От суверенной демократии к интернациональной идеократии
Виртуальный Элитполитсовет "Королевская гора" в Калининграде продолжает открытый полилог по теме: социокультурный консилиум -Куда идёт Россия? Вступайте в современный разговор, формируйте образ своего будущего!
"Решающий фактор", часть 7,
Т-р: Кто ещё хочет поделиться своей очень важной мыслью о главном?
ВВП: За текущими проблемами нельзя упускать основные тенденции глобального развития. Стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения в сфере технологий. Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперёд, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров. Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть.
Т-р: Вы назвали основные хозяйственно-экономические тенденции. А контуры мировой политики тоже меняются? А мировая цивилизация в каком состоянии находится? Какая ситуация складывается в сфере социальных технологий? Какое место мы можем занять в глобализации? Какими мы должны быть в духовно-культурном и политическом строительстве? Кто назовёт духовно-культурные и социально-политические тенденции глобального развития, которые нам нельзя упускать?
Дзен-мастер: С философской точки зрения нам нельзя упускать из внимания предельное обострение глобальных проблем и начало фазового перехода Мир-системы к непроблемной форме жизнедеятельности общественной жизни.
Т-р: А с политологической точки зрения, что доступно нашему наблюдению?
В. И. Якунин: Деструкция глобальной управляемости и трансформация модели глобализации.
Т-р: У Вас имеется предельно краткое описание этих тенденций?
В. И. Якунин: Термином глобализация могут обозначаться два явления: усиление интеграционных процессов и создание нового мирового порядка под эгидой США. Если первая глобализация не прекращается со времён возникновения человечества, то вторая активизировалась в постсоветскую эпоху, представляет собой идеологический штамп и неосуществимую утопию. Характерными чертами второй глобализации является ослабление национального государства, разрушение духовной культуры и культуры солидарности, транснационализация насилия, возникновение коррупции «постиндустриального типа» деиндустриализация одних стран и промышленная специализация других, внедрение принципов игры в жизненные стратегии людей и, наконец, опасный дисбаланс между постиндустриальным информационным обществом Запада и остальным миром. Такая глобализация ведёт к сокращению разнообразия и способствует дестабилизации человечества, провоцируя революции и войны.
США заинтересованы в собственной мировой гегемонии. Этой цели могут служить контроль за информационными потоками в сети Интернет, мировых торговых путей и финансовых потоков. Однако даже американские политологи признают провал планов мировой гегемонии в 1990-е гг. Главная цель американской внешней политики противоречит интересам России и Китая. Новым явлением, препятствующим формированию подконтрольного Вашингтону мира, является формирование и развитие кризиса внутри самой западной цивилизации, На постсоветском пространстве, в арабском мире в ходе столкновения цивилизаций происходит определённая концентрация и консолидация общества. На периферии системы международных отношений различные общества, различные государства начинают тяготеть к традиционализму, растёт степень их архаизации.
В условиях продолжающегося системного кризиса мирохозяйственных связей без изменения пути глобализации существенно возрастает угроза мирового вооружённого конфликта. В основе продолжающегося системного мирового кризиса лежат накопившиеся социально-экономические и цивилизационные противоречия. События на Украине обрушили мифы глобализации для большинства европейцев. Для выхода из фундаментального кризиса капитализма и присущего ему индустриализма требуются значительные усилия всего мира. Первым шагом могло бы стать исторически выстраданное изменение модели глобализации: отказ от утопии разрушения национальных государств, их объединение в большие интеграционные проекты посредством экономических и культурных связей.
Т-р: Выходит мифическая глобализация как усиление интеграционных процессов и создание нового мирового порядка под эгидой США не устраняет, а накапливает и обостряет социально-экономические и цивилизационные противоречия?
Х.Э.Мариносян: Основной характеристикой современной глобализации, которая уже коренным образом изменила экономическое, политическое, правовое и духовное пространство всего человечества, является усиление навязывания Западом собственной модели мироустройства, своих культурных ценностей всему остальному миру. Транснациональные корпорации продолжают размывать национальные границы, экономики «развивающихся» стран давно уже не развиваются, открыто игнорируется суверенитет национальных государств и жестко указываются определенные правила осуществления внутренней и внешней политики. При неприятии этих правил их руководителей сначала объявляют несостоятельными и предлагают им работать исключительно под внешним управлением, а в случае отказа их представляют «цивилизованной» мировой общественности как диктаторов, заслуживающих сурового наказания вплоть до смертной казни. В настоящее время распространяющиеся практически по всему миру глобализационные процессы резко обострили экономические, политические и культурные противоречия между народами и государствами. Во многих регионах идут локальные, гибридные и суицидные войны, «терроризм без границ», «терроризм против всех» приобрел международный характер. Целенаправленно разрушаются культурно-исторические ценности, являющиеся достоянием всего цивилизованного человечества, многие миллионы обездоленных беженцев не находят пристанища, все усиливающиеся волны неконтролируемой миграции могут захлестнуть Европу. Однако было бы принципиально ошибочным полагать, что отдельно происходящие процессы (не только негативные) – всего лишь локальные инциденты, преследующие локальные цели. Если даже сами участники этих региональных политических, экономических, военных событий не осознают своей сопричастности к процессам несоизмеримо больших масштабов как в географическом измерении, так и по их политической значимости. Анализ показывает, что в современной мировой политике (а в сложившихся условиях корректнее употреблять только термин «геополитика») не бывает самостоятельных локальных событий. Все они являются фрагментами общей глобальной политики – именно геополитики – как совокупного выражения экономических, экологических, территориальных, военных, ресурсно-сырьевых и других интересов с одной стороны государства, уже стоящего на вершине полюса мировой политики, а с другой стороны – государств, претендующих на этот статус. Для них не существует преград, которые могли бы остановить это рвение. Ради достижения обозначенной мегацели могут игнорироваться (зачастую так и происходит) истинные интересы собственных народов (наивно говорить уже о нравственной, этической составляющей проблемы), нарушаться международные конвенции, межгосударственные соглашения и договоренности, между прочим, ими же самими не так давно принятые и с большим пафосом провозглашенные как великое историческое событие.
Т-р: Что произойдёт, если опасные геополитические тенденции сохранятся?
А.И. Костин: Финансово-экономический кризис запустил процессы генерации и взаимной индукции новых кризисов, охватывающих большинство сфер общественных отношений. В этих условиях прогнозируется возможное переформатирование всей международно-политической системы на основе суммарных последствий «неизвестного множества» кризисов на разных уровнях глобальной политики.
Т-р: Вырисовывается дилемма: или выходить из кризиса капитализма целенаправленно на основе новой модели глобализации или предоставить свободу глобально - кризисной ситуации развиваться в соответствии с логикой стихийно-исторической эволюции Мир-системы. Что мы можем предпринять для формирования новой модели глобализации?
Дзен- мастер: Мы можем описать новый тип глобализации, спроектировать реконструкцию существующей волны глобализации на основе описания новой и запрограммировать реализацию проекта в существующей действительности.
Т - р: каковы отличия нового типа глобализации?
Дзен - мастер: Новый тип глобализации отличается альтернативностью. Национальные государства будут укрепляться. Духовная культура и культура солидарности будет воссоздаваться на новом уровне развития. Насилие будет локализовываться и пресекаться. Природопользование, промышленное производство и социальное потребление будут рационализироваться. Общественные отношения будут гармонизироваться. Такая глобализация приведёт к сохранению разнообразия и будет способствовать стабилизации человечества, исключая революции и войны. У США пропадёт интерес к достижению собственной мировой гегемонии. Они смогут отказаться от усилий по контролю за информационными потоками в сети интернет, мировых торговых путей и финансовых потоков. США выберут главную цель внешней политики, согласованную с главными целями России и Китая. На новом пути глобализации снимется угроза мирового вооружённого конфликта. Системный мировой кризис будет преодолён снятием социально-экономических и цивилизационных противоречий.
Т-р: Концептуализация, проектирование и программирование альтернативной глобализации находятся в каком состоянии?
Дзен-мастер: В потенциальном.
Т-р: То есть альтернативная глобализация не существует даже в теоретическом виде?
Дзен-мастер: Да, не существует. Формируется пока только новая мировоззренческая парадигма, в рамках которой возможна реорганизация общественного познания и социального управления в соответствии с требованиями альтернативной глобализации.
Т-р: Как она формируется?
М-д: Новая мировоззренческая парадигма формируется общенаучным синтезом в виде набора социокибернетических концепций.
Т-р: Зачем нужна реорганизация общественного познания и социального управления? Каковы требования альтернативной глобализации?
М.С. Горбачёв: сегодня мировая политика отстает от стремительных темпов перемен в глобальном мире, так как снова появляются стены, способствующие отчуждению людей. Я с тревогой наблюдаю за пропагандистскими войнами, которые развертываются в средствах массовой информации. Давайте потребуем от политических лидеров действий, реальных дел, реальных шагов, чтобы спасти будущее нашего континента и всей планеты.
Т-р: Каких шагов мы должны потребовать для преодоления отставания? Каких действий, каких реальных дел политикам не хватает для опережающего саморазвития?
М.С. Горбачёв: Современные глобальные проблемы, в том числе угрозу терроризма, изменение климата неравенство, бедность, нельзя решить военными средствами или действуя в одиночку. Ни одну из этих проблем нельзя решить военными средствами. Ни одну из них нельзя решить, если мы будем действовать поодиночке, разобщенно. Только вместе, только на основе сотрудничества и баланса интересов. Надо сделать все, чтобы не допустить строительства новых стен, разделяющих города и страны, разъединяющих семьи, проходящих через умы и души людей. В этом нам должен помочь опыт тех исторических лет - опыт перестройки, нового мышления, прекращения холодной войны.
Т-р: От опыта перестройки пока мало пользы т.к. перестройка ещё далека от завершения. Что ещё надо осмыслить в этом опыте и осуществить на практике? В чём состоят существенные недостатки инициативы Горбачёва и как их преодолеть?
Фёдор Лукьянов: Авторы "нового мышления" шагнули от классовых ценностей к общечеловеческим, прежде всего, чтобы сдвинуть фокус в своей стране. Но с высоты прошедших лет видно и другое - попытка сформулировать парадигму, которая могла бы ответить на возникающие всеобщие вызовы, а не цементировать раздел мира. Речь Горбачева в ООН в декабре 1988 года, когда он заговорил о глобальных проблемах, и сейчас кажется очень современной. В ту пору она попросту обогнала свое время. Перестройка и новое мышление - символы несбывшейся мечты "для нашей страны и для всего мира". Ах если бы Союз ССР сохранился, но стал бы гибким, эффективным и по-настоящему добровольным... Ах если бы на смену конфронтации сверхдержав пришла конвергенция и благодаря ей удалось построить новую модель, собрав все лучшее от социализма и капитализма... И мощь вчерашних конкурентов была бы направлена на решение проблем человечества, а не на геополитическое соперничество... Вместо этого получился урок жесткого политического реализма. Классовое начало уступило место не гуманистическому, а национальному подходу, который в большинстве случаев преобразовался дальше в чисто националистический. Усовершенствование социализма обернулось торжеством первоначального накопления капитала в его самых брутальных формах. Запад хладнокровно проводил в последний путь СССР и переварил (во всяком случае, изо всех сил старался это сделать) трофеи, образовавшиеся после провала второй сверхдержавы. И быстро привык к мысли о том, что победа в холодной войне - закономерный итог его превосходства, а не результат определенного стечения обстоятельств. Самоуверенность вернулась бумерангом в XXI веке, но никто уже не обратится к наследию перестройки, чтобы припасть к истокам. Распад Советского Союза закрыл так и недописанную главу под названием "Равноправное сотрудничество в построении мирового порядка".
Т-р: Почему не удалась попытка сформировать парадигму, которая могла бы ответить на возникающие всеобщие вызовы, а не цементировать раздел мира? Почему не сохранился Союз? Почему на смену конфронтации сверхдержав не пришла конвергенция и, не удалось построить новую модель, собрав все лучшее от социализма и капитализма, а мощь вчерашних конкурентов не была направлена на решение проблем человечества, вместо геополитического соперничества? А что нам мешает обратиться к наследию теперь, чтобы дописать главу под названием "Равноправное сотрудничество в построении мирового порядка"?
Дзен-мастер: Попытка сформировать парадигму не удалась потому, что инициаторы перестройки и нового мышления не располагали рациональным мировоззрением соответствующего уровня сложности, на котором бы основывалась концепция нового мышления и проект перестройки для всего мира. Рациональная безосновательность нового политического мышления и проектирования глобальных и национальных реформ обусловили разную скорость изменений в политическом мышлении и поведении в странах Запада и в СССР. На Западе почти ничего не изменилось. А в СССР, перестройка войдя в противоречие с устоявшимся мировоззрением, пошла в разнос, потеряла управление и породила центробежные силы, развалившие Союз. Конвергенцию производить стало не возможно, по двум причинам. К ней не был готов ментально и политически Запад и после самоликвидации советского партнёра стала не готова правоприемница - Россия. Таким образом, основная причина вначале торможения а затем стихийной направляемости перестройки в СССР и сворачивания нового политического мышления и нового политического поведения во всём мире есть отсутствие субъекта глобального управления, обладающего интернациональной системой адекватного мировоззрения и глобальной системой политической технологии.
Т-р: Где его взять или как его создать?
Михаил Горбачев: В целях содействия формированию глобального гражданского общества и усиления его влияния на мировую политику я со своими единомышленниками предлагаю учредить некоммерческую неправительственную организацию "Всемирный форум" как открытую дискуссионную площадку, на которой представители глобального гражданского общества и представители властных структур разных уровней будут совместно искать пути решения глобальных проблем современного мира. Мы пригласили ЮНЕСКО принять участие в создании и деятельности некоммерческой неправительственной организации "Всемирный форум». Мы также пригласили к участию в создании и работе форума учёных, экспертов, общественных деятелей и деятелей культуры, политиков, журналистов, бизнесменов, представителей гражданских обществ разных стран, а также национальные правительства, межгосударственные и международные организации, транснациональные корпорации.
Период господства идей об исключительности одних народов или социальных групп над другими ушел в прошлое, однако открывшаяся перспектива построения более совершенного и безопасного мира на принципах справедливости и гуманизма упущена. Возможности, которые открывает идущая научно-техническая революция, не используются в полной мере для решения глобальных проблем человечества. Краткосрочные политические цели национальных государств часто противоречат фундаментальным интересам жителей Земли. Такое положение дел вызывает нарастающее отторжение со стороны мирового сообщества. Мир снова подходит к опасной черте. Именно в этой ситуации необходимо содействовать консолидации глобального гражданского общества, которое может активно участвовать в принятии решений по актуальным вопросам мировой политики. Служить этой цели могла такая глобальная дискуссионная площадка, как "Всемирный форум", которая будет эффективно сотрудничать с ЮНЕСКО и помогать организации в ее благородной миссии.
Т-р: А что требует обсуждения на «Всемирном форуме»?
Константин Косачёв: В мире растет понимание, что однополярная модель решения глобальных и региональных проблем не работает. Если всмотреться в плотную ткань современных международных процессов, то основными "болевыми точками" выглядят конфликты в разных уголках планеты, вокруг которых - в зависимости от степени значимости и остроты - и развиваются взаимоотношения между ключевыми центрами силы и державами. Причем конфликты могут быть внутригосударственными или межгосударственными, замороженными или острыми - сути это не меняет: на каждую из сторон делаются глобальные или региональные ставки, скрытно или открыто поддерживаются "свои" и демонизируются "чужие", активно продвигаются собственные интерпретации конфликта (кто прав, кто виноват) и его урегулирования. Все больше свидетельств тому, что эта однобокая модель "урегулирования" к окончательному решению проблем не приводит. Да, достигаются непосредственные цели самого Запада: сместить неугодных правителей, продвинуть прозападные силы во власть, получить контроль над сырьем, устранить конкурентов и т.п. Но причины собственно конфликтов не устраняются, и хаос только усиливается. Нужны устойчивые, надежные, авторитетные механизмы урегулирования, в которых не будет места доминированию каких-то одних стран над другими в силу их отрыва в экономике, военной силе, политических институтах или технологиях.
ВВП: Мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и общими интересами.
Дзен-мастер: Вряд ли кто-либо сможет отказаться от Вашего предложения, если появятся такая философская система, в рамках которой можно будет систематизировать общие ценности и такая глобальная политика, в которой будут согласовываться общие интересы. В качестве таковых представляется идея новой мировоззренческой и мироповеденческой парадигмы (синтагма) включающей в свой состав научно-практический комплекс социокультурной медицины. С помощью новой философской системы мы сможем сменить традиционное место России в глобальных процессах и прежде всего в модернизации.
Т-р: А какое место традиционное?
Булдаков В.П.: Между прогрессом и застоем, кризисным ритмом российской истории: от мобилизационных рывков до возвращения в привычное застойное состояние. Результаты такого исторического опыта активно противодействовали процессу формирования гражданского общества. Как и ранее, отношения власти и общества остаются выстроенными на конфронтационных, а не на партнерских отношениях. В нынешней России реализуются скорее застойные, нежели модернизационные интенции. Однако такое состояние не может продолжаться долго.
Т-р: И что нам мешает из этого ритма выйти?
Вячеслав Костиков: Глядя на портреты кисти Серова, с горечью думаешь о том, как изменилось, как потускнело «лицо власти» да и лицо элиты в целом за десятилетия советской «пропагандистско-воспитательной работы». Жаль, что из основной экспозиции Третьяковки в запасники переместились многочисленные портреты советских вождей и «видных представителей народа»: сравнение с портретами Серова дало бы большую пищу для размышлений, в том числе и об истоках наших невзгод. Налицо (простите за каламбур) очевидный интеллектуальный (как модно сейчас говорить) дауншифтинг, т. е. отставание.
С.С. Сулакшин: История России представляет череду примеров катастрофических последствий для страны вследствие запаздывания в реализации модернизационных задач. Главным препятствием всякий раз оказывались сопротивление и инерционность политических элит. Видением задач модернизации страны исторически высшая российская власть, как правило, обладала. Не доставало именно технологического инструментария (рис. 3.7.1). Напротив, в тех случаях, когда у власти хватало стратегического видения и политической решимости для осуществления властных ротаций, модернизация была успешна. Отсрочка модернизации не отменяет необходимости решения модернизационных задач. То, что не было реализовано на стадии заката существования СССР, вновь актуализируется… Вполне вероятен сценарий "перестройка-2" с новым элитаристским разделом страны под вывеской укрепления демократических институтов на местах и регионального самоуправления.
Т-р: "Перестройку 2" логично ожидать в тех странах, которые избежали у себя перестройки и нового мышления в 20-м веке. Полузабытая мечта Горбачёва там может вызвать цунами альтерглобализации.
С.С. Сулакшин: Интересы России и интересы человечества объективно тождественны, если представлять их в мегаэволюционном пространстве человечества. Восстановится цивилизационно идентичная Россия, — и человечество получит основания для изменения паразитарной, построенной по принципу антропологической иерархии, модели современного мироустройства. Российская грядущая властно-идейная трансформация приобретает, таким образом, всемирно-историческое значение.
Существующая модель России как страны в ее внешне — и внутриполитических, экономических, социальных сферах жизни, сфере безопасности является неприемлемой. В предположении или даже презумпции выживания и развития России ее смена неизбежна. Это означает необходимость комплексной модернизационной программы для России.
Вардан Багдасарян: Почему рухнула Российская империя? Российская империя сто лет назад пала. Ее гибель была объективно предопределена самоубийственным курсом государственной власти. Но по прошествии века все как будто повторяется с точностью до деталей. История проверяет, насколько Россией были усвоены уроки прошлого. По основным направлениям государственной политики Российская Федерация идет точно той же дорогой, по которой шла Российская империя. Финал этого пути известен.
Т-р: И как на этот раз преодолеть сопротивления «элит» попыткам модернизации России?
М-д: Решить вопрос реформы идеократии.
Т-р: Считается, что решение вопроса реформы идеократии осложнено внутренне противоречивым конституционным положением о запрете обязательной государственной идеологии.
Светлана Ковалёва: Понятие "идеология" слишком абстрактно, и истолковать его можно по-разному: содержание интерпретации будет зависеть и от политической грамотности специалистов, и от онтологических нравственно-духовных основ их личностного мировоззрения, и от множества других социальных факторов и аспектов. В этой связи упоминание термина "идеология" в Конституции в принципе выглядит ошибочным. Представляется возможным устранение из Конституции пп. 1 и 2 ст. 13. Такая точечная поправка позволит при всех прочих гарантиях демократического свободного государства сохранить духовное единство народов, проживающих в России.
Т-р: Мудрое умозаключение. Оно может быть лингвистически обосновано и следовательно, осуществлено в порядке устранения комплексной лексико-фразеологической ошибки разработчиков проекта Конституции. Упоминание в Основном законе специального термина "идеология" по которому в СССР в условиях духовной несвободы, сложилось ошибочное толкование, должно быть устранено как источник организационных противоречий. Не вижу здесь препятствий в решении проблемы. Более того, своим публичным заявлением: «Управлять течением мысли - это правильно, нужно только, чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича…»- Владимир Путин ранее актуализировал решение вопроса реорганизации управления общественным познанием. У правящих кругов в каждой стране, традиционно складываются определённые комплексы идей и воззрений о том, куда должна течь общественная мысль и как управлять её течением. Естественный отбор проверяет эти комплексы на жизненность и вносит свои коррективы. Главный фактор, формирующий национальные идеократии это философия. Добиться целесообразности и эффективности управления течением общественной мысли можно тогда и только тогда, когда в данной конкретной стране существует и эффективно работает философия.
К сожалению, до революции 17-го года в Царской России русскоязычная философия не достигла дееспособного состояния. Поэтому комплекс традиционно сложившихся российских идей: «Москва-третий Рим», «Русь святая», «Православие, самодержавие, народность» покоились не на философском мировоззрении и проверку на жизнеспособность не выдержали, породив вакуум в основании легитимности, сохраняющийся и в настоящее время.
После революции и гражданской войны, власти СССР сконструировали нетрадиционную для россиян форму общественного познания-Марксистско-Ленинское учение, у которой имелись признаки как философии, так и религии, и мифологии. Советская синкретическая ментальность большевиков так же не прошла естественный отбор, в условиях утраты компартией террористического контроля над поведением номенклатурной бюрократии.
После объявления Михаилом Горбачёвым приоритета общечеловеческих ценностей и нового политического мышления, общественная мысль потеряла управление, и началось упразднение коммунистической идеократии. Разумеется, процессы разрушения набора классовых ценностей и старого мышления опережали процессы поиска и творческой разработки философской методологии, политической технологии, национальной самоидентификации, глобальной и национальной политики. Не смотря на большие финансовые вложения в том числе из госбюджета в развитие постсоветского менталитета, и потраченное время, не произошло внутренней суверенизации и внешней экспансии российской интернациональной идеократии. Что мы можем со всем этим поделать? Об этом поговорим в заключительной части консилиума "куда идёт Россия".
Т-р: Мудрое умозаключение. Оно может быть лингвистически обосновано и следовательно, осуществлено в порядке устранения комплексной лексико-фразеологической ошибки разработчиков проекта Конституции. Упоминание в Основном законе специального термина "идеология" по которому в СССР в условиях духовной несвободы, сложилось ошибочное толкование, должно быть устранено как источник организационных противоречий. Не вижу здесь препятствий в решении проблемы. Более того, своим публичным заявлением: «Управлять течением мысли - это правильно, нужно только, чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича…»- Владимир Путин ранее актуализировал решение вопроса реорганизации управления общественным познанием. У правящих кругов в каждой стране, традиционно складываются определённые комплексы идей и воззрений о том, куда должна течь общественная мысль и как управлять её течением. Естественный отбор проверяет эти комплексы на жизненность и вносит свои коррективы. Главный фактор, формирующий национальные идеократии это философия. Добиться целесообразности и эффективности управления течением общественной мысли можно тогда и только тогда, когда в данной конкретной стране существует и эффективно работает философия.
К сожалению, до революции 17-го года в Царской России русскоязычная философия не достигла дееспособного состояния. Поэтому комплекс традиционно сложившихся российских идей: «Москва-третий Рим», «Русь святая», «Православие, самодержавие, народность» покоились не на философском мировоззрении и проверку на жизнеспособность не выдержали, породив вакуум в основании легитимности, сохраняющийся и в настоящее время.
После революции и гражданской войны, власти СССР сконструировали нетрадиционную для россиян форму общественного познания-Марксистско-Ленинское учение, у которой имелись признаки как философии, так и религии, и мифологии. Советская синкретическая ментальность большевиков так же не прошла естественный отбор, в условиях утраты компартией террористического контроля над поведением номенклатурной бюрократии.
После объявления Михаилом Горбачёвым приоритета общечеловеческих ценностей и нового политического мышления, общественная мысль потеряла управление, и началось упразднение коммунистической идеократии. Разумеется, процессы разрушения набора классовых ценностей и старого мышления опережали процессы поиска и творческой разработки философской методологии, политической технологии, национальной самоидентификации, глобальной и национальной политики. Не смотря на большие финансовые вложения в том числе из госбюджета в развитие постсоветского менталитета, и потраченное время, не произошло внутренней суверенизации и внешней экспансии российской интернациональной идеократии. Что мы можем со всем этим поделать? Об этом поговорим в заключительной части консилиума "куда идёт Россия".