Прусско-русский эксперимент РПЦ

Материал "Новой газеты"

Самый западный регион РФ — островок Европы в России. В Калининградской области (исторической Восточной Пруссии, которую можно было бы в известном смысле сравнить с Крымом, но мы не будем «нарываться на статью») неплохо сохранились кирхи и рыцарские замки. А вот православных храмов здесь исторически не было. Став советскими, древние земли Тевтонского ордена подверглись тотальной атеизации. Лишь в годы перестройки в Кёнигсберге робко заявила о себе первая православная община. Несмотря на непосредственное соседство с Минской и Виленской епархиями, ее взял в состав своей, тогда Смоленской, епархии нынешний патриарх Кирилл. Именно он — архитектор того странного культурно-конфессионального эксперимента, который проводится в Калининградской области. Между прочим, вступив на патриарший престол, Кирилл, вопреки канонам, оставил за собой непосредственное управление Калининградской епархией.

Суть эксперимента состоит в том, что Московская патриархия взяла на свой баланс все местные костелы, кирхи и наиболее сохранившиеся рыцарские замки. И это нисколько не противоречит Федеральному закону № 327, который не оговаривает, должно ли религиозное имущество, передаваемое религиозным организациям, быть как-то исторически или культурно с этими организациями связанным. Скажем, лютеранскую кирху не обязательно передавать лютеранам, а вполне можно и православным. Главное, чтобы она была «религиозного назначения». И поскольку Тевтонский орден, рыцари которого возводили в нынешнем депрессивном регионе РФ прекрасные замки, был религиозным, то эти замки РПЦ МП на полном законном основании забирает как «имущество религиозного назначения». Робкие протесты немногочисленных местных католиков и лютеран в расчет не принимаются.

Но даже и православных, несмотря на весь почетный статус этой конфессии в РФ, в Восточной Пруссии не так много. Набрав все, что только можно, местная епархия столкнулась с невозможностью все это реставрировать и даже просто содержать. Ставшие «православными» кирхи и замки начали разрушаться. Как раз в эти дни отмечается печальная вторая годовщина обрушения кирхи Гросс-Энгелау в поселке Демьяновка, датируемой, между прочим, XVI веком! Кирха поселка Залесье полностью сгорела через год после передачи ее этой церкви, которая не смогла приставить к ней даже сторожа или установить сигнализацию. Как уверяет главный архивист Госархива области Анатолий Бахтин, такая же участь ждет еще 133 кирхи и 10 замков региона, переданных РПЦ МП.

Многие кирхи реставрировали и поддерживали в порядке немецкие благотворительные или церковные фонды, но РПЦ МП и местные власти после изменения статуса объектов отстранили «немчинов». Идеально отреставрированная инородцами-еретиками кирха XIV века в поселке Ушаково сейчас приходит в упадок, потому что даже номинальной общины РПЦ МП в поселке нет. Нередко немецкие фонды сами умывают руки. Например, так было в случае с кирхой Арнау в Калининграде, где в результате неумелой реставрации, проведенной московскими мастерами, утрачено 98 % средневековых фресок.

Местные власти, призванные беречь свое уникальное историческое наследие, предаются грезам о Святой Руси. Бывший губернатор области Николай Цуканов добродушно признавался, что столь массовая передача РПЦ МП костелов и кирх происходит потому, что иначе они могут оказаться в руках лютеран и католиков, осуществляющих духовную агрессию против нашего народа. А вот клирики Калининградской епархии РПЦ МП — правда, со страхом и на условиях анонимности — признаются в том, что столько недвижимости им совершенно не нужно, и власти ее чуть ли не навязали, испугавшись роста в регионе католической или лютеранских церквей.

Конец калининградскому эксперименту чуть не положил местный историк Владимир Рыжков, добивавшийся в судах отмены областного закона о передаче кирх и замков на том основании, что он смог доказать поддельность архивных справок о религиозном статусе этих объектов. Но в разгар разбирательства, в июне 2012 года, правдолюб неожиданно скончался, и спор прекратился… Историк оспаривал передачу РПЦ МП, в частности, замков Рагнит, Лабиау, Вальдау, Каймен, Гердауэн, Нойхаузен, Таплакен, Инстербург. «Замки даже во времена Тевтонского ордена не были религиозным имуществом, — писал Рыжков. — А с 1525 года замки становятся имуществом светского герцогства Пруссия».