“Где они теперь -2”: Los Chikatilos, “Газеты Пишут” и BOOM! вспоминают о временах былой славы
26 ноября 2013
Афиша RUGRAD.EU продолжает выяснять, чем сейчас заняты некогда популярные в Калининграде музыканты.
Los Chikatilos
Экспериментальный электронный проект, берущий свое начало еще с начала 90-х годов и повлиявший, наверное, на всю калининградскую, экспериментальную электронику, которая появилась позже. В архиве Los Chikatilos внушающее количество студийных альбомов, правда, большинство из них издано самостоятельно, без помощи крупных лэйблов, а их творческое наследие, практически, не терпит никаких ограничений. Здесь можно найти и даб, и acid jazz, и трип-хоп с драм-энд-бэйсом и нойзом. В отличии от большинства калининградских групп, Los Chikatilos играли выездные концерты не только в Москве и Питере, но откатались в гастрольные туры и по другим городам России, включая Сибирь. Кроме того, Los Chikatilos, наверное, единственная калининградская группа, которая попала в эфир Первого канала в качестве гостей ток-шоу. В 2001 году группа представляет Россию на международном музыкальном фестивале, где делит сцену с культовой для психоделической сцены группой – The Legendary Pink Dots. В 2012 увидела свет совместная работа Los Chikatilos и Найка Борзова. Диск получил название Fresh Blood и включил в себя 5 ремиксов калининградской группы на творчество Найка.
Станислав Куташевский, Los Chikatilos
Группа образовалась июле 1989 года. Я и Poonk (Дмитрий Демидов) просто начали совместные импровизации, звуковые эксперименты. После которых мы поняли, что у нас неплохо получается и что, очень важно для музыкантов и их совместного музицирования - мы чувствуем друг друга. На тот момент у нас было пианино, труба, скрипка, бобинный магнитофон. Все, что было под рукой, шло в ход.
Ничего особенного по звуковому оборудованию нам не требовалось. Тем более у нас всё всегда мобильно. Любой звукооператор, работавший с нами, всегда радовался этому. Мы выступали на тех же сценах, где играли остальные группы. Мест для выступлений тогда хватало. Это была и сцена в ДП(бывший Дворец пионеров), и клуб Вагонка, разные ДК, клубы, которые появлялись и исчезали… Даже выступали в некоторых бомбоубежищах…
Конечно, таких, «особенных» концертов у нас было много. Вспоминается 7 часовой концерт у нас в городе, в кафе «Икстлан» (ещё в подвале кинотеатра «Россия»). Там была очень душевная атмосфера, много друзей. И когда наше выступление закончилось, то все снова просили выйти на бис. Такой марафон продолжался несколько часов и участие в нём принимали уже все желающие. Гастрольные туры у нас бывали по несколько месяцев. Бывало так, что приезжали домой только на несколько дней передохнуть и снова перелёты, переезды…
В те годы, не то, что на диск, вообще записаться было не совсем просто. Лейблов электронной музыки в России можно сказать и не было. А те, которые были, специализировались на поп-музыке. На том, что быстрее продавалось. Записывались все -кто как мог. Нам было немного проще. В те годы мы учились записывать свою музыку сами, в домашних условиях. Сначала на бобинный магнитофон. Потом стали появляться DAT-магнитофоны. Тираж альбома Sekshual Healing был издан на кассете, на собственные деньги в Польше. Для этого пришлось продавать свой автомобиль. Весь тираж мы просто раздарили.
Думаю, что в интернете благодаря ремиксам на Найка Борзова, известность группы увеличилась. Всё начиналось еще больше 10 лет назад. Нас познакомили в Кениге. За продолжительными беседами мы нашли много общих взглядов, музыкальных восприятий и пристрастий. Дружба переросла в совместные релизы. Сначала был ремикс на песню «День как день». Это была идея Найка. В 2009 году для первой калининградской вечерины в клубе «16 тонн» мы выбрали 5 песен из его репертуара и сделали другое музыкальное сопровождение. И в рамках нашего выступления показали это публике. Творческий союз решили издать под названием «Los Chikatilos vs Naik Borzov». Возможно у этой работы будет продолжение. У нас были предложения и от других артистов. Но нам всегда интереснее было создавать свое.
Пока мы находимся в “отпускном” состоянии. В 2011 году на свет появился альбом “The Beam”. В треке New Born Wind спел наш старый друг Найк Борзов. После «Янтарного пляжа» мы выступали на открытии Art Colony в Ниде. Были концерты в Сибири и дома. Последний концерт проходил в Бастионе Обертайх на следующий день после конца света. Так что жизнь продолжается.
«Газеты Пишут»
Калининградский поп-рок с девичьим вокалом и обилием клавишных в аранжировках. «Газеты Пишут» - это, наверное, один из немногих местных проектов, который как нельзя лучше подходит для российского рынка и для которого тезис об излишней специфичности калининградской музыки не работает. В результате, в архиве группы 4 студийные пластинки, изданные такими монстрами российской CD-индустрии, как CD-Land, «Никитин» и «Союз». Недоброжелатели могут разглядеть в манере вокалистки интонации Дианы Арбениной и прочего женского поп-рока формата «Нашего радио», но сами музыканты, судя по всему, пытаются на такие замечания внимания не обращать. Выступления музыкантов, судя по видеозаписям, могут сопровождаться чуть ли не выступлениями танцовщиц Go-Go. В ноябре группа отыграла два концерта в Москве и Петербурге, сняла клип на новую песню «Маяк». Несмотря на то, что по информации с официального сайта, группа в первую очередь ориентирована на площадки столиц, в планах команды отыграть 13 декабря сольник в Калининграде.
Лёна DJ, «Газеты Пишут»
В следующем 2014 году будет 10 лет, как группа Газеты Пишут появилась на свет. До того как был собран электрический состав, в интернет-пространстве жила наша акустика. Так что, можно сказать, что мы вышли из интернета. Позже мы затосковали по полноценному электрическому саунду, поэтому и был дан старт группе. Но до сих пор у нас много поклонников именно акустических версий альбомных композиций, и где то раз в полтора – два года мы с удовольствием выезжаем с гастролями именно с акустическими программами.
Наша музыка многогранна. Этим она интересна и нам самим, и нашим поклонникам. Совершенно неинтересно топтаться на месте и рубить какое-то одно музыкальное направление. Иногда этим своим непостоянством и ставим в тупик музыкальных критиков. Живем постоянно в движении. А вообще, считаю, что для творческого человека лучше не равняться на кумиров, а создавать что-то свое, чтобы остаться в памяти слушателя первооткрывателем, а не последователем.
За десять лет мы побывали в эфирах многих центральных радиостанций: «Наше радио», «Русское радио», Maximum, «Эхо Москвы», некоторые другие, не считая региональные. Это абсолютно разные по стилистике, задачам, функциональности радиостанции. Таким образом, нам хорошо известно, что такое формат и как делаются ротации. Мы отлично знакомы с политикой российских радиостанций. Однако мы специально не садились и не писали, например, раз в месяц, песни под разные радиоформаты. Преднамеренно такой арифметикой и расчетами мы не занимались.
Вообще само слово «шоу-бизнес» состоит из двух понятий: шоу и бизнес. То есть правильная подача музыкального материала плюс финансовая основа. Мы делаем качественную музыку. И я считаю, что хорошая музыка заслуживает красивого оформления. Когда к нам на концерт приходит наш слушатель, то он уже автоматически становится зрителем. И нам нравится его удивлять, радовать, баловать не только хорошей музыкой, но и симпатичной картинкой – будь то привлеченные танцоры, интересный видеоряд, хорошо поставленный свет, инсценировки, мини-театр и так далее. Вторая часть этой истории – бизнес. А как любой бизнес, предпринимательская деятельность подразумевает постоянное вложение денег. Причем, грамотное, чтобы в результате получить доход. Здесь я же все-таки считаю себя музыкантом, не предпринимателем. Да, мы получаем гонорары с концертов. Но мы сами всегда ставим цены на билеты, и они вполне разумные. Да, мы играем на оплачиваемых закрытых вечеринках и корпоративах. Но наша программа в рамках таких мероприятий – это наш собственный плей-лист, состоящий из собственных песен, ремиксов и авторских каверов. Иногда бывают ситуации, что даже приходиться больше вкладывать, нежели получать. Как бы пафосно ни звучало, но это музыка ради музыки. Наверное, в этом и есть секрет того, что мы продолжаем до сих пор ею заниматься.
Были крупные фестивали, важные сольные выступления, но именно знакового концерта, наверное, пока у нас еще не было. Наверное, это наша будущая кремлевская площадка. А пока каждый концерт – как первый. С таким же трепетом и серьезностью отношусь к своему выступлению в любом городе. Лично для себя, я проблемы с площадками в Калининграде не вижу. Есть несколько уютных клубов, разных форматов и размеров, которые можно взять в аренду на вечер, в зависимости от формата программы. Если где-то не хватает концертного аппарата – то в наше время это тоже не проблема
Мы любим выступать в Калининграде, играем один или два раза в год именно с большими, сольными концертами. Объясняется это просто. Кто же будет ходить на выступления и слушать одни и те же песни даже любимой группы каждый день? Я бы не стала. Мы не стоим на месте, вдохновение и новые песни, слава богу, не покидают нас. Мы сами заинтересованы в обновлении наших плейлистов. А так как я весьма перфекционально отношусь к созданию композиции, и вообще щепетильно и ответственно – ко всей программе, то презентовать новинки чаще, чем пару раз в год не получается. Зато мы успеваем с аудиторией друг по другу соскучиться.
Нам очень нравится выступать в других городах, по России. Там люди более отзывчивы что ли. Они готовы полноценно внимать музыке, относятся к ней с настоящим трепетом, душевностью. Нас также всегда тепло принимают в Москве и Санкт-Петербурге, отпускать не хотят. А что еще нужно музыканту? То ли от того, что в столицах просто больше населения, то ли потому что больше доминирующих жанровых направленностей, или более гибкое мировосприятие постоянно меняющегося окружения,- но там проще чаще представлять разножанровые программы, - это факт.
У нас были не только мысли, но и возможности перебраться в Москву. Если сейчас музыка – мой образ жизни, то в случае переезда в Москву, она стала бы работой и повседневностью. Неизвестно еще, осталось бы тогда со мной вдохновение. Кроме того, были веские причины остаться в любимом городе. Сейчас получаю удовольствие от того, что живу в комфортном для меня городе, с головой купаюсь в творчестве, работаю на одной из лучших студий, и планирую свои гастроли в удобное для меня время.
BOOM!
Рэпкоровая команда из Калининграда, чей период концертной деятельности пришелся в том числе и на «золотое» время для калининградской альтернативной сцены. В начале-середине «нулевых» новые группы с тяжелым гитарным саундом появлялись в городе, практически, каждую неделю, а «Вагонка», которая тогда еще время от времени могла предоставить местным командам свой малый зал, и еще несколько заведений, которые уже перестали функционировать, худо-бедно, но обеспечивали калининградские группы площадками. Впрочем, BOOM! от всей прочей альтернативно-тяжелой волны, отличались уже тем, что в аранжировках могли сочетать хардкоровые риффы с саксофонными запилами, что на фоне плакатно-социальной лирики остальных групп тяжелой волны, добавляло BOOM! некоторой лиричности. За время своей концертной деятельности музыканты успели отыграть на одной сцене с такими флагманами тяжелой музыки как «Психея», «Ария» и польскими металлистами из Behemoth. В 2008 году группа прекратила существование, оставив в архиве несколько EP и одну полноценную студийную пластинку.
Александр Галютин, BOOM!
Группа родилась так же, как рождаются наверное все молодые группы. Мы с другом решили, что было бы круто играть в группе. Поспрашивали у знакомых, кто на чём умеет играть. Сформировался какой-то первоначальный состав – и в бой. В то время мы слушали группы H-Blockx, Suicidal Tendencies, Dog Eat Dog, Biohazard, Such A Surge... То есть всё такое речитативно-гитарное. Это и определило примерный вектор развития.
У нас в группе был не только саксофон, но ещё и труба. Нам повезло, так как в составе был такой человек, как Юра «Сид» Сидоренко. Он был настоящим музыкальным мозгом группы. Большая часть музыки и 100% всех аранжировок – это его рук дело. Так что с этой стороны проблем не возникало, а скорее наоборот добавляло больше пространства для творчества. А вот с отстройкой звука порой возникали сложности. Своего звукача у нас никогда не было. А духовые инструменты довольно своеобразны в отстройке. И если конкретный звукач на концерте до этого имел дело только с классическим набором: барабаны,гитары,клавиши, то приходилось ждать беды.
С публикой у нас бывало по-разному, конечно. Но в целом мы собирали неплохую аудиторию. Порой наши концерты посещало несколько сот человек, что для калининградской сцены вообще, и альтернативного ее крыла в частности, было весьма неплохо.
Началось всё с того, что выстрелили треки «Пластилин» и «Что ты выбираешь?». Это было начало 2000-х, именно эти композиции привлекли к нам внимание. Потом появились треки «Переворот», «Не сверну с пути» и «Словно Птица», которые стали нашей визитной карточкой того периода. Из последних релизов по моим ощущениям людям особенно понравились песни «Я не твой», «Бычара» и «Вместо Слёз».
С радиостанциями дела обстояли скудно. Несмотря на то, что мы были слишком «мягкими» для ценителей тяжёлой или альтернативной музыки, для радиоэфира мы были излишне жёсткими и громкими. Так что звучали мы только в калининградском хит-параде «Номер 1» у моего тезки Саныча и в нескольких тематических передачах на московских радиостанциях. Назвать это ротациями язык не поворачивается.
У нас было всего 5 концертов за пределами Калининградской области – Москва, Питер, Тверь, Паланга (Литва) и Сувалки (Польша). Всё было отлично. Особенно крутыми по энергетике были концерты в Твери и Польше. А вот Литва запомнилась пустым залом. Это была не лучшая затея устраивать концерт в курортном городе в закрытом помещении.
В российских городах мы играли в рамках презентации нашего альбома. Весь мини-тур был организован лейблом, который выпустил альбом. Два европейских выезда были осуществлены благодаря Диме «Индивиду» Вещикову. Он предлагал сгонять выступить – мы соглашались. Никогда мы не думали переехать из Калининграда. Москва и Питер – такое же болото, только пафоса больше. Все там так же варились в собственном соку, мечтах и безнадеге.
Для меня лично самым знаковым концертом было совместное выступление с питерскими «Кирпичами» на «Вагонке» году так в 2003-2004, кажется. Клуб был битком, мы играли первыми само собой. Весь зал ходил ходуном под наш сет. И вот тогда стало ясно, что мы были не просто разогревающей командой, а полноценным участником этого вечера, на которого пришла как минимум половина всей публики.
В 2005 году на московском лейбле Jagi Jagi Records вышел полноформатный одноимённый альбом BOOM!. Был мини-тур в его поддержку, презентация на московской радиостанции. Экзаменовал нас в эфире, кстати, Александр Ф. Скляр. Было круто. Ничего подобного не было, что в те времена пластинку было сложно записать. Функционировало несколько студий. Приходи, да записывайся. Цены были ниже, чем сейчас, кстати. Другое дело, конечно, что сейчас 90% записей делается в домашних условиях. В те времена технологии и наши возможности этого не позволяли ещё.
Отсутствие площадок конечно ощущалось. На распад это никак не повлияло. Да и глупо было ждать качественных и многочисленных концертных площадок. Это не особенность региона. Это системная проблема ущербной, в этом плане, страны. Нет музыкальной культуры в России. Если даже сейчас, спустя десятилетие, для записи гимна страны приглашаются Газманов и Михайлов, что очень показательно, то что уж говорить о тех уже далёких временах?
Кстати, не исключаю, что в 2000-х дела даже получше обстояли. Было больше свободы, больше панк-рока в воздухе. Не были ещё сотворены в воспаленных мозгах законотворцев идиотские опусы, вставляющие кляп в рот каждому, имеющему своё мнение по определённым вопросам.
Пару раз фантазировали на тему реюниона. Дальше разговоров дело так и не пошло. Но мы тут недавно записали одну из старейших BOOM’овских вещей под названием «Фашистский Бред». Пришлось немного подкорректировать текст, но, как ни печально, основная канва актуальна до сих пор. Всё записывалось в домашних условиях. Голос, например, писали у меня дома в шкафу. Сейчас Юра «Сид» занимается (я надеюсь) сведением этого творения. Если качество записи в итоге будет приемлемым, то мы обязательно обнародуем этот трек.
На самом деле и сейчас много групп. И они выступают. Возможно, количество концертов меньше, но они есть. Причин тому, наверняка, много. Но основная, скорее всего, заключается в отсутствии площадок. Вот куда податься молодой группе? В «Кури Бамбук», хозяин которого нападает на посетителей? На «Вагонку», где стоит всё тот же древний аппарат, перемотанный всё той же изолентой, но группу туда не пустят, так как. «не формат»? В скором времени, я слышал, «Башню Врангеля» собираются передать новым арендаторам. Не так давно приятную площадку ДК «Сплав» передали ненасытной РПЦ, и концерты там теперь невозможны. Вот и получается, что молодые парни, которые могли бы пару лет назад дебютировать, набраться опыта в многочисленных, небольших клубных концертах, вместо того, чтобы сейчас быть востребованной местной командой, давным-давно зачехлили гитары и теперь мечтают работать в «Газпроме» или «Сбербанке», ведь там «есть перспективы».
Стоит повториться и про общероссийскую низкую музыкальную культуру. Если уж легендарный, и в свое время крутейший фестиваль, «Калининград in Rock» вынужден был ложиться под одну всем известную и никем не любимую «политическую партию», чтобы получить финансирование. И сейчас туда привозят одних и тех же замшелых «звёзд» из года в год, потому что только на них может собрать народ, иначе в зале просто не будет публики, о каком развитии местной сцены может идти речь?
«Калининград in Rock » в своё время стал мощной стартовой площадкой для BOOM! и для многих других групп, за что низкий поклон Андрею Феоктистову. А теперь должен принимать какие-то подачки, вставать в позы, удобные власть имущим… Можно по-разному относится к господину Феоктистову, но он сделал очень многое для развития калининградской сцены в 90х-2000х годах. И очень грустно и показательно наблюдать за тем, в каком состоянии его детище теперь. Это иллюстрирует всю ситуацию в целом.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: VK.com, концертное агентство Indieweed
Los Chikatilos
Экспериментальный электронный проект, берущий свое начало еще с начала 90-х годов и повлиявший, наверное, на всю калининградскую, экспериментальную электронику, которая появилась позже. В архиве Los Chikatilos внушающее количество студийных альбомов, правда, большинство из них издано самостоятельно, без помощи крупных лэйблов, а их творческое наследие, практически, не терпит никаких ограничений. Здесь можно найти и даб, и acid jazz, и трип-хоп с драм-энд-бэйсом и нойзом. В отличии от большинства калининградских групп, Los Chikatilos играли выездные концерты не только в Москве и Питере, но откатались в гастрольные туры и по другим городам России, включая Сибирь. Кроме того, Los Chikatilos, наверное, единственная калининградская группа, которая попала в эфир Первого канала в качестве гостей ток-шоу. В 2001 году группа представляет Россию на международном музыкальном фестивале, где делит сцену с культовой для психоделической сцены группой – The Legendary Pink Dots. В 2012 увидела свет совместная работа Los Chikatilos и Найка Борзова. Диск получил название Fresh Blood и включил в себя 5 ремиксов калининградской группы на творчество Найка.
Станислав Куташевский, Los Chikatilos
Группа образовалась июле 1989 года. Я и Poonk (Дмитрий Демидов) просто начали совместные импровизации, звуковые эксперименты. После которых мы поняли, что у нас неплохо получается и что, очень важно для музыкантов и их совместного музицирования - мы чувствуем друг друга. На тот момент у нас было пианино, труба, скрипка, бобинный магнитофон. Все, что было под рукой, шло в ход.
Мы даже не задумывались о коммерции. Мы делали и делаем то, что нам нравится и что у нас получается. Если в начале своего творческого пути думать только о деньгах и признании, то душа - та магическая энергия в музыке, быстро исчезает. Мы собирались на 8-10 часовые репетиции и долго не могли разойтись по домам. Просто нас захватывал процесс, и то, что доносилось из наших колонок.
На тот момент у нас было пианино, труба, скрипка, бобинный магнитофон
Ничего особенного по звуковому оборудованию нам не требовалось. Тем более у нас всё всегда мобильно. Любой звукооператор, работавший с нами, всегда радовался этому. Мы выступали на тех же сценах, где играли остальные группы. Мест для выступлений тогда хватало. Это была и сцена в ДП(бывший Дворец пионеров), и клуб Вагонка, разные ДК, клубы, которые появлялись и исчезали… Даже выступали в некоторых бомбоубежищах…
Конечно, таких, «особенных» концертов у нас было много. Вспоминается 7 часовой концерт у нас в городе, в кафе «Икстлан» (ещё в подвале кинотеатра «Россия»). Там была очень душевная атмосфера, много друзей. И когда наше выступление закончилось, то все снова просили выйти на бис. Такой марафон продолжался несколько часов и участие в нём принимали уже все желающие. Гастрольные туры у нас бывали по несколько месяцев. Бывало так, что приезжали домой только на несколько дней передохнуть и снова перелёты, переезды…
Лейблов электронной музыки в России можно сказать и не было
В те годы, не то, что на диск, вообще записаться было не совсем просто. Лейблов электронной музыки в России можно сказать и не было. А те, которые были, специализировались на поп-музыке. На том, что быстрее продавалось. Записывались все -кто как мог. Нам было немного проще. В те годы мы учились записывать свою музыку сами, в домашних условиях. Сначала на бобинный магнитофон. Потом стали появляться DAT-магнитофоны. Тираж альбома Sekshual Healing был издан на кассете, на собственные деньги в Польше. Для этого пришлось продавать свой автомобиль. Весь тираж мы просто раздарили.
Помимо альбомов наши треки издавались на разных сборниках электронной музыки. Мы всегда представляли альтернативную сцену. Поэтому из-за сложностей издания музыки в те годы мы решили делать независимый самиздат под названием Los Records. C 1996 года очередные альбомы копировались уже на CD. И собственно так расходились по свету. Замечу, что коммерческой цели в этом опять же не было. Все альбомы не имеют официального статуса. И ждут своего часа на полке… Большое турне, организованное лейблом «Экзотика» способствовало выходу альбома “Guten Organ” изданного на лейбле в 2001 году. В том же году Los Chikatilos были признаны лучшим танцевальным проектом на ежегодной церемонии независимой музыкальной премии “Золотая горгулья”, которая проходит в Москве, в клубе «16 Тонн». Мы были приглашены на программу Дмитрия Диброва “Ночная смена”
Для того, чтобы издать тираж альбома, пришлось продавать автомобиль
Думаю, что в интернете благодаря ремиксам на Найка Борзова, известность группы увеличилась. Всё начиналось еще больше 10 лет назад. Нас познакомили в Кениге. За продолжительными беседами мы нашли много общих взглядов, музыкальных восприятий и пристрастий. Дружба переросла в совместные релизы. Сначала был ремикс на песню «День как день». Это была идея Найка. В 2009 году для первой калининградской вечерины в клубе «16 тонн» мы выбрали 5 песен из его репертуара и сделали другое музыкальное сопровождение. И в рамках нашего выступления показали это публике. Творческий союз решили издать под названием «Los Chikatilos vs Naik Borzov». Возможно у этой работы будет продолжение. У нас были предложения и от других артистов. Но нам всегда интереснее было создавать свое.
Пока мы находимся в “отпускном” состоянии. В 2011 году на свет появился альбом “The Beam”. В треке New Born Wind спел наш старый друг Найк Борзов. После «Янтарного пляжа» мы выступали на открытии Art Colony в Ниде. Были концерты в Сибири и дома. Последний концерт проходил в Бастионе Обертайх на следующий день после конца света. Так что жизнь продолжается.
«Газеты Пишут»
Калининградский поп-рок с девичьим вокалом и обилием клавишных в аранжировках. «Газеты Пишут» - это, наверное, один из немногих местных проектов, который как нельзя лучше подходит для российского рынка и для которого тезис об излишней специфичности калининградской музыки не работает. В результате, в архиве группы 4 студийные пластинки, изданные такими монстрами российской CD-индустрии, как CD-Land, «Никитин» и «Союз». Недоброжелатели могут разглядеть в манере вокалистки интонации Дианы Арбениной и прочего женского поп-рока формата «Нашего радио», но сами музыканты, судя по всему, пытаются на такие замечания внимания не обращать. Выступления музыкантов, судя по видеозаписям, могут сопровождаться чуть ли не выступлениями танцовщиц Go-Go. В ноябре группа отыграла два концерта в Москве и Петербурге, сняла клип на новую песню «Маяк». Несмотря на то, что по информации с официального сайта, группа в первую очередь ориентирована на площадки столиц, в планах команды отыграть 13 декабря сольник в Калининграде.
Лёна DJ, «Газеты Пишут»
В следующем 2014 году будет 10 лет, как группа Газеты Пишут появилась на свет. До того как был собран электрический состав, в интернет-пространстве жила наша акустика. Так что, можно сказать, что мы вышли из интернета. Позже мы затосковали по полноценному электрическому саунду, поэтому и был дан старт группе. Но до сих пор у нас много поклонников именно акустических версий альбомных композиций, и где то раз в полтора – два года мы с удовольствием выезжаем с гастролями именно с акустическими программами.
Можно сказать, что мы вышли из интернета
Мы специально песни под радиоформаты не писали
За десять лет мы побывали в эфирах многих центральных радиостанций: «Наше радио», «Русское радио», Maximum, «Эхо Москвы», некоторые другие, не считая региональные. Это абсолютно разные по стилистике, задачам, функциональности радиостанции. Таким образом, нам хорошо известно, что такое формат и как делаются ротации. Мы отлично знакомы с политикой российских радиостанций. Однако мы специально не садились и не писали, например, раз в месяц, песни под разные радиоформаты. Преднамеренно такой арифметикой и расчетами мы не занимались.
Вообще само слово «шоу-бизнес» состоит из двух понятий: шоу и бизнес. То есть правильная подача музыкального материала плюс финансовая основа. Мы делаем качественную музыку. И я считаю, что хорошая музыка заслуживает красивого оформления. Когда к нам на концерт приходит наш слушатель, то он уже автоматически становится зрителем. И нам нравится его удивлять, радовать, баловать не только хорошей музыкой, но и симпатичной картинкой – будь то привлеченные танцоры, интересный видеоряд, хорошо поставленный свет, инсценировки, мини-театр и так далее. Вторая часть этой истории – бизнес. А как любой бизнес, предпринимательская деятельность подразумевает постоянное вложение денег. Причем, грамотное, чтобы в результате получить доход. Здесь я же все-таки считаю себя музыкантом, не предпринимателем. Да, мы получаем гонорары с концертов. Но мы сами всегда ставим цены на билеты, и они вполне разумные. Да, мы играем на оплачиваемых закрытых вечеринках и корпоративах. Но наша программа в рамках таких мероприятий – это наш собственный плей-лист, состоящий из собственных песен, ремиксов и авторских каверов. Иногда бывают ситуации, что даже приходиться больше вкладывать, нежели получать. Как бы пафосно ни звучало, но это музыка ради музыки. Наверное, в этом и есть секрет того, что мы продолжаем до сих пор ею заниматься.
Чтобы играть англоязычную музыку, надо жить за границей, впитывать ту культуру. Чтобы писать текст на английском языке – надо мыслить на этом языке. Для меня английский язык – не родной для меня, я чувствую и думаю на русском языке. Я прекрасно понимаю, что не смогу так играть образами, и подбирать отточено слова, как на родном языке. А я люблю делать все очень хорошо. В этом плане, в Калининграде мы и сейчас остаемся белыми воронами, и нам это нравится.
В Калининграде мы и сейчас остаемся белыми воронами
Были крупные фестивали, важные сольные выступления, но именно знакового концерта, наверное, пока у нас еще не было. Наверное, это наша будущая кремлевская площадка. А пока каждый концерт – как первый. С таким же трепетом и серьезностью отношусь к своему выступлению в любом городе. Лично для себя, я проблемы с площадками в Калининграде не вижу. Есть несколько уютных клубов, разных форматов и размеров, которые можно взять в аренду на вечер, в зависимости от формата программы. Если где-то не хватает концертного аппарата – то в наше время это тоже не проблема
Не отрицаю, что выпуск на столичных лейблах, добавил нам некоторой известности и, что важно, новых знакомств. Но тут даже не в этом дело. А в том, что изначально было совсем непросто попасть на эти лейблы. В свое время мы прошли серьезную прослушку, у них там тоже есть свои художественные советы. И только потом с нами подписали контракты. Для нас этот факт был как дружеский ободряющий хлопок по плечу, и придал нам уверенности. Но если ранее лейблы делали, по мере возможности, продвижение своих «подопечных», то в настоящее время музиндустрия использует методы краткосрочных проектов, поточности, работая на клиента, а не на слушателя. CD стали подарочным аксессуаром, а потребление музыки полностью перешло в интернет.
Музиндустрия использует методы краткосрочных проектов
Мы любим выступать в Калининграде, играем один или два раза в год именно с большими, сольными концертами. Объясняется это просто. Кто же будет ходить на выступления и слушать одни и те же песни даже любимой группы каждый день? Я бы не стала. Мы не стоим на месте, вдохновение и новые песни, слава богу, не покидают нас. Мы сами заинтересованы в обновлении наших плейлистов. А так как я весьма перфекционально отношусь к созданию композиции, и вообще щепетильно и ответственно – ко всей программе, то презентовать новинки чаще, чем пару раз в год не получается. Зато мы успеваем с аудиторией друг по другу соскучиться.
Нам очень нравится выступать в других городах, по России. Там люди более отзывчивы что ли. Они готовы полноценно внимать музыке, относятся к ней с настоящим трепетом, душевностью. Нас также всегда тепло принимают в Москве и Санкт-Петербурге, отпускать не хотят. А что еще нужно музыканту? То ли от того, что в столицах просто больше населения, то ли потому что больше доминирующих жанровых направленностей, или более гибкое мировосприятие постоянно меняющегося окружения,- но там проще чаще представлять разножанровые программы, - это факт.
Разве интерес к калининградской музыке угас? Мне в социальных сетях каждую неделю приходят приглашения десятками на концерты именно калининградских групп. Джем-сейшены, дружеские вечеринки, совместные или сольные выступления, праздники. Другое дело, что именно продвижением калининградских групп сейчас невыгодно или неинтересно заниматься какому-то мифическому человеку, у которого есть такие возможности. Но так это известная истина: если хочешь чего-то добиться, бери все в свои руки. Не надо ждать помощи извне. А какой уровень продвижения кого устраивает – калининградский, столичный или мировой, - также зависит от степени упорности и сил.
Разве интерес к калининградской музыке угас? Мне в социальных сетях каждую неделю приходят приглашения десятками на концерты именно калининградских групп
У нас были не только мысли, но и возможности перебраться в Москву. Если сейчас музыка – мой образ жизни, то в случае переезда в Москву, она стала бы работой и повседневностью. Неизвестно еще, осталось бы тогда со мной вдохновение. Кроме того, были веские причины остаться в любимом городе. Сейчас получаю удовольствие от того, что живу в комфортном для меня городе, с головой купаюсь в творчестве, работаю на одной из лучших студий, и планирую свои гастроли в удобное для меня время.
BOOM!
Рэпкоровая команда из Калининграда, чей период концертной деятельности пришелся в том числе и на «золотое» время для калининградской альтернативной сцены. В начале-середине «нулевых» новые группы с тяжелым гитарным саундом появлялись в городе, практически, каждую неделю, а «Вагонка», которая тогда еще время от времени могла предоставить местным командам свой малый зал, и еще несколько заведений, которые уже перестали функционировать, худо-бедно, но обеспечивали калининградские группы площадками. Впрочем, BOOM! от всей прочей альтернативно-тяжелой волны, отличались уже тем, что в аранжировках могли сочетать хардкоровые риффы с саксофонными запилами, что на фоне плакатно-социальной лирики остальных групп тяжелой волны, добавляло BOOM! некоторой лиричности. За время своей концертной деятельности музыканты успели отыграть на одной сцене с такими флагманами тяжелой музыки как «Психея», «Ария» и польскими металлистами из Behemoth. В 2008 году группа прекратила существование, оставив в архиве несколько EP и одну полноценную студийную пластинку.
Александр Галютин, BOOM!
Группа родилась так же, как рождаются наверное все молодые группы. Мы с другом решили, что было бы круто играть в группе. Поспрашивали у знакомых, кто на чём умеет играть. Сформировался какой-то первоначальный состав – и в бой. В то время мы слушали группы H-Blockx, Suicidal Tendencies, Dog Eat Dog, Biohazard, Such A Surge... То есть всё такое речитативно-гитарное. Это и определило примерный вектор развития.
Зарабатывание музыкой денег рассматривалось как какое-то мифическое будущее. На самом деле, мы отдавали себе отчёт в том, что заработать музыкой практически нереально. Да, у нас были небольшие гонорары, так и должно быть, но заработком это назвать точно нельзя.
У нас были небольшие гонорары, но заработком это назвать точно нельзя
У нас в группе был не только саксофон, но ещё и труба. Нам повезло, так как в составе был такой человек, как Юра «Сид» Сидоренко. Он был настоящим музыкальным мозгом группы. Большая часть музыки и 100% всех аранжировок – это его рук дело. Так что с этой стороны проблем не возникало, а скорее наоборот добавляло больше пространства для творчества. А вот с отстройкой звука порой возникали сложности. Своего звукача у нас никогда не было. А духовые инструменты довольно своеобразны в отстройке. И если конкретный звукач на концерте до этого имел дело только с классическим набором: барабаны,гитары,клавиши, то приходилось ждать беды.
С публикой у нас бывало по-разному, конечно. Но в целом мы собирали неплохую аудиторию. Порой наши концерты посещало несколько сот человек, что для калининградской сцены вообще, и альтернативного ее крыла в частности, было весьма неплохо.
Мы были слишком «мягкими» для ценителей тяжёлой музыки, для радиоэфира мы были излишне жёсткими и громкими
Началось всё с того, что выстрелили треки «Пластилин» и «Что ты выбираешь?». Это было начало 2000-х, именно эти композиции привлекли к нам внимание. Потом появились треки «Переворот», «Не сверну с пути» и «Словно Птица», которые стали нашей визитной карточкой того периода. Из последних релизов по моим ощущениям людям особенно понравились песни «Я не твой», «Бычара» и «Вместо Слёз».
С радиостанциями дела обстояли скудно. Несмотря на то, что мы были слишком «мягкими» для ценителей тяжёлой или альтернативной музыки, для радиоэфира мы были излишне жёсткими и громкими. Так что звучали мы только в калининградском хит-параде «Номер 1» у моего тезки Саныча и в нескольких тематических передачах на московских радиостанциях. Назвать это ротациями язык не поворачивается.
У нас было всего 5 концертов за пределами Калининградской области – Москва, Питер, Тверь, Паланга (Литва) и Сувалки (Польша). Всё было отлично. Особенно крутыми по энергетике были концерты в Твери и Польше. А вот Литва запомнилась пустым залом. Это была не лучшая затея устраивать концерт в курортном городе в закрытом помещении.
В российских городах мы играли в рамках презентации нашего альбома. Весь мини-тур был организован лейблом, который выпустил альбом. Два европейских выезда были осуществлены благодаря Диме «Индивиду» Вещикову. Он предлагал сгонять выступить – мы соглашались. Никогда мы не думали переехать из Калининграда. Москва и Питер – такое же болото, только пафоса больше. Все там так же варились в собственном соку, мечтах и безнадеге.
Для меня лично самым знаковым концертом было совместное выступление с питерскими «Кирпичами» на «Вагонке» году так в 2003-2004, кажется. Клуб был битком, мы играли первыми само собой. Весь зал ходил ходуном под наш сет. И вот тогда стало ясно, что мы были не просто разогревающей командой, а полноценным участником этого вечера, на которого пришла как минимум половина всей публики.
В 2005 году на московском лейбле Jagi Jagi Records вышел полноформатный одноимённый альбом BOOM!. Был мини-тур в его поддержку, презентация на московской радиостанции. Экзаменовал нас в эфире, кстати, Александр Ф. Скляр. Было круто. Ничего подобного не было, что в те времена пластинку было сложно записать. Функционировало несколько студий. Приходи, да записывайся. Цены были ниже, чем сейчас, кстати. Другое дело, конечно, что сейчас 90% записей делается в домашних условиях. В те времена технологии и наши возможности этого не позволяли ещё.
Глупо было ждать качественных концертных площадок. Это системная проблема ущербной, в этом плане, страны
Отсутствие площадок конечно ощущалось. На распад это никак не повлияло. Да и глупо было ждать качественных и многочисленных концертных площадок. Это не особенность региона. Это системная проблема ущербной, в этом плане, страны. Нет музыкальной культуры в России. Если даже сейчас, спустя десятилетие, для записи гимна страны приглашаются Газманов и Михайлов, что очень показательно, то что уж говорить о тех уже далёких временах?
Кстати, не исключаю, что в 2000-х дела даже получше обстояли. Было больше свободы, больше панк-рока в воздухе. Не были ещё сотворены в воспаленных мозгах законотворцев идиотские опусы, вставляющие кляп в рот каждому, имеющему своё мнение по определённым вопросам.
Окончание деятельности группы произошло как-то безболезненно и само собой. Вроде как тихая спокойная смерть во сне. Мы отыграли свой последний концерт (в тот момент, конечно, никто из нас не знал, что он последний). И после этого момента даже не созванивались по поводу репетиций, концертов и других дел, касающихся BOOM! Словно мы все одновременно поняли, что этот этап уже исчерпал себя. Что нет запала, драйва, идей, которые могут быть реализованы в этом составе, под этим названием.
Окончание деятельности группы произошло как-то безболезненно и само собой. Вроде как тихая спокойная смерть во сне
Пару раз фантазировали на тему реюниона. Дальше разговоров дело так и не пошло. Но мы тут недавно записали одну из старейших BOOM’овских вещей под названием «Фашистский Бред». Пришлось немного подкорректировать текст, но, как ни печально, основная канва актуальна до сих пор. Всё записывалось в домашних условиях. Голос, например, писали у меня дома в шкафу. Сейчас Юра «Сид» занимается (я надеюсь) сведением этого творения. Если качество записи в итоге будет приемлемым, то мы обязательно обнародуем этот трек.
Молодые парни теперь мечтают работать в «Газпроме» или «Сбербанке», ведь там «есть перспективы»
На самом деле и сейчас много групп. И они выступают. Возможно, количество концертов меньше, но они есть. Причин тому, наверняка, много. Но основная, скорее всего, заключается в отсутствии площадок. Вот куда податься молодой группе? В «Кури Бамбук», хозяин которого нападает на посетителей? На «Вагонку», где стоит всё тот же древний аппарат, перемотанный всё той же изолентой, но группу туда не пустят, так как. «не формат»? В скором времени, я слышал, «Башню Врангеля» собираются передать новым арендаторам. Не так давно приятную площадку ДК «Сплав» передали ненасытной РПЦ, и концерты там теперь невозможны. Вот и получается, что молодые парни, которые могли бы пару лет назад дебютировать, набраться опыта в многочисленных, небольших клубных концертах, вместо того, чтобы сейчас быть востребованной местной командой, давным-давно зачехлили гитары и теперь мечтают работать в «Газпроме» или «Сбербанке», ведь там «есть перспективы».
Стоит повториться и про общероссийскую низкую музыкальную культуру. Если уж легендарный, и в свое время крутейший фестиваль, «Калининград in Rock» вынужден был ложиться под одну всем известную и никем не любимую «политическую партию», чтобы получить финансирование. И сейчас туда привозят одних и тех же замшелых «звёзд» из года в год, потому что только на них может собрать народ, иначе в зале просто не будет публики, о каком развитии местной сцены может идти речь?
«Калининград in Rock » в своё время стал мощной стартовой площадкой для BOOM! и для многих других групп, за что низкий поклон Андрею Феоктистову. А теперь должен принимать какие-то подачки, вставать в позы, удобные власть имущим… Можно по-разному относится к господину Феоктистову, но он сделал очень многое для развития калининградской сцены в 90х-2000х годах. И очень грустно и показательно наблюдать за тем, в каком состоянии его детище теперь. Это иллюстрирует всю ситуацию в целом.
Текст: Алексей Щеголев
Фото: VK.com, концертное агентство Indieweed
Поделиться в соцсетях