Меня интересует только звук, и то воздействие, что было задумано и получено фактически организаторами.
Если в общем — да, наш фестиваль на десятилетие собрал много достойных и разнообразных исполнинтелей. Лично мне пришлись по душе ребята из «The Syndicate», сварившие очень оригинальный суп из фолка, джаза и фанка с современными приправами. Прямо скажем, пища для подготовленного человека с мозгами, отсюда и рецензии об их якобы «непонятности», «неудобоваримости» и «элитарности». Понятно, что если у кого-то нет зубов и оный или совсем не привыкал, или уже отвык (что реже) питаться самостоятельно, то и пищу ему нужно предварительно перетирать и вливать в открытое горлышко через ситечко. (У мудрого народа чукчей эту почётную обязанность ублажать гостя и пережёвывать твёрдые куски доверяли старшей жене). Иначе будет как в телеящике, где застолье просто не может быть без какого-либо порошка или микстуры — желудок САМОСТОЯТЕЛЬНО работать уже не может. Этакий современный инвалид, мечта лечащих его всеми способами. А с экономической точки зрения — идеальный потребитель.
А как же легендарные уже ZAZ и Candy Dulfer, спросите вы? Это же были бомбы! И всему городу понравились! - Да, и мне тоже, благо я разбираюсь на сегодняшний день во многих музыкальных течениях. И их первые работы были вполне джазовыми на слух (конечно, у каждой по-своему), да и концерты тогда СЛУШАЛИ, Только вот незадача — в минувшие выходные прекрасные девушки, что называется, раскачали многотысячную толпу не только джазом (каковой фестиваль и был трубно анонсирован).
Это, ребята, были уже современные электрические течения, с массой электронных примочек, операторов и диджеями, работающими на СОВСЕМ ИНЫХ принципах звукового воздействия. И рассчитаны они отнюдь не на человеческую думающую личность, а на залы и стадионы, где работают совсем другие законы психологического воздействия — стадные (специалисты согласятся). Именно поэтому на таких шоу и постоянно кричат «ручки вверх!», и массы в едином порыве дёргаются в едином незамысловатом ритме. И успехом здесь (в отличие от концертных залов типа «Олимпии» с джазменами на сцене) является не просветление мозгов, а их полная дефрагментация, т. е. стирание. А что — очень приятно, обезбаливает, всё забывается, жизнь прекрасна!
На второй день случился конфуз, который пресса или вообще не заметила, или, заметив, слегка посетовала: на выступлении Dulfer звук был какой-то «нехороший» и «некачественный». Я же скажу — при всём профессионализме саксофонистки и её команды наша техническая музыкальная команда не была готова к такой музыке. ДА, в глазах мировой звезды и её спутников Калининград полностью облажался! Таких зарывающихся низких частот я не слышал со времён первых колхозных дискотек 70-х с КИНАПовскими усилителями! Причём проскользнуло прикрывающее этот стыд игривое объяснение — мол, оператора заменили на «старика Феоктистова», и тот по ошибке врубил рок-звучание. Ну, не знаю, кого из наших Феоктистовых подразумевал дока-корреспондент, только вот на «Калининград-ин Роке» зрители никогда такого сраму не слышали. (Кстати, и не услышат на его скором продолжении 28-29 августа в сквере Московского проспекта).
Почему же случился этот прокол? - Вот здесь мы и поймём, какой пирог нам приподнесли, о вообще — джаз ли это был.
Первое отличие джаза от других направлений музыки — это наличие синкоп, т. е. смещение акцента с сильной доли такта на слабую, несовпадение ритмического акцента с метрическим (не верите — проверьте в любой энциклопедии). А практически это означает, что под такую музыку крайне трудно совершать однообразные танцевальные притопы-прихлопы, требуется довольно развитое чувство ритма и танцевальные способности уровня бальных классов.
Но — это же свойственно и рэгги, и фанку, и некоторым другим стилям. Только вот в последние десятилетия среди молодёжной клубной музыки появились психологически агрессивные направления, главное ударное воздействие происходит именно низкими и СВЕРХНИЗКИМИ частотами. Читаем в Википедии:
«...драм-н-бэйс — это форма
То есть услышанные нами на фестивале заводные хиты, под которые дёргались ноги и хлопали руки, были разными направлениями КЛУБНОЙ музыки, которая технически должна воспроизводиться не просто на мощной концертной, а на специальной аппаратуре с расширенной частотной характеристикой. (О воздействии сверхнизких частот на организм и мозг человека можно прочитать в любом современном справочнике).
Вот потому и хрипели динамики во время работы всей электронно-заточенной бригады Candy, что технари-организаторы не готовились к такой продвинутости. У других участников фестиваля звук был вполне профессионального качества — так то ж был ДЖАЗ!
Зато дамы бальзаковского возраста вместе со своими несовершеннолетними чадами смогли на собственном организме почувствовать всю специфичность и наркотическую силу современной клубной музыки, куда они уже (или ещё) не ходят ввиду фейсконтроля.
На фестивале было заметно много детей разного возраста. Школьного возраста ребятня шумно носилась между рядами во время выступлений классических джазовых коллективов. На завершающих выступлениях каждого дня дети так же, как и родители, синхронно (хотел сказать маршировали) прыгали под умилённые взгляды родителей и окружающих. Ещё в начале концертного вечера, сидя на стуле, в перерыве я спросил у пары уставших от беготни мальчишек: а вам эта музыка нравится (звучало что-то реально джазовое)? Ответ юных меломанов был категоричным: отстой. Вот вчера (мы сами не были, но нам рассказали родители) под Гришковца оторвались все!
То есть мерилом джаза является способность выступающих ввести публику в состояние рэйва (транса). И похоже, это мнение не только школяров, но и организаторов. Тогда возникает вопрос:а какова разница между возвышенно-просветительским джаз-фестивалем, и той же с позором изгнанной «Кубаной»? И здесь и там народ балдёжно отрывается, пьёт пивасик, женская половина бесконечно щебечет, и все носятся туда-сюда за закуской во время исполнения нетленных шедевров. И детей приводят не для того, чтобы привить хороший вкус и способность понимать гармонию, чтобы рассказать им что-то развивающее, а чтобы но время заменить им компьютер с планшетом запрещёнными пока по возрасту мощными клубными сверхнизкими. Ну и?
После завершения последнего концерта я вышел из зоны фестиваля, и буквально через 50 метров оказался в толпе молодёжи, отрывающейся в клубном хаусе и хип-хопе под колонки стрит-бара. А чуть справа поселителям другого заведения убиенный Круг рвал душу «Владимирским централом». Джаз? Какой ещё джаз?
А впрочем, уже давно среди гламурной молодёжи джазом называется вообще вся музыка, несущаяся из динамиков, по причине модности самого термина. Так что у нас в Калининграде всё — джаз, с чем вас и поздравляю!
Gianna Nannini - Come Una Schiava
Хочу напомнить, а скорее уточнить, что мою авторскую передачу «Радио Марс» теперь можно услышать и посмотреть каждую среду в рок-кафе «Пыль Винила» (г. Калининград, ул. Клиническая 25, ориентир — высотка за памятником Маринеско), с 12-00 до 24-00, то есть от открытия до закрытия. Я буду делиться с пришедшими своими богатыми собраниями старой, и порой забытой или неформатной ныне музыки (не обязательно РОК направления). Буду выполнять заявки. Замечу, что эта музыка, благодаря разработанной мной концепсии, кроме удовольствия способствует развитию нейронных связей мозга, развивает креативность, способность к самостоятельному оригинальному мышлению, устраняет клиповость мышления, что крайне востребовано у представителей многих профессий. В ближайшую среду, 5 августа, упор будет на итальянской эстраде 60-х годов, и вообще на музыкантах всего мира шестидесятых. А в последующем выбор будет во многом зависеть от пришедших.
Одна из причин переноса времени моих программ — дать вам возможность «продегустировать» немного мою музыкальную кухню в обеденное время (в заведении прилично кормят, есть гриль и фирменные пельмени), есть открытая солнечная веранда и чудесный вид на Нижнее озеро.
Всего доброго!
Ваш Виктор Марс (facebook:Victor Mars)