отношение к нам очень хорошее, отказа нет ни в чем.
Текст – Евгения Романова
Поделиться в соцсетях