Начну с ошеломляющей для интересующейся молодежи новости – понятие «кислотная» музыка и «кислотный» рок возникли задолго до их рождения, в благодатные времена хиппи. Многие из поколения цветов интенсивно употребляли всякие медикаменты без рецепта, что приводило их в состояние полета с последствиями разной степени тяжести; это самое породило и «кислотные тусовки» (прообраз нынешних рэйв–дискотек), и «кислотных» музыкантов.
Один из основоположников этого направления Джерри Гарсия (Jerry Garcia) (полное имя Джером Джон Гарсия, Jerome John Garcia), родился 1 августа 1942 года в Сан-Франциско, и стал отцом – основателем собранной там же в 1965 году культовой группы «Grateful Dead». Название «Grateful Dead» («Благодарные мертвецы») было взято из предания, распространённого в разных культурах, о человеке, похоронившем мертвеца, которого по каким-то причинам отказывались хоронить другие. Позже этот человек попадает в беду, и дух «благодарного мертвеца» выручает его.
В конце 1960-х «Grateful Dead» вместе с «Jefferson Airplane» и некоторыми другими рок-группами стали основоположниками американского психоделического рока. И в своем творчестве, и в подходе к коммерческой стороне проекта Джерри Гарсиа был настоящим «хиппи из Фриско». Жил в коммуне Кена Кизи «Merry Pranksters» и даже играл на банджо какие-то кантри–песни, любил играть вживую, а вот студийные альбомы группы долго были убыточными.
«Grateful Dead» играли на легендарном фестивале Вудсток в 1969 году, но как сами участники группы, так и поклонники не были полностью довольны этим выступлением, оно сопровождалось техническими проблемами (одного из музыкантов даже ударило током от микрофона). Поэтому фрагменты их выступления на Вудстоке отсутствуют на официальных релизах записей с фестиваля. Бурная «кислотная» жизнь Джерри Гарсиа привела к череде проблем со здоровьем, в результате в 1995 году его сердце не выдержало. А 3 августа 2002 года не забывшие день рождения фронтмена музыканты «Greatful Dead» вновь сыграли вместе. Так что вспомним сегодня музыку Джерри и не будем повторять его ошибки!
"Grateful Dead" - Touch Of Grey
В отличие от Джерри Гарсиа, Джо Линн Тернер (Joe Lynn Turner, настоящее имя - Джозеф Артур Марк Линквито) родился 2 августа 1951 года, закончил американский институт и успел потренироваться на каверах Джими Хендрикса: «Free» и «Deep Purple». В 1976 году Тернер добился своего по-настоящему первого успеха с «Fandango», группой, которая играла смесь R&B, поп-музыки, кантри, джаза и мелодичного рока. Он там пел и играл на гитаре. После распада «Фанданго» Тёрнеру позвонил легендарный гитарист «Deep Purple» и «Rainbow» Ричи Блэкмор. На прослушивании Блэкмор был так восхищён, что сразу же включил Джо в состав «Rainbow».
До того, как Тернер присоединился к «Rainbow», эта группа была популярна в Европе и Японии, однако не достигла такой же популярности в США. Благодаря вкладу Джо в музыку группы, «Rainbow» достигла популярности в США. Но эта же приверженность к американскому звучанию сыграла с Джо Ли Тернером злую шутку: когда в 1989 году старый друг Ричи Блэкмор пригласил его заменить Иэна Гиллана в «Deep Purple», в группе начались творческие разногласия, и под нажимом продюсеров Джо уволили. Образовав еще несколько составов, этот гитарист продолжает быть востребованным и сегодня. Вот что значат здоровый образ жизни и итальянские корни!
"Joe Lynn Turner" - Stone Cold
А теперь кое – что для любителей музыки полегче. 2 августа 1986 года "Lady In Red" Криса Де Бурга стала "номером один" в британском хит-параде, а ведь посвящена была собственной жене! И ведь самое удивительное - Кристофер Джон Дэвисон (настоящее имя певца) мог бы не петь вообще никаких песен как небедный сын известного ирландского дипломата и владелец родового замка Барги 12 века в графстве Уэксфорд. Свое сценическое имя он вял у предков матери, и известных предков – по ее линии он является потомком Вильгельма Завоевателя. Ну, и еще о его семействе: в альбом про «Леди в красном» входила также песня «For Rosanna», посвященная дочери музыканта, родившейся в 1984 году. Дочурка выросла, и в 2003 году стала победительницей конкурса красоты «Мисс мира». Эх, хорошо быть потомком Вильгельма…
"Chris De Burgh" - Lady In Red
Рядовому радиослушателю два десятилетия усиленно вдалбливается рафинированный образ музыки 80-х годов как эпохи этакого разухабистого диско. На самом деле и в те веселенькие годы многие музыканты продолжали пользоваться головой, и вот вам результат – совершенно не дискотечная, а new–wave и альтернативно–роковая группа «Tears For Fears» 3 августа 1985 года с релизом "Shout" возглавила чарт США. Песня провела на вершине хит-парада три недели. Никакой веселухи и оптимизма ребята не предлагали. Название дуэта было взято из любимой Роландом Орзабалом и Куртом Смитом книги по психотерапии и психоанализу «Первобытный вопль», где автор рассматривал слёзы как замену чувству страха, одолевшего человека («Tears as a replacement for fears»). И, конечно же, намного более звучное, чем первоначальный вариант «The History of Headaches» («История головных болей») – вот бы потомки призадумались!
"TEARS FOR FEARS" - Shaut
5 августа 1967 года вышел первый альбом группы «Pink Floyd», он назывался просто и понятно «The Piper at the Gates of Dawn» и до сих пор считается лучшим примером английской психоделической музыки. В автоматическом переводе читаем бредовый набор - «Волынщик у врат зари», хотя на самом деле это всего лишь название главы из любимой книги тогдашнего лидера Сида Баррета - "Ветер в ивах" Кеннета Грэма, где "The Piper" - это конечно никакой не "волынщик", а бог Пан играющий на свирели, и верный перевод диска - "Свирель у порога зари". Между прочим, альбом занял шестое место в английских чартах.
"Pink Floyd" - Interstellar Overdrive
Если вас эта музыка шокировала – напрасно, конец 60-х был ознаменован бурными экспериментами с электронным звуком благодаря появлению всяких транзисторов. И лидерство тех лет принадлежало вовсе не англичанам, а немецким прогрессорам с огромными нагромождениями самодельных шкафов – просинтезаторов. Первым клавишником тех лет по праву называют Клауса Шульце, игравшего в «Tangerine Dream» и родившегося 4 августа 1947 года. Эта «Апельсиновая мечта» звучала еще кислотнее, поверьте мне, выкладывать ее здесь я не буду – найдете сами при необходимости, или же приходите на Радио Марс – и увидите ее там.
В очередной четверг, 2 августа, на Радио Марс в «Репортёре» мы будем убегать от погодных катаклизмов. В начале программы, с 20 часов, посмотрим легендарный битловский мультфильм про Желтую Субмарину («Yellow Submarine»), потом походим по прохладным весенним питерским улицам, и если подойдут фанаты Муслима Магомаева – дослушаем еще несколько его музыкальных шедевров. Подготовлены очередные забытые хиты 60 – 70-х годов выпуска. Как всегда, программа гибкая и просьбы выполняются.
"The Beatles" - Yellow Submarine
Будьте здоровы! Не забывайте делиться с друзьями ссылками на этот проект – они тоже достойны хорошей музыки.
Ваш Виктор Марс.