К югу от Исаакия: как РПЦ приросла в Калининграде тевтонскими замками

В Санкт-Петербурге ломают копья по поводу Исаакиевского собора. По сообщениям СМИ, губернатор Георгий Полтавченко уже подписал постановление о передаче всемирно известного памятника истории и культуры РПЦ. Значительная часть населения против. Петиция против передачи собора церкви, которую собираются вручить Полтавченко, а также президенту Владимиру Путину, уже набрала 200 тысяч подписей. Однако в то, что народное возмущение как-то повлияет на решение властей (говорится о том, что через два года Исаакиевский собор окончательно перейдет в лоно церкви), верится с трудом. Во всяком случае, в Калининградской области шесть лет назад, когда РПЦ передавали памятники истории и культуры пакетом, народный протест, побурлив недолго на городских улицах в виде немногочисленных пикетов, растворился в прохладном прибалтийском воздухе. И судьба Исаакия, даже в случае окончательной передачи собора церкви, выглядит куда более привлекательно, чем судьба калининградских памятников.

РПЦ имеет право

Что же произошло? В конце октября 2010 года, не успев проработать и трех месяцев на посту губернатора, Николай Цуканов (нынешний полпред в Северо-Западном федеральном округе) отдал Русской православной церкви несколько десятков культовых сооружений, большинство из которых хоть и не исаакиевские соборы, но тоже вполне достойные исторические достопримечательности. Постройка некоторых датируется XIII веком. Среди них – бывшие лютеранские кирхи, молельные дома, домики пасторов и даже замки Тевтонского ордена. Питерскую и калининградскую истории сближает кроме прочего одно обстоятельство: эти памятники никогда не принадлежали РПЦ. Исаакиевский собор и до революции относился не к Церкви, а к министерству внутренних дел, что уж говорить о памятниках на территории нынешней Калининградской области, бывшей части германской провинции Восточная Пруссия. К РПЦ они не имели и не имеют не малейшего отношения, а претендовать церковь на них стала по причине того, что сооружения культовые. Даже орденские замки, по просьбе РПЦ, превратились вдруг из оборонительных сооружений в культовые, поскольку в каждом из них находилась капелла, а значит, совершались богослужения. Такова церковная логика.

Тут необходимо пояснить один принципиальный момент. В 2010 году в России вступил в силу федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности». Как заявили в свое время в Калининградской епархии РПЦ, со вступлением в силу этого закона бывшие культовые сооружения, расположенные в Калининграде и области, могли попасть в руки прежним владельцам, то есть лютеранам и католикам. РПЦ, которая крайне озабочена расширением своего влияния как по вертикали (во властной иерархии Российской Федерации), так и по горизонтали (то есть в географическом плане) допустить этого не могла. В результате в 2010 году депутаты Калининградской областной думы поддержали передачу памятников истории и культуры РПЦ, приняв соответствующий региональный закон.

Плачущие фрески

Одним из главных аргументов передачи старинных памятников церкви был вопрос их сохранности. Подразумевалось, что РПЦ сумеет обеспечить эту сохранность, а в некоторых случаях и восстановить объекты истории и культуры. Надо сказать, что состояние большинства из этих объектов по состоянию на 2010 год оставляло желать лучшего. Самый вопиющий пример – с тремя средневековыми фресками. Недалеко от Калининграда расположены остатки трех средневековых кирх – в поселках Храброво, Романово и Кумачево. В каждой из них сохранились уникальные фрески, датированные XIV веком. Кирхи уже давно находятся в полуразрушенном состоянии, не имеют крыши, в результате чего фрески постоянно разрушаются от непогоды. Их даже прозвали – «плачущие». Несколько лет назад в Калининградскую область приезжала группа реставраторов из петербургской мастерской «Наследие».

− Главное – это большая ценность памятников в Калининградской области, их культурное значение. Все нужно начать планомерно сохранять, консервировать, чтобы определить, насколько они значимы для культуры. У региона ведь уникальные особенности! В России вы такого больше нигде не встретите, − говорил тогда руководитель «Наследия» Вячеслав Мозговой.

Специалисты высказали рекомендации срочно законсервировать объекты и, возможно, именно Мозговой и его мастерская и занялись бы этим. Однако произошла трагедия: в 2012 году Вячеслав Мозговой утонул у берегов Индии.

Примечательна судьба принадлежащей сегодня РПЦ кирхе в поселке Залесье. Она гораздо более новая, почти современная, однако уникальная − ее архитектура совершенно нехарактерна для Калининградской области и России в целом, потому что построили ее в середине XIX века, когда в архитектурной моде господствовал стиль «романтический историзм». Многие здания воспроизводили творения великих зодчих античности и раннего средневековья. Именно на закате античной эпохи в Риме был построен прототип кирхи в сегодняшнем поселке Залесье − базилика Санта-Мария-ин-Космедин. Известный прусский архитектор Фридрих Август Штюлер (на его счету, к примеру, фасад Королевских ворот и Росгартенские ворота в Кенигсберге) творчески переработал проект и в результате (примерно в одно время) появились две похожие кирхи. Одна в Восточной Пруссии, а вторая - в Потсдаме.

Три церкви весьма похожи, а вот нынешнее их состояние отличается разительно. Если римская базилика и Фриденскирхе в Потсдаме очень хорошо сохранились, отреставрированы и до сих пор действуют, то судьба церкви в Залесье печальна. Она пережила мировые войны, эпоху советского господства, когда с немецким наследием вообще не церемонились − в кирхе располагался вначале спортивный зал, а потом школьный тир, − но времен развивающегося капитализма перенести не смогла.

− В начале 90-х приехали лютеране, стали просить кирху передать им, − рассказал предприниматель из Полесского района Виктор Салтановский. − Тогда на восстановление требовалась в общем-то небольшая сумма − 50 тысяч марок. Наши собрали сход и решили − не отдадим. И передали кирху РПЦ. Немцы на это обиделись и построили неподалеку сборно-щитовой домик и стали там молиться. Он до сих пор стоит. А кирха… Год за годом она разрушалась.

В 2010 году кирху передали РПЦ. А зимой 2012 года случился сильный пожар и культовое сооружение осталось без крыши. Разумеется, никаких восстановительных работ проведено не было. Максимум, что сделали, это закрыли входы от аборигенов, которые повадились разбирать уникальное сооружение на кирпичи. Полноценной консервацией это не назовешь, но хоть что-то.

Похожих примеров в Калининградской области немало. Можно вспомнить еще замок Бранденбург (поселок Ушаково в окрестностях Калининграда), который практически полностью сохранился после войны и в сносном состоянии пережил советское время (в нем жили первые переселенцы в Калининградскую область). Однако в девяностые и нулевые начал стремительно разрушаться и сейчас фактически превратился в руины. Сегодня он также в собственности РПЦ, но работ по восстановлению не ведется, хотя такие намерения со стороны Калининградской епархии и высказывались.

«Памятники ниже плинтуса»

В августе этого года, еще занимая пост вице-премьера регионального правительства, будущий глава Калининградской области Антон Алиханов (пока с приставкой «врио») ярко и сочно выразился по поводу исторического наследия региона:

− То, в каком состоянии у нас памятники сейчас, − это ниже плинтуса. Мы должны их как минимум законсервировать, а в идеале вовлекать в оборот. Следующий год (то есть 2017-й – ред.) должен стать ударным в этом смысле.

Позднее в интервью «России 24» Антон Алиханов заявил, что памятники немецкой старины представляют большую ценность, в первую очередь для развития туризма.

− С удивлением узнал, что на территории Калининградской области 64 здания и сооружения 13–14 веков, − сказал Алиханов.

Он добавил, что подобным богатством может похвастаться далеко не каждый регион России. И привел в пример Ярославскую и Владимирскую области, где памятников столь далекой поры насчитывается «пять или шесть».

Главным механизмом Алиханов считает передачу памятников в частные руки. Однако как быть с тем, что сегодня принадлежит РПЦ (а эта доля весьма велика)? Ответа на этот вопрос в Калининграде нет. Мало того, есть обратные примеры – когда передача объектов в собственность церкви фактически помешала вовлечению в оборот некоторых из них. Красноречивый пример – бывший епископский замок Нойхаузен (в городе Гурьевске под Калининградом). Он примечателен тем, что в XVI веке здесь жила, а впоследствии скончалась вторая жена последнего магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии Альбрехта Бранденбургского Анна-Мария Брауншвейгская, а также некоторое время проживал известный чернокнижник Пауль Скалих. О личности Скалиха складывают легенды, говорят, что он единственный сумел превращать камни в золото (шутят, конечно), но в любом случае замок Нойхаузен мог бы быть неплохой точкой притяжения для туристов. Тем более что он неплохо сохранился до наших дней, поскольку и в советские годы, и сейчас в его стенах находится ПМК – передвижная механизированная колонна. Увы, Нойхаузен сейчас мало похож на замок, однако при относительно небольших затратах его можно привести в порядок. В свое время об этом говорили в администрации Гурьевска, намереваясь привлечь в создание замково-паркового ансамбля «Нойхаузен» средства Евросоюза, выделяемые каждый год в рамках программ приграничного сотрудничества. Однако собственник в лице РПЦ стал преградой на пути потенциальных инвесторов: ЕС и РПЦ едва ли сегодня могут договориться о совместных проектах.

Кроме Нойхаузена есть еще Вальдау, Рагнит, Шаакен, Георгенбург и некоторые другие. Эти орденские замки, принадлежащие сегодня РПЦ, продолжают разрушаться. Если у церкви и есть средства на их восстановление, то вряд ли в обозримой перспективе они в это восстановление будут вложены. Есть другие заботы. Гораздо чаще слышишь о том, что в Калининграде и области открываются новые, построенные с нуля, православные храмы. Зачастую красивые и даже выдающиеся – как, например, храм Всех Святых, открытый минувшей осенью в Гусеве на востоке области. Однако к сохранению культурного и исторического наследия это отношения не имеет.

(Голосов: 7, Рейтинг: 3.84)