Вместо профанации “народного волеизъявления” об исторических именах России, лучше бы вернули городам их исторические названия: Кёнигсберг, Романов-на-Мурмане, Ново-Николаевск и другие.
Лучше бы переименовали “Калининград”, а не его аэропорт.
Автор-М.В. Назаров.
И вновь возвращаемся к акции с присвоением российским аэропортам имен великих российских деятелей… Уж очень она высвечивает тупое советское наследие в головах правителей и оболваниваемых ими наших соотечественников… Речь пойдет о Калининграде и о протестах против имени Канта.
Как известно, знаменитый немецкий философ Иммануил Кант с 1758 по 1762 годы был гражданином Российской империи. Это произошло вследствие присоединения Восточной Пруссии, когда в ходе Семилетней войны Русская армия заняла Кенигсбергв 1758 году.
Жившие на этой земле пруссы были славянским племенем (как и население всей северной Германии в ее нынешних границах) или этнической группой смешанного славянско-балтийского типа. После колонизации Пруссии немцами, от первоначального населения осталось только название. Немцы построили в 1255 году замок, который при основании получил название Кенигсберг (Königsberg, по-латински Regiomontium, по-русски ‒ Королевская гора). По самой распространённой версии, замок назван так в честь короля Чехии Пржемысла Отакара II (при решающей помощи которого и был основан).
Когда в Восточную Пруссию пришла советская власть, город по коммунистическому обыкновению был переименован в честь большевика Калинина, который не имел ни малейшего отношения к истории города, зато его подпись стоит под массовыми расстрельными списками.
Сейчас в связи присвоением российским аэропортам имен великих российских деятелей к Калинину пытаются добавить имена советских военачальников А. Василевского или И. Черняховского. Им в голосовании “противостоит “Императрица Елизавета Петровна. В это голосование включено также имя философа Эммануила Канта, что вызвало протесты русских патриотов.
В частности, на сайте РНЛ была опубликована статья “Что делает русофоб Кант в списке Великие имена России?”. «Его присягу и прошение Русской императрице Елизавете Петровне нельзя считать искренними. Несмотря на самонаименавание Кантом себя её “верноподданнейшим рабом”, а также провозглашение своей готовности “умереть в глубочайшей преданности её императорскому величеству”. Ведь всего лишь за два года до этих фейковых присяги и прошения Кант в предисловии-посвящении к своей работе “Всеобщая естественная история” обещает “могущественнейшему королю и повелителю” Фридриху II служить “с высочайшим рвением до дня моей смерти” и подписывается его (короля) “нижайшим слугой”».
Разумеется, Кант был далек и от русского патриотизма, и от христианского мiровоззрения. Он был одним из создателей т.н. немецкой классической философии, которая пыталась обойтись “без гипотезы о существования Бога”. Соотечественник Канта немецкий теолог Г. Зигмунд в книге “Борьба за Бога” дал ей такую оценку: «Пробудившийся древнегерманский пантеизм сломил умиротворяющий талисман христианского креста». Хотя многие представители идеалистической философии (Кант, Фихте, Шеллинг) к концу жизни отреклись от атеизма, все же «все явление философии немецкого идеализма может быть понято только через историю его возникновения: ее исток – это восстание против господствующей христианской веры… прометеевская самонадеянность и страстное отрицание Живого Бога как Творца Вселенной, отыскание центральной точки в самом себе при испуганном отказе от неизбежных последствий этого» (Siegmund G. Der Kampf um Gott. Buxheim. 1976).
Сам Кант, впрочем, всё же выводил из своей философии существование Бога как гаранта безсмертия человеческой души, понятий добра, красоты и постулатов практического разума. Помимо чистой философии, Кант разрабатывал учение о государстве и праве, выступал против господства права сильного в международных отношениях. В трактате “К вечному миру” он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещенных народов.
Однако причем тут русофобия? Таковых фактов в статье РНЛ не содержится, за исключением того, что Кант считал себя немцем, что для немца естественно. И вот результат этой патриотической истерики:
В ночь на 27 ноября в Калининграде был облит краской памятник немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). У памятника, который находится на площади перед Балтийским федеральным университетом имени И. Канта, анонимные активисты разбросали листовки с провокационными призывами. Калининградцы сразу связали эти акции с проходящими выборами имени для местного аэропорта в рамках всероссийской акции “Великие имена России”.
Подобный акт вандализма был совершен этой ночью и на могиле Иммануила Канта у стены Кафедрального собора. Как сообщила на своей странице в соцсети директор учреждения культуры “Кафедральный собор” Вера Таривердиева, неизвестные облили голубой и розовой краской стены над надгробием.
Бронзовый памятник философу, установленный в Калининграде в 1992 году, является копией скульптуры Христиана Рауха, изготовленной для Кенигсберга в 1857 году и утраченной в конце Второй Мировой войны.
Мемориал над могилой Канта был установлен к его двухсотлетнему юбилею в 1924 году по проекту известного немецкого архитектора Фридриха Ларса. Является объектом культурного значения федерального уровня.
“Российская газета”, 27.11.2018
По этому поводу у нас есть пословица: “Заставь дурака Богу молиться…”. Как ни относиться к немцу-вольнодумцу Канту, все же он, в отличие от Калинина, расстрельных списков не подписывал… И вместо профанации “народного волеизъявления” об исторических именах России лучше бы вернули городу его историческое название ‒ Кёнигсберг. Чем оно хуже тоже “немецких” Петербурга или Екатеринбурга?
М.В. Назаров
30.11.2018