В нашем современно-древнем Калининграде-Кёнигсберге в культурном слое всегда что-то можно найти. Так в 2017 году, при прокладке водосточных труб, попался цветочный горшок, на дне которого,под землёй,обнаружилась бронзовая медаль с очень интересным изображением в исторической тематике. Сюжет такой: "Рыцарь ведёт задушевную беседу с девушкой". Бронзовая чеканка выполнена рукой большого мастера, проработаны мельчайшие детали изображения, как рыцаря,так и девушки.Видно,что это штучная работа, не штамповка.Медаль диаметром 12 см, назвали её "Влюблённые".
Команда исторического проекта "Тайны лаборатории "Кёнигсберг-13" считает , что это работа скульптора Германа Брахерта. Конечно,если бы уцелел каталог творческих работ талантливого мастера Германа Брахерта, можно было-бы в нём навести справки, но сей документ потерян и до сих пор не найден. Посмотрите,как выполнена одежда девушки: тончашие складки платья,букетик цветов в руках и дамский кошелёчек на боку.
У рыцаря искусно выписан головной убор,туника и кинжал на поясе. Справа от него изображена картинка с цветком. Всё говорит за то, что это рука великого мастера.Таким был Герман Брахерт.
Из материала "Кёнигсберг в людях" : Герман Брахерт" "Калининград.ру :
Герман Брахерт родился 2 июня 1890 года в Штутгарте в семье предпринимателя. Он получил два образования: художественное и техническое. Его жена Мия Брахерт, урождённая фон Вистен Хаузен, родилась в Санкт-Петербурге. Она владела русским языком, знала русскую историю, культуру. В 1912 году её семье пожаловали титул дворянства. Во всех документах Мия — потомственная русская дворянка. Когда началась Первая Мировая война, дальновидный отец увозит семью фон Вистен Хаузен в Штутграт, там и встречаются Мия и Герман.
С 1916 года они муж и жена, с 1919 — жители Кёнигсберга. Он как профессор был приглашён в школу искусств и ремёсел Кёнигсберга, где преподавал. Она как художник-фотограф работала со знаменитым доктором Альфредом Роде у него в галерее. Есть в записках Мии информация о том, что она профессионально фотографировала постановки драматического театра Кёнигсберга, репетиции, актёров.
"Вот это обрушилось и на нас. Появляется серия подстрекательных статей против Брахерта. Герман не может продолжать работу над памятником воинам. Учредители отказываются платить человеку, публично опороченному в прессе. Если бы написали правду, что он противник нового режима! Но в газете была совершенно возмутительная клевета".
После этого Мия пошла в редакцию. Редактор так орал и топал ногами, что зашёл полицейский. Затем Мия описывает следующий эпизод, который уже касался послевоенного времени. Кстати, Герман Брахерт после войны как человек чистый, не запятнавший себя в годы фашизма, был назначен первым ректором Штутгартской академии художеств. На одной из встреч Мия наблюдала такую картину: к трибуне вышел человек, и когда она присмотрелась, то узнала того редактора. В тот раз он кричал, что «таких, как ваш муж надо вешать». Она подошла к трибуне и сказала: «Я Мия Брахерт, и мой муж, как вы знаете, не повешен». Он тут же ретировался.
В нацистские времена Герману Брахерту было очень сложно. Он когда-то с интеллигентами Кёнигсберга поставил свою подпись против изготовления военного крейсера. Этого оказалось достаточно для того, чтобы его лишили права на профессию, а его работы выбрасывались из галерей.
В своём дневнике Мия внимательно описывает, как ведутся погромы их друзей-евреев, как им негде ночевать, как они сводят концы с концами, потому что нет денег. Волнуясь, она задаёт вопрос Альфреду Роде, не уволит ли он её? Он ответил: «Нет, вы меня как профессионал полностью устраиваете, работайте спокойно». Потом она долго задавалась вопросом, почему её миновала эта учесть. Было ощущение, что вокруг всех забирают, а её как бы обходят стороной.
Герман Брахерт много лет сотрудничал с архитектором Хансом Хопфом, совместно они создавали замечательные сооружения. Всем известная скульптура Германа Брахерта в Калининграде — арка Дома техники. Сам Герман Брахерт о своём творчестве нигде не оставил записей. Единственная запись, касающаяся его творчества, запись о работе художественного руководителя Янтарной мануфактуры.
У Мии и Германа была дочь Траут. Она была приёмной, но принимали её как родную. У Брахерта есть множество работ, посвящённых именно ей. Её профили, её черты проглядываются в них. С ней связана трагическая история, Траут выходит замуж и уезжает. В Германии в дом, в котором они с мужем остановились, попадает бомба. Она погибает, а Герман Брахерт до конца жизни не может пережить. В 1962 году он создает скульптуру «Ниоба». По легенде Ниоба — это женщина из греческой мифологии, у которой было 14 детей: 7 девочек и 7 мальчиков. Она очень загордилась, что у неё столько прекрасных детей. Тогда боги наказали её за это, убив всех её детей. Брахерт изобразил женщину, заламывающую руки, рыдающую, умоляющую оставить этих детей в живых, но никто не сжалился, все дети погибли. Брахерт посвятил эту скульптуру всем родителям, которые когда-либо потеряли своих детей.
Герман Брахерт прожил долгую жизнь. Он умер в 1972 году. В 1970 году, будучи в инвалидном кресле, он создаёт свою последнюю работу, которую так и называет «Воспоминание о Восточной Пруссии». Сегодня эта работа установлена в небольшом городке Люнебург в Германии перед музеем «Восточная Пруссия».
Имя Брахерт не звучало в то время. Оно зазвучало после того, как Калининградская область была открыта для посещения иностранными туристами. Первыми, конечно, приехали журналисты, которые прочли о работе «Несущая воду» немецкого скульптора и год — 1944. Об этой работе хорошо сказал Матвеев. Он был на открытии копии в лиственничном парке:
Представьте себе, стоит дата — 1944 год, идёт кровопролитная война, страшная. Герману Брахерту в это время 54 года. Это состоявшаяся личность, профессионал. Он создает женскую скульптуру, несущую воду. Вода — это символ жизни, чистоты, красоты. И всё это он дарит нам.
Скульптура "Нимфа" в Светлогорске.
Горельеф "Мастеровые" работы ученика Германа Брахерта скульптора Эрнста Филица. Найдена в 2002 году командой "Кёнигсберг-13".