Как, в первое воскресенье Церковь празднует Торжество Православия и связь этого празднования с постом чисто историческая, так и второе воскресенье Поста посвящено памяти св. Григория Паламы. Осуждение его врагов и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному празднованию было посвящено второе воскресенье Великого Поста.
Три Евангелиста — Матфей, Марк и Лука — рассказывают об чуде исцеления расслабленного (парализованного). Марк местом его совершения назвал Капернаум, а Матфей говорит, что Христос совершил это чудо, придя в "свой город", то есть Капернаум. Как писал Св. Иоанн Златоуст, Христос родился в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме.

Расслабленного принесли к Господу на носилках, так как этот человек не мог двигаться самостоятельно. У двоих Евангелистов: Марка и Луки есть описание, что из-за того, что очень много людей пришли к Иисусу, принесшие расслабленного, не смогли внести его в дом, и спустили носилки с больным прямо сквозь кровлю, которая устраивалась из досок, или кожи, или полотна в жаркое время года над внутренним двором дома, окруженным со всех сторон постройками с плоскими крышами.
Во времена Иисуса, люди жили в домах из камня. Самые бедные люди жили в небольших домах с одной комнатой, разделенной на 2-е части - одна (ближняя к двери) с земляным полом - зимой там находился домашний скот, и вторая половина - находилась на возвышении и была жилой. Крыши были плоскими, на крышах сушили финики, зерновые и спали в жару. Дом в котором совершилось чудо исцеления расслабленного, по описанию, наверняка был домом зажиточных людей, так как постройки образовывали внутренний дворик, который был накрыт временной крышей, которую и разобрали принесшие больного.
Видя веру с которой люди стремились к нему, а также и веру самого больного, Господь говорит расслабленному: "Прощаются тебе грехи твои", указывая тем самым на тесную связь между его болезнью и грехом. Болезни являются следствием грехов (Иоан. 9:2; Иак. 5:14,15) и посылаются иногда Богом в наказание за грехи (1 Кор. 5:3-5, 11:30).
Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь, как, например, приобретенные болезни от вредных привычек. Поэтому, чтобы исцелить болезнь, надо сначала снять грех, простить его.

