Епископ Прусский Христиан (Кристиан)
Ещё в древние времена пруссы враждовали с Польшей. Поляки неоднократно пы-тались покорить их, но все усилия закончились безрезультатно. Не добившись победы оружием, они предприняли попытку обратить пруссов в христианство с помощью хри-стианских миссионеров. В 997 г. Болеслав Храбрый отправляет в земли пруссов пражско-го епископа Адальберта (Войцеха). Но эта миссия закончилась для Адальберта трагиче-ски. Заподозрив в нём польского шпиона, пруссы убивают его. Произошло это 23 апреля 997 г. в день святого Георгия. Останки мученика были выкуплены Болеславом и отправ-лены в Гнезно .
Неудачей закончилась и следующая акция миссионера монаха Бруно из Кверфурта, он и 18 его спутников, погибают от рук язычников 14 февраля 1009 г., по словам лето-писца, «где-то на границе Пруссии и Руси» .
В XII в. Болеслав III (Кривоустый) вновь делает попытку покорить пруссов. Но оба его похода заканчиваются практически ничем.
После начавшихся в Польше междоусобиц полякам стало не до пруссов. Но тут уже пруссы, воспользовавшись ослаблением своих южных врагов, начали предпринимать против них грабительские походы. Обессиленная Польша не смогла отразить эти нападе-ния.
Чтобы как-то предотвратить эти набеги, были вновь предприняты усилия по хри-стианизации пруссов.
Попытки привить пруссам христианство возобновил с 1206 г. (по другим данным с 1208 г. и даже с 1209 г.) цистерцианский монах Христиан (Кристиан) , человек большого ума и силы воли, обладающего организаторскими способностями.
До сих пор неизвестна его национальность, есть предположение (Карл Ломейер), что он был немцем Готфридом из великопольского монастыря Лугне (Лекио), а имя Хри-стиан (Кристиан) как говорится в сообщении за 1215 г. в одной из восточно-саксонских хроник, было им получено за его миссионерскую деятельность по христианизации прус-сов. Перебравшись в монастырь Оливы, на левом берегу Вислы недалеко от прусской гра-ницы он активно приступил к подготовке проповеди христианства среди пруссов. Его це-лью была попытка мирными путями найти среди них друзей и обратить их на «путь ис-тинный». Он собирал любую информацию о пруссах их быте, веровании и языке. Приме-ром для него служил ливонский проповедник Мейнхард действовавший на реке Даугава среди язычников Латвии.
За помощью и официальным разрешением Кристиан отправился в Рим к папе Ин-нокентию III. Римский папа очень обрадовался перспективе закончить более чем столет-ние попытки обратить в христианство прибалтийский народ. Он без колебаний выполнил просьбу отважного монаха и в распоряжении от 26 октября 1206 г. поручил Кристиану предпринимать любые мероприятия, какие он сочтёт необходимыми для обращения языч-ников в христианство, а всех священников верхней и нижней Польши, буллой от 4 сен-тября 1210 г. призвал всячески способствовать ускорению и завершению этой миссии. По поручении папы, он так же должен был активно сотрудничать с польской католиче-ской церковью.
Уже в следующем году Кристиан переправился через Вислу служившей границей между язычниками и христианами, начав проповедовать Евангелия. Отправляясь в Прус-сию, Кристиан говорил «урожай созрел для жатвы» имея в виду, что пруссы готовы для принятия христианства, и хотя один из двух сопровождающих его монахов сразу после вступления на территорию пруссов, принял мученическую смерть, его миссия была доста-точно успешна. Некоторые знатные вожди прусских родов, а за ними и часть простого на-рода приняли крещение. Среди них было два знатных прусса, братья Содрех и Фалет, об-ращённые лично Кристианом.
Каким то образом на западе были осведомлены о деятельности Кристиана, один очень хорошо осведомлённый монах в Бельгии уже тогда говорил, что Готфрид мог быть «пер-вым епископом страны».
Столетием позже монахи из монастыря Олива в Поморье прославили свою обитель толь-ко тем, что Кристиан вышел из их монастыря для крещения пруссов.
Кристиан не только обращал пруссов, но и некоторых из них посылал для обучения на запад в монастыри. После подготовки он их направлял в Пруссию для обращения своих собратьев. Так, известно, что два прусса Свобобул и Варпод, после крещения Павел и Филипп, были посланы в земли Вармии, и Натангии проповедовать христианство. В об-щем незначительные успехи в обращении пограничных пруссов, в докладах папе значи-тельно преувеличивались. В 1215 г. (1216 г) папа Иннокентий III ободрённый сообще-ниями Кристиана назначает его епископом Пруссии.
И хотя достижения были не велики, правовые притязания Кристиана уже значительно выросли, и он старался утвердить свой приоритет по отношению к светской власти. Что бы доказать свои успехи в обращении язычников он переселяется в 1222 г. за Вислу в прусские земли.
Но так как интенсивность прусских набегов на Польшу не уменьшалась папа при-зывая европейских христиан к крестовому походу в Палестину указывал, что богу были бы угодны и походы против язычников, европейских.
Следующие походы, обрушившиеся на Пруссию, уже были крестовыми, официально благословлённые церковью. Организовали их польские князья, поддержанные государст-венными и духовными руководителями. В первом походе 1222 г. приняли участие князья Лешек Белый, Бородатый и Конрад Мазовецкий. Через год к ним присоединился князь Святополк, а так же множество епископов. И на этот раз Пруссию они покорить не смог-ли. В ответ на это пруссы уничтожили своих соплеменников уже принявших христианст-во, пограничная Хельмская земля где поселился Кристиан была превращена в пустыню, а он сам лишившись своей резиденции вынужден был бежать. Епископ Кристиан укрылся в монастыре Олива. Но преследующие его пруссы, узнав, где он скрывается, сожгли и этот монастырь.
Граница запылала вновь. Пруссы начали массированные набеги, опустошая и ра-зоряя Поморье и Мазовию, Что бы прекратить эти набеги необходимо было организовать постоянную охрану границы, особенно со стороны Мазовии.
В этом катастрофическом положении Конрад Мазовецкий решает создать свой ры-царский орден. Созданный в 1224 г. орден назывался «Братья рыцарской службы Христу в Пруссии» или « Добжинский» по месту своей резиденции крепости Добжинь. Но в пер-вом же сражении (1224г.) Добжинские братья были разбиты. Пруссы неоднократно осаж-дали крепость, они настолько деморализовали орденских братьев, что даже небольшой прусский отряд мог спокойно грабить окрестности крепости, не встречая никакого сопро-тивления с их стороны .
Конрад Мазовецкий, завязал контакты с великим магистром Немецкого ордена Германом фон Зальца. Он обратился к нему с просьбой, о помощи в борьбе с пруссами.
Герман фон Зальца был в курсе дел европейского севера, он был также знаком с проблемами миссии Кристиана.
Получив от Конрада Хельмские земли, фон Зальца решил добиться поддержки от императора Фридриха II и Римского папы. В 1226 г. магистр получает от Фридриха II «Золотую буллу» с правом на завоевание языческих земель.
Магистр ясно видел и трудности, с которыми ему предстоит столкнуться, особенно в отношении папской миссии во главе с епископом Кристианом. Основная проблема вы-глядела таким образом, папская теория миссионерства: язычники должны быть обращены в христианство, но нельзя подчинять их своему господству . В 1230 г. папа Григорий IX дал разрешение ордену расширить сферу христианства в этой стране, разрешив занятие территорий, не охваченных христианскими миссиями, а также взял под опёку в будущем захваченные ими земли.
Не дожидаясь полного согласования с императором и папой, а так же ставленником Римской курии епископом Кристианом, фон Зальца решает начать наступление в Прус-сии.
Взаимоотношения ордена с епископом Кристианом прошли несколько этапов, в 1231 г. с ним был заключён договор в Рубенихте, согласно которому Кристиан отказывал-ся от прав на владения Кульмской землёй, переданной ему епископом Плоцка, и землями, подаренными ему Конрадом Мазовецким, но сохранял свои епископские права на этой территории.
Неожиданный случай помог ордену приблизится к своей цели.
Уже после начала наступления Ордена в Пруссии (1231г.), епископ Кристиан во время новой поездки к пруссам, в 1233 г., был взят язычниками в плен. Орденские братья и пальцем не пошевелили, что бы его спасти. Напротив, Герман фон Зальца, воспользо-вавшись тем, что конкурент устранён, с успехом заключил соглашение с Римом. Григорий IX, убеждённый магистром, что Кристиан пропал без вести, 3 августа 1234 г. издаёт бул-лу, по сути, аналогичную «золотой булле».
Епископ Кристиан более 5 лет пробыл в плену у пруссов. За это время он хорошо изучил историю, быт и религию прусских племён. Он добился уважения прусских вождей и, в конце концов, получил свободу. После окончания плена им была описана история и жизнь и легенды прусских племён. Часть этих утерянных позже записей использовалась хронистами и позднесредневековыми историками.
Оказавшись на свободе, Кристиан пытался восстановить свою церковную и свет-скую власть на завоёванной орденом территории. Но все его попытки оказались бесплод-ными. Новый папа к этому времени был вполне удовлетворён Немецким орденом, кото-рый достаточно успешно продолжал завоевание прусских племён. Кристиану в 1244 г. было предложено на выбор одно из четырёх епископств создаваемых Орденом на завоё-ванных землях. Кристиан отверг это предложение и выступив против Ордена, получивше-го в его лица серьёзного противника. Но его деятельность не получила должного размаха в 1245 г. он умирает.