РУССКАЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗНАЕТ РЕШЕНИЕ
ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ!
Семимиллиардный житель Земли (рождённый в прошлом году, по одной из версий в Калининграде) рискует не дожить до 40-ка лет. Более того, он и его сверстники могут не отметить и 30-тилетие. И даже 20-ти и 10-ти лет жизни, судьбой им может быть не отпущено...
Причиной возможных несчастий может стать предсказанная учёными глобальная катастрофа. Для предупреждения, которой, нам, взрослым, необходимо и достаточно благополучно пережить глобальную миросистемную бифуркацию. «Благополучно» означает не оставаться в завершающейся исторической эпохе, но перейти в постисторическое время.
При условии успешной реализации сценария трансэпохального перехода, сегодняшние малыши смогут вполне вероятно, наслаждаться счастьем долгожительства (если конечно, не случится космическая, геологическая или климатическая катастрофа).
-----------------------------------------------------
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕТАФИЗИКИ «ТЕКТОРИТОРИКА» ОБЪЯВЛЯЕТ ОБ ОТКРЫТИИ ВЕРОЯТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФИНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО МИРОСИСТЕМНОГО КРИЗИСА.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, очередной экономический кризис, первая волна которого началась в США в 2007-2008 гг. был назван всемирным и системным. Его «всемирность» означает факт завершения финансово-экономической глобализации. А «системность» показывает на характер кризисных явлений, охватывающих не только кредитно-финансовые, инвестиционно-промышленные и потребительские рынки, но и социальные институты и ценности и мировосприятия. Таким образом, правильнее его называть не экономическим, а первой – экономической частью глобального миросистемного кризиса.
Разумеется, для изучения этого кризиса, финансово-экономический подход будет не эффективным. Вот, например, чем поделился эксперт Михаил Хазин, (в пересказе Олега Владимова в «Калининградской Правде» от 3 июня, в статье «Кризис. ВТО. Калининград. Бизнес») побывавший 26 июня, в Калининграде: «При этом никто из учёных-экономистов, входящих в мировую элиту, не берётся предсказать (предложить) ту модель, которая могла бы вывести мировую экономику на новый цикл развития. И никто из них не берётся прогнозировать, как будет развиваться кризис дальше, потому что нынешний кризис не имеет исторических аналогов. Хазин довольно осторожно сформулировал свою точку зрения, что решение проблемы будет лежать не в плоскости экономики, а в плоскости социального переустройства в ведущих странах Европы, Америки, Азии».
Таким образом, адекватным подходом к изучению всемирного системного кризиса является глобалистика. Глобалистика это «новая обширная область междисциплинарных знаний, в рамках которой различные науки ведут исследования процессов глобализации и порождаемых ими глобальных проблем, кризисов и противоречий» (Глобалистика: энциклопедия М. 2003г.).
С глобалистической точки зрения, всемирный системный кризис вызван глобальными системными противоречиями и предваряет глобальные системные изменения. Для всестороннего описания современного кризиса, следует применять вероятностную модель миросистемной трансформации. От модели циклических кризисов в развитии экономики, вероятностная модель миросистемной трансформации отличается предметом и методом моделирования.
За неимением других объяснений, логично предположить, что глобальная миросистемная трансформация это перелом в течении исторической болезни становления техногенной цивилизации, который решает дальнейшую судьбу всех.
По мере приближения к точке техногенной глобализации, современная цивилизация вступает в фазу бифуркации, которая закрывает историческую траекторию становления социокультурных организмов. Во временной точке бифуркации, в которую втягиваются все страны, происходит финал предыдущей траектории и формируется решение об адаптации, посредством образования новой, постисторической траектории, либо решение о танатонации человечества. Каким будет финал и какой станет траектория постисторического движения цивилизации, в случае адаптационного решения?
На эти два общих вопроса отвечает описательно-проективная модель финально-исторической трансформации, исходные положения которой предлагаются ниже по тексту.
СЛОВАРЬ ТЕКТОРИТОРИКИ
Глобальный миросистемный кризис – перелом в течении исторической болезни становления техногенной цивилизации.
Техногенность - тип развития общества в историческом периоде, продолжающемся неопределённое время, примерно, 5000 лет. Характеризуется превышением темпов опережающего социально- экономического, технико-технологического, военно-политического роста в сравнении с темпами гуманитарно-культурного развития.
Финально-историческая бифуркация - развилка в конце исторической траектории становления техногенной цивилизации, преодолевшей в своём гипертрофированном социально-экономическом, технико-технологическом, военно-политическом росте пределы устойчивого состояния биосферы.
Адаптация финально-историческая – гуманистическая реакция на критический рост значений глобальных противоречий, в форме разворота стрелы социального времени в сторону постисторической, альтернативной траектории эволюции НооТехноАнтропоценоза с целью искоренения глобальных противоречий.
Метаморфоза финально-историческая - переходный процесс коренных изменений в общественной жизнедеятельности: Либо на основе гуманистической доминанты развития по сценарию трансэпохального перехода, либо к катастрофе по инерционному сценарию танатонации.
Метод управления социальным временем – создание интерконтинентальной сети футуропорталов, призванных обеспечить доступ грамотных граждан всех стран к участию в постмодерновой социокибернетической практике.
Постмодерновая социокибернетическая практика – в сущности, творческое формирование образа будущего и воплощение образа в оптимальные модели развития и сценарии синхронизированных радикальных реформ, в системе полиархии, организованной посредством надгосударственной системы идеократии.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕЛИ ФИНАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ.
Как известно, мы живём в обществе техногенного типа, имеющего многотысячелетнюю историю развития. Целостная концепция техногенного общества объясняющая его сущность и важнейшие содержательные характеристики представлена в книге Е.А. Дергачёвой «Техносферное общество и противоречивая природа его рациональности» Брянск-2005 БГТУ. С т.з. концепции техногенного общества, современным людям, можно сказать, посчастливилось жить в то время, когда привычная техногенная форма общественной жизни вступила в фазу завершения исторического периода своего развития, включающего дикость, варварство, традицию, современность и постсовременность. В этой мимолётной переходной исторической фазе есть неопределённость: Продолжится ли жизнедеятельность общества или оно прекратится вообще, в ходе катастрофических изменений в техносфере и биосфере?
Второй вариант «или» случится автоматически, в соответствии с результатами расчётов, которые были представлены в первом докладе Римскому клубу в 1968 –м году «на протяжении первой половины 21-го века». Механизм катастрофы в настоящее время изучен. Причинами запуска катастрофы явится накопление разрушительного потенциала в результате сохранения существующих тенденций. Среди них: ускоряющееся расширенное воспроизводство численности людей, такой же рост потребления, соответствующий рост техногенной нагрузки на экосистему до превышения пределов устойчивости биосферы, накопление сложности техносферы при уменьшении её устойчивости.
По первому варианту - альтернативному катастрофе, необходимо было заблаговременно, не дожидаясь признаков её наступления, произвести искусственное прерывание бесперспективной траектории, методом разворота стрелы социального времени, как основы превентивной, антикатастрофической финально-исторической метаморфозы НооТехноАнтропоценоза. Сущность изменения направления стрелы социального времени – рациональное перепрограммирование жизнедеятельности глобального социального организма, коренная перестройка социальных институтов, с помощью глобальной структуры организации социального управления, в рамках нового политического мышления, объявленного М.С. Горбачёвым «для СССР и для всего мира» (которое впрочем, не было своевременно проработано российской интеллигенцией) основанного на современном рациональном мировоззрении, имеющего «постнеклассический тип рациональности» (В.С. Стёпин).
При изменении стрелы социального времени, общество также автоматически совершит трансэпохальный переход из исторического времени в постисторическое. Принципиально новая программа жизнедеятельности социального организма, коренная перестройка социальных институтов, глобальная структура организации социального управления, новое политическое мышление и современное рациональное мировоззрение составляют основу постисторической – биогуманистической доминанты общественного развития, лишённой техногенных противоречий рациональности. Смена доминанты развития изменит направление социальной, экономической, антропологической эволюции общества на основе опережающего и компенсационного гуманитарного прогресса.
Ключевой инновацией, необходимой для старта процессов установления постисторической- биогуманистической доминанты общественного развития, является инновационный метод социальной философии –цивилизационная медицина ( см. запись «ПОЛИТИКОВ ВЫБРАЛИ-ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ ПОЛИТИКУ).
Заключение
«Текториторика» предлагает использовать вероятностную описательно-проективную модель финально-исторической миросистемной трансформации, отличающуюся учётом смены доминант социального развития, происходящую в результате завершения финансово-экономической глобализации техногенного общества, сопровождающейся обострением глобальных противоречий до значений, препятствующих продолжению жизнедеятельности НооТехноАнтропоценоза по исторической траектории, вхождению социокультурных организмов во временную точку бифуркации, открывающей движение либо по инерционному пути к катастрофе, либо на основании разворота социального времени, по постисторической траектории, отличающейся биогуманистической доминантой, лишённой противоречий техногенности.
-----------------------------------------------------
Установление вероятности смены доминант социального развития откроет с текториторической т.з. отсутствовавшие ранее возможности для организации интенсивного общенаучного исследования общественного организма, построения социальных устройств и обновления социальных технологий, предназначенных для продуктивного управления стихийно направляемыми общественными изменениями. А это, как раз те, искомые учёными, философами и политиками условия, которые необходимы и достаточны человечеству для избежания участи мамонтов до середины 21-го века.