RuGrad.eu

20 октября, 01:26
$96,42
+ 0,00
104,86
+ 0,00
24,28
+ 0,00


Екатерина Ткачева
отзывы: 0
«Выйти из тюрьмы и надышаться»
Газета "Дворник"
отзывы: 0
На базе школы алгоритм не работает
Вадим Еремеев
отзывы: 0
Центр Калининграда или скверик
Мария Пустовая
отзывы: 0
Город-театр: зрительский опыт в Железнодорожном
Борис Овчинников
отзывы: 0
Back in the USSR (Назад в СССР)
Oko Solomonovo
отзывы: 0
Нужно действовать! (видео)
Сергей Шерстюк
отзывы: 0
Энергобезопасность, ЖКХ и многострадальный Балтийск
Соломон Гинзбург
отзывы: 0
Портрет губернатора
Анна Пласичук
отзывы: 0
«Кошмар блошиного рынка»
Алексей Елаев
отзывы: 0
О повестках и программах: что кандидаты нам готовят?
Василий Британ
отзывы: 0
Жил-был «Домсовет». (то ли сказка, то ли быль)
Георгий Деркач
отзывы: 0
Снова об историческом центре нашего города
Илья Воробьев
отзывы: 0
«Тени Тевтонов»: Суждения о книге писателя Иванова
Никита Кузьмин
отзывы: 0
Роскомнадзор отказался от иска о блокировке RUGRAD.EU
Арсений Махлов
отзывы: 0
Про калининградский протест и правоохранителей
Аллеи Калининградской области
отзывы: 0
Пора сажать!
Дулов Владимир
отзывы: 0
Красивый и полезный отдых в Калининградской области
Екатерина Ткачева
отзывы: 1
Как из националистов не сделали террористов
Гражданский проект
отзывы: 1
Дело пожарных (видео)
Беник Балаян
отзывы: 2
Необоснованные и необдуманные шаги организации защиты Калининградского побережья Балтики
Экологический патруль
отзывы: 0
#леспобеды2019


Вести с Марса. Выпуск №13 Чеслав Немен - 2

День добрый, дорогие читатели. С наступившей вас осенью! Она нынче выдалась жаркая – во-первых, у американского марсохода сломался автоматический флюгер, он теперь не может марсианский ветер изучать; но зато перед этим он успел заснять не то космический башмак, не то дохлую змею (по мнению блогеров). А во-вторых, бушуют страсти вокруг моей идеи наречь Певческое поле ЦПКиО Калининграда именем Чеслава Немена. Из длительной интернет-переписки я узнал, что мне больше заняться нечем, а также услышал вопросы: неужели нет кого-нибудь «нашего» для этой цели, и вообще – кто это такой (читать мою статью почему-то многие посчитали делом для мозгов обременительным). Именно для таких посетителей интернета я сегодня и хочу продолжить, а заодно и отвечу на поставленные вопросы.

В начале 1969-го, Немен вместе с «Акварелями» выезжает на несколько месяцев в Италию, для выступлений и записи следующей пластинки. Вернувшись из Италии, Чеслав Немен, спустя два с половиной года с момента основания, распускает бэнд «Акварели» и создает новую и более серьёзную в профессиональном отношении аккомпанирующую ему группу – «Niemen Enigmatic» («Загадочный Немен»), в которой также играли одни из наиболее известных польских солистов-джазменов. В совершенно новом окружении Немен создаёт, пожалуй, свой самый монументальный и до сих пор не утративший своей популярности альбом под одноимённым названием "Niemen Enigmatic", в котором для создания музыкальных произведений Чеслав использовал стихи известного польского поэта-классика 19-го века Киприана Норвида. Главный персонаж поэтических произведений этого поэта - Генерал Бем - романтический герой польской истории, символ преданности людям и духу свободы, погибший за свой народ. Заглавная вещь альбома "Niemen Enigmatic" — «Траурная рапсодия памяти Бема» - 20-минутное музыкальное произведение, ошеломляющее своей масштабностью, глубиной, эмоциональностью и экспрессией. Критики оказались в затруднении, не зная, к какому жанру отнести подобную музыку. Что это? Поп-музыка? Джаз? Классика? Возрождение средневековой музыки, через призму современных идей? Или же синтез всех известных на сегодня музыкальных жанров и форм? Может быть, именно о такой мистерии мечтал в своё время русский композитор Александр Скрябин - один из ярчайших личностей мировой музыкальной культуры, говоря о музыке будущего? Там звучит звон колоколов, головокружительные гитарные пассажи в манере Джими Хендрикса, баховские взлеты органа и вакханалия звука в традициях фри-джаза, хор, поющий на латинском языке… Немен создал на редкость удачный звуковой образ, синтезируя соул и джаз, атональную музыку, блюз, славянские мотивы и живое поэтическое слово.

Изданный в 1970 году, через год альбом "Niemen Enigmatic" также становится в Польше "Золотым диском", разошедшимся более чем 150 000 экземпляров. Многие музыкальные обозреватели и критики считают, что он стал лучшим не только в сольной дискографии Немена, но и в истории польской рок-музыки вообще.

Czesław Niemen - Bema Pamięci Rapsod Żałobny


 

После успеха альбома "Niemen Enigmatic" многие восточно-европейские бит-ансамбли начали инструментировать свои мелодии «в стиле Немена». Но сам Немен никогда не считал себя «битовым» певцом. Он говорил: «…Я не знаю, что такое «биг-бит». Я знаю одно: любая музыка должна быть хорошей, должна нести добро людям... Я люблю и восхищаюсь "Девятой симфонией Бетховена". Но величайшим кладезем мысли для меня является Бах. Его тонкую, строгую музыку я сравниваю с негритянским блюзом…». В определённой мере альбом "Niemen Enigmatic" стал переломным и у самого Немена. Начиная с 1970-х годов, в его творчестве, в отличие от ранних соул-ориентированных работ, начинают преобладать "прогрессивные" веяния. Резко меняется формат музыки: вместо коротких, стандартных эстрадных и рок-песен появляются развернутые композиции с разно-стилевыми построениями. В них можно было услышать и фольклорные стилизации, и электронный авангард, и фанк, и многоуровневые импровизации. Чеслав Немен впервые в польской популярной музыке начал сочинять песни на стихи классических польских поэтов 19-го века. Также Немен сочинял песни на стихи Сергея Михалкова и планировал записать программу на стихи Сергея Есенина.

В начале 70-х, вместе с ансамблем «Niemen Enigmatic» Чеслав часто выступал с концертами по всей Польше. В 1972 - 73 годах Немен также сотрудничал со ставшим позднее флагманом польского авангарда арт-рок-психоделическим трио "SBB" ("Silesian Blues Band";) и успешно гастролировал с ним по всей Европе. Тогда же слава Чеслава Немена вышла далеко за границы Польши. Интерес к тому, что он пишет и исполняет, проявили крупные издательские фирмы грамзаписи Запада. Чеслав подписывает выгодный контракт на запись 3-х дисков-гигантов для известного европейского рекордс-лейбла "CBS", англо-американского отделения фирмы "Columbia Records", базирующегося в ФРГ. Один из них – "Russische Lieder" ("Русские песни";), вышедший в 1973 году, стал символом его любви к русской песне и русской культуре вообще. Фирма "CBS" серьёзно планировала выход грампластинок Немена на широкий англо-американский рынок поп-музыки, но для самого музыканта это уже не являлось принципиальным моментом, ему вполне хватало популярности.

Czesław Niemen - Kalakolczik (Kолокольчик)



Кто скажет, что у певца не русская душа в придачу к европейским корням?
На самом деле на пластинке среди русских оказались и украинские песни. Трудно поверить, что, познакомившись в детстве с этими песнями, он не знал белорусских. Тем не менее, на изданном в 1973 году диске белорусских песен не было. Сам же альбом получился достаточно интересным и необычным. Это действительно были ещё с детства любимые песни Чеслава Немена: «Выхожу один я на дорогу», «Бродяга». Все партии многоголосия, а также партии почти всех инструментов он записал лично сам, без чьей-либо помощи, чем буквально поразил опытных западно-германских звукорежиссеров. У музыкальных критиков существует стойкое мнение, что настоящие корни его мелодики стоит искать именно в синтезе славянской музыки с западными музыкальными направлениями. О самом же альбоме "Русские песни" Чеслав Немен сказал так: "Российский фольклор очень близок мне. В конце концов, я спел, те песни, что звучали в моём детстве...".

В начале 1974 года Немен собирает новый состав группы «Niemen Enigmatic», и с появлением нового состава название аккомпанирующего коллектива сокращается до «Grupa Niemen», весь год Чеслав активно выступал с этой группой по городам Польши. Тогда же в карьере Немена происходит ещё одно большое событие, чуть было не повлиявшее кардинальным образом на его дальнейший творческий путь. Музыканты культовой американской джаз-роковой группы с мировым именем "Blood, Sweat & Tears" ("Кровь, Пот и Слёзы";) присылают Чеславу личное приглашение приехать на прослушивание в Швецию, в город Мальмё, в качестве возможного солиста знаменитого коллектива, в тот момент искавшего замену своему ушедшему вокалисту Дэвиду Клейтон-Томасу. Чеслав Немен крайне спокойно отнёсся к данному заманчивому предложению, которое могло оказать большое влияние на его карьеру, он так и не выехал на прослушивание, предложение было отвергнуто.

На протяжении 60-70-х годов Чеслав Немен выпустил порядка девятнадцати альбомов и несколько десятков синглов, как на родине, так и на Западе. 15 дисков-гигантов было издано в Польше и четыре альбома вышли в Британии. Он начинает писать музыку для театра и телевидения, выступает в бит-мюзикле, сочиняет известное произведение «Реквием для Ван-Гога». В конце 1974 года Правительство Польши наградило Немена "Золотым Крестом за Заслуги".

Czeslaw Niemen - Jodełki, sosenoczki (Eлочки, сосеночки)


 

О выдающемся польском музыканте Чеславе Немене меломанам в СССР было известно ещё с конца 60-х. Осенью 1976 года польское артистическое агентство "Пагарт" совместно с организацией "Госконцерт СССР" организовали первые гастроли Чеслава Немена в Советском Союзе. Певец впервые посетил с концертами СССР. Его выступления в Ленинграде и в московском Театре Эстрады прошли при полных аншлагах. По воспоминаниям очевидцев, подобного концерта не было в Москве еще многие годы. Туда собралась вся интеллектуальная элита Москвы. В первом отделении Чеслав представлял композиции из нового альбома «Idée fixe», а во втором исполнил старые хиты и русские народные песни. Зал долго не отпускал уникального и гениального музыканта со сцены. В общей сложности музыкант провел 97 сольных концертов в СССР. Во время гастролей по Союзу певец побывал и на своей родине в Белоруссии, в местах в которых он родился. Увиденный развал и нищета настолько болезненно поразили его, что Чеслав даже специально засветил (дабы никому не показывать) взятую с собой фото-пленку, на которой хотел запечатлеть с детства знакомые места. При этом до конца жизни он всегда очень тепло отзывался о своей родине - Белоруссии.
В рамках этого турне Немен побывал и в Калининграде. С той же программой он выступил в киноконцертном зале «Россия», который конечно же был полон. Наши меломаны до сих пор вспоминают тот вечер, а кое-кому удалось даже встретить его на городских улицах.

Czesław Niemen - Ja wstrietił diewuszku


 

Начиная с середины 70-х годов Чеслав Немен все больше усложняет формы своих произведений и всё чаще обращается к электронным инструментам. Гастрольная деятельность артиста довольно сильно сократилась, хотя и явила собой несколько ярких "заключительных аккордов" к 20-летию его творческой карьеры - в 1979 году Чеслав Немен в очередной раз получает Гран-При Международного Фестиваля Эстрадной песни "Интервидение" в Сопоте с песней «Пока не пришла весна», и выпускает альбом "Postscriptum". За год до этого, в 1978-ом, Немен с джаз-роковой группой "Laboratorium" посетил с гастролями мекку всех буддистов и движения хиппи - Индию, а в 1980-ом совершил последнее крупное турне по Соединённым Штатам Америки. В тот же период Немен с успехом занимался сочинением мелодий для польского телевидения, создал музыку для нескольких спектаклей популярного театрального режиссёра Анджея Курылевича, а также написал музыку для нескольких фильмов знаменитого польского кинорежиссера Анджея Вайды.

Czesław Niemen - Co się stało matko z moim snem


 

Как это ни странно, однако, с нарастанием в Польше в начале 80-х новой политической активности и свободы слова, голос Чеслава Немена становилось слышно всё реже. Поскольку его работы уже не требовали присутствия других музыкантов, Немен стремился всё делать сам, постепенно полностью погружаясь в студийную работу.

Его предпоследний сольный альбом, изданный после пятилетнего "молчания" - "Terra Deflorata" - вышел в 1989-ом, а самая последняя студийная работа музыканта - альбом "Spodchmurykapelusza" увидела свет в 2001-ом, за три года до безвременной кончины талантливого артиста. Кроме этого, незадолго до смерти, Чеслав Немен создал интересное музыкально-поэтическое произведение "Диалоги", в котором использовал фрагменты из поэтических текстов русского советского поэта Владимира Маяковского и польского поэта Владислава Броневского, авторов в чём-то схожей и очень непростой судьбы, выраженной в их поэзии.

В последние годы жизни Чеслав Немен занимался благотворительностью (в 2001 году он пожертвовал средства для бедных школ Литвы), заботился и воспитывал двух своих дочерей и мужественно боролся с раковым заболеванием, ставшим причиной его преждевременной смерти. В ночь с субботы на воскресение 17 января 2004 года, в одной из польских больниц после продолжительной тяжелой болезни, в возрасте 64 лет, не дожив до своего 65-летнего юбилея ровно один месяц, известный польский музыкант Чеслав Немен скончался.

Czesław Niemen - Spodchmurykapelusza (2001)





В 1999-ом году, по рейтингу влиятельного польского еженедельника "Polityka", Чеслав Немен получил титул «Лучшего Польского Музыканта ХХ столетия». Для многих музыкантов, называющих Немена "Отцом Славянского Рока", его творчество служило и до сих пор служит источником творческого вдохновения. По признанию многих ныне известных представителей русского рока, ярчайшее творчество Чеслава Немена в 70-е годы сформировало мировоззрение таких музыкантов, как Андрей Макаревич (лидер группы "Машина Времени", Москва), Эдмунд Шклярский (лидер группа "Пикник", Санкт-Петербург). У него учились Бари Алибасов и Юрий Лоза, наш всемирно признанный джазмен Алексей Козлов. А "пражский соловей" Карел Готт признавался, что мечтал от природы иметь такой голос, как у Немена.

Итак, я отвечу на вопросы недоумевающих калининградцев:

Если в нашем городе увековечены имена никогда не бывавших здесь Шиллера, Маркса и Гагарина, почему нельзя сделать того же с именем всемирно (подчеркиваю) известного певца, музыканта и философа Чеслава Выджицкого (Немена)? Высота полета не та? Да нет, думаю, это наш кругозор сузился до телеразвлекательного прямоугольника, если нам неизвестно, что его имя в мировой культуре стоит рядом с Шопеном и Мицкевичем.
Если те самые «наши» певцы признают в Немене своего учителя – почему тогда сам учитель недостоин такой чести? Только потому, что «не наш»? – Тогда давайте срочно переименовывать в «нашу» пол-города. Даже за последний десяток лет на карте Калининграда появилось немало нерусских названий.
Про всемирно признанную революционность музыки Чеслава Немена я уже говорил, это же было признано, например, при проведении Калининградской областной филармонией в ноябре 2011 года Восьмого Международного фестиваля «Золотые мелодии джаза». Один из ведущих польских джазовых пианистов Артур Дуткевич «представил оригинальный проект, в котором он блестяще сумел воплотить творческий интерес к двум великим музыкантам – композитору-классику Фридерику Шопену и выдающемуся современному польскому рок-певцу и композитору Чеславу Немену.»  

А теперь давайте задумаемся – почему вообще присваиваются имена улицам, скверам и паркам. Владельцы этих имен не только внесли значительный вклад в копилку Истории, их дело продолжает до сих пор служить людям, помогает горожанам сквозь года НЕ ЗАБЫВАТЬ законов Гармонии и Гуманизма. Эти имена напоминают нам, как надо жить сейчас. Именно поэтому в прошлой своей статье я провел параллель между творчеством великого русского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого и великого польского композитора, певца и философа Чеслава Немена. Они жили и творили в одном и том же историческом отрезке. Стихи про «Все не так, как надо» и «Помедленнее, кони» переплетаются с «Убить в себе ненависть» и абсолютно актуальны сегодня в нашем искрящем от напряжения мире. В недавних своих выступлениях Юрий Шевчук и Борис Гребенщиков, не сговариваясь, повторили спетые Неменом пол-века назад слова.
Именно поэтому сегодня я повторяю:, имя Чеслава Немена станет прекрасным дополнением к Певческому полю, расположенному в Центральном парке Культуры и Отдыха. Тем более, что с ним соседствует памятник другому великому артисту – Владимиру Семеновичу Высоцкому. Два певца – хранителя уроков истории, два любимца народных будут олицетворять мудрость двух наций, добрососедство и их стремление к миру и гуманизму посредством проверенной годами культуры. Стремление Калининграда стать сегодня связующим звеном между Россией и Европой в полной мере повторяет опыт объединения Чеславом Неменом музыкальных традиций Востока и Запада.

Ведь мы же стремимся быть лицом России в Европе!

"Dziwny jest ten świat" (arr. Adam Sztaba)





Наш интерактивный опрос продолжается – не забудьте на главной странице Афиши информационного портал Rugrad.eu отдать свой голос.
В наступающий четверг, 6 сентября, на очередной программе Радио Марс в Репортере мы посмотрим полностью программу о Чеславе Немене, еще раз соединим музыку «Pink Floyd» с диснеевскими мультфильмами и улетим на крыльях соула на Дальний Восток.

При создании использованы материалы:http://ru.wikipedia.org/, http://muzey-factov.ru/, http://www.mp3-ogg.ru, http://www.youtube.com, http://alvisch.narod.ru/niemen.html

18+

Дети! Отдельные страницы данного сайта могут содержать вредную (по мнению российских законодателей) для вас информацию. Возвращайтесь после 18 лет!