Кирилл Низовцев: В Калининграде люди поняли, что корпоративы – это бессмысленная трата денег
Кирилл Низовцев, директор и владелец промоутерского агентства “Запад-концерт”:
6 мая 2013
Директор и владелец промоутерского агентства “Запад-концерт” рассказал в интервью Афише Rugrad.eu как его компания переключилась с организации панк-концертов “Наива” и “Гражданской обороны” на “Фабрику звезд-4”, почему спектакли в Калининград привозить выгоднее, чем музыкальные группы и почему калининградские промоутеры не спешат пока выходить на общероссийский рынок.
- Как начиналась бизнес-история компании «Запад-концерт»?
- Компании скоро будет уже 10 лет. Мы ее с моим партнером образовали в 2003 году. У меня все начиналось с работы на радио, где я проработал 12 лет. Я на разных радиостанциях начинал, но по большому счету серьезно работать я начал на радиостанции «Балтийская волна», которой уже нет. Это было интересное, «золотое» время, скажем так… Мне тогда уже было интересно делать всякие программы с артистами, я со многими из них познакомился. Очень много мы с ними радийных проектов сделали. Но мне всегда было интересно делать не только радийные проекты, но и концертные. Я с детства на концерты любил ходить, я даже коллекционировал билеты с тех концертов, на которые мы с родителями ходили. Где-то они и сейчас валяются… Первым нашим концертом был концерт панк-группы «Наив» в 2003 году, мы даже спонсора на него нашли, и он, в принципе, достаточно успешно прошел. Ну и как-то пошло-поехало. Потом была группа «Гражданская оборона». И после этого мы как-то резко перескочили на «Фабрику звезд-4». Это был очень успешный концерт и после него пошла волна массовых серьезных концертов. Сейчас мне без разницы каких артистов возить: какого направления, какого жанра, какой статусности или «звездности». Главное, чтобы это было интересно зрителю и окупаемо.
- Насколько твои личные вкусы совпадают с тем перечнем групп и артистов, которых ты привозишь?
- Они никак не связаны. Я занимаюсь все-таки больше бизнесом. Я получаю удовольствие, по большему счету, не от зарабатывания денег. Не от того какого уровня артиста я привез (практически всегда так бывает, что чем круче артист – тем геморойней с ним работать, тем больше тратится на такое нервов). Мне просто нравится организовывать мероприятия, без разницы какие. Я получаю удовольствие просто от того, что мероприятие прошло. А если оно прошло еще и с коммерческим успехом, то это вдвойне прекрасно.
- «Запад-концерт» на калининградском промоутерском рынке какое место занимает?
- Я не считаю места, рейтинги такие никто не составлял. Но, наверно, если считать количество мероприятий, то у нас их достаточно много и, наверно, можно сказать, что мы действительно на первом месте. В среднем в сезон у нас получается 10-12 мероприятий. На самом деле: нет смысла гоняться за количеством. Главное, чтобы качество было. Можно заявить кучу проектов, а потом половину из них отменить или перенести. Как многие любят делать. Я так не хочу и не люблю, хотя, конечно, иногда бывает, но очень редко. Я гонюсь за тем, чтобы все мероприятия состоялись.
- «Запад-концерт» работает с таким специфическим контентом как спектакли. Остальные предпочитают с такими мероприятиями не работать из-за дороговизны организации?
- Я, кстати, не скажу, что этот контент мало представлен. В городе очень много прокатчиков и организаторов, которые работают намного дольше «Запад-концерт», но у их компаний нет названий. Они просто работают и никогда не заморачивались над тем, чтобы придумать себе название или логотип, придумать себе слоган или сайт открыть. У этих людей абсолютно нет такого желания. Поэтому люди, которые пытаются разбираться в этом бизнесе, их просто не учитывают. Они просто не знают их названия. Но на самом деле есть несколько людей и организаций, которые занимаются спектаклями и занимаются этим долго. Можно сказать, что мы действительно ориентируемся прежде всего на спектакли. Это наиболее часто происходящее у нас мероприятие. Просто ниша наших спектаклей – немного иная. Мы стараемся границу этих спектаклей выбирать между совсем дешевыми, с плохим качеством, низкой ценой и мало кому нужными актерами и дорогими. Что-то такое нечто среднее и таких спектаклей очень мало в стране. Я не сказал бы, что привезти спектакль дороже чем группу. Чаще всего – это оказывается и дешевле. Смотря какой спектакль…Здесь же играет роль и техническая сторона. Те же декорации. Многие организаторы не любят заморачиваться: везти эти декорации или строить их здесь по эскизам, подбирать реквизит. Это сложно и кому-то такое не нравится. У меня, в принципе, этот процесс налажен, поэтому мне это нравится. Что касается чисто моральных сторон вопроса, то спектакли гораздо приятней привозить.
- С коммерческой точки зрения спектакли окупаются?
- Смотря какие, в целом – да. Главное в этом бизнесе: опыт, отношения и какой-то свой нюх. С каждым годом ситуация в стране меняется и спрос зрителей тоже. Актеры меняются по популярности. Надо постоянно за всем следить. Тут дело даже не в спектакле, а в том спектакль с каким актером ты привезешь. Даже многие московские продюсеры, которые ставят спектакли, когда с ними разговариваешь, говорят «Ой, у нас такой классный спектакль! Такая классная пьеса, такой популярный автор…». Я спрашиваю: «А кто у вас там играет?». Они отвечают, и я понимаю, что эти актеры зрителя никогда не соберут. К сожалению, в регионах люди не разбираются в пьесах и авторах. Людям нужны лица. Потом многие зрители, которые приходят на лица удивляются, понимая, что спектакль то на самом деле дерьмо-дерьмом. Часто такое случаются, но я то здесь не виноват. Хотят люди Гузееву (Лариса Гузеева – актриса театра и кино, ведущая телешоу «Давай поженимся» прим.ред.) - они ее и получают. Гузеева собирает аншлаг, но спектакль полная ерунда. Зрители плюются и говорят: «Кого вы нам привезли?!». Но вы же хотели Гузееву! Они сами не знали, что хотели. Они думали, что они сейчас программу «Давай поженимся» будут на сцене смотреть. Недавно был спектакль с Федором Добронравовым. Безумно популярный актер, который сейчас везде снимается и его люди очень любят. Спектакль, конечно, аншлаговый, все замечательно. Но он внезапно оказался сложным, потому что пьеса не такая веселая как люди себе представляли. Пьеса оказалась классическая, иностранного автора, с глубоким смыслом: о жизни, о любви. И поэтому многие скисли, выходили и говори: «Ну что это за ерунда?». Но это не ерунда! Это хорошая пьеса, хорошая постановка, но просто люди ожидали немножко другого. Исходя из этого, я в очередной раз сделал вывод, что люди в первую очередь идут все-таки на актера.
- Из-за того, что вы в основном со спектаклями работаете, то главной площадкой «Запад-концерт» стал Дом искусств?
- Нет, Дом искусств – это не основная наша площадка. Основная площадка – Драмтеатр. Это сознательно произошло. Все-таки это самая статусная площадка, самая красивая. Но, конечно, и самая дорогая…Но она и привлекает людей, потому что я ориентируюсь на более обеспеченного зрителя. Как-то так исторически сложилось, что зритель к нам ходит один и тот же. Это в основном зритель, у которого есть деньги, чтобы ходить на спектакли и покупать билеты. У меня нет зрителя, который покупает самые дешевые билеты. В основном люди хотят на самые хорошие места. Как-то так наработалось. Очень многие зрители меня знают, подходят с разного рода хозяйственными просьбами. В Драмтеатре разные мероприятия проходят и не только коммерческие. На местные спектакли тоже безумное количество людей сейчас ходит. Слава богу, что Драмтеатр сейчас поднимается. Меня технически там все устраивает. Главное, чтобы это еще устраивало продюсеров и тех людей, которые спектакль технически ставят. Это шикарная площадка и подходит она по всем параметрам. Плюс ко всему – там хорошая техническая база. Декорационная база, которую мы тоже периодически используем. Далеко не все спектакли едут со своими декорациями из Москвы. Смысла в этом нет, если можно их подобрать здесь. Иногда они даже лучше будут.
- Учитывая ту аудиторию, на которую ты нацелен, «Запад-концерт» не работает с калининградскими клубами?
- Я просто действительно научился работать с такими проектами и другие - мне пока неинтересны. Был опыт работы в клубе. В 2009 году, в «Корвете» мы пытались провести концерт DJ Smash и очень круто провалились. У нас там была необычная, интересная программа: не просто выступление, а целое шоу. Там еще несколько московских артистов было, куча фишек и декорационных решений. Все 300 человек, которые пришли, говорили: «Ох, как круто!». Всем понравилось. Но было 300 человек, а это смешно. Серьезный был влет. С тех поря я понял, что это совершенно не моя тема, по крайней мере пока… Может быть, через какое-то время я и приду к тому, что мне такое интересно. Что можно такое проводить и зарабатывать на этом. Но пока что – это не моя тема.
- Ты, практически, из года в год делаешь концерты Светланы Сургановой или группы «Пикник». Они действительно так стабильно собирают зал? Это происходит за счет того, что калининградская аудитория достаточно консервативна?
- Достаточно удачно. Я сам этому удивляюсь. Отчасти, это может быть и за счет консервативности происходит. Но это не только в Калининграде происходит… Мне многие звонят предлагают необычные, танцевальные, иностранные проекты. Говорят, что всем надоел Стас Михайлов, всем надоел Киркоров и народ сейчас ходит на новое. Возможно они, конечно, нового и хотят, но в целом – это очень рискованно и сложно. Мне проще возить проверенное. Это естественно. В любом бизнесе – это нормально. Я тут ехал в машине и вспоминал: а вот как я рискнул и взял того-то артиста? Ну вот как-то так бывает…Что-то складывается и ты решаешься взяться за работу с каким-то проектом, который абсолютно непроверенный. В принципе, это очень рискованно. Не знаю почему так бывает, но ты соглашаешься. И получается. Наверно, это опыт.
- Какие самые сложные по организации у тебя были мероприятия?
- Первое, что вспоминается – это оркестр Поля Мориа. Это был безумно сложный концерт. Дело было даже не в количестве музыкантов, а в технических деталях. Ребятам нужна была сцена определенного размера, которой даже в Драмтеатре нет. У них какие-то запредельные для России требования. Пришлось на это пойти. Мы проводили концерт в «Сити Парке», хотя изначально должны были проводить в ККЗ «Россия», но ее как раз в это время закрыли. В «Сити Парке» пришлось достраивать сцену, строить кучу разных подиумов. Потом была проблема с музыкальными инструментами, которые нужно было искать в городе, а их в результате не оказалось. Пришлось везти их из Москвы, брать в аренду, а это безумные деньги, все безумно дорого и сложно. В итоге они приехали, выступили и люди были довольны.
- Ты сейчас для себя уже можешь заранее определять, что мероприятие будет провальное и за него браться не стоит?
- Конечно. В первую очередь я смотрю на количество концертов артиста в стране. Если концертов много и если они регулярно проходят. То есть это не когда артиста берут на тур, но он еще не прошел и никто еще не знает как он пройдет. Концертов вроде бы еще и много, но может быть они пройдут плохо или отменятся. Я смотрю, чтобы концерты были за какой-то длительный период. Конкретный пример – та же Сурганова. Если посмотреть на ее сайте, то у нее огромное количество концертов. Каждый год в одних и тех же городах они в принципе повторяются. И это уже о чем-то говорит. Значит она интересна и люди ее берут. Что касается театральных артистов, то тут уже действует мой опыт и интуиция.
- Хит-парады и таблоиды при выборе артиста ты не учитываешь?
- Такого рейтинга нет. Я все-таки сейчас работаю, как я люблю это называть, с околоклассической темой. Плюс у меня есть группы, с которыми я часто работаю: Сурганова, «Пикник» и еще несколько с которыми можно работать. Некоторые, при работе с музыкой, смотрят на продажи дисков. Но диски сейчас не продаются и это стало тяжело. Хотя несколько лет назад такая схема работала. Но это опять же специфическая схема: сегодня она работает, завтра – нет. Но как фактор собираемости артистов она есть.
- «Запад-концерт» также мероприятия по области устраивает. Там удается окупать концерты?
- Не сказал бы, чтобы по области мы активно работаем. Был такой опыт. На самом деле, в области, когда мы еще только начинали работать, было интересно попробовать что-то делать. Но пообщавшись с людьми и поездив по региону, стало понятно, что это бесперспективно и бесполезно. Сейчас в городе есть одни ребята, которые, в принципе, давно в область тянулись. Сейчас они туда поехали и у них, вроде, с некоторыми городами удается. Естественно, сразу возникает желание попробовать самому. Там, в первую очередь, отличаются финансовые возможности людей. У публики просто недостаточное количество денежных средств, чтобы пойти и купить тот билет, за ту цену за которую можно привезти интересного артиста.
- Вы еще по Прибалтике работаете. Тот же «Пикник» вы возили туда в тур. Отечественные артисты интересны той публике?
- Очень востребованы. Это происходит за счет огромного количества русского населения. 60% в Риге – это русскоговорящее население.
- «Запад-концерт» туда практически тех же артистов везет или делается какая-то ставка на специфику аудитории?
- Практически все то же самое… Но это, опять же, такая тонкая тема. Там очень много и концертов, и спектаклей, и всяких мероприятий. Поэтому очень важно взять не просто какого-то артиста, который хорошо проходит в России и там его концерт провести. Важно провести его на нужной площадке, в нужное время, сделать нужную рекламную кампанию или сделав рекламные ходы. Очень много нюансов. Допустим, мы проводили «Пикник» там. А «Пикник» собирает хорошо именно залы, а не клубы за счет того, что приходит взрослая аудитория, которая в клуб, может быть, идти боится, стесняется или считает, что это не ее место. Люди стали больше ходить на «Пикник», потому что группа переехала в залы. То же самое происходило с Сургановой, которая еще раньше переехала в залы. Она, в принципе, с залов то и начинала. И годами, годами она копила свою аудиторию и теперь зрители ходят и собирают, практически, полные залы. Но в Прибалтике концерты «Пикника» и Сургановой проводились в клубах. Спрос на них был хороший, но все равно недостаточный для того, чтобы был аншлаг или просто хороший сбор. Потому что это клуб.
- На прибалтийский рынок местные промоутеры идут из-за того, что калининградская аудитория сильно ограничена по количеству?
- Конечно. Всегда хочется развиваться. Чем больше мероприятий – тем больше их хочется проводить. Это такой азарт, бешеный на самом деле. И тут очень важно вовремя остановиться. Можно дойти до безумия и погореть настолько сильно, что не подняться. Поэтому, в этом деле нужно прежде всего иметь холодный расчет в этом деле. Горячее сердце надо притушить. Прибалтика интересна тем, что она рядом. Я не сильно вдаюсь в российский рынок, но я смотрю, что там многие организаторы, которые сильны в том или ином городе пытаются развиваться. Они идут в соседние города. В Сибири такое происходит. На Дальнем Востоке. Один и тот же человек, к примеру, делает весь Дальний Восток, 5-6 городов. Это удобно с одной стороны. Но самому это тяжело делать. Это все-таки бизнес, как я его называю, ювелирный. Бизнес личности организатора. Если ты просто, типа, хозяин, если ты просто вкладываешь деньги, а кто-то за тебя в другом городе работает, то это, чаще всего, ведет к полному фиаско. В этой работе, все-таки нужно разбираться, быть профессионалом. Только ты сможешь что-нибудь сделать, это 100%.
- Для калининградских промоутеров возможен выход на общероссийский рынок или конкуренция не позволяет?
- Да, без проблем. В любом бизнесе есть конкуренция. Калининградскую мебель же экспортируют и за границу, и в другие города России. Проблем то нет, а там же тоже есть свое мебельное производство. Дело в качестве прежде всего и в подходе. Я такую возможность рассматривал, но это прежде всего индивидуальная, ювелирная работа. Я здесь этим занимаюсь и все сам проверяю и смотрю. Мне гораздо проще зачастую все сделать самому чем кому-то доверять и платить деньги. Деньги мне платить не жалко, дело не в этом, но зачастую люди делают хуже, чем это делаю я. Они это делают, чтобы просто по-быстрому заработать, а я это делаю от души, потому что мне это интересно. Вот и все. Отношение с артистами – это же тоже очень ценная вещь. С какими-то людьми артист любит работать, а с какими-то отказывается, хотя все делают, в принципе, одинаково. Просто у некоторых людей есть понимание как это делать правильнее. Как надо правильно общаться, как себя позиционировать. И исходя из этого и выстраивается отношение. Это же все-таки личностный бизнес. Меня артисты знают и со мной они будут работать. Я им позвоню и они поедут со мной куда угодно. Хотя они и не знают как я их в другом городе приму и организую. Но они знаю, что Кирилл – хороший парень, хорошо проводит нам в Калининграде концерты и все классно. Поэтому они и соглашаются. Некоторое время мы пытались работать в Сочи и на Черноморском побережье, но это было интересно только с точки зрения отдохнуть. И все. Особых успехов там никто не добился. Но там еще важен еще и артист. Там нужен хороший артист, который на 100% аншлаговый. А так, смысла там работать никакого нет, только отдохнуть. Калининград все-таки оторван. Организатор из Челябинска может делать Тюмень, Екатеринбург и соседние какие-то города. Ему проще: он садится на машину и едет. Они просто недалеко друг от друга. А из Калининграда куда? Только Прибалтика и все.
- Ты чаще работаешь с западными или отечественными артистами?
- Конечно с российскими. С иностранными артистами был единичный опыт работы. Я бы не стал вообще делить деятельность на иностранных артистов и отечественных. Дело в востребованности.
- Говорят, что сейчас по уровню гонораров отечественные артисты с западными сравнялись.
- Они не входят вровень с Мадонной или Леди Гагой. Это же бред, конечно нет. Естественно есть артисты разной категории, как за границей: класс «А», класс «В», класс «С». Они сами себе это градирование придумали, уж не знаю на чем это основано. На уровне гонорара или на сборах, я в это не вдавался. Но с такими артистами Калининград не работает и я думаю, что ближайшие несколько лет или десятков лет работать не будет. О них даже говорить бессмысленно. В городе живет 400 тысяч с лишним и это очень мало. Раньше считалось, что на мероприятия ходит потенциально 1% жителей. То есть, грубо говоря, 4 200 человек потенциально тут могут прийти. И то из них, соответственно, какая-то часть ходит, а какая-то ходит изредка. Поэтому невозможно говорить о каких-то серьезных мероприятиях.
- Ваша компания занимается еще проведением корпоративов.
- Этот сегмент бизнеса, практически, не работает. Не потому что нет заказов, они всегда были… Конечно, сейчас артистов мало кто возит на корпоративы. Это 100%. Наверно, люди поняли, что это бессмысленная трата денег, ни к чему не ведущая. Это отдельная ниша и отдельное занятие. Это искусство отношений с людьми. Город маленький, люди, которые могут что-то заказать, в принципе, все известны. Поэтому есть очень много людей, которые не хотят заниматься таким бизнесом как я. Не хотят продавать билеты на концерты, спектакли и рисковать при этом. Они хотят просто взять корпоратив, взять себе денег и сразу заработать ничем не рискуя. Поэтому они начинают лезть к этим бизнесменам и предлагать свою дружбу и общение. Я не такой человек. Я ни к кому не лезу и не предлагаю. Мне это чуждо. Если кто-то, конечно, иногда звонит… Но сейчас это редко происходит, раньше бывало такое часто. Но раньше и корпоративов было в городе больше. Может быть, просто время другое было, дело, может быть, даже не в деньгах… Раньше еще было много государственных заказов и много этих тендеров выигрывалось. Были тендеры, аукционы, котировки, и мы ими профессионально занимались. Мы делали много праздников. И День учителя и новогодний бал губернатора, еще при Боосе делали. День ВМФ один раз делали. На День города привозили артистов. Еще был ряд каких-то мероприятий. Сейчас это все еще есть, но уже немного по-другому построено. Допустим, при правительстве сейчас есть компания, которая сама осваивает деньги и никаких конкурсов не проводит. То же самое по Дню города. Есть определенные люди, всем известные, которые делают этот праздник. Я даже не хочу ни с кем бороться, потому я не вижу смысла тратить силы, нервы и время. Мне этого не надо.
- Каких артистов, как правило, на корпоративы заказывают?
- Лет 5 назад говорили, что самый популярный артист – это Жанна Фриске, Дима Билан, «ВИА Гра» и так далее. Я бы не сказал, что они сюда приезжали и их кто-то брал. Они были дороже чем все остальные и поэтому считалось, что они самые крутые и востребованные. Очень хороший сегмент корпоративного рынка занимают всякие праздники типа дней городов. Там очень много недорогих артистов работают. Зачастую артисты даже всеми забытые и совершенно неактуальные и никому ненужные ставят невысокий гонорар и их чаще всего берут. Сейчас, наверно, хорошо зарабатывают и больше выступают те артисты, у которых маленькие гонорары. А те, кто заряжают большой гонорар и сидят, и ждут, когда же их закажут, чаще всего оказываются в пролете.
- Большинство промоутерских компаний рано или поздно выходят на какие-то свои фестивали, сборные солянки. У «Запад-концерт» таких проектов не было?
- Это всегда было интересно. Чем больше работаешь, взрослеешь, то понимаешь, что надо же что-то после себя оставить. Что интересное, что-то свое, чтобы был какой-то или фестиваль или какой-то проект. К сожалению, все эти потуги не реализовывались. Все останавливалось на грани просчета. Это, чаще всего, было абсолютно невыгодно и нерентабельно, без каких-то спонсорских вливания такое зачастую неосуществимо. Хотя, конечно, можно было бы рискнуть. Есть несколько проектов голове и на бумаге, которые могли бы реализоваться, но пока не знаю… Мы даже хотели что-то большое проводить в прошлом или этом году, но как-то это все пока забылось. Ну и, наверно, слава богу. Раз так случилось – значит так и надо. Сейчас коллеги проводят в СК «Янтарный» «Дискотеку 90-х». Как проект – это интересно. Очень многие из российских городов сейчас проводят такие мероприятия. Но лично я такой проект никогда бы не стал проводить. Я бы подумал, что он рискованный. Но я рад, что они рискуют и пытаются что-то необычное, новой формации для Калининграда проводить. Я помню, был период, когда не было массовых концертов. Это было начало двухтысячных. А потом открыли «Сити Парк». И один из организаторов, при том это была такая взрослая, давно уже работавшая тетушка, никогда бы не подумал, про нее, что она могла бы новые форматы в городе ввести просто взяла и провела концерт «Руки Вверх», когда их уже все забыли. А концерт прекрасно собрал «Сити Парк». И все так удивлялись: «Как это так?!». Все забыли, что такой формат стоячих концертов и таких попсовых артистов вообще существует. Но сработало. Так что, конечно, надо что-то интересное проводить и думать какие-то новые форматы. На самом деле бизнес заключается же не в том, что ты деньги тупо зарабатываешь. Надо же и что-то интересное придумывать, креативить. Наверно, что-то такое все-таки хочется.
Текст: Алексей Щеголев
- Как начиналась бизнес-история компании «Запад-концерт»?
- Компании скоро будет уже 10 лет. Мы ее с моим партнером образовали в 2003 году. У меня все начиналось с работы на радио, где я проработал 12 лет. Я на разных радиостанциях начинал, но по большому счету серьезно работать я начал на радиостанции «Балтийская волна», которой уже нет. Это было интересное, «золотое» время, скажем так… Мне тогда уже было интересно делать всякие программы с артистами, я со многими из них познакомился. Очень много мы с ними радийных проектов сделали. Но мне всегда было интересно делать не только радийные проекты, но и концертные. Я с детства на концерты любил ходить, я даже коллекционировал билеты с тех концертов, на которые мы с родителями ходили. Где-то они и сейчас валяются… Первым нашим концертом был концерт панк-группы «Наив» в 2003 году, мы даже спонсора на него нашли, и он, в принципе, достаточно успешно прошел. Ну и как-то пошло-поехало. Потом была группа «Гражданская оборона». И после этого мы как-то резко перескочили на «Фабрику звезд-4». Это был очень успешный концерт и после него пошла волна массовых серьезных концертов. Сейчас мне без разницы каких артистов возить: какого направления, какого жанра, какой статусности или «звездности». Главное, чтобы это было интересно зрителю и окупаемо.
- Насколько твои личные вкусы совпадают с тем перечнем групп и артистов, которых ты привозишь?
- Они никак не связаны. Я занимаюсь все-таки больше бизнесом. Я получаю удовольствие, по большему счету, не от зарабатывания денег. Не от того какого уровня артиста я привез (практически всегда так бывает, что чем круче артист – тем геморойней с ним работать, тем больше тратится на такое нервов). Мне просто нравится организовывать мероприятия, без разницы какие. Я получаю удовольствие просто от того, что мероприятие прошло. А если оно прошло еще и с коммерческим успехом, то это вдвойне прекрасно.
- «Запад-концерт» на калининградском промоутерском рынке какое место занимает?
- Я не считаю места, рейтинги такие никто не составлял. Но, наверно, если считать количество мероприятий, то у нас их достаточно много и, наверно, можно сказать, что мы действительно на первом месте. В среднем в сезон у нас получается 10-12 мероприятий. На самом деле: нет смысла гоняться за количеством. Главное, чтобы качество было. Можно заявить кучу проектов, а потом половину из них отменить или перенести. Как многие любят делать. Я так не хочу и не люблю, хотя, конечно, иногда бывает, но очень редко. Я гонюсь за тем, чтобы все мероприятия состоялись.
- «Запад-концерт» работает с таким специфическим контентом как спектакли. Остальные предпочитают с такими мероприятиями не работать из-за дороговизны организации?
- Я, кстати, не скажу, что этот контент мало представлен. В городе очень много прокатчиков и организаторов, которые работают намного дольше «Запад-концерт», но у их компаний нет названий. Они просто работают и никогда не заморачивались над тем, чтобы придумать себе название или логотип, придумать себе слоган или сайт открыть. У этих людей абсолютно нет такого желания. Поэтому люди, которые пытаются разбираться в этом бизнесе, их просто не учитывают. Они просто не знают их названия. Но на самом деле есть несколько людей и организаций, которые занимаются спектаклями и занимаются этим долго. Можно сказать, что мы действительно ориентируемся прежде всего на спектакли. Это наиболее часто происходящее у нас мероприятие. Просто ниша наших спектаклей – немного иная. Мы стараемся границу этих спектаклей выбирать между совсем дешевыми, с плохим качеством, низкой ценой и мало кому нужными актерами и дорогими. Что-то такое нечто среднее и таких спектаклей очень мало в стране. Я не сказал бы, что привезти спектакль дороже чем группу. Чаще всего – это оказывается и дешевле. Смотря какой спектакль…Здесь же играет роль и техническая сторона. Те же декорации. Многие организаторы не любят заморачиваться: везти эти декорации или строить их здесь по эскизам, подбирать реквизит. Это сложно и кому-то такое не нравится. У меня, в принципе, этот процесс налажен, поэтому мне это нравится. Что касается чисто моральных сторон вопроса, то спектакли гораздо приятней привозить.
- С коммерческой точки зрения спектакли окупаются?
- Смотря какие, в целом – да. Главное в этом бизнесе: опыт, отношения и какой-то свой нюх. С каждым годом ситуация в стране меняется и спрос зрителей тоже. Актеры меняются по популярности. Надо постоянно за всем следить. Тут дело даже не в спектакле, а в том спектакль с каким актером ты привезешь. Даже многие московские продюсеры, которые ставят спектакли, когда с ними разговариваешь, говорят «Ой, у нас такой классный спектакль! Такая классная пьеса, такой популярный автор…». Я спрашиваю: «А кто у вас там играет?». Они отвечают, и я понимаю, что эти актеры зрителя никогда не соберут. К сожалению, в регионах люди не разбираются в пьесах и авторах. Людям нужны лица. Потом многие зрители, которые приходят на лица удивляются, понимая, что спектакль то на самом деле дерьмо-дерьмом. Часто такое случаются, но я то здесь не виноват. Хотят люди Гузееву (Лариса Гузеева – актриса театра и кино, ведущая телешоу «Давай поженимся» прим.ред.) - они ее и получают. Гузеева собирает аншлаг, но спектакль полная ерунда. Зрители плюются и говорят: «Кого вы нам привезли?!». Но вы же хотели Гузееву! Они сами не знали, что хотели. Они думали, что они сейчас программу «Давай поженимся» будут на сцене смотреть. Недавно был спектакль с Федором Добронравовым. Безумно популярный актер, который сейчас везде снимается и его люди очень любят. Спектакль, конечно, аншлаговый, все замечательно. Но он внезапно оказался сложным, потому что пьеса не такая веселая как люди себе представляли. Пьеса оказалась классическая, иностранного автора, с глубоким смыслом: о жизни, о любви. И поэтому многие скисли, выходили и говори: «Ну что это за ерунда?». Но это не ерунда! Это хорошая пьеса, хорошая постановка, но просто люди ожидали немножко другого. Исходя из этого, я в очередной раз сделал вывод, что люди в первую очередь идут все-таки на актера.
- Из-за того, что вы в основном со спектаклями работаете, то главной площадкой «Запад-концерт» стал Дом искусств?
- Нет, Дом искусств – это не основная наша площадка. Основная площадка – Драмтеатр. Это сознательно произошло. Все-таки это самая статусная площадка, самая красивая. Но, конечно, и самая дорогая…Но она и привлекает людей, потому что я ориентируюсь на более обеспеченного зрителя. Как-то так исторически сложилось, что зритель к нам ходит один и тот же. Это в основном зритель, у которого есть деньги, чтобы ходить на спектакли и покупать билеты. У меня нет зрителя, который покупает самые дешевые билеты. В основном люди хотят на самые хорошие места. Как-то так наработалось. Очень многие зрители меня знают, подходят с разного рода хозяйственными просьбами. В Драмтеатре разные мероприятия проходят и не только коммерческие. На местные спектакли тоже безумное количество людей сейчас ходит. Слава богу, что Драмтеатр сейчас поднимается. Меня технически там все устраивает. Главное, чтобы это еще устраивало продюсеров и тех людей, которые спектакль технически ставят. Это шикарная площадка и подходит она по всем параметрам. Плюс ко всему – там хорошая техническая база. Декорационная база, которую мы тоже периодически используем. Далеко не все спектакли едут со своими декорациями из Москвы. Смысла в этом нет, если можно их подобрать здесь. Иногда они даже лучше будут.
- Учитывая ту аудиторию, на которую ты нацелен, «Запад-концерт» не работает с калининградскими клубами?
- Я просто действительно научился работать с такими проектами и другие - мне пока неинтересны. Был опыт работы в клубе. В 2009 году, в «Корвете» мы пытались провести концерт DJ Smash и очень круто провалились. У нас там была необычная, интересная программа: не просто выступление, а целое шоу. Там еще несколько московских артистов было, куча фишек и декорационных решений. Все 300 человек, которые пришли, говорили: «Ох, как круто!». Всем понравилось. Но было 300 человек, а это смешно. Серьезный был влет. С тех поря я понял, что это совершенно не моя тема, по крайней мере пока… Может быть, через какое-то время я и приду к тому, что мне такое интересно. Что можно такое проводить и зарабатывать на этом. Но пока что – это не моя тема.
- Ты, практически, из года в год делаешь концерты Светланы Сургановой или группы «Пикник». Они действительно так стабильно собирают зал? Это происходит за счет того, что калининградская аудитория достаточно консервативна?
- Достаточно удачно. Я сам этому удивляюсь. Отчасти, это может быть и за счет консервативности происходит. Но это не только в Калининграде происходит… Мне многие звонят предлагают необычные, танцевальные, иностранные проекты. Говорят, что всем надоел Стас Михайлов, всем надоел Киркоров и народ сейчас ходит на новое. Возможно они, конечно, нового и хотят, но в целом – это очень рискованно и сложно. Мне проще возить проверенное. Это естественно. В любом бизнесе – это нормально. Я тут ехал в машине и вспоминал: а вот как я рискнул и взял того-то артиста? Ну вот как-то так бывает…Что-то складывается и ты решаешься взяться за работу с каким-то проектом, который абсолютно непроверенный. В принципе, это очень рискованно. Не знаю почему так бывает, но ты соглашаешься. И получается. Наверно, это опыт.
- Какие самые сложные по организации у тебя были мероприятия?
- Первое, что вспоминается – это оркестр Поля Мориа. Это был безумно сложный концерт. Дело было даже не в количестве музыкантов, а в технических деталях. Ребятам нужна была сцена определенного размера, которой даже в Драмтеатре нет. У них какие-то запредельные для России требования. Пришлось на это пойти. Мы проводили концерт в «Сити Парке», хотя изначально должны были проводить в ККЗ «Россия», но ее как раз в это время закрыли. В «Сити Парке» пришлось достраивать сцену, строить кучу разных подиумов. Потом была проблема с музыкальными инструментами, которые нужно было искать в городе, а их в результате не оказалось. Пришлось везти их из Москвы, брать в аренду, а это безумные деньги, все безумно дорого и сложно. В итоге они приехали, выступили и люди были довольны.
- Ты сейчас для себя уже можешь заранее определять, что мероприятие будет провальное и за него браться не стоит?
- Конечно. В первую очередь я смотрю на количество концертов артиста в стране. Если концертов много и если они регулярно проходят. То есть это не когда артиста берут на тур, но он еще не прошел и никто еще не знает как он пройдет. Концертов вроде бы еще и много, но может быть они пройдут плохо или отменятся. Я смотрю, чтобы концерты были за какой-то длительный период. Конкретный пример – та же Сурганова. Если посмотреть на ее сайте, то у нее огромное количество концертов. Каждый год в одних и тех же городах они в принципе повторяются. И это уже о чем-то говорит. Значит она интересна и люди ее берут. Что касается театральных артистов, то тут уже действует мой опыт и интуиция.
- Хит-парады и таблоиды при выборе артиста ты не учитываешь?
- Такого рейтинга нет. Я все-таки сейчас работаю, как я люблю это называть, с околоклассической темой. Плюс у меня есть группы, с которыми я часто работаю: Сурганова, «Пикник» и еще несколько с которыми можно работать. Некоторые, при работе с музыкой, смотрят на продажи дисков. Но диски сейчас не продаются и это стало тяжело. Хотя несколько лет назад такая схема работала. Но это опять же специфическая схема: сегодня она работает, завтра – нет. Но как фактор собираемости артистов она есть.
- «Запад-концерт» также мероприятия по области устраивает. Там удается окупать концерты?
- Не сказал бы, чтобы по области мы активно работаем. Был такой опыт. На самом деле, в области, когда мы еще только начинали работать, было интересно попробовать что-то делать. Но пообщавшись с людьми и поездив по региону, стало понятно, что это бесперспективно и бесполезно. Сейчас в городе есть одни ребята, которые, в принципе, давно в область тянулись. Сейчас они туда поехали и у них, вроде, с некоторыми городами удается. Естественно, сразу возникает желание попробовать самому. Там, в первую очередь, отличаются финансовые возможности людей. У публики просто недостаточное количество денежных средств, чтобы пойти и купить тот билет, за ту цену за которую можно привезти интересного артиста.
- Вы еще по Прибалтике работаете. Тот же «Пикник» вы возили туда в тур. Отечественные артисты интересны той публике?
- Очень востребованы. Это происходит за счет огромного количества русского населения. 60% в Риге – это русскоговорящее население.
- «Запад-концерт» туда практически тех же артистов везет или делается какая-то ставка на специфику аудитории?
- Практически все то же самое… Но это, опять же, такая тонкая тема. Там очень много и концертов, и спектаклей, и всяких мероприятий. Поэтому очень важно взять не просто какого-то артиста, который хорошо проходит в России и там его концерт провести. Важно провести его на нужной площадке, в нужное время, сделать нужную рекламную кампанию или сделав рекламные ходы. Очень много нюансов. Допустим, мы проводили «Пикник» там. А «Пикник» собирает хорошо именно залы, а не клубы за счет того, что приходит взрослая аудитория, которая в клуб, может быть, идти боится, стесняется или считает, что это не ее место. Люди стали больше ходить на «Пикник», потому что группа переехала в залы. То же самое происходило с Сургановой, которая еще раньше переехала в залы. Она, в принципе, с залов то и начинала. И годами, годами она копила свою аудиторию и теперь зрители ходят и собирают, практически, полные залы. Но в Прибалтике концерты «Пикника» и Сургановой проводились в клубах. Спрос на них был хороший, но все равно недостаточный для того, чтобы был аншлаг или просто хороший сбор. Потому что это клуб.
- На прибалтийский рынок местные промоутеры идут из-за того, что калининградская аудитория сильно ограничена по количеству?
- Конечно. Всегда хочется развиваться. Чем больше мероприятий – тем больше их хочется проводить. Это такой азарт, бешеный на самом деле. И тут очень важно вовремя остановиться. Можно дойти до безумия и погореть настолько сильно, что не подняться. Поэтому, в этом деле нужно прежде всего иметь холодный расчет в этом деле. Горячее сердце надо притушить. Прибалтика интересна тем, что она рядом. Я не сильно вдаюсь в российский рынок, но я смотрю, что там многие организаторы, которые сильны в том или ином городе пытаются развиваться. Они идут в соседние города. В Сибири такое происходит. На Дальнем Востоке. Один и тот же человек, к примеру, делает весь Дальний Восток, 5-6 городов. Это удобно с одной стороны. Но самому это тяжело делать. Это все-таки бизнес, как я его называю, ювелирный. Бизнес личности организатора. Если ты просто, типа, хозяин, если ты просто вкладываешь деньги, а кто-то за тебя в другом городе работает, то это, чаще всего, ведет к полному фиаско. В этой работе, все-таки нужно разбираться, быть профессионалом. Только ты сможешь что-нибудь сделать, это 100%.
- Для калининградских промоутеров возможен выход на общероссийский рынок или конкуренция не позволяет?
- Да, без проблем. В любом бизнесе есть конкуренция. Калининградскую мебель же экспортируют и за границу, и в другие города России. Проблем то нет, а там же тоже есть свое мебельное производство. Дело в качестве прежде всего и в подходе. Я такую возможность рассматривал, но это прежде всего индивидуальная, ювелирная работа. Я здесь этим занимаюсь и все сам проверяю и смотрю. Мне гораздо проще зачастую все сделать самому чем кому-то доверять и платить деньги. Деньги мне платить не жалко, дело не в этом, но зачастую люди делают хуже, чем это делаю я. Они это делают, чтобы просто по-быстрому заработать, а я это делаю от души, потому что мне это интересно. Вот и все. Отношение с артистами – это же тоже очень ценная вещь. С какими-то людьми артист любит работать, а с какими-то отказывается, хотя все делают, в принципе, одинаково. Просто у некоторых людей есть понимание как это делать правильнее. Как надо правильно общаться, как себя позиционировать. И исходя из этого и выстраивается отношение. Это же все-таки личностный бизнес. Меня артисты знают и со мной они будут работать. Я им позвоню и они поедут со мной куда угодно. Хотя они и не знают как я их в другом городе приму и организую. Но они знаю, что Кирилл – хороший парень, хорошо проводит нам в Калининграде концерты и все классно. Поэтому они и соглашаются. Некоторое время мы пытались работать в Сочи и на Черноморском побережье, но это было интересно только с точки зрения отдохнуть. И все. Особых успехов там никто не добился. Но там еще важен еще и артист. Там нужен хороший артист, который на 100% аншлаговый. А так, смысла там работать никакого нет, только отдохнуть. Калининград все-таки оторван. Организатор из Челябинска может делать Тюмень, Екатеринбург и соседние какие-то города. Ему проще: он садится на машину и едет. Они просто недалеко друг от друга. А из Калининграда куда? Только Прибалтика и все.
- Ты чаще работаешь с западными или отечественными артистами?
- Конечно с российскими. С иностранными артистами был единичный опыт работы. Я бы не стал вообще делить деятельность на иностранных артистов и отечественных. Дело в востребованности.
- Говорят, что сейчас по уровню гонораров отечественные артисты с западными сравнялись.
- Они не входят вровень с Мадонной или Леди Гагой. Это же бред, конечно нет. Естественно есть артисты разной категории, как за границей: класс «А», класс «В», класс «С». Они сами себе это градирование придумали, уж не знаю на чем это основано. На уровне гонорара или на сборах, я в это не вдавался. Но с такими артистами Калининград не работает и я думаю, что ближайшие несколько лет или десятков лет работать не будет. О них даже говорить бессмысленно. В городе живет 400 тысяч с лишним и это очень мало. Раньше считалось, что на мероприятия ходит потенциально 1% жителей. То есть, грубо говоря, 4 200 человек потенциально тут могут прийти. И то из них, соответственно, какая-то часть ходит, а какая-то ходит изредка. Поэтому невозможно говорить о каких-то серьезных мероприятиях.
- Ваша компания занимается еще проведением корпоративов.
- Этот сегмент бизнеса, практически, не работает. Не потому что нет заказов, они всегда были… Конечно, сейчас артистов мало кто возит на корпоративы. Это 100%. Наверно, люди поняли, что это бессмысленная трата денег, ни к чему не ведущая. Это отдельная ниша и отдельное занятие. Это искусство отношений с людьми. Город маленький, люди, которые могут что-то заказать, в принципе, все известны. Поэтому есть очень много людей, которые не хотят заниматься таким бизнесом как я. Не хотят продавать билеты на концерты, спектакли и рисковать при этом. Они хотят просто взять корпоратив, взять себе денег и сразу заработать ничем не рискуя. Поэтому они начинают лезть к этим бизнесменам и предлагать свою дружбу и общение. Я не такой человек. Я ни к кому не лезу и не предлагаю. Мне это чуждо. Если кто-то, конечно, иногда звонит… Но сейчас это редко происходит, раньше бывало такое часто. Но раньше и корпоративов было в городе больше. Может быть, просто время другое было, дело, может быть, даже не в деньгах… Раньше еще было много государственных заказов и много этих тендеров выигрывалось. Были тендеры, аукционы, котировки, и мы ими профессионально занимались. Мы делали много праздников. И День учителя и новогодний бал губернатора, еще при Боосе делали. День ВМФ один раз делали. На День города привозили артистов. Еще был ряд каких-то мероприятий. Сейчас это все еще есть, но уже немного по-другому построено. Допустим, при правительстве сейчас есть компания, которая сама осваивает деньги и никаких конкурсов не проводит. То же самое по Дню города. Есть определенные люди, всем известные, которые делают этот праздник. Я даже не хочу ни с кем бороться, потому я не вижу смысла тратить силы, нервы и время. Мне этого не надо.
- Каких артистов, как правило, на корпоративы заказывают?
- Лет 5 назад говорили, что самый популярный артист – это Жанна Фриске, Дима Билан, «ВИА Гра» и так далее. Я бы не сказал, что они сюда приезжали и их кто-то брал. Они были дороже чем все остальные и поэтому считалось, что они самые крутые и востребованные. Очень хороший сегмент корпоративного рынка занимают всякие праздники типа дней городов. Там очень много недорогих артистов работают. Зачастую артисты даже всеми забытые и совершенно неактуальные и никому ненужные ставят невысокий гонорар и их чаще всего берут. Сейчас, наверно, хорошо зарабатывают и больше выступают те артисты, у которых маленькие гонорары. А те, кто заряжают большой гонорар и сидят, и ждут, когда же их закажут, чаще всего оказываются в пролете.
- Большинство промоутерских компаний рано или поздно выходят на какие-то свои фестивали, сборные солянки. У «Запад-концерт» таких проектов не было?
- Это всегда было интересно. Чем больше работаешь, взрослеешь, то понимаешь, что надо же что-то после себя оставить. Что интересное, что-то свое, чтобы был какой-то или фестиваль или какой-то проект. К сожалению, все эти потуги не реализовывались. Все останавливалось на грани просчета. Это, чаще всего, было абсолютно невыгодно и нерентабельно, без каких-то спонсорских вливания такое зачастую неосуществимо. Хотя, конечно, можно было бы рискнуть. Есть несколько проектов голове и на бумаге, которые могли бы реализоваться, но пока не знаю… Мы даже хотели что-то большое проводить в прошлом или этом году, но как-то это все пока забылось. Ну и, наверно, слава богу. Раз так случилось – значит так и надо. Сейчас коллеги проводят в СК «Янтарный» «Дискотеку 90-х». Как проект – это интересно. Очень многие из российских городов сейчас проводят такие мероприятия. Но лично я такой проект никогда бы не стал проводить. Я бы подумал, что он рискованный. Но я рад, что они рискуют и пытаются что-то необычное, новой формации для Калининграда проводить. Я помню, был период, когда не было массовых концертов. Это было начало двухтысячных. А потом открыли «Сити Парк». И один из организаторов, при том это была такая взрослая, давно уже работавшая тетушка, никогда бы не подумал, про нее, что она могла бы новые форматы в городе ввести просто взяла и провела концерт «Руки Вверх», когда их уже все забыли. А концерт прекрасно собрал «Сити Парк». И все так удивлялись: «Как это так?!». Все забыли, что такой формат стоячих концертов и таких попсовых артистов вообще существует. Но сработало. Так что, конечно, надо что-то интересное проводить и думать какие-то новые форматы. На самом деле бизнес заключается же не в том, что ты деньги тупо зарабатываешь. Надо же и что-то интересное придумывать, креативить. Наверно, что-то такое все-таки хочется.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях