РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР часть седьмая Продолжение
Т-р: согласно интернет - пророчеству неизвестного приближается эпоха глобальных потрясений, и затем, великих преобразований на основе Русской идеи. Не ясным пунктом в его послании, на мой взгляд, остаётся мнение о том, что именно в России наиболее остро будет стоять вопрос соборного единства всех сил здравого смысла, на котором они смогут заложить основы новой государственности, способной противостоять грядущему хаосу планетарного масштаба. Почему именно здесь якобы и произойдёт тот перелом, который послужит началом уже всемирного переустройства в интересах выхода из катастрофического положения?
М-д: Возможно неизвестный пророк имел в виду, что Россия наиболее остро испытывает противоречия современного мира с одной стороны, и при этом, что у России же, есть неизрасходованный резерв творческого саморазвития культуры. Ведь на протяжении исторического пути, население страны успешно использовало иностранные, главным образом европейских стран достижения в различных областях культуры, в ущерб собственным достижениям, остающимся недооценёнными и не используемыми. В полной мере это относится и к отечественной философской мысли эпохи серебряного века. Гора духовного подъёма, характеризуемого историками философии уникальным творческим взлётом и беспрецедентной активностью российской интеллектуальной и художественной элиты родила серую мышь советского авторитарного политического режима, государственной мифологии большевизма, культурной закрепощённости и духовной деградации народов, экстенсивной догоняющей социально-экономической системы. Ядром самосознания населения противоречиво модернизированной страны стало псевдофилософское учение марксизма-ленинизма и основанная на нём государственная культурная политика Сталина.
Т-р: Почему так произошло?
М-д: Решающий фактор – дефект русской социальной системы, заключающийся в отсутствии философского сословия в структуре элит. В случае его преодоления неиспользованная новая философская парадигма, возникшая на переломном этапе революционных преобразований начала двадцатого века теперь может послужить опережающему духовному прогрессу всей т.н. техногенной цивилизации, охватывающей и запад и восток. Ну а, опережающий духовный прогресс устранит основное глобальное противоречие антропосоциального комплекса угрожающего глобальными разрушительными эффектами.
Т-р: Есть надежда на то, что русская философская парадигма открывает окно возможностей для выхода из исторического тупика не военным, а созидательным путём, за счёт последовательного разрешения духовного кризиса на новом философском мировоззрении, политического кризиса в оздоровлённой духовной атмосфере, финансово-экономического кризиса в устойчивой политической системе?
М-д: Именно такова глобально-революционная структура перехода Мир-системы от глобализации по-американски к альтернативной глобализации по-русски.
Т-р: Какая философская программа лежит в основе новой философской парадигмы?
М-д: Тектология Богданова.
Т-р: В чём её особенность?
М-д: В том, что всеобщая организационная наука Тектология завершает историю развития мировой философии, является её омегой, содержит термин, обозначающий наиболее общее метафизическое начало всего сущего. С помощью термина «организованный комплекс» стал возможным синтез общенаучного описания картины мира с общефилософским осмыслением человеческого бытия. Теоретическое открытие категории «организованный комплекс» стало новой мировоззренческой ступенью, необходимой, но отсутствовавшей прежде для соединения мировоззренческих традиций, научных подходов, мировоззренческих и религиозных практик запада и востока - словом всего многообразия интеллектуальных техник познания и самосовершенствования. Фактически Богданов дал ответ с позиций современной научной картины мира на главные вопросы философии, поставленные И. Кантом, и вывел всю европейскую философию из тупика познания для соединения с традиционной философией востока.
Т-р: Однако, западная философия продолжает оставаться в тупике и российская вместе с ней?
Абдусалам Гусейнов: По сути, философия дала добро на научно-технический прогресс как на магистральную линию развития западного общества. Магистральный путь развития, которым идет европейская цивилизация последние 400 лет, при всех своих огромных достижениях и успехах, так и не привел, а возможно, и не приблизил решение главных этико-гуманитарных проблем человечества. Философия начинает осознавать этот фундаментальный факт и свою ответственность за него. Русская философия Серебряного века по-иному видела перспективы человека и истории. Она была религиозна, ориентировалась на универсалистские идеалы и моральные ценности. Может быть, наши философы в чем-то оказались прозорливей. Сегодня очевидно: наука и техника достигли фантастических высот, но человек счастливей не стал.
Т-р: Они были более прозорливыми, но менее удачливыми. В отличие от своих коллег на западе и на востоке, русские философы не сумели пока помочь человечеству по-новому взглянуть на себя, на мироустройство, на многие важнейшие вопросы общества. Они не показали людям новые ценности, новые перспективы развития. И потом не высказанные ими идеи не материзовались в экономике, в политическом и социальном устройстве общества. И вот в этом, недоцивилизованном и недомодернизированном обществе нам приходится жить.
Абдусалам Гусейнов: Сейчас отношение к философии в стране начинает меняться. Связано это с тем, что во внешней и внутренней политике Россия оказалась на развилке. Уже ясно, что проект глобализации в том виде, который навязывают США, нам не подходит. Он вообще является тупиковым, если не гибельным. России необходимо собственное видение мирового развития, надо найти свое место в мировом сообществе. И во внутренней политике простое следование западным лекалам провалилось. Надо искать российские формы организации жизни. А это уже требует философского взгляда на мир. Так что, похоже, ее "ссылка" заканчивается. Мы живем во времена самых разных перемен. В России происходит смена социального строя, вековых границ государств. Нет ясных ответов на важнейшие вопросы: что такое национальная идентичность и государственная принадлежность, права человека и другие моральные ценности. Безбрежно расширился диапазон выбора - люди меняют страны, конфессии, семьи, фамилии, имя, даже пол. Человек не то что раздвоен, растроен - он разрываем десятками, сотнями голосов сладкоголосых сирен. Он сбит с толку. Как ему найти свое "Я", вернуть вкус и потребность осмысленного существования и ответственности за свои поступки? Философия должна помочь найти ответы на эти и многие другие вопросы. Все начинается с идей. Современные завоевания общества - демократия, социальная справедливость, свобода, права человека - разве у их истоков не стоят имена Гоббса, Спинозы, Руссо и других.
Т-р: А как случилось так, что русский философ вместе с западным попал впросак ?
Корсаков С.Н.: При Сталине произошла реставрация военно-феодальной николаевской монархии во всех её основных чертах (всеобщая бюрократизация, сочетание холуйства и хамства как образ поведения в «присутственных местах», страх как государствообразующий принцип, использование церкви в качестве «приводного ремня», использование каторжников для освоения просторов Родины, крепостное право для крестьян, процентная норма для евреев при зачислении в ВУЗ и приёме на работу, идеологическая цензура для учёных и литераторов, шовинистическая антизападная пропаганда, закрытость страны, поиски внутренних врагов среди студентов и евреев).
Марксистская философия не могла не стать первой жертвой поворота от строительства социализма к реставрации военно-крепостнической монархии. Сам этот поворот нельзя было бы осуществить, если бы он был адекватно осмыслен и оценен философами-марксистами. Под угрозой оказалась бы легитимация сталинского самовластья, которую Сталин мог черпать только в событиях революции 1917 г. Совершая контрреволюцию и утверждая новую мифологию вместо научной философии, Сталин уничтожал всех свидетелей и вообще людей, способных критически воспринять происходящее. Поэтому советские философы были превентивно уничтожены за их марксистские взгляды. Всё совершилось по историческим меркам столь быстро, да ещё под сенью тех же марксистских лозунгов, что лишь единицы из жертв приблизились к пониманию причин произошедшего.
Сталинский период (1930-е – 1950-е гг.) – это период без философии. Философия есть свободный поиск мыслящего человека, который при этом осознаёт себя личностью и ищет истину, а такие люди были обречены на гибель. Произошла подмена: идеология назвалась философией. После тщательной «зачистки» философского пространства в философы были произведены невежественные и циничные люди, каждый из которых был проверен в деле на степень готовности скормить сталинскому Левиафану более талантливого коллегу-философа. Наши законы ревностно охраняют «честь и достоинство» доносчиков, и все обстоятельства преступлений своры философов-сталинистов выяснить сложно, но в целом ряде случаев можно персонально сказать, на чьих руках, чья кровь.
Нельзя сказать, чтобы вклад Митина и компании в историю философии ограничился лишь уничтожением советских философов. Был вклад и содержательный, «теоретический». Русские марксисты начала XX в. поразились бы, какими черносотенными писаниями заполнялись в пиковый период сталинизма журналы с марксистскими названиями. Всё вновь стало на свои места, в том числе и засилье псевдопроблематики в философии. «Нарост» оживился, вновь заявил о себе, подавив ручейки профессионального философствования. «Философия» торжествующего сталинизма по своей псевдопроблематике (величие России, Россия и Запад, борьба с антинациональным космополитизмом) – полноправная преемница русской охранительной философской публицистики от 1840-х гг. до «Серебряного века».
Т-р: Ленин и Сталин вернули советских философов на их дореволюционное место. А что стало с русской философией как формой общественного познания?
М-д: На смену русской традиционной пришла советская.
Т-р: В чём её сущность и особенные черты, каково её значение?
Ань Цинянь: Главные особенности советской марксистской философии состоят в следующем.
Во-первых, её содержанием был диалектический и исторический материализм. Первооткрывателями теории диалектического и исторического материализма были не советские философы, соответствующие идеи уже имелись у Маркса и Энгельса, однако как совершенная, законченная система она была создана советскими философами. Основной дух системы диалектического и исторического материализма состоит в подчёркивании материальной объективности мира, многие западные, русские, китайские философы указывают, что эта система отражает главным образом идеи, содержащиеся в произведениях Энгельса «Антидюринг» и «Диалектика природы», в ней совершенно отсутствуют идеи практического материализма и гуманизма, содержащиеся в работах раннего Маркса. В России главными интерпретаторами марксистской философии издавна были революционные деятели, либо люди, непосредственно служившие делу революции. Они не стремились при чтении философских произведений Маркса и Энгельса всесторонне и правильно понять идеи, содержащиеся в этих произведениях; будучи революционными деятелями, они пытались найти орудие, пригодное для революционной практики. Марксовы идеи гуманизма не имели для них значение, поскольку гуманизм не мог помочь им в классовой борьбе и насильственной революции. Они отдавали предпочтение диалектическому и историческому материализму как рациональной системе для обоснования дел социализма.
Во-вторых, это была официальная философия, главное предназначение которой состояло в том, чтобы обслуживать политику. С точки зрения социальной миссии советской философии процесс её формирования занял длительный период - от постепенной утраты свободы творчества до превращения её в служанку политики. Впервые обоснование курса и политики Коммунистической партии, а также высказываний её руководителей стало главным предназначением философии в Советском Союзе. Социальная миссия советской философии являлась составной частью социального эксперимента большевиков. Именно в процессе модернизации государства советская философия сыграла свою положительную роль. Модернизация как продукт западной буржуазной индустриальной цивилизации нашла быстрое распространение в России. С этой точки зрения большевистская революция, а также индустриализация и коллективизация, предпринятые в Советском Союзе в 30-х годах 20-го в., были важным шагом российского общества по пути модернизации. Положительное значение советской философии состояло в том, что она принудительными мерами внедряла в сознание всех наций России научный разум, создавая тем самым идейные предпосылки для модернизации государства. Модернизация невозможна без индустриализации, которую нельзя осуществить без развития и применения науки и техники, что, в свою очередь, предполагает распространение научно-технической рациональности. В России эту задачу выполняла советская философия.
Т-р: При этом, советская философия, как и традиционная русская до революции, не выполняла свои прямые функции, и модернизация получилась в итоге неполноценной, имеющей убийственные дефекты для Советского Союза. Какие функции должна выполнять философия?
В.С. Стёпин: Философия выполняет конструктивные и прогностические функции. Она обосновывает базисные ценности социальной жизни. Она способна выработать ядро новых мировоззренческих ориентаций и предложить их культуре. И культура сама потом отбирает, что и в какую эпоху эй может понадобиться. Развитие цивилизации не обходилось без этой философской деятельности. Анализируя тенденции цивилизационного развития, философия призвана ответить на вопрос: в чём заключается система базисных ценностей современной цивилизации и что должно и может измениться в этой системе?
Т-р: Что мешает российской философии выполнить свои функции теперь?
Н.С. Розов: Разобщённость внимания, прерывистость традиции и периферийность.
Т-р: И как эти недостатки преодолеть?
М-д: Вернуться к досоветской традиционной русской философии, концентрировавшей внимание на мессианской Русской идее. Вершиной её развития стала научно-философская мысль Богданова. Ею надо овладеть и принять к практическому использованию в философской деятельности.
Т-р: Каково значение философского достижения Богданова для науки и практики?
М-д: Он открыл путь создания и использования прогрессивной социальной технологии гармоничного рационально-образного и этико-утилитарного познания и преобразования природной и социокультурной действительности. Тем самым сделал революционный шаг к коренному изменению мировоззренческой основы исторической формы жизнедеятельности общества, движение которой направляется стихийно. Говоря коротко, Богданов синтезировал философский камень, сквозь призму которого можно видеть мир в целом таким, каков он есть без искажений и иллюзий. А опираясь на адекватные знания можно безошибочно решать модернизационные задачи. Но камень нуждается в обработке: шлифовке, огранке, обрамлении. Поэтому остаётся недооценённым
Т-р: Какие препятствия мешают практическому использованию творческого наследия Богданова?
М-д: Инерционные силы движения по историческому пути, конец которому уже виден в прогнозах. Эти силы действуют в области сознания, взаимоотношений, познания, коммуникаций, в хозяйственной, политической сферах.
Т-р: Какое научное применение возможно для русской интернациональной философии, заложенной Богдановым в существующих условиях действительности?
М-д: В качестве научно-теоретической базы при всесторонней подготовке комплексной институциональной и ментальной инновации. Благодаря прозрениям Богданова появилась возможность разработки и апробации моделей новой постисторической социальной технологии и нового постисторического сознания человека. С использованием организационно-комплексных моделей можно будет органично завершить модернизацию России и гармонизировать мировой порядок путём комплексной организации глобального управления.
Т-р: Вот с этого пункта хорошо бы продолжить тему в следующий раз, если останется любопытство у посетителей блога.