Недавно стало известно, что региональные власти задумали вложить немалые суммы в реконструкцию пос. Железнодорожный. Представленные предварительные эскизы напоминают стиль «ванильного Ленинского» – вот этих хрущевок, облепленных каменной ватой, с изрисованной декоративной штукатуркой поверху.
Илья Заболотнов в своем блоге на Facebook опубликовал суждение о том, почему в Железнодорожном нельзя допустить повторения «хрущевского» сценария.
Публикуется с согласия автора, Ильи Заболотнова
Почему нужно срочно изменить ход ремонта домов в Железнодорожном
________________
Все знают, что бывший Гердауэн – важнейший памятник, но понять, почему его архитектура действует на нас именно так, невозможно без глубокого изучения темы. Удивительная, магическая атмосфера Гердауэна возникла не в процессе естественного развития города. За ней стоит скрупулезный труд архитекторов и строительных мастеров прошлого, в первую очередь – архитектора Хайнца Штоффрегена.
До 1914 года облик Гердауэна был совсем другим. Это был аляповатый сельский классицизм, ничем особо не примечательный, в котором терялись фрагменты более ранней городской ткани, как и везде в Восточной Пруссии. Однако, когда после первой мировой войны разрушенные области поделили на 24 восстановительных района, то в каждый из них прислали архитектора, отвечающего за свой участок. В Гердауэн попал Хайнц Штоффреген из Бремена, и он отнесся к своей задаче с огромной ответственностью и одновременно творческой смелостью.
Что сделал Штоффреген? Во-первых, убрал весь классицистический декор со зданий севернее рыночной площади (здания к югу от площади не горели). Во-вторых, выделил самые ранние и интересные архитектурные формы и использовал такие же на более новых домах. Выровнял этажность. Значительную часть зданий он тщательно спроектировал с нуля, использовав в качестве референсов три старинных дома в Голдапе – на Мюленштрассе, Лоссовштрассе и Тёпферштрассе. Он создавал не отдельные здания, он конструировал город целиком, как законченный архитектурный ансамбль.
Для вновь возводимых зданий Штоффреген активно использовал едва заметные эрративы. Где-то линия стены чуть изогнута, где-то есть небольшая асимметрия или арка специально чуть неправильной формы. Он лично следил, чтобы это было реализовано именно так – в 1915-1918 годах он все время находился в Гердауэне для авторского надзора. Эти эрративы очень важны и ценны: это одновременно и историзм par excellence, и немецкий экспрессионизм, который делает Гердауэн похожим на декорации к фильму «Фауст» Фридриха-Вильгельма Мурнау 1926 года.
Практики капитального ремонта подразумевают полное уничтожение этих эрративов. Как и аутентичных материалов, которые в Железнодорожном много где хорошо сохранились.
Опубликованные Оксаной Астаховой эскизы не только радикально изменяют исторический облик зданий, они, увы, объективно очень плохи со всех точек зрения – архитектурной, эстетической, культурной. Это отсутствие единого стиля, пропорций, гармонии. Имитация фахверка – но такого, который не мог бы быть функциональной конструкцией. Классицистические элементы (как те, которые убрал Штоффреген, только хуже) – на здании совершенно не классицистических пропорций. Это даже не поделка под старину, это нарочитое, вызывающее игнорирование культурного и исторического контекста, его демонстративное высмеивание.
Если опубликованные эскизы будут реализованы, то вся ценность Железнодорожного как объекта туризма будет полностью уничтожена.
К счастью, наследие Штоффрегена хорошо изучено и документировано. Его крупнейшим исследователем является Нильс Ашенбек (Nils Aschenbeck, род. 1965; PhD по архитектуре с 1997), и у него есть множество публикаций, с фотографиями и чертежами. Я не верю, что он не был бы рад помочь – скорее всего, он всю жизнь мечтал о подобной просьбе.
Как указал архитектор Дмитрий Сухин в одном из своих докладов о восстановлении Восточной Пруссии в 1915-1918 годах, «тогда больше прочего опасались всевластия местного каменщика». Спустя сто лет эта опасность угрожает архитектуре Калининградской области как никогда.
Работы в Железнодорожном уже начались, но по состоянию на 14 июля 2019 года ничего непоправимого еще не произошло. Но в ход ремонта нужно вмешиваться срочно – иначе Калининградская область потеряет важный культурный актив с ценным экономическим потенциалом.
(Фотографии из книги Wasmuths Monatshefte für Baukunst und Städtebau, 1922/1923)
Буду очень благодарен, если вы сочтете возможным поделиться этой записью.