А жизнь его начиналась в эпоху «развитого социализма» и, конечно, с верой в неизбежность пожить при «коммунизме». И родители его были по тем временам ну очень «крутые». Власть имущие.
«Коммунизм строим, мозги пудрим, светлое будущее обещаем». Рос себе и рос «Домсовет» на так называемой «королевскойгоре», без забот и в полной уверенности в завтрашнем дне.
На той же «королевскойгоре» в руинах влачил свое жалкое существование « Королевскийзамок». Несмотря на разный статус и идеологические разногласия, «Домсовет» и « Королевскийзамок»
были в добрососедских отношениях и время от времени перебрасывались банальным « как дела?» или парочкой анекдотов, над которыми вместе посмеивались:
- «Домсовет», зачем тебе столько денег, вы же идете к коммунизму?
- Как зачем, а на обратную дорогу!
Или:
— «Домсовет», почему так и не удалось построить коммунизм?
— Потому, «Королевскийзамок», что в процессе его строительства кончается не только еда, но и все стройматериалы.
Вот так и жили. «Королевскийзамок» в воспоминаниях о прошлом, а Домсовет» красовался на обложках журналов, фотографиях и прочих изделиях.
И вот, почти достигнув совершеннолетия, готовясь войти в самостоятельную жизнь, «Домсовет» осиротел. Случилось несчастье. Родители скоропостижно канули в Лету вместе с «развитым социализмом» и недостигнутым «коммунизмом».
«Домсовет» и подозревать не мог, какая судьба ему уготована и как забавные анекдоты могут быть столь пророческими. Сразу же после поминок сбежались к «Домсовету» «опекуны».
Обещали ему, что будут холить, лелеять, обувать, одевать. Ах, какие одежды обещали! Ах, какую обувку разнообразную сулили! И не просто припудрить, а заграничный шик-фасон устроить.
Вот так и оказался «Домсовет» в заложниках у «опекунов». «Коммунизм не строим, но мозги продолжаем пудрить и светлое будущее обещаем».
Шли годы, десятилетия...
«Домсовет» физически и морально был опустошен. Безответственно брошенный на прозябание, он уж было потерял надежду на обещанное светлое будущее. Но, наступил день, когда уже очередные «власть имущие» провозгласили:
«Домсовет» - жил, живет и будет жить!»
Официально, твердо так пообещали. Вот только надобно денежек собрать на выкуп заложника. И наскребли по сусекам денежки немалые. И освободили «Домсовет» от «опекунов».
У ссутулившегося и бледного «Домсовета» расправились плечи, появился румянец. И уже грезилось ему наивному славное будущее: «жизнь так сладостно бурлит и запах парфюм обволакивает, пьянит».
Он был старый, многое повидавший. И как в воду глядел.
Сначала была прелюдия, как и полагается с импровизацией. Распространились слухи о болезни «Домсовета». Мол, хворь такая, что и жить невмоготу. Да и ухаживать за больным обойдется дорого.
Говаривали, что и размер у него кое-где маленький. Но нашлись очевидцы и доказывали, что видели все-таки вполне достойный.
И как финал этюда – официальный диагноз: «Домсовету» не жить.
Насмотревшись и наслушавшись, у впечатлительного «Домсовета» голова пошла кругом, вокруг потемнело. Но собравшись силами, он иронично улыбнулся и выдавил из себя:
- А идите вы все в … !
«Домсовет» свободно выдохнул и … самоликвидировался.
- Эх « Домсовет», «Домсовет», им уходить- то и не надо - прошептал мудрый «Королевскийзамок», вздохнул и тихо уснул.
Коротко о концепции «Обустройство территории вокруг Дома Советов в г. Калининграде», представленной архитектурным бюро «Студия 44».
Во-первых, по поводу эмоциональности рассуждений реципиентов (подготовленных и не подготовленных):
- эмоции проявляются от впечатлений, а архитектура, как и любой вид искусства, создается в основном для впечатлений;
- здание Дома Советов узнаваемо и с точки зрения архитектуры, является знаковым, неординарным объектом, независимо от того, нравится он кому-то или нет;
- здание Дома Советов является не идеологическим символом, как многие пытаются подменять понятия, а знаком (знаком архитектурного стилистического направления 50-70 годов прошлого века, примеров которому очень мало);
- у комплекса в представленной концепции, к сожалению, признаков знака ( знака места) не наблюдается, а воспринимается он как гипер - нагромождение коричневых домов-призм жилого микрорайона (все-же рассматриваемая территория достойна знакового объекта);
- не открытость информации о поставленных задачах, потенциальном инвесторе, финансировании и манипуляция о состоянии здания дают повод к недоверию.
Концепция «Обустройство территории вокруг Дома Советов в Калининграде»
«Пламенные башни» в Баку ( пример «знакового» комплекса).
Музей Гуггенхайма в Бильбао (пример «знакового» здания).
Во-вторых, конструктивно (без эмоций):
- не проведен архитектурный конкурс, как того требуют ПЗЗ г. Калининграда;
- отсутствует задание на проектирование;
- отсутствует программный документ, на основании которого должен базироваться комплексный подход к ревитализации особо ценной городской среды и историческому ресурсу (отсутствие в концепции архитектурных и функциональных предложений по использованию руин «Королевского замка» является тому подтверждением).
- экскурс-посыл авторов концепции в типологию исторических элементов, как подоснову для планировочного решения является ложным, так как предлагаемый масштаб зданий ей не соответствует и тем самым «перегружает» северо-восточную часть территории;
- размещение 5 многоэтажных зданий апартаментов в северо-восточной части участка в предлагаемой объемно-планировочной композиции является избыточным, отчего визуально весь комплекс воспринимается случайным, массивным формообразованием;
- предлагаемая морфология объектов однообразна, создает типологию жилого квартала и категорически неуместна для рассматриваемой особо ценной городской среды.
- Бабушка, почему меня в школе все называют "лошарой"? - Внучек, ну какой же ты «лошара»? Пиджачок в брючки, брючки в гольфики, на гольфики сандалики. Красавчик!
Как ни казалось бы странным, но этот трогательный, анекдотичный диалог, имеет свои осязаемые очертания среди нашего повседневного окружения. Имеется ввиду , здания, сооружения, озеленение, средства городского благоустройства, с которыми взор человека сталкивается ежедневно. На городскую среду, как на этого мальчика , напяливают нелепые одеяния в виде бутафорских декораций (покраска стен десятиэтажных зданий «типа» фахверковой конструкции или арок. пошлой лепнины). Роль «бабушки» здесь исполняют властные структуры, которые и утверждают это сакраментальное - «красавчик». Архитектура ( если этот термин в данном контексте уместно употребить) имеет свойство публичности. И народонаселение, растворяясь в этом распущенном пространстве и привыкая к нему, вольно или невольно, тоже становится составной частью этой «лошарской» среды. Приезжие, обремененные долгой жизнью в глубинке, но не обремененные критическим мышлением, увидев стену здания с разрисованными фахверками, несуразными башенками и фронтонами, легкомысленно принимают их за отремонтированные объекты старой эпохи или такой современный, замысловатый местный тренд, который им не дано понимать, ввиду осознания своей ничтожности, перед образцами « высокого искусства»( « сами мы не местные, поможите люди добрые »). Нет сомнений, что многим обывателям, не только приезжим, приходится по душе такого рода « забавы» в архитектуру. Если местное сообщество все это принимает, тогда определенно становится известно, где уготовано ( находиться) место для этого сообщества и уровень его развития. И это необходимо принимать как должное, без всякого на то смущения и неловкости. Зарубежные же гости, люди корректные, деликатные, не огорчают местных обитателей своими умозаключениями и ярко выраженными эмоциями. Но, не трудно прочитать на их лицах выражение недоумения. Ну не носят теперь такое! НЕ-Е-Е НО-О-О- СЯТ! На самом же деле , происходит фальсификация исторического процесса ( архитектура является его отражением), из-за неспособности всего сообщества определить цели и методы их достижения, наряду с ненадлежащим профессионализмом для воплощения. За бутафорской лживостью скрывается реальная опасность культурного обесценивания среды обитания и для следующих поколений. Представление романтического образа места, в виде силуэтов прошлых эпох, все эти подражательские изыски ( к тому же скверно обозначенные) - ничто иное , как профанация профессии одних и заблуждение других. Это - инфантильность и безответственность. И совсем беда, если наличествует такое качество у людей, уполномоченных принимать решения. Показательными примерами являются , множество убогих многоэтажек, торговый центр «Европа», так называемая « Рыбная деревня». И конечно в этом ряду «шедевральный образчик» китча - « Резиденция королей». Здесь , создатели сего явно когда-то не доиграли в песочнице. Продолжением этого ряда явился капитальный ремонт жилых домов по Ленинскому проспекту. Уместно ли, типовые блочные дома со свойственными им параметрами окон, высотой, внутренней планировкой, « одевать» в бутафорские одежды со сплошной имитацией проемов для окон, которых нет, дробить масштаб здания и искажать пропорции? Боковые фронтоны (« пиджачок в брючки»), созданные из нескольких типовых повторяющихся элементов ( привезенных со склада ширпотреба), режут глаз. Гипертрофированно возвышаясь над коньком кровли , странным скруглением, примыкая к ней, создают иллюзию - чихни и упадут. К ним присоединились « два брата великана» ( два вентканала) , обозначив свою важность на фасаде. Первый этаж здания небрежно делится на две части с разными фактурами без элементов сопряжения ( отделка плиткой под кирпич с рустовкой - « гольфики в сандалики»). И многие другие «школярские проступки», глумливо развлекающиеся над понятием « пропорция» , а в итоге над здравым смыслом. Вместо зданий, характеризовавших бы статусность, весомость главной улицы города, динамику ее развития, получили объекты, отражающие стилистику, масштаб, местечковость и провинциальность городов, типа Полесска , Знаменска. Даже, если это отдельные здания, то думать о малом необходимо стратегически, масштабно, как о составной части системы. Дорогостоящие проводимые ремонты — это временное и не эффективное решение проблемы реконструкции Ленинского проспекта. Необходимо иметь программу о переменах - уместных, благотворных, долговременных. Не под праздники, юбилеи и крупные мероприятия, а для людей. Было бы целесообразным производить поэтапный снос жилых домов уже физически и морально устаревших и на их месте возводить здания общественного назначения. Ликвидация жилой застройки, не имеющей ценностных характеристик вдоль проспекта, даст возможность изменить масштаб и морфологию зданий, избавиться от многочисленных лестниц магазинов, эффективно использовать земельные участки, в том числе и подземное пространство, Да и нынешним жильцам этих домов улучшить условия.. А в конечном итоге улучшить и всю уличную среду. Да, надо отдавать себе отчет в финансовых ( хотя квартир там не так много) и юридических сложностях при реализации таких программ. Но это и есть движение вперед. Иначе, навязчивая болезнь «псевдоисторизма» , обозначившаяся обильной «сыпью» на просторах всего региона, обеспечит путь к культурной деградации. Ну, а если нет способности освободиться от болезни ( есть подозрение, что диагноз - хроничность) , то остается калининградцам мерить время, сидя у клепсидры, заниматься самоудовлетворением и смотреть, как над ними засверкает надпись: « время истекло» . Перефразирую незабвенного Козьму Пруткова: « Хочешь быть" лошарой" — будь им! »
История создания и разрушения памятников, скульптур на постсоветском пространстве однообразна и вместе с тем причудлива. Калининградская область не является исключением, и при этом являет собой довольно показательный пример. Со времени её образования на постаментах одних деятелей появлялись скульптуры других, потом третьих. Художественная ценность была на втором плане, позади идеологической. И если ситуация того времени понятна и объяснима, то сегодняшняя хоть и объяснима, но не понятна. К ряду достойных памятников, таких как Шиллеру, Канту, Пушкину или скульптурной композиции «Борющиеся быки», начало 21 века добавило образцы творчества, соответствующие нынешнему менталитету. Новейший пример - это скульптурный проект «добрый Кант», по версии авторов презентующий доброжелательность обитателей края. Это нельзя назвать скульптурой, претендующей на произведение искусства, о чем авторы сами признаются, но нельзя проигнорировать и её появление в городской среде. Его можно рассматривать как декорацию, как своего рода фейк.
Разукрашенный «добрый Кант» выглядит марионеткой из театра, а мимика его лица и эротичные губы скорее выдают иронию и насмешку, чем доброжелательность. Представители Янтарного пошли дальше и предложили разместить «доброго Канта» у себя и посыпать его янтарной крошкой. Зрелище еще то!
В искусстве очень важно не перейти ту тонкую грань, где великое становится смешным. В таком случае творение перестаёт быть искусством, а становится ремесленничеством в худшем его выражении. В городе, где родился Леопольд фон Захер Мазох тоже были попытки коммерциализации его имени и того, что связано с его творчеством. Там поняли ущербность такого действа.
Важно, чтобы имена достойных людей, за которых ни они сами, ни их родные не смогут постоять, не использовались всуе. Можно пряники выпекать «Сладкий добрый Кант», варить карамельки на палочке «добрый Кант», вместо петушка. А еще можно, зазывая гостей в регион, натянуть на известное летательное изделие резинового улыбающегося «доброго Канта» с надписью: «не смешите наши «искандеры ».
Добродушие, о котором пекутся авторы проекта, проявляется не в памятниках, не в скульптурах, не в пиаре, а в поступках. Поступки могут быть и в отношении к тому, что нас окружает.
Тем временем окружают нас и так называемые произведения прикладного искусства. Объединение существовавшего памятника рыбакам с «подаренной» статуей Николая Чудотворца у спорткомплекса «Юность» показывает несуразность такого соседства, это разные стилистики. Если св. Николай - покровитель путешественников, то при чем здесь меч? Добрые люди знают св. Николая, как покровителя детей. Наверное, в детстве авторам сего произведения св. Николай по традиции 19 декабря не приносил подарки под подушку. Иначе они бы изобразили его добрым дедушкой, это, знаете, как-то добрее.
Но городу предстоит пережить еще одного святого — князя Владимира. Памятник ему власти Калининграда обещают скоро презентовать. Здесь без слов. Насильник, убийца и святой в одном лице - это нечто. Пример для воспитания подрастающего поколения.
На просторах области еще можно обнаружить и образцы эпохи «женщины с веслом». Вот в Балтийске на самом видном месте стоит скульптура матери, на плече у которой девочка (а может мальчик), с оторванной рукой. И вот уже много-много лет они в таком виде провожают (а может встречают) проходящие по каналу корабли. И на этот факт долгие годы добрые люди никак не реагируют. Просьба к добрым дядям или тетям власть предержащим в Балтийске: если их руки все таки дойдут когда-нибудь до руки мальчика (или девочки), то лучше пусть снесут всю скульптуру. А то по недоразумению приделают ручонку поднятую не вверх, а вниз. И скульптура примет очертания «мать с ребенком на паперти». Символизм. Как бы чего не вышло. Ведь эти места по праздникам часто посещают губернаторы, премьеры и «сам». Хотя, если годами не замечали ребенка без руки, то куда тянется рука ребенка всем наплевать. Добрые люди.
Или вот в поселке Рыбачьем находится памятник в виде скорбящего солдата. Исполненный в чудовищных пропорциях, он не вызывает ничего, кроме недоумения. Лучше установить, в традициях советского времени, просто памятный камень, к которому еще не прикоснулась рука «творца». Примечательно что никого - ни депутатов, ни «мотоциклистов», наверное каждый год возлагающих на 9 мая цветы к этому монументу, не смущает обезображенная, я бы даже сказал комичная, фигура советского солдата.
В селениях можно лицезреть скульптуру падающего солдата с выкрашенным в черное автоматом и покрашенными в желтое венками на столбиках. Провинциальный такой дизайн. Лицо воина в зеленой каске и с красной звездой. Ваятелям сего и в голову не пришло, что эта эстетическая убогость обесценивает восприятие значимости этого места.
Танки, самолеты, бронетранспортер наезжающий на дерево у Дома офицеров - всё, что убивает и приносит разрушение, находится в городской среде. И по большому счету является признаком формального отношения к памяти о войне, а о людях тем более. Танкам место в музеях.
Ведь проще всего установить танк на постаменте , чем создать эмоционально впечатляющий объект или выделить квартиру ветерану. Городская среда, наполненная оружием для уничтожения человека, как-то не способствует выработке чувства доброты. И никакой «добрый Кант» не поможет.
Танки и орудия преследуют уже и умерших, похороненных на мемориальном кладбище в Медведевке. Им, воевавшим, как никому было известно назначение всех этих средств. И живых, и мёртвых преследуют орудия смерти и разрушения. А совет по культуре в это время обсуждает самый насущный вопрос культуры: где будут размещаться палатки для продажи изделий из янтаря?!
Пока городская среда и люди, её создающие, будут таковы, то и улыбка у народонаселения будет не добрая, а натужная, вымученная, как у представленного на обозрение «доброго Канта».
P.S.В середине девяностых я предложил представителю Калининградской общественной организации защиты прав репрессированных возможность установить памятник жертвам политических репрессий на треугольном участке на разветвлении проспекта Мира и проспекта Победы. Даже названия проспектов говорят о предназначении памятника — победа приносит мир, а мир возрождает справедливость и память о миллионах неповинных жертв репрессивных режимов. Было понятно и обозначено, что такой памятник должен непременно вызывать сильное эмоциональное воздействие, чтобы в сознании человека отложилось понимание, что такое не должно повториться. Сейчас на этом месте большой цветочный павильон.