Спешу сразу успокоить тех, кто посчитал, что я решил заняться не своим делом и вздумал писать рецензии на фильмы. О кино я вспомнил, прежде всего, как потребитель «важнейшего из искусств». Кстати, некоторые источники утверждают, что растиражирована была лишь вторая часть цитаты Ленина, а в полном виде она выглядит так : «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино». Грамотность у нас сейчас всеобщая, но свою актуальность фраза классика марксизма-ленинизма сохранила, потому что доступность кино благодаря ТВ и интернету увеличилась в разы, а навыки чтения потихонечку утрачиваются. Я почти не смотрю современное, отечественное кино. Полагаю, что более чем на 90% кинопродукция сейчас состоит из телесериалов. В передаче об Александре Збруеве (одном из самых любимых моих актёров, ведь его дебют состоялся в фильме «Мой младший брат», ставший культовым для нашего поколения), ему был задан вопрос : «Почему он не снимается в телесериалах?». На что он ответил : «Про сериалы могу сказать только одно. Это просто фигня какая-то». Слово «фигня», по-моему, является очень точной характеристикой этого жанра кинопроизводства, рука не поворачивается написать киноискусства. Большинство актёров и режиссёров, очевидно, вынуждены заниматься этой «фигнёй» ради хлеба насущного. Похоже, этот кинопоток заставляет их возвращаться к истокам : древнеримскому театру и средневековому итальянскому «комедии дель арте» (театру масок). Штампы и маски, которые они используют, переходят из серии в серию, из сериала в сериал. Опасность, на мой взгляд, состоит в том, что эти маски становятся их сутью, прилипают намертво к их лицам и они уже не способны избавиться от них, чтобы сыграть что-то серьёзное и значительное. О том, почему не снимается в современном кино, рассказала Зинаида Кириенко. Великолепная актриса, работавшая с такими режиссёрами, как Герасимов, Матвеев, Бондарчук (Сергей конечно, Фёдор Бондарчук -этот тот самый случай, когда природа «отдыхает» на детях гениев), дала согласие на съёмку в одном из современных фильмов. Внимательно прочитала сценарий, долго размышляла над характером своей героини, одним словом, готовилась к съёмкам. Когда пришла на съёмочную площадку, режиссёр сразу предложил сниматься. В очередном эпизоде он сказал актрисе : «А теперь сделайте злое лицо». От дальнейшего участия в подобном творческом процессе актриса отказалась … Редко, но всё же смотрю современные, российские фильмы. Одним из последним фильмом, который я посмотрел был «Легенда №17», оказалось, что это лучший фильм 2013 года. Но я не увидел российского фильма. На мой взгляд, фильм скроен по добротным голливудским лекалам. Финальные сцены, показывающие вскакивающих и кричащих в едином порыве толпы людей, просто один в один из «Самолёта президента» или «Дня Независимости». Но Голливуд, всё равно, снимает свои фильмы лучше. И ещё, полагаю, авторы произведений искусства достаточно вольно могут трактовать события и героев времён Цезаря или Ивана Грозного, но когда ещё живы десятки миллионов свидетелей событий… Не могу понять, зачем авторы фильма «умертвили» раньше отведённого ему срока Аркадия Ивановича Чернышёва. После просмотра фильма я спрашивал молодых и даже не очень молодых людей : «Кем был Анатолий Тарасов?». Практически все отвечали, что он был главным тренером сборной. Им и невдомёк, что Тарасов никогда не был главным тренером сборной, он всегда оставался вторым тренером, а старшим (главным) тренером в этом выдающемся тандеме был Чернышёв. А каково было смотреть этот фильм родным и близким Чернышёва? Возможно, в авторскую концепцию не вписывалось то, что сильной и яркой личности Тарасова не были чужды приверженность демократическим принципам управления и умение делить властные полномочия ради достижения высшей цели. Им нужен был жёсткий и волевой диктатор, этакий «мачо». И вообще, у меня возникало состояние дежавю, уж больно кого-то мне напоминал бравый, киношный Тарасов. Ему бы ещё ботокса в щёки и проплешину.
Короче, молодёжь выбирает Пепси, а я предпочитаю советское, качественное кино. Что я понимаю под качественным кино? Расшифровать просто. Хорошая литературная основа, качественный сценарий, талантливые режиссура, операторская работа и игра актёров. Осталось смешать все эти компоненты и получится хороший фильм. Поскольку кинотеатров повторного фильма у нас нет, остаётся телевидение. Но здесь неизбежно возникают две проблемы. Первая, трудно воспринимать драматические, порой трагические события вперемешку с советами, как бороться с перхотью, поносом и кариесом. В последние годы я, вообще, перестал смотреть российское ТВ. Надо обладать железными нервами и заторможенной психикой, чтобы выдержать всё, выливаемое на тебя российской телеканализацией. Выбор, предлагаемый ТВ невелик : либо пошлость, либо пропаганда, чаще всего два в одном - пошлая пропаганда. Конечно, наряду с эфирными каналами старое кино показывают и специальные каналы. И здесь возникает вторая проблема. Список фильмов, демонстрируемых нашим ТВ, чрезвычайно короток. Можно с уверенностью сказать, что к очередной военной дате обязательно покажут : «На войне как на войне», «А зори здесь тихие», «Белорусский вокзал», «Живые и мёртвые», «Батальоны просят огня». Когда-то я задал Вадиму Абдрашитову вопрос, почему на ТВ крутят одни и те же фильмы и редко показывают, например, тонкие, поэтичные фильмы Ишмухаметова, а из его фильмов «Остановился поезд» ещё можно увидеть, но «Плюмбум», «Час танцора» забыты напрочь. По его мнению, причиной является плохое знание отечественного кинематографа телевизионными специалистами. Однажды, в кругу своих друзей я рассказал о своём желании составить список фильмов, совсем не показываемых либо показываемых очень редко на ТВ, а потом попытаться разыскать их. К моей затее отнеслись скептически, в том плане, что такой список не превысит несколько десятков наименований. Всё же я решил попробовать. Хочу сразу сказать, из своего списка я практически исключил фильмы о революции и гражданской войне. Уже давно моё отношение к этим трагическим событиям нашей истории сильно изменилось, я не воспринимаю романтики, присущей многим фильмам об этих событиях, давно прошло то время, когда я с восторгом повторял вслед за Окуджавой :
Я все равно паду на той, на той далекой на Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.
На мой взгляд, хороших, правдивых фильмов, посвящённых этим событиям нет. Есть хорошая литература, и это даже не «Доктор Живаго», написанный Пастернаком значительно позже описываемых событий. Самые правдивые и сильные книги те, которые создавались именно в то время, либо сразу после окончания этих событий. К таким произведениям отношу «Чёрную тетрадь» Зинаиды Гиппиус, написанную в 1917-1918 годах, лучшие произведения Евгения Замятина : «Пещера»(1920 г.), «Рассказ о самом главном»(1923 г.), роман Викентия Вересаева «В тупике» (1923), трагический , предсмертный дневник философа и публициста Василия Розанова - «Апокалипсис нашего времени»(1918), «Солнце мёртвых» Ивана Шмелёва. Ну и самый высокохудожественный и пронзительный текст о Февральской революции и Октябрьском перевороте - повесть Андрея Соболя «Салон-вагон». По-моему, сама личность, трагическая судьба Андрея Соболя, прошедшего путь от несгибаемого революционера до человека, ужаснувшегося кровавым кошмаром революции, является яркой иллюстрацией того безумного времени. Но вернёмся к кино. Исключил из своего списка я также большинство фильмов, так называемой, производственной тематики, уж слишком прямолинейно-агитационными они были. Оставил за списком и фильмы о западном мире, главной задачей которых было грубое, примитивное доказательство преимуществ советского образа жизни. У них человек человеку - волк, у нас, естественно, -друг. После того, как я побывал на разных континентах во многих странах мира, уж больно смешно и нелепо выглядят представления советских кинематографистов о жизни, быте, отношениях в западном мире. Каким образом составлял свой список? Просматривал фильмографии любимых режиссёров, сценаристов, актёров. Добавил несколько десятков детских фильмов, ведь понятие «детское кино» уже давно исчезло из нашей жизни. К тому же качественное «детское» кино всегда c удовольствием смотрят и взрослые. Наши режиссёры всегда очень здорово работали с юными актёрами и в этих фильмах, как правило, были заняты лучшие советские артисты. Включил в список почти сотню телеспектаклей. Не смог обойти вниманием и короткометражное фильмы, среди них было много дипломных работ режиссёров, впоследствии прославивших советский кинематограф : Тарковский, Иоселиани, Осыка, Марягин, Кончаловский, Абдрашитов, Трегубович, Губенко, Кеосаян. В главном герое дипломной работы Василия Шукшина - короткометражке «Из Лебяжьего сообщают» угадываются черты будущего Егора Прокудина, а заикающийся шофёр в исполнении Куравлёва - это конечно же будущий Пашка Колокольников. Итак, не удивляйтесь, но мой список составил почти 700 наименований. Безусловно, составить список было значительно легче, чем разыскать и записать фильмы. Только часть фильмов я сумел заказать через интернет-магазины. На сайте Госфильмофонда России можно заказать банкет или сауну с массажем, но услуги по продаже записей старых фильмов нет. Все фильмы найти не удалось, некоторых фильмы не сохранились даже в Госфильмофонде. Но оказывается есть энтузиасты, которые находят фильмы оцифровывают и потом их можно записать иногда за деньги, иногда в обмен. Например слышал, что плёнку одного из утраченных фильмов нашли в бывшей ГДР и сумели скопировать. Сам я не занимался поиском, а поручил человеку, который оказывает мне услуги в моих компьютерных делах. Как ни странно, но большинство фильмов было найдено. Большая часть записана на жёсткий диск и мы их смотрим через Android на телевизоре, часть можно найти на Ютубе и смотреть напрямую из интернета. Конечно, не все фильмы можно отнести к шедеврам, и всё-таки, абсолютное большинство - это то самое качественное кино, о котором я говорил. Некоторые фильмы из списка ранее я не видел вообще, некоторые видел всего один раз когда-то в молодости. Например, фильм «Клятва Гиппократа» я смотрел в студенческие годы и большим удовольствием просмотрел сейчас. В начале 70-х я видел фильм «Закрытие сезона», он как-то особенно лёг мне на душу, совсем не рассчитывал, но тем не менее, и в нынешнее время я испытал почти те же чувства, что испытал в молодости. Или уже упомянутые фильмы о войне. Вот три прекрасных фильма только по сценариям Юрия Нагибина : «Жди меня Анна», «Пристань на том берегу» и «Чистые пруды», а какое же созвездие актёров собрано в них : Янковский, Збруев, Любшин, Гулая, Сёмина. Замечательные фильмы о войне белорусского режиссёра Виктора Турова. Уже его дипломной работой стал очень необычный по стилистике фильм «Через кладбище» по повести Павла Нилина. Его вторая картина «Я родом из детства» по сценарию Геннадия Шпаликова. Затем «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» по сценарию Александра Адамовича. Можно назвать ещё фильм «Третья ракета», первая экранизация Василя Быкова с Любшиным и Жжёновым, «Пядь земли» по повести Бакланова с Збруевым в главной роли. Ещё «Двое в степи» по повести Казакевича - одна из немногих работ в кино великого театрального режиссёра Анатолия Эфроса. На самом деле список прекрасных фильмов о войне намного больше. Я не случайно упоминаю сценаристов. Это ещё одна причина, по которой современные фильмы трудно смотреть. Среди нынешних литераторов нет равных по таланту тому же Нагибину, Быкову или Шпаликову. Не могу не удержаться, чтобы не упомянуть ещё один фильм о войне - «Матерь человеческая». Он был снят в 1975 году, но так и не вышел на экраны. Сохранился, к сожалению, в плохом качестве, но и в этом качестве фильм потрясает. На мой взгляд, это один из лучших фильмов о войне, если не самый лучший. Думаю, это была лучшая роль в кино Тамары Сёминой, впрочем, она и сама так считает. Фильм сродни библейской притче, а вокруг героини Сёминой -единственной, оставшейся в живых из всей деревни, формируется что-то вроде Ноева Ковчега. Весь монофильм камера сопровождает героиню Сёминой, остальные роли эпизодические.
Вынужден признаться, что я не согласен с Вадимом Юсуповичем Абдрашитовым, которого считаю самым талантливым режиссёром из последней волны советского кинематографа, дело не в незнании советского кинематографа, а в том, что слишком невыгодно сравнение, оно явно не в пользу большинства современных ремесленников от кино. Расчёт ремесленников простой, когда-нибудь вам надоест смотреть по надцатому кругу одни и те же фильмы и станете смотреть наши поделки. Мне кажется, вместо того, чтобы тратить сотни миллионов рублей из бюджета на финансирование бесталанных фильмов якобы патриотического направления, уплывающих в карманы придворных кинематографистов, нужно профинансировать восстановление золотого фонда нашего кино и спасти для будущих поколений то, что является великим наследием нашего киноискусства.