RuGrad.eu

08 , 15:56
$85,75
+ 0,00
92,42
+ 0,00
21,27
+ 0,00
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА

Мэр Клайпеды: Мне тяжело сравнивать ситуацию в Литве и Калининграде

Витаутас Грубляускас

Витаутас Грубляускас, мэр г. Клайпеда:

18 ноября 2013

Мэру города Клайпеды Витаутусу Грубляускусу удается, каким-то образом, совмещать как публичную деятельность, так и музыкальную карьеру. Калининградским любителям джазовой музыки господин Грубляускас должен быть знаком по последнему фестивалю “Калининград сити Джаз”, где он выступал в составе группы Memel All Stars. 16 ноября литовский политик выступил в Калининграде в рамках фестиваля «Джаз в филармонии». В интервью Афише RUGRAD.EU Витаутас Грубляускас рассказал какое влияние джаз оказал на его политические взгляды, почему иногда сыграть на трубе — это лучше чем подготовить большую речь, почему «Калининград Сити Джаз» не должен конкурировать с джазовым фестивалем в Клайпеде и и почему, джазовые фестивали начинают терять свое влияние, когда организаторы пытаются заработать на билетах.

- Вы одновременно совмещаете и политику и занятия музыкой. В России очень сложно представить себе политика, который бы еще и на трубе в джаз-бэнде бы играл в свободное время. Вашему имиджу публичного политика музыкальная карьера никогда не наносила ущерба?
- Я не прячусь от самого себя, своей любви к джазу и своего музыкального прошлого. Я оцениваю это, как важный этап в моей жизни. Джаз, в принципе, не мешает политике, но политика иногда создает не самые лучшие условия для джаза… Будучи политиком очень часто приходится жертвовать музыкой. Но это мой выбор. Я всегда говорю, что я не политик, который иногда трубу в руки берет, а музыкант, джазмен, который последние 10-12 лет находится в политике. В сердце - я джазовый музыкант, но в табеле – я, конечно, мэр города. Я думаю, что если музыкант в душе остается музыкантом, если он музыкант по призванию, то национальность не имеет никакого значения. Если ты болен джазом, то ты болен им до конца своей жизни, в независимости от того где и какую должность ты занимаешь.

- У вас же наверняка были деловые встречи и с калининградскими политиками, мэром Калининграда Александром Ярошуком, в частности. Глядя на них очень сложно представить, что у них есть какое-то похожее хобби, что в свободное время они могут музыкой заниматься или картины рисовать.

- Если сказать по правде, я так глубоко хобби российских политиков не интересовался… Но не важно какого политик ранга, он так же человек. Он со своими человеческими слабостями и со своими сильными сторонами. Если он нормальный человек, то он, наверное, должен иметь и свое хобби. Если это искренне, если любовь к этому хобби настоящая, то совсем неважно – рыбалка это, охота, страсть рисовать или страсть играть. Я думаю, что самое главное (не важно, в политике или в хобби) это то, чтобы ты оставался самим собой и не врал самому себе и тем людям, с которыми ты общаешься.

- Может быть, тут еще разница менталитетов накладывается? Если в сознании европейца – это абсолютно нормально, что мэр города занимается одновременно и своей публичной деятельностью, и джазом. Но в представлении россиянина – чиновник по-прежнему остается таким упитанным мужчиной, в дорогом костюме, да еще и вдобавок и коррупционером.
- Я бы не взялся так смело оценивать стереотипы политиков в одной или другой стране…Конечно, менталитет и национальные традиции накладывают некоторые стандарты оценки и политиков, и публичных персон. Совсем недавно была встреча с представителями европейских стран и меня там попросили, как бы в качестве подарка от города, сделать там одну песню. И я без большего стеснения или выкрутасов сказал : «Хорошо!». Если я уже беру трубу в руки, то стараюсь это делать как можно лучше и профессиональней. Но еще я знаю, что люди это будут помнить намного дольше, чем очень длинную речь с большими буклетами и презентациями. Это остается в людях, потому что они видят, что это искренне, что ты делаешь это с любовью. Иногда, даже европейцы удивляются: как это мэр довольно важного города не только говорит речь или занимается официальными переговорами и приемами, но еще берет трубу, играет и поет? Это удивляет иногда и европейцев, и американцев. Это не очень такой частый случай… Но я беру на себя такую смелость. Я стараюсь не злоупотреблять этим, чтобы этого не было совсем уж чересчур. Я это делаю в исключительных случаях и очень-очень редко. Но если я уже это делаю, то верю, что это даст хорошие впечатления и воспоминания о городе.

- Вы как-то сказали, что сложно себе представить джазового музыканта, который бы не придерживался либеральных политических ценностей. Музыка так сильно влияет на формирование политических взглядов?
- Меня как-то спросили: «Какие у вас политические взгляды?». А я ответил: «Либеральные. А вы можете представить себе, чтобы джаз-музыкант был заядлым консерватором или социал-демократом?». Джаз – это, как бы, либерализм в музыке. Там очень большая роль импровизации, для выражения свободы духа, для разных форм выражения. Это противопоставление такому консервативному или стереотипному музицированию. Я бы сказал, что джаз – это либерализм в искусстве.

- Бывший Президент РФ Дмитрий Медведев не скрывал, что любил хард-рок. Хард-рок, со своей риффовой основой песен, это свидетельство консервативности взглядов?
- Я бы сказал, что эти стили: хард-рок, бибоп, классика, фри-джаз или кантри…Сам стиль или жанр музыки не самое важное. Важно насколько человек открыт для искусства, насколько он от него зависим (в хорошем смысле слова) и насколько это глубоко в его сердце. Человек, у которого музыка в душе и который этого не стесняется, всегда, по моему убеждению, более глубокая личность, чем человек, который ничем не увлекается.

- У вас в Клайпеде проходит ежегодный джазовый фестиваль. С точки зрения привлечения в город туристов, это мероприятие стало знаковым событием?
- Я бы сказал, что это знаковое мероприятие не только для Клайпеды, но и для всей Литвы. Это один из самых больших фестивалей на всей территории Восточной Европы. Звезды первой мировой величины играют на главной площади города. Все происходит без билетов. Вы можете бесплатно послушать самых великих джазовых музыкантов . Так что я бы назвал это очень существенным явлением в более широком геополитическом смысле. А имеет ли это влияние на поток туристов? Да, безусловно, имеет.

- Это было ваше осознанное решение, что фестиваль должен быть бесплатным?
- Я был основателем этого фестиваля. С первого мероприятия у меня было убеждение, что это должен быть джазовый праздник для каждого. И эта философия жива уже 20 лет. Я думаю, что в этом очень большая сила клайпедского джазового фестиваля и в этом очень большое отличие от других фестивалей подобного рода. Это имеет очень много позитивных сторон. Уже есть люди, которые не только сами выросли на джазе, но и их дети уже растут в этом же джазовом фоне.

- Вы в этом году выступали на фестивале «Калининград Сити Джаз». По вашим собственным ощущениям, калининградский фестиваль может составить конкуренцию клайпедскому? Этому будет мешать тот факт, что «Калининград Сити Джаз» платный фестиваль?
- Если и надо конкурировать, то только не в джазе и не в таких категориях. Если бы оба фестиваля проходили в одно и тоже время, оба были бы бесплатными и равными по звездам, то даже в этом случае, я бы не увидел никакой конкуренции. Чем больше будет фестивалей – тем лучше. Я думаю: пусть будет как можно больше фестивалей. Но когда фестиваль коммерческий, он немножко теряет. Особенно джазовый фестиваль. Но это выбор организаторов.

- А в Европе о калининградском фестивале слышали? В Литве или в той же Клайпеде?
- Я бы не хотел говорить за всю Европу, но Клайпеда, конечно, знает о фестивале, который проходит в Калининграде. Как много там зрителей или туристов из Клайпеды – мне тяжело судить. Но то, что это мероприятие в Клайпеде хорошо знакомо для джазовых любителей – это точно.

- В этом году лайн-ап калининградского фестиваля строился не на известных звездах, как, к примеру, в прошлые годы на фестиваль приезжали Горан Брегович или группа De-Phazz, а на исполнителях рангом, наверное, пониже. По вашему мнению, фестиваль должен аккумулировать в своем лайн-апе звезд мирового значения или работать над развитием местной джазовой сцены?
- Все зависит от того какую миссию видят организаторы фестиваля. Мне кажется, что надо сочетать. Звезды первой мировой величины всегда тянет за собой зрителей, но я бы и не оставлял в стороне возможности выступить для местных музыкантов (особенно для молодых), может на каких-то параллельных сценах или мероприятиях, связанных с фестивалем. Быть в программе фестиваля – очень важно для молодых артистов. Это накопление опыта и большая школа и возможность для совершенствования. Сами организаторы должны определиться к чему они идут и, что они хотят видеть, что они хотят развивать. Это их будет направлять по тому или иному пути.

- Раньше джазовый фестиваль в Калининграде формально являлся частным, а сейчас получил статус городского. По вашему мнению, какая схема удобней для продвижения мероприятия? С одной стороны, муниципальный фестиваль – это бренд, дополнительный имидж городу и большие возможности по продвижению. С другой, у городского бюджета явно нет возможностей для его финансирования и если, когда-нибудь этот вопрос встанет, то лайн-ап фестиваля и организация могут сильно пострадать.
- Мне тяжело сравнивать ситуацию в Литве и Калининграде…. Я не знаю правовую базу. Но, я бы сказал, что фестиваль, который базируется только на государственных средствах, имеет чуть меньше возможностей для большого полета, чем, если будет смешанный вариант. Может быть, на меня влияют европейские традиции, что это должно основываться на паритете. Должны быть и частные средства, и, конечно, участие, по возможности, города. Это накладывает особый знак, формирует бренд. В моем понимании, все источники финансирования – приемлемы. И чем их больше – тем больше возможностей. Участие города – это отражение позиции: важно ли это, нужно ли это для города или нет.

- Клайпедский джазовый фестиваль сильно повлиял на облик самого города? У вас появились новые концертные площадки специально под это мероприятие, какие-то арт-места? Общая атмосфера в городе сильно из-за него изменилась?
- Я думаю, что да. Не зря Клайпеду Новым Орлеаном на Балтике или столицей традиционного джаза. Я думаю, что это результат двадцатилетней истории фестиваля. Я думаю, что клайпедский фестиваль стал одним из штрихов портрета города, одной из визитных карточек города. Я думаю, что это достойно, тем более, что фестиваль был, есть и, наверное, останется городским мероприятием, которое занимает исключительное место среди других муниципальных мероприятий, которых тоже много.

- То есть, по вашему мнению, знаковый фестиваль – это не просто какое-то ежегодное событие, но и мероприятие, меняющие под себя городское пространство? Это обязательное условие?
- Ну, бывают фестивали. Которые происходят и раз в два года. Есть разные возможности и это, все-таки, зависит от желаний организаторов: что они хотят развить, что хотят осуществить свою идею. Модели могут быть разные.


Текст: Алексей Щеголев

Поделиться в соцсетях