Директор программ “Балтийских дебютов”: Мы не хотим подавить зрителя обилием проблемного кино
Леонид Демченко, директор программ кинофестиваля «балтийские дебюты»:
29 июля 2013
Леонид Демченко рассказал в интервью Афише RUGRAD.EU как “Балтийские дебюты” могут повлиять на режиссерскую судьбу своих победителей, какое место мероприятие занимает на фестивальной карте России, почему на “Балтийские дебюты” приглашается столько звезд отечественных ситкомов и почему на фестивале нельзя показать столько фильмов, сколько хотелось бы организаторам.
- «Балтийские дебюты» проходят уже на протяжении 10 лет. За это время фестиваль смог выполнить свою задачу, если перед ним, конечно, ставилась какая-то конкретная цель?
- Сначала задачи были скромные. Фестиваль родился в момент празднования двух юбилеев: области и города Калининграда. В первый год – была задача отметить этот юбилей. Было найдено хорошее место для фестиваля и звезды сошлись так, что он родился. Но потом мы поняли, что это была хорошая идея. Фестиваль стал развиваться, к нему стали добавляться новые программы. Был добавлен международный конкурс, появилось международное жюри, стали добавляться творческие вечера, стали делаться какие-то концерты… Безусловно, основной задачей, когда мы поняли, что фестиваль должен развиваться, было объединить молодых, талантливых режиссеров из стран вокруг Балтийского моря и посмотреть какое кино они снимают, какие проблемы их интересуют. Посмотреть насколько эти темы близки тому, что происходит в России. В общем, это некий форум, в котором главным является конкурс, чтобы все-таки был соревновательный момент. Это сделать удалось.
- Если говорить все-таки о практическом значении фестиваля, то «Балтийские дебюты» в силах повлиять на режиссерскую судьбу своего призера?
- Я просто уверен в этом. Фестиваль всегда создает дополнительный информационный повод к той или иной картине. По итогам фестиваля журналисты напишут какие фильмы были награждены, на них лишний раз обратят внимание прокатчики. Надо сказать, что даже те наши прокатчики (а их немного), которые специализируются на фестивальном, арт-хаусном кино, не всегда успевают все посмотреть. Конечно, они ездят по всем крупным фестивалям и фестивалям по меньше, но тем не менее, не всегда успевают. Приз нашего фестиваля будет дополнительным, стимулирующим моментом для дальнейшего проката фильма. К примеру фильм «Четыре минуты» Криса Крауса были показан в России и его взяли в прокат.
- Какие общие тенденции видны в творчестве у молодых режиссеров, которые участвуют в фестивале?
- В принципе, есть очень четкое разделение между теми, кто пытается сразу своим первым или вторым фильмом сделать такое крепкое кино, снятое по всем канонам и к которому не придерешься и теми режиссерами, которые стараются не просто рассказать какую-то историю, а предложить авторский взгляд на события может менее глобального масштаба, но которые их волнуют и рядом с ними происходят. Основными героями могут быть чуть ли не люди, живущие по соседству, их друзья…И на основе поведения этих людей строится история, которая иногда оказывается очень неожиданной, очень искренней, яркой.
- Молодые российские режиссеры снимают, как правило, достаточно жестокое и мрачное кино. Для участников «Балтийских дебютов» такие тенденции характерны?
- Если говорить в целом, не применительно к фестивалю, то кино, которое серьезно затрагивает то, что происходит в нашей стране (и иногда эти фильмы очень жесткие бывают), безусловно, пользуется популярностью у фестивалей за рубежом…Это не по политическим мотивам происходит, а потому что фестивали всегда пытаются найти что-то менее развлекательное и более проблемное. Есть наверняка люди, которые выстраивают свою карьеру, исходя из этого. Но при всем этом, они затрагивают зачастую важные проблемы. Если брать «Балтийские дебюты», то трудно сказать: в конкурс из-за географического разнообразия попадают, как правило, 1-2 российские кинокартины, а программа «Российские премьеры» - больше зрительская. Мы не ставим своей задачей подавить зрителя обилием проблемного кино. Мы все-таки хотим, чтобы в курортном городе зритель мог найти для себя самые разные по жанру фильмы. Просто отдохнуть вечером, посмотреть какие-то комедии, если они есть, что в нашем кино – тоже редкость.
- Почему тренд проблемного кино настолько популярен среди молодых режиссеров? Вы намекнули, что некоторые просто пытаются таким образом карьеру строить…
- Я не знаю… Не хочу никого обвинять, не хочу говорить, что в этом есть какой-то конъюнктурный момент… Ну, так сложилось. Фестивали обращают на такое внимание, мы ничего с этим поделать не можем.
- Церемония открытия «Балтийских дебютов» проходит достаточно помпезно: приехавшие звезды, «красная дорожка»...Это делается для того, чтобы дополнительное внимание публики привлечь за счет этого пафоса?
- Это больше момент праздника. Тем более у нас фестиваль юбилейный и мы старались пригласить как можно больше известных и узнаваемых лиц: актеров, режиссеров. Это получилось. Понятно, что летом всегда это сделать трудно. В июле проходит огромное количество фестивалей, в том числе и дебютных. Они практически все по времени пересекаются. Плюс ко всему у актеров — работа, съемки, отпуска в конце концов... Это всегда сложная задача. То, что нам удалось в этом году — это серьезное достижение.
- Как раз если касаться всех этих приглашенных звезд, то большинство же из них в дальнейшей программе «Балтийских дебютов» потом никак не участвуют? Вы их приглашаете, чтобы за счет известных лиц дополнительное внимание к фестивалю привлекать?
- Почему не участвуют? Кто-то участвует в церемонии открытия. У нас есть выступления актеров по различным городам области, которые мы специально организуем. Как правило, практически каждый день организуются выездные концерты, потому что не все могут добраться до Светлогорска и посетить творческие вечера. Поэтому мы делаем выездные концерты, киноконцерты, музыкальные концерты. Это тоже традиционная часть программы и в городах достаточно много зрителей приходит на эти мероприятия. Так что все, так или иначе, задействованы. Они не приезжают, чтобы просто так пройтись по дорожке и на следующий день уехать.
- На пресс-конференции вы говорили, что «Балтийские дебюты» - это фестиваль проблемного кино, кино, которое не является сугубо развлекательным. Почему тогда столько было приглашенных актеров, которые играют в таких абсолютно развлекательных ситкомах?
- Актеры сейчас много снимаются, если им предлагают. Для зрителя они иногда становятся более известны, благодаря своей работе в телевизионных сериалах, нежели в большом кино. Тем не менее, некоторые из них стали известны и по своим киноработам. Понятно, что люди зачастую становятся узнаваемыми благодаря телевизору.
- «Балтийские дебюты» смогли обозначиться за эти 10 лет на карте российских кинофестивалей?
- Да. Это всегда последняя неделя июля. Все об этом знают. Мы стараемся дату не сдвигать. Понятно, что календарь у нас всегда немножко плавающий, мы залезали на август, но стараемся этого не делать. Насколько я знаю, на сегодняшний день, мы не пересекаемся ни с каким фестивалем. Если брать Одессу, то это Украина и фестиваль там идет неделей раньше. Фестиваль дебютного кино Voices в Вологде идет в первую неделю июля. Как вы видите, июль очень плотный месяц, но, тем не менее, на территории России мы ни с кем не пересекаемся. То ли в российской версии журнала Hollywood Reporter, то ли Variety был рейтинг российских фестивалей. Там было много критериев, и мы были на одном из первых мест. Далеко не в конце списка...
- Вам не кажется, что из-за того, что фестиваль в Светлогорске проходит в курортный сезон, «Балтийские дебюты» воспринимаются больше как какое-то досуговое мероприятие для отдыхающих, чем как самодостаточный кинофестиваль? В Калининграде наверно было бы такое событие логичней проводить.
- Мне кажется в Калининграде и так достаточно много проходит мероприятий (в том числе и киномероприятий). Светлогорск не так далеко от Калининграда. Тут есть и железнодорожное сообщение и новую трассу построили. Поэтому к нам очень многие зрители приезжают из Калининграда на весь день именно кино смотреть. Мне кажется это не мешает «Балтийским дебютам» позиционировать себя как фестиваль. С таким же успехом мы можем задаться вопросом: а почему Каннский фестиваль проходит в Каннах, а не в Париже? С другой стороны, во время Каннского фестиваля туда съезжается весь мир.
- Вы развитие фестиваля как видите?
- Каждый год мы сталкиваемся с проблемой, что не можем показать так много фильмов, как бы нам хотелось. Даже тот момент выбора, когда от каждой страны попадает по одной картине, оказывается мучительным. Потому что оказывается, что достойных фильмов, в той или иной балтийской стране, может быть больше одного. Поэтому нам приходится делать некий предварительный отбор, что лучше для кино, но может быть хуже для зрителя. Но это объективный фактор. Плюс к этому, каждый год мне задают вопросы: «А есть ли у вас программа короткометражных фильмов? А есть ли у вас программа документальных фильмов?». Очень многие дебютанты в этих жанрах тоже хотят участвовать. У нас бы опыт два года назад: мы показывали блок короткометражных фильмов и там тоже был своеобразный конкурс. Мы один вечер посвятили этому и программа пользовалась большим успехом. Мне кажется, что мы могли бы это продолжать. Документальной программы ни разу не было, но в принципе, в планах это есть. Если бы у нас появилась еще одна достойная площадка, в том смысле, чтобы мы могли параллельно показывать разные жанры, что-то еще помимо Центрального военного санатория. Но что бы это была не какая-то комнатка, а именно какой-то кинозал, которого, к сожалению, на сегодняшний день в Светлогорске нет. Даже тот же клуб Центрального военного санатория хорош, но мы все знаем его недостатки. Поэтому надо его улучшать, но это только одна площадка. Я слышал, что раньше тут был кинотеатр был на берегу в районе променада, который разобрали. Хотя могли бы его и восстановить... И к сожалению площадки для показа дополнительных программ у нас нет. А так, мы могли бы, конечно, развиваться. Но я думаю, что это возможность появиться, и мы расширим нашу программу.
Текст: Алексей Щеголев
- «Балтийские дебюты» проходят уже на протяжении 10 лет. За это время фестиваль смог выполнить свою задачу, если перед ним, конечно, ставилась какая-то конкретная цель?
- Сначала задачи были скромные. Фестиваль родился в момент празднования двух юбилеев: области и города Калининграда. В первый год – была задача отметить этот юбилей. Было найдено хорошее место для фестиваля и звезды сошлись так, что он родился. Но потом мы поняли, что это была хорошая идея. Фестиваль стал развиваться, к нему стали добавляться новые программы. Был добавлен международный конкурс, появилось международное жюри, стали добавляться творческие вечера, стали делаться какие-то концерты… Безусловно, основной задачей, когда мы поняли, что фестиваль должен развиваться, было объединить молодых, талантливых режиссеров из стран вокруг Балтийского моря и посмотреть какое кино они снимают, какие проблемы их интересуют. Посмотреть насколько эти темы близки тому, что происходит в России. В общем, это некий форум, в котором главным является конкурс, чтобы все-таки был соревновательный момент. Это сделать удалось.
- Если говорить все-таки о практическом значении фестиваля, то «Балтийские дебюты» в силах повлиять на режиссерскую судьбу своего призера?
- Я просто уверен в этом. Фестиваль всегда создает дополнительный информационный повод к той или иной картине. По итогам фестиваля журналисты напишут какие фильмы были награждены, на них лишний раз обратят внимание прокатчики. Надо сказать, что даже те наши прокатчики (а их немного), которые специализируются на фестивальном, арт-хаусном кино, не всегда успевают все посмотреть. Конечно, они ездят по всем крупным фестивалям и фестивалям по меньше, но тем не менее, не всегда успевают. Приз нашего фестиваля будет дополнительным, стимулирующим моментом для дальнейшего проката фильма. К примеру фильм «Четыре минуты» Криса Крауса были показан в России и его взяли в прокат.
- Какие общие тенденции видны в творчестве у молодых режиссеров, которые участвуют в фестивале?
- В принципе, есть очень четкое разделение между теми, кто пытается сразу своим первым или вторым фильмом сделать такое крепкое кино, снятое по всем канонам и к которому не придерешься и теми режиссерами, которые стараются не просто рассказать какую-то историю, а предложить авторский взгляд на события может менее глобального масштаба, но которые их волнуют и рядом с ними происходят. Основными героями могут быть чуть ли не люди, живущие по соседству, их друзья…И на основе поведения этих людей строится история, которая иногда оказывается очень неожиданной, очень искренней, яркой.
- Молодые российские режиссеры снимают, как правило, достаточно жестокое и мрачное кино. Для участников «Балтийских дебютов» такие тенденции характерны?
- Если говорить в целом, не применительно к фестивалю, то кино, которое серьезно затрагивает то, что происходит в нашей стране (и иногда эти фильмы очень жесткие бывают), безусловно, пользуется популярностью у фестивалей за рубежом…Это не по политическим мотивам происходит, а потому что фестивали всегда пытаются найти что-то менее развлекательное и более проблемное. Есть наверняка люди, которые выстраивают свою карьеру, исходя из этого. Но при всем этом, они затрагивают зачастую важные проблемы. Если брать «Балтийские дебюты», то трудно сказать: в конкурс из-за географического разнообразия попадают, как правило, 1-2 российские кинокартины, а программа «Российские премьеры» - больше зрительская. Мы не ставим своей задачей подавить зрителя обилием проблемного кино. Мы все-таки хотим, чтобы в курортном городе зритель мог найти для себя самые разные по жанру фильмы. Просто отдохнуть вечером, посмотреть какие-то комедии, если они есть, что в нашем кино – тоже редкость.
- Почему тренд проблемного кино настолько популярен среди молодых режиссеров? Вы намекнули, что некоторые просто пытаются таким образом карьеру строить…
- Я не знаю… Не хочу никого обвинять, не хочу говорить, что в этом есть какой-то конъюнктурный момент… Ну, так сложилось. Фестивали обращают на такое внимание, мы ничего с этим поделать не можем.
- Церемония открытия «Балтийских дебютов» проходит достаточно помпезно: приехавшие звезды, «красная дорожка»...Это делается для того, чтобы дополнительное внимание публики привлечь за счет этого пафоса?
- Это больше момент праздника. Тем более у нас фестиваль юбилейный и мы старались пригласить как можно больше известных и узнаваемых лиц: актеров, режиссеров. Это получилось. Понятно, что летом всегда это сделать трудно. В июле проходит огромное количество фестивалей, в том числе и дебютных. Они практически все по времени пересекаются. Плюс ко всему у актеров — работа, съемки, отпуска в конце концов... Это всегда сложная задача. То, что нам удалось в этом году — это серьезное достижение.
- Как раз если касаться всех этих приглашенных звезд, то большинство же из них в дальнейшей программе «Балтийских дебютов» потом никак не участвуют? Вы их приглашаете, чтобы за счет известных лиц дополнительное внимание к фестивалю привлекать?
- Почему не участвуют? Кто-то участвует в церемонии открытия. У нас есть выступления актеров по различным городам области, которые мы специально организуем. Как правило, практически каждый день организуются выездные концерты, потому что не все могут добраться до Светлогорска и посетить творческие вечера. Поэтому мы делаем выездные концерты, киноконцерты, музыкальные концерты. Это тоже традиционная часть программы и в городах достаточно много зрителей приходит на эти мероприятия. Так что все, так или иначе, задействованы. Они не приезжают, чтобы просто так пройтись по дорожке и на следующий день уехать.
- На пресс-конференции вы говорили, что «Балтийские дебюты» - это фестиваль проблемного кино, кино, которое не является сугубо развлекательным. Почему тогда столько было приглашенных актеров, которые играют в таких абсолютно развлекательных ситкомах?
- Актеры сейчас много снимаются, если им предлагают. Для зрителя они иногда становятся более известны, благодаря своей работе в телевизионных сериалах, нежели в большом кино. Тем не менее, некоторые из них стали известны и по своим киноработам. Понятно, что люди зачастую становятся узнаваемыми благодаря телевизору.
- «Балтийские дебюты» смогли обозначиться за эти 10 лет на карте российских кинофестивалей?
- Да. Это всегда последняя неделя июля. Все об этом знают. Мы стараемся дату не сдвигать. Понятно, что календарь у нас всегда немножко плавающий, мы залезали на август, но стараемся этого не делать. Насколько я знаю, на сегодняшний день, мы не пересекаемся ни с каким фестивалем. Если брать Одессу, то это Украина и фестиваль там идет неделей раньше. Фестиваль дебютного кино Voices в Вологде идет в первую неделю июля. Как вы видите, июль очень плотный месяц, но, тем не менее, на территории России мы ни с кем не пересекаемся. То ли в российской версии журнала Hollywood Reporter, то ли Variety был рейтинг российских фестивалей. Там было много критериев, и мы были на одном из первых мест. Далеко не в конце списка...
- Вам не кажется, что из-за того, что фестиваль в Светлогорске проходит в курортный сезон, «Балтийские дебюты» воспринимаются больше как какое-то досуговое мероприятие для отдыхающих, чем как самодостаточный кинофестиваль? В Калининграде наверно было бы такое событие логичней проводить.
- Мне кажется в Калининграде и так достаточно много проходит мероприятий (в том числе и киномероприятий). Светлогорск не так далеко от Калининграда. Тут есть и железнодорожное сообщение и новую трассу построили. Поэтому к нам очень многие зрители приезжают из Калининграда на весь день именно кино смотреть. Мне кажется это не мешает «Балтийским дебютам» позиционировать себя как фестиваль. С таким же успехом мы можем задаться вопросом: а почему Каннский фестиваль проходит в Каннах, а не в Париже? С другой стороны, во время Каннского фестиваля туда съезжается весь мир.
- Вы развитие фестиваля как видите?
- Каждый год мы сталкиваемся с проблемой, что не можем показать так много фильмов, как бы нам хотелось. Даже тот момент выбора, когда от каждой страны попадает по одной картине, оказывается мучительным. Потому что оказывается, что достойных фильмов, в той или иной балтийской стране, может быть больше одного. Поэтому нам приходится делать некий предварительный отбор, что лучше для кино, но может быть хуже для зрителя. Но это объективный фактор. Плюс к этому, каждый год мне задают вопросы: «А есть ли у вас программа короткометражных фильмов? А есть ли у вас программа документальных фильмов?». Очень многие дебютанты в этих жанрах тоже хотят участвовать. У нас бы опыт два года назад: мы показывали блок короткометражных фильмов и там тоже был своеобразный конкурс. Мы один вечер посвятили этому и программа пользовалась большим успехом. Мне кажется, что мы могли бы это продолжать. Документальной программы ни разу не было, но в принципе, в планах это есть. Если бы у нас появилась еще одна достойная площадка, в том смысле, чтобы мы могли параллельно показывать разные жанры, что-то еще помимо Центрального военного санатория. Но что бы это была не какая-то комнатка, а именно какой-то кинозал, которого, к сожалению, на сегодняшний день в Светлогорске нет. Даже тот же клуб Центрального военного санатория хорош, но мы все знаем его недостатки. Поэтому надо его улучшать, но это только одна площадка. Я слышал, что раньше тут был кинотеатр был на берегу в районе променада, который разобрали. Хотя могли бы его и восстановить... И к сожалению площадки для показа дополнительных программ у нас нет. А так, мы могли бы, конечно, развиваться. Но я думаю, что это возможность появиться, и мы расширим нашу программу.
Текст: Алексей Щеголев
Поделиться в соцсетях