«Любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть» - Николай Карамзин (1766 – 1826), досточтимый русский историк
Приветствую всех вас!
Высокая власть вожделеет законоположить любовь к Отчизне. Над законопроектом работают обе палаты Федерального Собрания РФ («НГ», 27 мая и 4 июня). В патриотическом воспитании видится «целенаправленная и постоянная деятельность органов государственной власти и организаций». Его замысел: «Верность гражданина своему Отечеству». Предусматривается наличие недоброхотов «не только внешних, но и внутренних», которых «надо побороть с помощью воспитанного чувства патриотизма».
Не ясно, кто займется выверкой патриотических переживаний. Каковы их критерии? Что делать с нарушителями закона? Следует ли относить к «врагам» россиян, выезжающих за рубеж для работы, жизни, тех, кто слабо пестует отчизнолюбие?
Устремление декретировать патриотизм – убеждение, веру, порождаемые воспитанием, окружением личности, порывами души, железно востребует институт идеологической инквизиции, мерящий масштабность, глубину отчизнолюбия и разоблачая враждебников казённой любви к России. Вкоренение отчизнолюбия административными методами – примета морального дисгенезиса режима.
Криводушие, иезуитство – присущные причиндалы привластных партий и движений. Казённый патриотизм, чувство любви к России по разнарядке – дымовая маскировка, затеняющая хипеж с заграничной недвижимостью, зарубежными счетами, обучение своих чад за границей. Пурга о НКО – «агентах», трансгрессии секс-меньшинств, опасности со стороны внутренних и внешних врагов – ширма, за которой - неиссякаемые «распилы» и «откаты», повальное наплевательство власти на общество, продажность. Современен Михаил Салтыков-Щедрин с «легионами сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях пирог с казённой начинкой». Возвышенная идея патриотизма опошливается и замарывается. Задача «едрофронтовых» «патриотов», продвигающих свои почины, в том, чтобы начать травлю «внутреннего врага» - политоппонентов, инакомыслящих, по-иному видящих устройство России. Экстазные вскрики «Путин – наш президент!», - ещё не патриотизм. Симпатия к Родине подменяется покорностью тараканоподобным управителям. Кто критически к ним относится, выходит, «пятая колонна»?
«Гражданская платформа» безусловно против политфарцовки на темы патриотизма. Потребны разработка, проведение неспонтанных национальной и миграционной политики. РФ – полиэтническая страна. В ней смешаны и сболтаны всякие народы. Коль скоро почитаем Россию, то мы должны жить сообща, подобру. Сносных альтернатив этому нет. Государство обязано в этих целях использовать национально-культурные автономии, школы, Дома дружбы, землячества. Надо оттенять не права наций, а права человека. Такой подход обеспечивает защиту всем. Государственность на межнациональной опоре, в отличие от идеи национальной ограниченности, прогрессивна. Этнонациональные самолюбие, гордость, идентичность, - не более чем составляющие патриотизма. В рамках права он не может быть в этническом смысле национальным. Либо мы патриоты РФ, где живут десятки национальностей, либо мы национал-патриоты со всеми вытекающими результатами. Скажем, в США на уровне публичной политики англо-саксонский патриотизм не мыслим. Племенная идентификация на сходстве крови даётся легче, чем духовная, культурная, идейная российская идентичность.
Следует отделять камеральный, чиновничий, бюрократический, казённый патриотизм от общественного, цивильного, гражданского. Казённый – усматривает сплочение округ правящего клана, опираясь на аксиому: что бы ни выкозюливала власть, она права, ибо связана с государством. Патриотизм от чинодралов - финансируемая манера, в которой превознесение и заклинания – завсегдашний колдовской церемониал. Гражданский – основывается на личной ответственности за действия власти. Выславлять Отчий край можно и без надлома, надрыва, трудом, благими свершениями, как писал философ Иван Ильин, «идти в глубь России к её будущему».
Общество расщеплено в отношении режима. Тех, кто любит Родину, куда как больше, чем обожателей её управителей. По Петру Чаадаеву: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклонённой головой, с замкнутыми устами».
Просвещённый патриотизм не терпит патриотизма пещерного, племенного, насилия над личностью. Чтобы стать мировой державой, совсем не обязательно проводить «блестящую изоляцию» схоже с викторианской Англией, либо творить внешнюю политику, по выражению Шарля де Голля, «на пушечном величии». Патриотизм – верность России без зыканья о верности, самовыпячивания и бахвальства. Это почтение к многосложной и богатой отечественной истории, равно как и чувства стыда, горечи, гнева. Когда калининградцы уразумевают себя Западным краем России – это патриотизм. Край напоминает: мы потомки тех, кто расплющил нацизм, чем надо гордиться. Осмысление того, что мы живём в городе славных учёных, Иммануила Канта, изучение древности пруссов, исследование истории замков, соборов, сбережение и воссоздание старого города, восстановление честной истории края – не менее патриотично.
Патриотично не нос по ветру держать, а иметь своё мнение, упреждая обстоятельства, влияя на них, а не только реагируя. К примеру, калининградская «Гражданская платформа» твёрдо ставит вопрос о введении визового въезда в Россию для жителей среднеазиатских республик. Чуждая нам культура, дерусификация, деурбанизация, незнание русского языка, неприспособленность мигрантов к жизни в городах являют угрозу российской идентичности. Компаньоны России – страны европейской культуры. Аккультурация с Западом – цивилизованная коллея.