За гранью
Практически всю свою жизнь Александр Лобанов провёл в психиатрической больнице. Глухонемой от рождения, страдающий тяжёлым психическим недугом, он недолго работал учеником слесаря на Ярославском моторном заводе. В 1947 году мама отправила своего «не такого, как все, сына» в психиатрическую больницу. В больнице Саша Лобанов начал рисовать.
Сегодня его работы хранятся в музеях Москвы, Лозанны, Парижа, Кёльна и других городов. О художнике Лобанове снято несколько документальных фильмов. Недоучившийся ученик слесаря стал классиком «Ар брюта», своеобразного направления в современном искусстве. Работы его и других художников, работающих в этом маргинальном жанре, калининградцы могут увидеть на выставке «Я - рисование!», проходящей в Калининградской художественной галерее.
Термин «Ар брют» придумал французский художник Жан Дюбуффе в 1945 году. С французского «Ар брют» можно перевести как «грубое, неогранённое искусство» (art brut). Обычно «Ар брютом» называют творчество душевнобольных, заключённых и других «просто чудаков-одиночек».
Как правило, художники от «Ар брюта» не имеют никакого представления о композиции, цветовой гамме, перспективе и прочих обязательных атрибутах изобразительного искусства. Они просто рисуют. То, что считают нужным, и так, как считают нужным.
Сталин, винтовка, Калининград и мама
Основным мотивом творчества Александра Лобанова стала... винтовка Мосина. Та самая легендарная трёхлинейка. В том или ином виде эта винтовка присутствует практически на всех многочисленных работах Лобанова.
Владимир Гаврилов, врач-психиатр, хорошо знавший и «открывший» Лобанова, рассказывает, что мосинская «трёхлинейка» как объект творчества появилась неспроста. Во время Великой Отечественной пациент психиатрической больницы хотел быть полезным своей Родине. В его поражённой болезнью психике родилась сумасшедшая идея: чтобы увеличить огневую мощь, надо делать «трёхлинейки» двуствольными. Ну и пошло-поехало.
Фото: один из более чем пятисот "парадных" автопортретов Александра Лобанова.
О том, насколько трёхлинейка Мосина может стать (и может ли стать) лейтмотивом для творчества, пускай и такого своеобразного, до сих пор спорят специалисты. Но жизнь Лобанова и жизнь его работ после его смерти - сама по себе очень трогательная и печальная история.
В больницу Александр Лобанов попал из-за своего агрессивного поведения. Агрессией характеризуются и первые десять лет, проведённые им в стационаре. Врачи рассказывают, что рисовать Лобанов начал в 35 лет. Он рисовал на любом клочке бумаги, который только попадал в его поле зрения. В его объёмной истории болезни записано, что в это же время начало меняться его поведение. Он стал более тихим и контактным. Владимир Гаврилов в своей статье «Феномен Александра Лобанова» рассказывает, что художник всегда улыбался, расчерчивая на белом листе бумаги рамку для своей будущей работы. По мнению Гаврилова, «белый лист был для Лобанова чем то вроде «порога», «окна» в иной, менее враждебный мир».
Впрочем, реальность, как её видел сам пациент, вторгалась в его творчество постоянно. На одном из рисунков щуплый маленький Саша Лобанов с пистолетом в руках защищает свою маму от рослого врача в белом халате. На другом - всё то же самое, только мать художника уже стоит вместе с врачом-психиатром, и маленький душевнобольной художник стреляет в них из пистолета. Лобанов, выросший без отца, очень любил свою мать. Однако, когда он попросил её забрать его домой, она отказалась. Так мать художника оказалась по одну сторону с врачами...
Иллюстрация: Картина Александра Лобанова "И.В. Сталин".
На границе
Попав в больницу ещё при живом отце всех-народов Иосифе Сталине, психика художника зафиксировала, что портреты усатого мужчины, висящие в больнице, это портреты «отца». В результате Сталин прочно поселился в рисунках Лобанова. На одном из рисунков Александр Лобанов изобразил самого себя на охоте. На нём - шляпа, на шляпе - Сталин, стреляющий из двустволки уток.
У Лобанова было своё представление о географии. Он менял материки местами, «передвигал страны». Один из его рисунков называется на «Литовско-кубинской границе». Другая его работа «подписана» названиями городов, почему-то ставшими значимыми для художника. Среди них есть и Калининград.
Почему далёкий Калининград стал значимым для Лобанова? Это навсегда останется тайной.
Александр Лобанов умер в 2003 году. Когда деревянное здание сельской психиатрической больницы пришло в негодность, его разобрали. Один из врачей унёс к себе домой целое окно. Ведь это было окно в том здании, где долгое время творил Александр Лобанов.
В рамках проекта «Я - рисование», представленном в Калининградской художественной галерее, представлены работы и калининградских «Ар брют»-художников.
Например, работа калининградского художника Геннадия С. Геннадий наблюдается в психиатрической больнице с 6-го класса. Рисовать он начал случайно. На выставке «Я - рисование» представлена его работа с характерным названием: «Если путь - это тьма впереди».
Иллюстрация: Геннадий С.: "Выбор прост: или ты в мире, или мир без тебя". В настоящее время художник больше не рисует. По его собственному утверждению, "потому что вылечился"...
Искусствовед Дарья Синельник рассказала «Дворнику», что в условиях современной перенасыщенности сознания, общество ищет в искусстве чистоту переживания и непосредственность выражения. Глубина и напряжённость эмоционального посыла, обусловленная высокой степенью значимости художественного жеста автора, одна из причин повышенного интереса к такому искреннему искусству, как «Ар брют».