Женщин-гитаристок, прославившихся на весь мир, мало. Женщин рок-гитаристок, завоевавших мировую славу и признание, еще меньше. В чем причина? Кто виноват? Шовинистские настроения мужчин-рокеров, считающих, что женщины априори не способны не только превзойти их, но даже играть с ними на равных, или большинство фанов, утверждающих, что женщина с гитарой да еще в тяжелом роке – это несерьезно? Тем более блондинка! Так или иначе, но на слуху немного имен: Сьюзи Куатро, Дженифер Баттен, Джоан Джетт, Кортни Лав (прости, господи!), ну и Лита Форд (Lita Ford). Вот о последней в этом списке, но далеко не последней в иерархии рок-музыкантов и пойдет речь.
Lita Ford - Dancin' On The Edge
Кармелита Розанна Форд (таково ее настоящее имя) родилась 19 сентября 1958 года в Лондоне в семье британки итальянского происхождения и американца мексиканского происхождения, и гитарой начала увлекаться в 11 лет. Поначалу все было не очень серьезно, и, кто знает, возможно мир никогда бы не услышал о ней, если бы не концерт «Black Sabbath», на который Лита попала в 13 лет. Мрачные риффы Тони Айоми сделали свое черное дело: Лита взялась за гитару всерьез. Это был шоколадного цвета Gibson SG, купленный за 450 долларов, которые будущая звезда скопила, работая медсестрой. Сначала она занималась с преподавателем, но это ей быстро наскучило и Лита занялась самообразованием, разучивая композиции «Black Sabbath», «Deep Purple». Ее кумирами в то время были Тони Айоми, Ричи Блэкмор и Джимми Хендрикс. Ей хватило всего пары лет, чтобы добиться такой беглости пальцев, которой могли похвастаться очень немногие гитаристы-мужчины.
Lita Ford - Hit 'n Run - Live at Wembley
В 16 лет она собрала свою первую группу, с которой выступала по клубам. Однажды, ее приятель из другой группы попросил Литу подменить на концерте заболевшего бас-гитариста, и именно в качестве басистки ее и заметил Ким Фоули, набиравший состав для «Runways». На тот момент «Runways» состояли всего лишь из гитаристки Джоан Джетт и барабанщицы Сэнди Уэст. Фоули пригласил Литу занять место бас-гитаристки, но она быстро объяснила, ему, что шесть струн для нее гораздо интереснее четырех, и вдобавок продемонстрировала свое владение гитарой. Ким Фоули капитулировал, и, поразмыслив, пришел к выводу, что две гитары в группе лучше, чем одна. Так Лита получила повышение на две струны.
Lita Ford - Falling In And Out Of Love
«Runaways» выпустили пять альбомов, но они не были популярны в США. Большинство людей видело в них просто сборище малолетних преступниц, хотя в Японии к ним относились так, словно они были королевами. Впрочем, кто их поймет, этих загадочных японцев. Порой даже самая посредственная группа, не поднимающаяся в США или Европе выше второсортных клубов, в Японии вдруг становится суперпопулярной. Для японцев практически каждый рок-гитарист - чуть ли не национальный герой.
Последнее выступление «Runaways» состоялось в 1979 году в Сан-Франциско (Калифорния) в Cow Palace, после чего группа окончательно развалилась. Но Лита останавливаться не собиралась, она решила заняться сольной карьерой. Этому решению поспособствовал Эдди Ван Хален, которого привела в восторг игра Литы. Он убедил ее не зарывать талант в землю.
Lita Ford - Back to the cave
В 1988-ом она выпустила альбом "Lita" и впервые попала в американские чарты с песней "Kiss Me Deadly" (15 место). Этот хит открыл путь для американского турне. А дуэт с Осборном "Close My Eyes Forever" позволил ей закрепиться в первой десятке Билборда (8 место). В США альбом поднялся до 29 места и позволил отправиться в мажорные турне с «Poison» и «Bon Jovi». Это был самый настоящий прорыв. То, к чему Лита шла все эти годы, свершилось. Планка была взята, она оказалась на вершине – стала звездой. Это означало концерты на лучших площадках мира в одной обойме со звездами первой величины, а также именные инструменты от фирмы B.C.Rich, в разработке дизайна которых Лита принимала самое активное участие. Вообще, эта фирма должна быть пожизненно благодарна глэм-рокерам 80-х за столь мощную раскрутку – ни одна команда, игравшая hair metal, не обходилась без инструментов B.C.Rich.
Lita Ford - Close My Eyes Forever
Альбом "Stiletto" (1990), хотя и был несколько слабее предыдущего, но все же попал в США в Тор 20. Он содержал песню "Liza", которая была посвящена матери Литы, умершей от рака, и римейк песни Элиса Купера "Only Women Bleed". Выход альбома ознаменовался еще одним событием – Лита сочеталась браком с Крисом Холмсом из «W.A.S.P». Этот брак был, мягко говоря, странным и неожиданным. Странным, потому что Лита сама не чуравшаяся огненной воды и прочих радостей рокеров, вдруг «закрутила гайки» в отношении мужа, запрещая ему не только пить, но и ходить по девочкам на гастролях. Лидер «W.A.S.P.» Блэкки Лоулесс, бывший не в восторге от этого союза, высказался примерно так: «Лита решила, что нашла в лице Криса этакого домашнего мальчика для битья. Не знаю, может они и будут счастливы от такой жизни». Увы, брак распался спустя год – Крис не желал мириться с диктатурой звездной супруги.
Lita Ford – Lisa
Попутно с музыкой Лита снимается в кино – в 1992 она появилась в эпизоде фильма 'Highway To Hell' в роли автостопщицы. В 1994 году после двухнедельного романа Лита Форд становится женой Джима Джилетта, экс-вокалиста «Nitro», свадьба состоялсь в пятницу, 13 мая.
В 1995-ом RCA отказывает Лите в поддержке и продвижении ее альбомов, и следующая пластинка под названием "Black" выходит на небольшой фирме «ZYX Music».
Альбом был более жестким, чем все предыдущие творения Литы. Он показывал, насколько она выросла за эти годы: вместо песен о сексе и рок-н-ролле ее тексты стали более глубоки и касались проблем жестокости среди молодежи. Изменились не только взгляды и имидж, но и музыка - гитара Литы звучит как никогда резко.
К побочным проектам Литы в то время можно отнести ее участие в саундтреке к телеверсиям фильма «Робот-полицейский».
Лита Форд: "Я играю на гитаре лучше, чем пишу, лучше чем пою, и лучше, чем двигаюсь на сцене. Я была и буду, прежде всего, гитаристкой."
Lita Ford - Hungry
В будущий четверг, 20 сентября, мой арт-проект «Радио Марс» в «Репортере» также в значительной степени будет посвящен музыке в исполнении женщин (об этом меня просила одна симпатичная гостья): мы посмотрим Janis Joplin, затем поподробнее послушаем гитару Литы Форд, ну а дальше – куда нас заведут непредсказуемые порывы марсианских радио – ветров.
Ваш Виктор Марс.
В тексте использованы материалы