Фарисеи — представители религиозно-политической секты в Древней Иудее, отличавшиеся показным, лицемерным исполнением правил благочестия
Ну, кого сегодня можно удивить тем, что где-то кому-то вовремя не выплатили зарплату и его семье нечего есть? Социальная ответственность для многих российских бизнесменов — это что-то из другой жизни. А уж взывать к христианским ценностям (вроде милосердия или заботы о малых сих) вообще бессмысленно, хотя многие современные богатые весьма религиозны — нынче это модно. Однако вера у них сама по себе, а жизнь в миру сама по себе, и пересекаются они только в церкви, причем иногда только на 15 минут, много — на полчаса.
Собственно, государство на церковь особо и не рассчитывает, а принимает к таким бизнесменам свои меры. Например, статья 145.1. УК РФ предусматривает уголовную ответственность работодателя за невыплату зарплаты, Типа: решено не дожидаться, пока недобросовестного предпринимателя Бог накажет или у него совесть проснется. Дохлое дело — надеяться на пробуждение совести.
И тем не менее есть люди, у которых эти понятия — милосердие, совесть, сострадание к людям и прочие высокоморальные качества — входят в должностные обязанности. И когда такой человек…
Хотя лучше обо всем по порядку.
Алексей Владимирович, строитель и бизнесмен, владелец бульдозера (а может, и не одного).
Он же — А. В. Евграфов, совладелец или содиректор строительной фирмы «ВитаСтрой». Какую конкретно должность он в этом предприятии занимал, рабочие не знали — солярку и зарплату привозили и задания раздавали то Евграфов, то второй руководитель, А. Сорока (хотя этот — реже). Но бульдозер, на котором в фирме «ВитаСтрой» работал герой сего материала, Валерий Иванович Колевид, принадлежит именно Евграфову — свидетельство о государственной регистрации машины сейчас лежит передо мной.
А воздвигал тогда «ВитаСтрой» ни много ни мало «Конкордию» — не в качестве генподрядчика, надо полагать, а как один из субподрядчиков, но, тем не менее, согласитесь: такую работу абы кому не поручат. И действительно, какое-то время рабочие (среди которых был и Валерий Иванович) были довольны: платили им неплохо и сравнительно вовремя. А как люди к нам, так и мы к людям — Колевид порой по 12 часов из-за рычагов своего бульдозера не вылезал. Тем более что оплата у него была почасовая.
Короче, Валерию Ивановичу не казалось важным, что положенный экземпляр договора с фирмой ему на руки сразу не выдали (к слову, потом его просто не нашли). А что и в трудовую книжку соответствующую запись внести забыли, он вообще узнал только после увольнения. В России ведь как рассуждают: работа есть — уже хорошо, а будешь качать права и нос совать — ничего, кроме увольнения, не добьешься. Да так оно на самом деле и есть, поскольку профсоюзы у нас если и существуют, то только кое-где, на очень крупных предприятиях. А на небольших, вроде «ВитаСтроя», рабочий бесправен и полностью отдан на милость работодателя.
Конечно, обратись Колевид перед трудоустройством к юристу, тот сразу бы заметил некоторые странности. Например, что живут владельцы фирмы в Донском, а «ВитаСтрой» по одному бизнес-справочнику зарегистрирован в Нестерове, по другому — в Гусеве, по третьему — в Калининграде. Не слишком ли много «ВитаСтроев» на один весьма небольшой регион?
Однако рабочие такими сложностями не заморачивались: есть исправная техника, есть для нее поле деятельности, деньги привезут прямо на рабочее место — чего еще надо? Да и бизнесмены не внакладе: тот же бульдозер приносил Евграфову по 300—400 тыс. рублей дохода в месяц — живи да радуйся, да в житницу собирай!
И все шло хорошо, пока не начались задержки зарплаты — сначала на день, потом на неделю, потом на месяц. Нет, Алексей Владимирович, конечно, все объяснял, извинялся и обещал, но… А тут, как назло, у Колевида мама заболела и деньги на лечение понадобились, да еще пришло время сына в школу собирать — короче, когда зарплату задержали уже на два месяца, Колевид решил уволиться и потребовал расчет. Человека можно понять: у него двое маленьких детей, их кормить надо.
Думаю, вы уже догадались господа читатели, что расчета наш бульдозерист не получил и до сих пор, два года спустя? Сначала его кормили завтраками, потом послезавтраками, а потом телефоны Евграфова и Сороки вообще перестали отвечать: долго ли симку поменять? Ну, и что человеку делать? Нанимать адвоката и идти в суд? Но у него на руках ни договора, ни записи в трудовой книжке… Конечно, свидетелей, что он работал в «ВитаСтрое», полно, платежные ведомости тоже, наверное, сохранились — все можно доказать. Вот только во что это обойдется? Наверное, в сумму не меньшую, чем та задолженность. Ну, а смысл?
Короче, обычная (я бы даже сказал — стандартная) разводка: сумма задолженности (в данном случае — 50 тыс.) не такая, чтобы ради нее человек пошел на все, и чаще всего обман сходит жулику с рук. А безработных работяг у нас много, с каждого по полста тысяч — капитал набегает. Нынче это в почете — когда капитал, и никого не интересует, как он заработан!
Ну, а в отсутствие государственной заботы о честности бизнеса, равно как и настоящих профсоюзов, остается только уповать на то, что Бог не фраер, он правду видит — и на том свете нашему бизнес-жулью воздастся. Все-таки лучше, чем ничего, главное — верить! На этом можно бы и закончить эту типичную для нашего времени историю, если бы не одна пикантная деталь, придающая всему произошедшему совсем иной смысл.
В хлопотах о милосердии и призрении малых сих
Дело в том, что упомянутый А. В. Евграфов в свободное от кидания работяг время — священник церкви в Донском, отец Алексий… Или наоборот: он бизнесом занимается в свободное от служения Господу время. Короче, совместитель. Что в его деятельности главное, а что — хобби, это только епархия ведает. Но дико как-то: днем батюшка-предприниматель отбирает последний хлеб у детей того же Колевида, а вечером объясняет прихожанам про «Не укради!». И так истово, с такой искренней верой в голосе — заслушаешься!
И что характерно: никакой гром небесный его в этот момент и на этом месте не разражает… Неужели и в Царствии Божием есть корпоративная этика и льготы для своих?
Насчет ЦБ утверждать не берусь, а в калининградской епархии — точно есть. Дело в том, что пока наш Валерий Иванович искал новую работу, дома у него стало совсем голодно, дети плакали, и тогда жена Колевида позвонила Евграфову домой и стала умолять его заплатить хоть сколько-нибудь. Нарвись она на Алексея Владимировича, пребывающего в ипостаси отца Алексия, она, может быть, чего-нибудь и получила бы — ведь церковь славится своим милосердием.
Но ей попался Евграфов-бизнесмен, а это совсем другой человек. И он ответил, что у него у самого в кармане последние 5 тыс. Типа: на них не написано, что это деньги ее мужа. Тогда Валерий Иванович отправился искать защиты в епархиальное управление (или как там у нас церковный главк называется). Все-таки русский человек может по-разному относиться к отдельным, конкретным служителям, так сказать, культа, но в порядочность и милосердие церкви как общественного института он еще верит.
Правда, по нынешним временам все реже: слишком много в РПЦ развелось Евграфовых. Думается, например, что Колевида с его семьей церковь точно потеряла: им отныне в любом священнике отец Алексий мерещиться будет. Да и друзья их теперь призадумаются. И друзья их друзей… Впрочем, это теперь, а тогда, направляясь в епархию, Валерий Иванович еще верил, что Иисус был прав, изгоняя торгующих из храма, и невместно это — совмещать служение Господу с бизнесом, мошенничеством и финансовой нечистоплотностью. Но в епархии, очевидно, думали по-другому.
Нет, приняли Колевида в сем церковном учреждении со всем уважением, выслушали вежливо и со вниманием, как исповедь приняли. Посочувствовали, разумеется: ведь церковь милосердна к пастве своей. Даже обнадежили: увещуют, если можно так сказать, заблудшую овцу и поспособствуют возвращению денег! На сем и отпустили с миром. А через несколько дней на новую работу Валерия Ивановича (он тогда строил кардиоцентр) нагрянула инспекция технадзора — два очень деловых, но, видимо, богобоязненных инспектора из конторы, что на Московском проспекте.
И что интересно: техники в то утро на хоздворе было полно, но она инспекторов не интересовала, ибо направились они прямо к Колевиду. И начался большой шмон, а, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. Впрочем, не обошлось и без маленького чуда: дело в том, что у нашего бульдозериста оказалась два талона техосмотра. Один — новенький, за этот год, а второй — прошлогодний, который Колевид почему-то не выкинул. Вот тут Бог инспектору глаза-то и отвел: держит он в руках два талона техосмотра, а видит только один, прошлогодний!
Короче, отобрали у Валерия Ивановича документы, вызвали его на Московский, а там, в конторе, оштрафовали и вежливо намекнули, что это — только предупреждение, и нечего всяким малым сим в солидные духовные учреждения соваться. Да еще и мастер с участка потом масла в огонь подлил: пригласил бульдозериста на беседу и сказал, что он не знает, какому начальнику Колевид наступил на ногу, но ему неприятности не нужны, и ежели что…
Тоже вроде бы чисто рабочий момент, всяко в процессе трудовой деятельности случается, однако есть одно большое «но»: с каких это пор РПЦ стала начальником для техинспекции? Я даже в Конституцию заглянул: нет, церковь по-прежнему общественная организация. А техинспекция, насколько известно, структура государственная. Где же они пересеклись?
Слушайте, а может, эти инспекторы где-то очень нагрешили и епархия наложила на них, набожных, епитимью? Есть в церкви такая практика: одного в угол коленями на горох, другому — сто раз «Отче наш» прочитать, третьему — бульдозериста зашугать…
Я почему так думаю? Да потому, что после визита техинспекторов никто из епархии про свое обещание помочь Валерию Ивановичу и не вспомнил. Оно и понятно: у них в епархии дела возвышенные, духовные, а кто и что у кого украл — это дело мирское, а не божеское. В ее, епархии, ведении — отец Алексий, пастырь душ и специалист по духовному окормлению, а то, что он, рясу сняв, у детишек последний кусок хлеба отбирает, так то в свободное от благодати время! Благодать — она ведь как ряса: в церкви — одел, вышел из храма — снял…
Короче, сказано же (правда, не в Писании): малина своих не выдает, аминь в натуре!
А Валерий Иванович собирается писать патриарху Кириллу — как вы думаете: поможет?