Президент Владимир Путин объявил 2014-й годом культуры, что не может не радовать в первую очередь культпросвет работников и деятелей искусств, по- справедливости ожидающих дополнительных денег на содержание и модернизацию материально-технической базы этой отрасли экономики.
Но не только занятых в отрасли может порадовать повышенное внимание государства к культуре. Не исключён а очень даже вероятен рукотворный переворот в менталитете, в мировоззрении, в поведении всех россиян, даже тех, кто никогда не посещал ни одного культпросвет учреждения и не включал теле-радио приёмников.
Во всяком случае, формируемая в настоящее время повестка Года недвусмысленно и определённо обозначает безотлагательную необходимость кардинального обновления российского социокультурного генома. Так, в «прямой речи» Рамазана Абдулатипова главы Дагестана, а прежде ректора Московского Университета культуры и искусств, напечатанной в «РГ» проблемная ситуация представлена именно в виде духовного кризиса, от которого ранее, как известно распались Российская империя и СССР. В частности, доктор философских наук утверждает: «Необходимо менять в корне нынешнюю культурную среду, которая воспроизводит людей, настроенных «пожрать», «поиметь» и «оторваться», но при этом отчуждённых от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего рода, народа».
Сомневаясь в низком уровне финансирования культурной сферы как причины проблемной ситуации, Рамазан Абдулатипов по сути отрицает сложившуюся культурную политику за её духовную бессодержательность, на эффективность, бесперспективность, кризисогенность. Отрицает не голословно, а пытается вообразить некие культурные изменения в стране, которые бы позволили повысить её, страны жизнеспособность за счёт устранения патогенных культурных факторов, среди которых в его речи я заметил нижеследующие
1.Отсутствие политических ответов на культурные вызовы (наследниками какой культуры выступает сегодняшняя Россия, россияне); каковы смыслы нынешней русской, российской культуры; какую культурную политику призвано проводить российское государство; наконец, каково содержание культурной повестки России 21-го века?
2. Культурная динамика, а значит и культурные процессы, не успевают за политической и социальной динамикой развития современного российского общества. С этой закономерностью связана деформация традиционной нравственности и утрате опыта обустройства бытия, потеря исторической памяти и культурных смыслов.
3. Бессмысленная культурная политика и выхолащиваемая культурная среда всё больше формализуются, теряя сущностные значения и жизненные смыслы.
4. Культурная дисфункция проявляется в разорванности исторических нитей, преемственности связей между поколениями и культурами. Она ослабляет скрепы, внутреннюю целостность и жизнеспособность, предназначение одухотворять, просветлять социальные процессы, объединять и вдохновлять общность, удерживать её в ритмах глобального развития и в рамках современной модели.
5. Незнание культурного потенциала российской культуры и его неиспользование в качестве стратегического ресурса и смысла национальной идей 21-го века.
Позиционируя культуру как сущность, определяющую состояние политики, экономики, жизненное наполнения личности, выступавший актуализировал в качестве актуальной повестки Года новый общенациональный приоритет: переход страны на путь устойчивого, поступательного развития путём культурно-духовной революции. Эта позиция может показаться беспочвенной. Однако, соответствующая теоретико-прикладная база для подъёма российской духовной культуры на новый уровень развития уже имеется в общественном проекте философской инновации «Глобальная альтернатива», направленном на ускорение интеллектуально-умственного развития человечества, отстающего от техно экономического роста миросистемы и призванного решить проблемы нашей культуры в первоочередном порядке.