Инфлюенсеры победы над Наполеоном в Калининградской области
Как становились легендарными события в XIX веке, когда их подробности нельзя было узнать и обсудить в социальных сетях? О них писали в газетах, по их мотивам создавали гравюры и живописные полотна, на их участников составляли едкие, но искусные карикатуры. Сюжеты попадали на фарфоровую посуду и проникали в интерьеры в виде скульптур и статуэток. Выставка «Освобождение», открывшаяся 4 июня в Советске, позволяет окунуться в мир вещей первой четверти XIX века и через них узнать больше об эпохальных событиях той поры: Наполеоновские войны, Тильзитский мир, Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии, избавившей Европу от французской зависимости.
«Освобождение» — это совместный проект Музея Тильзитского мира, Благотворительного фонда Андрея Горохова со товарищи, администрации Советского городского округа, Министерства по культуре и туризму Калининградской области и Калининградского регионального отделения Российского военно-исторического общества. Выставка посвящена 210-летию взятия Парижа и завершению Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов. Проект оказался настолько масштабным для небольшого и уютного Советска, что занял в нем сразу две экспозиционные площадки: предметы распределили в залах Музея Тильзитского мира и в туристско-информационном центре на ул. Ленина.
Ядро выставки составляют порядка 100 предметов из частной коллекции Андрея Горохова. Давно известно о его интересе к событиям 1807-1814 годов, об усилиях по увековечению памяти русских воинов-участников битвы при Прейсиш-Эйлау — современном Багратионовске, о глубокой убежденности в том, что уникальная история Калининградской области должна работать на развитие экономики. Однако Андрей Горохов, как коллекционер, сама его коллекция артефактов, оставались широкой публике не знакомы. Экспозиция составлена под бережным кураторством Александра Вихрова, известного эксперта по наполеонике, друга и попечителя Музея Тильзитского мира.
«Освобождение» показывает предысторию и события долгого пути, которые привели русского императора Александра I в Париж как победителя, и оставили Наполеона отрекшимся и побежденным. Символично, что важные этапы этого пути прошли через территорию Восточной Пруссии, современной Калининградской области.
«Тильзит, сегодня Советск, Фридланд – Правдинск, Инстербург – Черняховск, Прейсиш-Эйлау – Багратионовск — названия этих городов гремели на всю Европу. Знаменитый Тильзитский мир, обидная неудача России при Фридланде, грандиозная ничья при Прейсиш-Эйлау, достойная победы, ведь Россия добыла ее в тяжелейшей схватке с доселе непобедимым Наполеоном. Те события 1807 года стали прямым прологом к нашей первой Отечественной войне, а Прейсиш-Эйлау — генеральной репетицией Бородино. И удивительный символизм истории: последний аккорд Отечественной прозвучал на калининградской земле. 25 декабря 1812-го император Александр издал манифест об окончании войны, и в тот же день русские войска изгнали французов из Кёнигсберга. В этом символизме — огромное значение Калининградской области для России и всего мира», — поясняет Андрей Горохов.
В Музее Тильзитского мира предметы из коллекции Андрея Горохова распределены по трем залам: Александровскому, Наполеона и королевы Луизы. В первом можно увидеть масштабную гравюру, посвященную второму дню мирных переговоров в Тильзите.
Как поясняет директор музея Анжелика Шпилёва, дату легко определить по присутствию фигуры короля Пруссии Фридриха Вильгельма: в первый день его не пригласили на императорский плот, в переговорах он не участвовал.
Если Наполеона Бонапарта легко можно назвать самым известным человеком XIX столетия в целом, то прусскую королеву Луизу, супругу побежденного Наполеоном Фридриха Вильгельма, безусловно, следует назвать самой известной женщиной Германии XIX столетия. Ее образ «прусской Мадонны» до сих пор остается одним из самых любимых в Германии. А несколько лет жизни в Кёнигсберге и Восточной Пруссии в целом сделали Луизу почти родным человеком и для современных калининградцев. В экспозиции «Освобождение» подчеркнута драматичная роль королевы в Тильзитских переговорах.
«На выставке представлена интерьерная скульптура "Наполеон и королева Луиза 6 июля 1807 года". Пожалуй, это наиболее яркий экспонат и очень узнаваемый сюжет, запечатленный на множестве гравюр. Как известно, Луиза и Бонапарт встречались с глазу на глаз, и лишь в последние минуты встречи вошел король Пруссии. По итогам встречи Луиза даже надеялась, что общение с императором, с которым они обменялись несколькими изящными комплиментами, приведет к сохранению за Пруссией ряда земель. Но, увы, надежда ее жила лишь одну короткую летнюю ночь. На следующий день был подписан мирный договор, и королевство Пруссия лишилось половины своей территории», — рассказывает Анжелика Шпилёва.
В наполеоновском зале сосредоточены редкие предметы, отражающие разные этапы военной карьеры Бонапарта: гравюры, скульптура, интерьерная посуда. Росписи последней отличаются любовью к мельчайшим деталям и необычными сюжетами. Например, можно увидеть французского императора не в привычном непобедимом облике, а раненого, без шляпы, принимающего помощь полевого хирурга, но не выпускающего из рук гриву своего боевого коня, в седло которого он готов вернуться тотчас, как будет окончена перевязка.
Большая часть экспонатов «Освобождения» разместилась в зале туристско-информационного центра на ул. Ленина, 4. Вход в эту часть экспозиции бесплатный для всех. Здесь можно увидеть гравюры, живописные работы, карикатуры, военные и памятные медали, несколько скульптурных композиций, посвященных военным действиям 1807–1814 годов и их главным действующим лицам. В экспозиции представлены редкие портреты, запечатлевшие Александра I и Наполеона Бонапарта от времени начала их противостояния до его развязки. Представлены гравюры с портретами генералов Александра I: Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова и Михаила Богдановича Барклая де Толли, Дмитрия Шепелева, отличившегося при взятии Кёнигсберга в 1813 году, героев войны Ивана Дибича-Забалканского и Ивана Паскевича; карикатуры на европейских монархов, «сбривающих» с Бонапарта территориальные приобретения Франции. Обращают на себя внимание гравюры с подписями на французском языке о пребывании русских войск в Париже. Наши офицеры представлены чрезвычайно галантными воинами, которые вернули Европе свободу, — безупречными во всех отношениях.
Выставка «Освобождение» из фондов Музея Тильзитского мира и частного собрания Андрея Горохова будет работать в Советске до 4 августа и может стать прекрасным поводом для вдумчивого и неторопливого визита на восток области в один из летних выходных дней.
Текст: Анна Белецкая
Фото: Юлия Власова
* Материал опубликован в рамках информационного партнерства.
Поделиться в соцсетях